Самотеатр Ивана Вырыпаева

В малоподвижном спектакле Ивана Вырыпаева играют Инна Сухорецкая, Александр Алябьев, Казимир Лиске и Каролина Грушка. Вернее сказать — не играют. Не играют они очень красивую и грустную историю двух супружеских пар, поочередно произнося объемные фрагменты текста со специально установленной для этого в центре сцены кафедры. Благодаря размеренному звучанию текста история оживает сама собой в голове зрителя так, что играть никому и ничего не нужно.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 877
оценки: 244
рейтинг: 993
9
Экспериментальная мелодрама Ивана Вырыпаева

Четверо актеров занимают стулья по краям сцены. В центре установлена трибуна. К микрофону выходит Каролина Грушка и рассказывает. Жила одна супружеская пара: Дэни и Сандра. Они прожили вместе полвека, и перед смертью Дэни попросил Сандру его выслушать. Он благодарен ей, что она была с ним. У них была самая настоящая любовь, потому что она была взаимной. Он счастлив. После Грушки к микрофону выходит Казимир Лиске. Он рассказывает, как Сандра пришла к другу их семьи Альберту и сказала, что любила всю жизнь именно его.

«Иллюзии» — изящная вещица и одновременно вполне серьезный исследо­вательский проект, прибегающий к помощи примитива. Вырыпаев, чего никак не ждешь от заправского экспериментатора, берет в дело простодушную мелодра­му и способ повествования, который в ходу у домохозяек: «Он ей говорит… А она ему… А он такой…» Но в общем и целом Вырыпаев не делает ничего нового. Как и в прежних своих пьесах и спектаклях, он выражает сложное через простое и вычисляет абсолютное методом вычитания. Еще в «Кислороде» подобным образом, как Дон Жуан, который кидал вызов небу в тайной надежде услышать гром, Вы­рыпаев взывал к Богу, так и эдак опровергая его наличие. Из всех его спектаклей «Иллюзии» выглядят наименее амбициозным, зато и наиболее совершенным проектом по разоблачению малого в расчете на нечто большее. В истории, мелодрама­тической до последней крайности, он разбирается с неверной земной любовью. В самом представлении — ломает ту иллюзию правдоподобия, которая складывалась в театре веками. В принципе, театр как иллюзия правдоподобия исчерпал себя с полвека назад, но эти негласные конвенции — актеры притворяются пер­сонажами, зрители притворяются, что верят им, — живы как ни в чем не бывало. Ничто не обходится нам так дорого и не стоит так дешево, как этот театр выхолощенных иллюзий. Зритель по привычке покупает билеты в театр — в надежде, что его умело обманут. Вырыпаев на каждую привычку отвечает неожиданным образом. В зале должен погаснуть свет — а он не гаснет. Актерам положено перевоплощаться в персонажей — а они остаются актерами, не более того: Грушка остается феей с легким польским акцентом, Лиске — шутником с легким американским ­акцентом, Инна Сухорецкая — неглупой современной девушкой, Александр Алябьев — начинающим артистом с задатками харизматика. У них нет ни единой ­лазейки, чтобы пробраться в образ кого-то из героев, у зрителей — ни единого шанса посопереживать им. Единственное, что нам оставлено, — возможность ­просто установить контакт. Что в итоге? Есть контакт. И этого вполне доста­точно, чтобы спектакль состоялся. Ничто не обходится нам так дешево и не стоит так дорого.

4
0
...
26 октября 2011

Лучшие отзывы о спектакле «Иллюзии»

Фото Саша Солдатова
Фото Саша Солдатова
отзывы: 77
оценки: 1107
рейтинг: 93
7
Новая мелодрама

Последний спектакль Ивана Вырыпаева по собственной пьесе – «Иллюзии» – был включен в российскую программу фестиваля Нового Европейского Театра (NET). Пьеса написана специально для театра города Кемница (Германия), однако постановка идет в Москве, на сцене театра «Практика». Спектакль редко появляется в репертуаре. Вероятно, это связано с тем, что играющая в нем польская актриса Каролина Грушка не может часто прилетать в Москву. Вот и на показе в рамках фестиваля NET она быть не смогла. «Иллюзиями» в начале декабря с московским зрителем делились сам Иван Вырыпаев и трое актеров из привычного состава – Инна Сухорецкая, Александр Алябьев, Каземир Лиске. В конце концов, кто играет, это «совершенно неважно», уверил автор перед началом спектакля. Что же тогда важно? Текст. Он тут главный герой.

Вопреки модным тенденциям современного театра, постановка режиссера и драматурга в одном лице получилась литературоцентричной. В пьесе, которую можно прочитать по первой ссылке в поисковике, всего-то 25 страниц. Если пересказывать совсем коротко, это история двух пожилых супружеских пар, запутавшихся в любовных иллюзиях. Трое из четырех героев умирают, находясь в заблуждении. Правду об их отношениях знает только зритель, да персонаж Альберт, на своей шкуре испытавший теорию относительности.

Кто-то увидит в спектакле обыкновенную мелодраму, но это мелодрама новаторская, за обыденной формой в ней кроется глубокое философское размышление. Как и в недавно вышедшем на экраны фильме «Танец Дели» (одноименный спектакль автора тоже привозили на NET в 2010 из Польши), любовь в «Иллюзиях» предстает как витальная энергия, сама жизнь. Она естественно присуща человеку, как ритм сердца. А вера в то, что можно целиком посвятить это чувство кому-то одному, заранее оказывается иллюзорной.

