Спектакль

Спектакль Страх

Постановка Гоголь-центр

Выбор «Афиши»
8.3
© Афиша
1/8

Новая русская пьеса по Фассбиндеру

Русский вариант сценария фильма «Страх съедает душу» написала драматург Любовь Стрижак, это третья и заключительная часть трилогии «Гоголь-центра» по классике кинематографа (вслед за «Братьями» Мизгирева по Висконти и «Идиотами» Серебренникова по Триеру). Ее проекция сюжета Фассбиндера на современную действительность укладывается в краткое описание: пожилая москвичка влюбилась в молодого таджика, и понеслось. Историю изобретательно воплотил латыш Владислав Наставшев, заполнив пространство столами и стульями, трансформирующимися в причудливые конструкции.

Возраст18+
Продолжительность2 часа, без антракта

Участники

  11

Специальные предложения

Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Рецензия «Афиши» на спектакль

7Про любовь пожилой москвички и молодого таджика

Однажды Райнер Вернер Фассбиндер углядел в некой американской мелодраме про богатую вдову и садовника социальный конфликт и тут же его актуализировал. Так появилась знаменитая лента про роман пожилой немецкой уборщицы и молодого мигранта-марроканца «Страх съедает душу». Спустя почти сорок лет драматург Люба Стрижак по заказу «Гоголь-центра» переписала сценарий Фассбиндера, перенеся действие в современную Москву. Получился остросоциальный спектакль про любовь пожилой москвички и юного таджика — заключительная часть трилогии «Гоголь-центра» по культовым киносценариям. Контекст этот важен, ибо появись сама по себе новая российская пьеса с таким содержанием, ее единогласно сочли бы непригодной — мало того что «разжигает», так еще и в лоб. А тут — деваться некуда, Фассбиндер все ж таки.

Латыш Владислав Наставшев, поставивший в прошлом сезоне трогательную и аккуратную «Митину любовь», на пределе возможностей поэтизировал предложенный материал, заполнив сцену пластиковыми столами и стульями, превращающимися во все подряд — в барабан, на котором таджик Абу играет на своей свадьбе; в щит, спасающий молодоженов от летящих в них помидоров; в высоченный дом, который рухнет вместе с терпением, и т.д. Все это несколько оттеняет катастрофическую банальность монологов о ненависти к «черножопым» (у Фассбиндера, к слову, отсутствующим напрочь) и бесконечную трансляцию одной единственной морали: современное российское общество нетолерантно. Что действительно отрадно наблюдать, так это внятные актерские работы — заняты главным образом переживающие второе рождение артисты бывшего Театра им. Гоголя. Искренняя, импульсивная при удивительном аристократизме Светлана Брагарник в главной роли — несомненная победа «Гоголь-центра».

Если в первой части трилогии — «Братьях» Алексея Мизгирева по «Рокко и его братьям» Висконти — Михаилу Дурненкову удалось создать многоуровневое драматическое произведение, а Валерий Печейкин, переписывая сценарий фон Триера для «Идиотов» Серебренникова, заигрался в заурядную политику, то «Страх» встал аккурат посередине — благодаря тому, что периодически отрывается от осточертевшего цитирования будней, чтобы найти во всем этом неформулируемую красоту. Именно то, что обнаружил в 1974 году Фассбиндер.

17 сентября 2013
7Спектакль съедает душу

За основу спектакля взят фильм Фассбиндера "Страх съедает душу", что касается до названия, то эта метафора мне кажется намного сильнее и интереснее, чем предложенная в спектакле фраза "Страх-вторая смерть". Весь спектакль я осознанно или подсознательно сравнивала с фильмом, поэтому я так и не нашла для себя ответ, стоит ли смотреть оригинал, если новая вещь создана лишь "по мотивам"?!

Хотя и идея перенесения фильма как такового со сменяющимися кадрами и местами действия в замкнутое пространство сцены кажется сомнительной и абсурдной, у Владислава это получилось. Мне очень понравились придуманные переходы от одной сцене к другой, обыграны они были очень интересно и в 90% удачно, хотя, порой, ограниченность действий давала о себе знать. Что до меня, мне было настолько интересно, что я сама искала и находила символизм в этих столах и стульях, которые они строили, переставляли с места на место и крушили. Режиссером был придуман прекрасный замысел, который оправдывает создание спектакля вообще. Получился суд присяжных, где 12 персонажей наблюдают будто бы опосредованно за отношениями главных героев и в конце перемещаются с одной стороны сцены на другую, как бы меняя свое отношение к происходящему. Зрителю режиссер ответа так и не дал конкретного, и каждому уже самому решать, на чьей он стороне.

