Москва

Положительные отзывы о спектакле «Трактирщица»

Рецензия Афиши

7
Жанна Зарецкая
441 отзыв, 142 оценки, рейтинг 504
3 октября 2012
Ксения Раппопорт в знаменитой комедии про исключительную женщину и женоненавистника

Премьерой «Трактирщицы» открылся Каменноостровский театр, 130 лет простоявший практически в руинах и в этом же состоянии подаренный Путиным на 80-летие Кириллу Лаврову в сентябре 2005 года (как еще одна сцена БДТ), а затем прошедший грандиозную реконструкцию-реставрацию стоимостью более чем 1,5 миллиарда рублей. За два часа действия облик сцены радикально меняется шесть раз: умопомрачительно прекрасная Мирандолина (Раппопорт) встречает грубияна-женофоба с романтической внешностью кавалера Рипофратту (Ботвин) на фоне барочного задника с видом Флоренции восемнадцатого века, а обедом кормит его уже в начале двадцатого, за столом, сервированным приборами эпохи модерн, и сама героиня при этом соединяет в себе черты Комиссаржевской, Элеоноры Дузе и Елены Андреевны из чеховского «Дяди Вани», которую Раппопорт с блеском играет на сцене додинского МДТ. Во втором действии имперский стиль фашистской Италии (увы, ни жанрово, ни эстетически режиссером не осмысленный и потому проваленный актерами) уступает место итальянскому неореализму (тут персонажи блистательно выясняют отношения вокруг гладильной доски на фоне развешенных повсюду белых простыней), за которым следует, увы, опять-таки усредненная, невнятная психушка. Заканчивается история на чердаке современного дома, где Мирандолина — хозяйка современного отеля — прячется от уже буйнопомешанного кавалера.

Справедливости ради надо признать, что ни один российский комедийный спектакль последнего времени не представлял вниманию зрителей столько изумительных актерских находок и мастерски сыгранных деталей. Игорь Ботвин доводит до абсурда все штампы романтического героя и с каменным выражением лица переживает подлинный триумф. Другие поклонники Мирандолины не отстают. Михаил Морозов великолепно играет разорившегося маркиза-эстета вечным ребенком с выпяченной от обиды нижней губой, а Василий Реутов придумал уморительно смешной образ графа, вечно дремлющего, но при появлении прекрасной трактирщицы всегда готового выставить руку с новым драгоценным подарком. Слуги — и ревниво пожирающий хозяйку взглядами из-под мохнатых бровей Фабрицио (Александр Кудренко хорош как никогда), и чрезмерно утонченный, так что, видимо, впервые не устоявший перед женской красотой слуга кавалера (Тарас Бибич) — выглядят так же безупречно, как и господа. Так что БДТ, да и город вообще, хоть и не без оговорок, но можно поздравить с появлением в репертуаре полноценной комедии, с финалом пусть и не слишком веселым, но зато вполне в современном стиле.

5
0
9
Полина Хайретдинова
3 отзыва, 7 оценок, рейтинг 31
15 мая 2014

а мне спектакль понравился, да, наверное, невероятной драматургии и развития персонажей не было, но хуже он от этого не стал. Актеры играют хорошо, легко, вдохновенно.

0
0
7
Елена Савицки
11 отзывов, 16 оценок, рейтинг 15
1 ноября 2013

Спектакль «Трактирщица» по пьесе К.Гольдони открывал новую сцену БДТ - в Каменноостровском театре. Прикотенко пригласил знакомых ему актеров, с кем он уже ставил свои самые известные спектакли: К.Раппопорт на роль Мирандолины, И.Ботвина - Кавалера Рипафратта, А.Кудренко – Фабрицио, Т.Бибича на роль слуги кавалера и актеров БДТ В.Реутова и М.Морозова – на роли графа и маркиза соответственно. «Трактирщица», конечно, ставилась для Ксении Раппопорт, Впрочем, трудно представить другую актрису, которая так изящно могла бы справиться с ролью Мирандолины.

