Театральная афишаМосквы

Спектакль Programma: Время

8.1
оценить

Визуально-пластический эксперимент про старость

Спектакль на основе многочисленных интервью со стариками из древень, больниц и домов престарелых — второй социальный проект Liquid theatre, вслед за пластическим экспериментом про зависимость. Театральное исследование старости происходит на уровне характерных жестов пожилых людей, атрибутов их повседневности, специфики их пластики и образа мышления. И, конечно, при помощи всевозможных видеопроекций, микрофонов и прочего инструментария «ликвидов».

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Анастасия Паукер
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
24
7

Анатомия старости

Вслед за пластическим экспериментом об алкогольной зависимости («Пока ты здесь»), Liquid Theatre переключился на еще более актуальную проблему — боязнь состариться в России. В прошлый раз артисты общались с проходящими реабилитацию алкоголиками, теперь — с пожилыми людьми в больницах и домах престарелых; беседы эти стали основой спектакля. В итоге социальным (читай «полезным») проект оказался вовсе не для стариков, как можно было ожидать, а скорее для тех, кому катаракта грозит только лет через сорок. Полтора часа, проведенных с кучей старого барахла, пыльным ковром, рентгеновским аппаратом с перерывом на беседу о потере зрения, — и перспектива жизненного заката в окружении семнадцати кошек уже не кажется такой пугающей.

В начале спектакля каждый из четырех актеров проходит от задника к авансцене неуверенной, заваливающейся походкой старика. Трое остальных не просто поддерживают его, а путем непростых пластических вывертов помогают ему делать каждый новый шаг. Так, всем вместе, им удается попасть чайным пакетиком в чашку или поднять с пола разбросанные вещи. Визуальные образы, песни под гитару, звуковые дорожки, видеоматериалы при отсутствии живой речи складываются в размытый, но многогранный образ среднестатистической постсоветской старости. Этюд за этюдом, без малейшей попытки рассказать историю или сообщить что-то конкретное.

Отсутствие генеральной мысли при этом лишь усиливает полноту восприятия: сенситивно постигая состояние старости, актеры транслируют в зал свой опыт всеми доступными современному театру способами. Присвоение старческой пластики, попытка заглянуть рентгеном в душу, создание целой симфонии дедовского быта из свиста чайника, звона опущенной в чашку чайной ложки и прочего булькания и похрустывания — все это рождает приятие и симпатию; и даже не столько к и без того милым пожилым людям, но к старости как таковой. В конечном итоге возникает ясность: подобно тому, как артисты, примеряя старческую физику, провоцируют в самих себе старческое же состояние сознания, само время видоизменяет человека как режиссер актера. А изменение формы, как известно, часто приводит к удивительным преобразованиям содержания.

2

Отзывы пользователей о спектакле «Programma: Время»

Фото Sergey Gureev
отзывы:
95
оценок:
612
рейтинг:
350
9

Объездив дома престарелых и больницы, поговорив со стариками, записав их слова и запечатлев их самих в мельчайших деталях, прекрасные Liquid Theatre ("Алиса и государство", "Сфорца", "Пока ты здесь") сплели удивительный мультижанровый умный и эмоциональный мультимедийный коллаж об отпущенном / упущенном времени, о завершении цикла человеческой жизни, о его атрибутах и состояниях.

Получилось очень круто и талантливо. Не пугайтесь неприятной / сложной темы - решена она невероятно разнообразно и тонко, никакой пошлости и давящей сентиментальности.

Оригинальность и количество подходов к теме натурально поражают. Здесь и потрясающая (при этом понятная) пластика, и вербатимы (глубокие, простые и с улыбкой), и инсталляции (такие знакомые и знаковые), и видео (креативные и иллюстративные), и звуковой перформанс в реальном времени (с матрешками, щетками, чайниками и скалками), и много чего еще. При этом все крайне релевантно, в точку, динамично, не перегружено.

Это именно тот современный театр - экспериментальный, социальный, экзистенциальный, гуманистический, живой, талантливый, осмысляющий - о поисках которого так много говорят. А он тут, и почему-то не на театральных подмостках, а в настоящем андеграунде в бывшем "Актовом зале" на "Фабрике".

0

Галерея

Информация от организатора

Информация предоставлена Liquid Theatre

Участники проекта проводили время с пожилыми людьми — навещали их дома, в деревне, больнице, пансионате (пансионатами называют теперь дома престарелых). Помогали в быту, много разговаривали, записывали интервью. Это опять вскрыло много новых тем, переживаний, спровоцировало подумать над тем, о чем в насыщенной жизни молодой активный житель мегаполиса думает редко. Смерть, опыт, эвтаназия, страхи, ожидания… Внутренние события определяют всю нашу жизнь. Если человек доживает до старости, понятия свободы, одиночества, мудрости, депрессии, неадекватности, радости находят иное качество. Театрально-социальный проект Liquid Theatre исследует старость как ответ юности. Актеры примеривают образы, атрибуты, состояния и свойства старости. Из ответов на вопросы про старость участников проекта: «…так и жизнь, мне кажется, имеет свойство как-то УМУДРЯТЬСЯ самоорганизовываться, что ли, притуплять боль или научает как-то с ней справляться… Я думаю, что с этим можно жить //…я боюсь старости. Покинутости, ненужности. Не боюсь смерти. Старость — другое. Социальный стигматизм //...в старости я хочу быть очень современной! И перестать наконец бояться тех вещей, которых я боюсь сейчас //...открываю глаза и радуюсь солнцу. Мне тепло и спокойно. Немного волнуюсь, что внучата не такие, как я, совсем у них все по-другому. А еще молодых вокруг много. Это хорошо // …старикам часто ничего не надо кроме того, чтобы ты был рядом. И это такое искреннее их счастье от того, что ты просто есть. И в этот момент от их жажды ты даже забываешь, что на самом деле они требуют реальной заботы, помощи, еды, уборки… жажда тепла — она важнее становится, все перевешивает. А остальное — ну как-то само собой происходит // …чудо жизни в том, что она меряется не продолжительностью, а чем-то иным, какими-то внутренними событиями, что-ли… В общем, никогда человек не сможет жить 300 лет так же, как он живет три года с 16-ти до 19-ти, например // …за брюзжанием и отталкиванием может храниться и красота и доверчивость, доброта и щедрость. Просто для того, чтобы это проявилось, нужны какие-то очень особые условия или длительное терпеливое «размораживание»…