Главное для меня, что в этой истории изменен конец. И это важно. Мне кажется, для российского зрителя конец должен быть именно таким, какой он в спектакле. Только тогда мы может быть задумаемся над нашими действиями и словами. Хотя поднятие столь тяжелой для России проблемы не сможет пройти безболезненно не для кого, особенно в той острой форме, в которой нам ее подают, ибо фильм мне показался все-таки не таким жестоким, что меня расстроило. Неужели с нами по-другому никак?

Любовная лирика у Владислава отходит будто бы на второй план, хотя должно быть наоборот. А вышло - Актуально. Политично. Остро. В какой-то момент мне даже почудилось, что это спектакль именно Кирилла Серебренникова. По крайней мере, уж слишком ощущается его вмешательство в происходящее на сцене.

Спектакль не оставит вас равнодушным, подняв больные вопросы, о которых сложно молчать, но страшно говорить. Смотреть стоит, чтобы задуматься и занять одну из сторон, если вы решитесь это сделать.

25 июня 2013
7

Страх-внутреннее психологическое состояние, обусловленное грозящей или предполагаемой опасностью.Современный человек, не смотря на, казалось бы, высокий уровень умственного развития, физической и социальной защищенности имеет большое количество страхов: вымышленных или реальных, надуманных или обоснованных.
Чем же вызваны человеческие страхи и почему все мы так боимся неизбежного будущего?
Страх сковывает, он не дает возможности идти дальше.
Создатели спектакля дали свои ответы на часть волнующих нас вопросов.
История взрослой женщины, влюбившейся, как девчонка, в молодого таджика-гасторбайтера, не только удивляет зрителя, но и поражает своей искренностью.
Автор постановки показывает нам красоту прекрасного светлого чувства непосредственной любви.
"Больная мозоль" эти гости с юга, не правда ли? Говорить о взаимности чувств главных героев бессмысленно, но готово ли общество принять этот союз? Влюбленные и не спрашивают...Имеет ли престарелая женщина, мать, соседка право на любовь? И почему все окружение так отчаянно злобно реагирует на счастье других?
А, может, это и есть страх? Внутренних страх перед самим собой, который не дает возможности быть счастливым..
Спасибо за "пищу для мозгов" и великолепную игру актеров.

26 апреля 2015
7

Очень честная, открытая постановка в оригинальном оформлении.
Совсем немного понадобилось времени, чтобы понять, что Владислав Наставшев режиссёр с большой буквы.
"Любви все возрасты покорны". Так и никак иначе. Здесь именно эта фраза будет ключевой.

25 марта 2015
7

Скорее всего второй случай, когда тема остро социального театра ничем у меня не откликается. Банальные слова приходиться произносить, а именно такие как трогательно и пронзительно нежная история.

Безусловно важно и актуально реализовывать в творческом процессе документально-социальную драму. Сейчас будет крамольная мысль, за которую можете побить.

Документальность на сцене выглядит нелепым притворством, потому что театр прежде всего карнавальный обман. На самом деле хочется бережного обращения с правдой социальной драмы.

2 октября 2014
5

Талантливая пьеса, великолепная работа режиссера...и пожалуй все.
Игра большинства актеров на троечку, на фоне всего состава вполне гармоничны и естественны Сангаджиев и Рудницкая.
Почему-то таджики говорят на китайском...
Почему-то Ян Гэ выходит на поклон почти последней, хотя у нее очень маленькая роль, да и вокал не к месту...
Если бы не бабушка, сидящая рядом со мной, которая так упоительно смеялась не к месту и к месту, вечер бы пропал.


12 сентября 2013
Все отзывы
9 московских опер, которые стоит увидеть
9
московских опер, которые стоит увидеть
9 московских опер, которые стоит увидеть
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
11 спектаклей апреля
11
спектаклей апреля
11 спектаклей апреля
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость