«Страсти — музыкальное повествование о последних днях и смерти Иисуса Христа — жанр и старый (их начали писать задолго до Баха, автора самых известных «Страстей»), и новый (в двадцатом веке «Страсти» писали, например, Пендерецкий, Губайдулина, Пярт, Голихов). Обычно «Страсти» бывают «по…» — тут следует имя евангелиста, чьи тексты взяты в основу либретто. Соответственно, «Страсти по Никодиму» написаны по мотивам Евангелия от Никодима — есть такой текст, с одной стороны, неканонический, а с другой — содержащий некоторые вещи, включенные в церковное предание. Но «церковное» и в композиторских «Страстях» вообще, и в моей партитуре не на первом плане; на первом плане обычно оказывается отношение автора к личной проблеме смерти и зла — проблеме, которую так или иначе всем придется решать и которая в сюжете Страстей Христовых (в чисто художественном смысле помимо «религии») доведена до абсолютной остроты.
Я написал либретто несколько лет назад, но радикально его переделал, когда у меня стал появляться конкретный образ музыки «Страстей по Никодиму». В прошлом году я в Германии написал по заказу несколько вокальных пьес на немецком, полюбил немецкую просодию — а некоторые тексты Ницше давно представлялись мне прекрасными христианскими комментариями к Страстной неделе. В итоге хоралы у меня немецкие, на тексты Ницше.
В тексте речь идет о судебном разбирательстве и казни — рассказчик (Никодим) у меня что-то вроде судмедэксперта. Имя подсудимого — осужденного — звучит только в эпилоге.
В этой музыке я стремился к тому, чтобы экспрессия была не результатом «прямого» высказывания, а возникала как бы объективно, как следствие развития чисто музыкальных идей. Несмотря на мою многолетнюю практику в области древнерусской певческой традиции и духовных стихов оказалось, что эти мои умения совершенно не требуются этой партитуре. А потребовались, помимо традиционных академических инструментов, экзотические ударные и генератор белого шума. В партитуре также оговорено использование титров и видео».
Александр Маноцков