Чехов по Константину Богомолову — новая редакция

В 2011 году Константин Богомолов, завороженный советской эпохой интерпретатор классики, поставил в МХТ чеховскую «Чайку» с Олегом Табаковым в роли Дорна, Мариной Зудиной — Аркадиной, Константином Хабенским — Тригориным, в то время как Заречную и Треплева — главные роли в этой пьесе — играли молодые артисты. В новой редакции — все те же Табаков и Зудина, но Хабенского сменил Игорь Миркурбанов, Треплева играет Игорь Хрипунов, а Нину Заречную — Светлана Колпакова. Изменился и сам спектакль: из постановки про театр и его новые формы, в которой актеры играют фактически самих себя, — в интимную семейную драму про нелюбовь к другим и себе.

Место проведения

Театр Олега Табакова. Сцена на Сухаревской
телефон +7 (495) 624 46 47
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 11.00–19.30
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 877
оценки: 244
рейтинг: 996
5
Пти жё

Бетонный заводской цех, сюда снесли старинную мебель родом будто из «Чайки» 1898 года. Люди пытаются прижиться среди многоуважаемых шкафов, и один Костя Треплев чувствует, что жизни не будет. Он написал пьесу про то, что все жизни уже закончились, но никто не поверил: сказали — что-то декадентское. А жизнь так и не задалась. Маша (Яна Сексте) из заводной школьницы превратилась в истеричку; Сорина (Сергей Сосновский) разбил инсульт, и она вытира­ет ему слюни; Треплев (Павел Ворожцов) перековался в реалиста, но голоса своего так и не нашел. Пробовал петь Визбора — не его, пробовал Шевчука — только голос сорвал. «Колдовское озеро» оказалось болотом, а те, кто достиг успеха, — бездарными. Но талант — вообще фикция, его не существует, как не существует мировой души или, допустим, загадок Вселенной. Люди слетали в космос, подтвердили. Из телевизора Юрий Гагарин рассказывает, что физиологические отправления на высоте не отличаются от земных; про мировую душу — ни слова.

Такой вот трезвый взгляд на вещи демонстрирует режиссер Константин Богомолов в своей «Чайке». Официально — это спектакль «Табакерки», но это они пусть ревизору рассказывают: спектакль не только играется на сцене МХТ, но на­ходится в диалоге с мхатовской традицией. Театр, если он хочет быть новым те­атром, уже не может обманывать публику иллюзией реальности — декларирует «Чайка». С этим сложно не согласиться. Но без обмана не обошлось.

В новой «Чайке» у театра с публикой прямой контакт. Выходит Олег Табаков в роли Дорна — его принимают как Табакова, аплодисментами. Марина Зудина (Аркадина) поцеловала Константина Хабенского (Тригорин) — Табаков поперхнулся. Понятно, актеры играют самих себя. Поначалу игра персоны с персонажем веселит. Но дальше начинаются саморазоблачения, заканчивается все вообще каким-то пти жё. Табаков признается в растрате, Хабенский — что не в силах отказать женщине, Зудина — что все вопросы решает сексом. А оно нам надо? Тем более что играют актеры не себя (они гораздо симпатичней), а те имиджи, которые созданы им прессой. И, делая нас свидетелями своих откровений, они приписывают нам повышенный интерес к своим персонам. В противном случае придется объяснить ситуацию с Заречной. Ее играет прелестная студентка Яна Осипова, которая счастлива, наверное, что ей довелось дебютировать на мхатовской сцене. А Заречная в спектакле — холодная бездарь, которая идет к успеху, широко раздвигая ноги. Но если Табаков играет себя, выходит — и дебютантка играет себя? И что получается: Табаков, значит, царь Соломон, а дебютантка — прости господи? И кому верить? Ей? Табакову? Или режиссеру, который использует их в своих манипуляциях? Не верится никому. Даже Гагарину.