Прикотенко в этом спектакле больше интересовали, кажется, форма, рисунок, нежели актерские задачи. Весь спектакль выверен как партитура – точен, мелодичен. Его начинает игра в комедию дель арте с шаржированными героями, с помощью которых режиссер по-доброму высмеивает шаблонность чересчур академичных постановок, продолжает мелодраматическая история зарождающейся любви Мирандолины и Кавалера, финал которой драматичен. Режиссер использовал один из известных режиссерских ходов – трехчастное действие сквозь разные эпохи и времена: начинаясь «от затхлого XVIII века, когда писал Гольдони, действие движется к чеховским временам, потом к немецкому фашизму, к итальянскому неореализму. Далее мы перелетаем в образцово-показательную больницу конца ХХ века и, наконец, оказываемся в чёрной яме современности».

«Трактирщица» Гольдони об обворожительной хозяйке гостиницы, в которую влюблены все постояльцы и ее же слуга. Бедный, но самовлюбленный Маркиз пытается покровительствовать Мирандолине, тогда как богатый Граф одаривает ее бриллиантами, а несчастный Фабрицио надеется, что прекрасная хозяйка внемлет словам отца и выйдет за него замуж. Появление Кавалера Рипафратта нарушает покой трактирщицы. Она воспринимает его нелюбовь ко всем женщинам как личный вызов и пытается его соблазнить. У нее это с легкостью получается, но когда он понимает, что над его чувствами насмехались, он выходит из себя. Мирандолина пугается, осознает, что зашла слишком далеко, обдумывает возможный исход событий: «А пожалуй, будет неплохо, если я и взаправду выйду за него. В конце концов брак с ним будет защитой и моим делам, и моему имени. А свободе моей ущерба не будет никакого» . И отдает свою руку и сердце Фабрицио.

Прикотенко в своем спектакле лишает Фабрицио конкурентоспособности. Кудренко появляется на сцене утрированно косолапым, горбатым, с огромными пушистыми бровями и глуповатой гримасой. Его движения грубы, угловаты, очень неловки, поэтому его притязания и претензии к Мирандолине кажутся странными. Циничная похитительница сердец ведет себя со всеми одинаково, кроме Кавалера, которого она хочет проучить.

Прикотенко любит наказывать женщин за их жестокость и холодность или черствость, как это было с Ликой в «Марате». Трактирщицу Раппопорт он в конце концов тоже оставит в одиночестве, несмотря на то, что, в отличие от пьесы, театральная Мирандолина в какой-то момент влюблялась в Рипафратта, и, кажется, ничто не мешало их счастью, кроме ее принципиальности.

Прикотенко, увлекшись постановочными приемами, кажется, забыл про актеров. В первой сцене появления героев актерский комизм, шаржевость, характерность были объяснимы и уместны. Но в течение всего спектакля, где режиссер задумал интересный и сложный переход от эпохи к эпохе, актеры сбиваются и быть убедительными в разных способах существования у них не получается.

Эти неточности, где актеры не всегда представляют, что им нужно играть, лишают некоторых артистов объема. Прикотенко как ученик Фильштинского, скорее всего, столкнулся с проблемой освоения этюдным методом литературного текста другой культурной эпохи. Концептуальное решение не помогло – режиссеру не удалось органично вписать в свою концепцию актеров – их внутреннее состояние в спектакле статично. Все силы ушли на освоение эстетической стороны спектакля.

3
0
9
Ульяна Симагаева
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 3
5 марта 2014

Очень хороший спектакль! Если немного не понимаешь куда ты попал в самом начале, что за водевиль перед тобой, но когда действие разворачивается и ты понимаешь эти тонкие связки между сценами становится действительно интересно, шагаешь через пространство и время. Ксения Раппопорт, конечно, же прекрасна. Очень стоит посмотреть!

0
0
9
Екатерина Tihaia
4 отзыва, 9 оценок, рейтинг 2
4 июня 2013

Очень хороший и сильный спектакль ! Ксения Раппопорт прекрасно смотрится на сцене Большого Драматического Театра.

0
0
9
Наталия Мельникова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
11 ноября 2014

В полном восторге! Шла на Ксению , но атмосфера театра , игра всех актеров , постановка , великолепно!

0
0