«Глумление над классикой! Дискредитация автора!» Так в фильме «Забытая мелодия для флейты» чиновники характеризовали экспериментальный любительский спектакль «Ревизор», режиссер которого оправдывался: «Мы просто хотели приблизить классику к современности!» Виктор Рыжаков в перерывах между прогрессивными постановками современной драматургии периодически тоже приближает классику к современности, глумится над текстом и дискредитирует автора. Теперь руки у него дошли и собственно до «Ревизора».
Вход в небольшой зал перекрывает барная стойка. Зрителей встречают молодые люди в футболках с портретом Гоголя, помогают снять верхнюю одежду, предлагают напитки (безалкогольные). Звучит музыка, как в расслабленных буржуазных барах, моргает абстрактное видео во всю стену. Рассадив публику, люди в футболках начинают играть спектакль, состоящий из песен, криков, слез, клоунады, импровизаций и провокаций. Например, реплика «Ужас как есть хочется» в определенный момент отыгрывается следующим неоднозначным образом: парень нежно целует помидор, запихивает в рот, начинает совокупляться со всеми окружающими предметами и поверхностями и в итоге запускает фонтан из приставленной к паху бутылки. «Это я так пошутил», — скромно говорит артист, вынув помидор изо рта. Рыжаков не только дал студентам полную свободу — он внушил им еще и безоговорочную ответственность перед текстом. При всей фантасмагории монологи персонажей «Ревизора» актерами по-настоящему присвоены. В итоге получился спектакль про то, как люди бесконечно выдают желаемое за действительное, про то, как общество обманываться радо. Ключевой момент этого «Ревизора» — праздник реализованных амбиций, который начинается после того, как бородатый модник Хлестаков делает предложение Марье Антоновне. В хмельном пафосе облапошенные персонажи поют Михаила Круга и прерываются только на секунду, чтобы сказать в зал: «Потом — письмо, потом — ревизор, потом — немая сцена… Но это все потом. А пока…» И самозабвенно продолжают: «Золотые купола душу мою радуют, а то не дождь, а то не дождь — слезы с неба капают».
Чувствую себя обязанной написать рецензию, так как не каждый сможет высидеть именно эти 2 часа без антракта.
Чудесные искренние ребята с удовольствием и задором (и перебором) играют набор этюдов на тему "Ревизора". К сожалению этюдов много, ребят тоже, а спектакля нет ну вообще. Это очень сильно "для своих". Режиссе р уж точно не думал о зрителе. Напоминает, когда показывают любительское видео тем, кто в нем не снимался. Участвовавшим интересно, остальным не очень. Последние 20 минут ждешь, что все вот-вот закончится, ан нет...
Из хорошего - действительно хороша игра Александры Велескевич и Андрея Бурковского.
Яркое представление, составленное из танцев, песен, двух семей Городничего и аж трех Хлестаковых. Каждая разыгранная сцена если не рассмешит, то вызовет улыбку точно, а уж скорее, что рассмешит. Молодые актеры играют с большим энтузиазмом, выплескивая в зал фонтаны энергии. В целом постановка оставляет ощущение несколько сумбурного, но очень веселого действа. Особенно запомнились сцены "знакомства в клубе" и исполнения песни "Золотые купола" под извинения одного из купцов.
Не совсем ясной осталась роль включенных цитат из "Театрального разъезда" и гоголевских писем. Тема трагедии Гоголя, к которой они отсылают, скорее всего, была призвана разбавить какофонию звуков, красок и бурных эмоций, но из-за краткости и непоследовательности этих сцен в итоге сливается с общим шумом и легко забывается.
Современное прочтение Гоголя.
Ребята 4-го курса открыли для меня Ревизора с другой стороны.Спектакль играется почти без декораций и костюмов. Зрители сидят фактически на сцене и являются участниками процесса. Одного персонажа играют несколько актеров, т.е. роли передаются от одного артиста к другому. Только недавно актер играл Хлестакова, а минуту спустя стоит за диджейским пультом. Спектакль наполнен юмор. Все происходящее вызывает улыбку. В спектакле взаимоотношения героев выстроены глубже,чем я могла заметить при прочтении пьесы. Ну, и конечно же, много страсти... Скучно точно не будет!