Спектакль сделан как умелая читка. Актеры, одетые буднично, сидят на стульях по бокам сцены, по очереди подходят в центр к кафедре, напоминающей церковную, и рассказывают в микрофон истории: с сочувствием, любовью, иронией. Так, как вспоминают ошибки молодости старики, так, как, может быть, вспоминают былую жизнь умершие. Никакой театральности, форма спектакля предельно проста. Свет и музыка не играют особой роли, а только помогают удерживать внимание зрителя на пьесе. Единственное необычное решение – на заднике в конце спектакля появляются четыре красные бегущие строки, четыре линии жизни героев. От них потом остаются маленькие отрезки: фрагменты длинного земного пути, которые и складываются в цельный рассказ. Словно за полуторачасовой спектакль зритель становится опытнее на четыре жизни.

На данном этапе режиссер воспринимает искусство как способ общения, о спектакле говорит: «Я надеюсь, он будет таким сеансом, когда мы все вместе собираемся в одном месте, чтобы получить какой-то опыт». Каждый «сеанс» в стенах театра становится разговором о самом главном, который всё труднее завести отчуждающимся друг от друга людям в обычной жизни. Сегодня драматург ушел от всего, что отпугивало в его пьесах старшее поколение. Тут нет каннибализма, расчлененки, шизофреников, мата… «Иллюзии» – светлый спектакль о любви и истине, Вырыпаев больше не боится говорить всерьез о главном. В работе есть аллюзии на Священное Писание, как и в «Кислороде», и в «Бытие №2», но они перестали быть кощунственными. Монологи героев по интонации напоминают первое послание к Коринфянам апостола Павла. Да и сам режиссер внешне стал похож на гуру: бритая голова, огромные серые глаза на страшно исхудавшем лице, вечная усмешка на губах, плавные движения рук…

Вырыпаев едва ли не единственный современный русский драматург, который каждую новую пьесу создает как философскую притчу, продолжая размышлять о Боге, истине, любви. В последних работах он как будто пытается преодолеть тупиковую пессимистичность постмодернизма, который вот уже больше полувека является мировоззрением, разрушающим человека... Но пока режиссер не говорит ничего нового, а лишь переосмысляет и интегрирует старые понятия христианства и буддизма – «любовь» и «приятие». Ему, как и героям «Иллюзий» и «Танца Дели», мешают прозреть истину концепции. Есть ли способ освободиться от них, продолжая заниматься искусством или лучше сразу бежать в Тибет, становиться монахом? Век назад театру стали вдруг нужны новые формы. Сегодня самое время сказать: «Нужны новые смыслы. Новые смыслы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно».

3
0
...
25 мая 2013
Фото us_open
Фото us_open
отзывы: 45
оценки: 107
рейтинг: 50
9

Фактически, первый спектакль в жанре декламации, который мне понравился. Женовач мне совсем не нравится. использованы очень простые, но мощные средства - акцент, очень простой свет (в том числе, и свет в зале), балалайка и бегущая строка. Мне кажется, что при такой манере все-таки нужен сильный текст и он здесь присутствовал в полной мере - бумажка с кнопками, что она повесилась, сердце остановилось и все умерли. в таком виде - смотрится.

очень простые и правильные слова о любви. их и донесли, трагедия как таковая осталась на втором плане.

2
0
...
12 мая 2012
Фото Светлана  Сергеевна
Фото Светлана  Сергеевна
отзывы: 3
оценки: 2
рейтинг: 3
1

Жаль потраченных денег и времени.
С февраля прочитала восторженные отзывы, что мол интересно и необычно и так давно вот хотела попасть. Вчера, 3-го сентября, попали.
Ну что я могу сказать... ну вот это даже сложно назвать спектаклем. И это не может стоить больше 200 рублей. А минимальная цена билетов 1500.
По очереди выходит 4 актера к микрофону и рассказывают историю двух семейных пар.
Первый рассказ еще более или менее... первые 10 минут. Потом начинается все одно и тоже. Банально, неинтересно, шутки совсем не смешные, актеры ....эээ.... ну давайте смотреть правде в глаза - никакие они не актеры :) Просто пересказывают что-то как на уроке чтения.
В общем, если кто-то думает идти или нет, то мой вам совет - сходите лучше в кино и поужинайте где-нибудь :)

1
0
...
4 сентября 2016
Фото Анастасия Жеготина
Фото Анастасия Жеготина
отзывы: 33
оценки: 32
рейтинг: 32
9

Изумительный спектакль! Про отношения, пару, семью и вообше жизнь. Смотрится на одном дыхании, актеры молодые и невероятно талантливые! Как и все спектакли Ивана Вырыпаева, это больше чем просто спектакль. Каждый, я уверена, откроет для себя что-то важное.

1
0
...
18 октября 2015
Фото Ivanopolis I'mPro
Фото Ivanopolis I'mPro
отзывы: 2
оценки: 3
рейтинг: 2
7

Надо обязательно смотреть!
И нечего убеждать себя, что вы уже нашли и любовь, и своё место в жизни.
Жизнь - это поиск.

1
0
...
20 июня 2013