Абсурдистская пьеса 1960-х годов, обернувшаяся реальностью

Пьесу живого польского классика, поэта и драматурга-абсурдиста Тадеуша Ружевича «Старая женщина высиживает» режиссер Николай Рощин поставил в своем стиле — как серию зрелищных аттракционов. Кафе с серыми бетонными стенами больше напоминает тюрьму: щелкают огромные рубильники, лязгают засовы, гудит огромный вмонтированный в стену вентилятор. Но единственная посетительница — та самая старая женщина, которая в выдающемся исполнении Елены Немзер выглядит почти монстром: распинает по-армейски вышколенных официантов как собственных слуг и с маниакальной настойчивостью твердит, что должна родить ребенка. Вот тут-то и начинаются сюрпризы: распахивается стена-задник, открывая вид на безграничную, как океан, помойку, музыканты выезжают на сцену в виде мертвецов на электрических стульях, доктор лепит снеговика из мусора с дохлой крысой вместо морковки, роды проходят в форме театра теней, рыцари в радужных костюмах выносят длинный стол с красной скатертью, за который усаживается епископ (Янина Лакоба). Причем все, казавшееся в 1966 году (когда пьеса писалась) абсурдом, нынче смотрится практически документальным репортажем. Вот только не очень понятно, как к этому объективно жуткому факту относится сам режиссер.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Написать отзыв
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Информация от организатора
Информация предоставлена Александринским театром
Драматические произведения Тадеуша Ружевича часто берут начало в его поэзии. «Старая женщина высиживает», по признанию автора, выросла из стихотворения «Рассказ о старых женщинах». В ее поэтике сплелись трагедия уходящей жизни и гротескная абсурдность бытия. В Александринском театре пьесу польского классика XX века, драматурга-реформатора Тадеуша Ружевича, ставит Николай Рощин, активно занимающийся поисками нового театрального языка двадцать первого века. Обращение к этой драматургии режиссера и сценографа, художественного руководителя московского театра «А. Р. Т. О.» закономерно. Николай Рощин тяготеет к интеллектуальному и поэтическому эксперименту на сцене, имеет художественно убедительный опыт работы с абсурдистской драмой. По признанию Николая Рощина, именно в творчестве Тадеуша Ружевича он находит особое направление абсурдистской драмы, дающее новое качество философии абсурда смелого, сложного, парадоксального и откровенного. Идея поставить пьесу «Старая женщина высиживает» возникла у режиссера несколько лет назад в Центре имени Мейерхольда (ЦИМ). Но тогда найти актрису, которая передала бы философский и поэтический объем роли, не удалось. Как рассказывает Николай Рощин, подстрочный перевод пьесы он получил от художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина, в то время продолжавшего активную работу в ЦИМе. Классик польского авангарда Ружевич в семидесятых годах прошлого века сам передал этот текст молодому режиссеру Валерию Фокину. Пьеса «Старая женщина высиживает» была впервые опубликована в 1968 году, почти за пятьдесят лет не потеряла свой глубины и значения, а, как и следует классическому произведению, нарастила объем смыслов. Вот и Николай Рощин отмечает, что, обратившись к этому тексту всего 5-7 лет спустя, он уже видит эту пьесу несколько иначе.