Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.1

Опера
Борис Годунов

Постановка - Большой театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
«Борис Годунов» в постановке Большого театра – сохраненный до наших дней образец «большого стиля» середины XX века. Обратившись к «народной музыкальной драме» Мусоргского (такое жанровое определение дал своему произведению композитор), создатели спектакля – дирижер Николай Голованов, режиссер Леонид Баратов, художник Федор Федоровский, балетмейстер Леонид Лавровский создали произведение эпического масштаба. Исторически достоверные декорации и костюмы, масштабно выстроенные массовые сцены, детальная психологическая проработка образов – все это делает спектакль уникальным памятником эпохи. Взяться за пушкинского «Бориса Годунова» Мусоргскому порекомендовал его друг, историк Владимир Никольский. Композитора чрезвычайно увлекла эта задача. В своем произведении он сосредоточился на двух линиях: трагедии народа и «трагедии совести» царя Бориса. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею: это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере», – с таким авторским комментарием был издан клавир оперы в 1874 году. Композитор сам написал либретто, причем использовал не только текст трагедии Пушкина, но и другие материалы: «Историю государства Российского» Карамзина, исторические документы. Работа шла быстро, на большом подъеме: Мусоргский приступил к сочинению музыки в октябре 1868 года, через полтора месяца уже был готов первый акт, а в мае 1869-го – весь клавир целиком. Отдельные сцены исполнялись в кругу друзей. «Радость, восхищение, любование были всеобщими», – вспоминал позже Владимир Стасов, вдохновитель и идеолог «Могучей кучки». К декабрю была полностью закончена инструментовка. Летом 1870 года «Борис Годунов» был представлен на рассмотрение Дирекции императорских театров. Опера была отклонена – предлогом послужило отсутствие значимой женской партии. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Вторая редакция была закончена весной 1872 года. Однако она также не была принята к постановке. Не дожидаясь благосклонного решения Дирекции, группа ведущих артистов под руководством самого композитора начала втайне разучивать партии. В 1873 году состоялось первое исполнение на публике трех картин многострадальной оперы. Они были даны в бенефис режиссера Кондратьева. А 27 января 1874 года в Мариинском театре наконец прошла полноценная премьера, успех которой превзошел все ожидания. Вмешательство цензуры в судьбу оперы сильно осложнило жизнь потенциальным постановщикам. Ведь с 1872 года существовало практически два «самостоятельных» «Бориса»: две авторские версии, не очень легко «монтирующиеся» друг с другом. В 1896 году свою редакцию оперы предложил Николай Римский-Корсаков, но «вопрос» не закрыл, как оказалось, в том числе и для себя. В 1908 году по просьбе Дягилева, намеревавшегося познакомить с этой оперой парижскую публику, он сделал еще один вариант. В 1927 году музыковедом Павлом Ламмом была подготовлена сводная авторская редакция оперы. В 1940 году свою редакцию осуществил Дмитрий Шостакович. В Большом театре «Борис Годунов» традиционно шел в редакции Римского-Корсакова. К ней была добавлена сцена «У Василия Блаженного» в инструментовке Михаила Ипполитова-Иванова. Впервые она была показана именно в Большом театре в 1927 году. «Борису Годунову» на долгие годы было суждено было стать самой популярной русской оперой на Западе, выразительницей духа русского народа. Мировую славу произведению принес Федор Шаляпин, непревзойденный исполнитель заглавной партии. Впервые «Борис Годунов» был поставлен в Большом театре в 1888 году, но быстро сошел со сцены. Второй раз опера появилась в репертуаре в 1901-м, как раз в связи с переходом в труппу Шаляпина. (Партию Самозванца в этом спектакле пел выдающийся тенор Большого Леонид Собинов.) Практически в своем нынешнем виде «Борис Годунов» был поставлен в 1946 году, отсутствовала лишь сцена «Под Кромами». В 1948 году она была включена в спектакль, который тогда и обрел свой нынешний вид. В 2007 году Большой показал постановку, опиравшуюся на вторую авторскую редакцию (дирижер – Александр Ведерников, режиссер – Александр Сокуров). В 2011 году, открыв после реконструкции Историческую сцену, театр вновь обратился к своей славной истории и вернул знаменитую постановку 1948 года. «Борис Годунов», идущий сегодня на сцене Большого театра, – спектакль-легенда, ставший символом самобытности Большого, его исторических традиций.
  • Борис Годунов – афиша
  • Борис Годунов – афиша
  • Борис Годунов – афиша
  • Борис Годунов – афиша
  • Борис Годунов – афиша
Опера
12+
Леонид Баратов
1 декабря 2011
4 часа 20 минут, 3 антракта

Как вам спектакль?

Отзывы

5
Лика
20 отзывов, 21 оценка, рейтинг 32
23 февраля 2012

Сходите, посмотрите. Большой же...
А так - ничего особенного. Хор и оркестр - хороши. Перевод на англ оч и оч забавный :)
Сольные партии слабые, что характерно для Большого.
В целом - ничего особенного.

3
0
5
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 433
2 октября 2013

Жуткий нафталин. При том, что я Очень люблю Годунова! Но то, что Сталину хорошо, нашему человеку смерть. Постановка 1948 года!!!! Ни в какие рамки. А коняга на сцене... Не думал, что габт позволит себе такую пошлость. Непонятно, а новый Годунов где?

1
0
7
Sangryl
768 отзывов, 9012 оценки, рейтинг 2114
4 декабря 2012

С учетом, что от Большого не стоит ждать чего-то бОльшего, чем ярмарку, было неплохо.
Красивые интересные декорации, антураж и кропотливо созданные костюмы. Правда, костюмы, кажется, были взяты из других постановок - царь Федор Иоаннович напоминал Садко, Григорий Отрепьев и вовсе - Ивана -царевича. Полячки в испанских воротниках и английских головных уборах, были выполнены в пастельных тонах, и являли собой зрелище привлекательное, но непонятное.
Актерское мастерство также оказалось непроясненным. Разбитная баба из корчмы, развалясь на лавке, поет с безжизненным лицом "Обними меня да поцелуй", а сцена коронации Бориса Годунова мне особенно запомнилась пустыми оловянными лицами попов и "народа", чем особенно показали актуальность момента.
Голоса не впечатлили вовсе - Годунов неплох, неплох Пимен. Ксения понравилась, за неимением чего-то яркого. Тенора были все сплошь нехороши, ну да что с Большого взять.....

1
0
9
Елена Печерская
6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 3
2 марта 2012

Очень понравился спектакль. Именно такие масштабные постановки опер я видела в детстве в любимом Большом театре. Просто ностальгия... Последнее время стало опасно ходить на классическую оперу, не разузнав заранее, куда перенесут действие. А здесь почти после каждого открытия занавеса раздавались аплодисменты художникам и декораторам. И, конечно, - белый конь на сцене. Хоть это и штамп, но смотрится очень красиво. Картина с фонтаном и выходом танцующих пар просто великолепна. Театральные режиссеры всегда в поиске, им хочется ввести что-то новое, чтобы не заподозрили в отставании от мировых тенденций в постановке опер. Настоящих классических спектаклей остается все меньше и меньше, и "Борис Годунов" - подарок зрителям. Что касается главного - голосов, то здесь еще можно поработать. Очень понравились хоры и колокол. В целом, 4 часа прошли незаметно. Да и на лифте успели всласть накататься. На этот спектакль можете смело идти с детьми и впечатлительными друзьями.

1
0
2
Andrey Mulenkov
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 0
13 января 2021

Оперный аналог голивудского блокбастера - шикарные декорации, гигантская массовка и полное отсутствие содержания.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все