6
0
...
22 июня 2011

Лучшие отзывы о спектакле «Чайка»

Фото Павел Лягин
Фото Павел Лягин
отзывы: 100
оценки: 185
рейтинг: 249
1

Честно, не хотел сюда писать. Не было ни одного желания, но два человека настояли, попросили сказать тут, что я образно поведал им.
Кратко.

начну с конца.

Я ушёл в антракте. Ушёл и очень ждал, когда же он наконец случится... случился достаточно поздно - около 21 вечера.

Перед входом на основную сцену(без чего-то 19 часов), пожилая женщина раздавала билеты, приговаривая "не отказывайтесь, Аншлаг на Волге", на что я прошёл мимо, отшутившись, что "около МХТ она не найдёт желающих". Ха, я ошибся оказывается. Желающие были, их было много. Аншлаг с Волги переехал на основную сцену.

ниЧайку давали. Давали пошло, грубо, безынтересно. Публика напротив, принимала достаточно живо и громко (громко точнее это относится к восприятию происходящего Мариной Григорьевной Голуб. Было правда громко, по-рыночному.)

Извините, и всё таки я скажу, не могу убрать следующий абзац.

Олег Павлович удивительный руководитель, превосходный менеджер и "директор супермаркета" (его же цитата), но пожааалуйста, не надо на сцену! Не наааадо! Оставайтесь пожалуйста добрым прекрасным Табаковым-организатором, не надо Табаковым-актёром. Уже не надо. Честно.

К сожалению, аналогичные слова к Марине Зудиной - только тут уже просто - не надо, без руководителя и т.д.

Спектакль случился очень бытовым, крайне и сверх меры идущим на поводу у зрителя, у масс. Не к классику подтягивали и возвышали планочку, а опустили до коленок и хрюкали от удовольствия, видя как зритель "берёт высоту". Но это всё таки была не высота, это было падение. В поисках "новых форм", унесло до пошлости, несуразности и примитивизма. И уже на фоне этой "чудо-формы" мелькал Антон Павлович, параллельным путём "давали Чайку", точнее звучали её мотивы. Звучали негромко, невыразительно, как бы врезаясь в новаторские и "передовые высоты" создателя (режиссёра), каким-то там Чеховым.

Константин Богомолов в своей работе решил больше внимания уделить именно форме, чем нежели содержанию. Точнее кренило всё время на "фишки", видимо домашние заготовки, которые терпели и жади своего часа, и каааааааак...

Так нелепо и нейтрально я ещё не слышал "Люди, львы, орлы и куропатки" настолько в вакуум, в никуда, что Заречная была сама по себе (девочка интересная, но это не Нина), пьеса сама по себе, актёр Табаков и валерьяновые капли - отдельно, Марина Зудина вообще неясно откуда и куда... но был хорош Константин Хабенский. Пардон, Зилов came back! Только без нерва, без эмоции. Некий "литературный мачо", но купающийся в своём превосходстве и умении централизовать внимание. Выставиться на показ. А это и неплохо. Почему нет? У него выходит. Один нюанс - это был не Тригорин. Неа.

Извините, не хотел сравнивать, но не могу не сказать только одного - Юрий Николаевич Бутусов, 2 месяца назад представил зрителю Чайку в формате 3D, которая пробирается сквозь сцену и вылезает за её пределы, дальше и глубже зрительного зала, прямо в зрителя, через сердце, через разум. Проникая и открывая Чехова, чувствуя его, точнее прочувствуя.
Константин же Богомолов представил ниЧайку плоскую, чёрно-белую и очень ограниченную. Хотел ли он переосмыслить Чехова? Влюбить и раскрыть Антон Павловича для зрителя вообще и современной молодёжи в частности?! Неа, не хотел. Хотел просто сделать "фирменный коктейль" (смешать одно с другим, добавить Юрку Шатунова, джинсы и много-много сигарет), однако попутал ингредиенты, замешав слишком много бытового, заезженного и не актуального. Разбавив концентрированного Чехова Шуфутинским и мизансценами из Аншлага на тему "Пьянству Бой".
Это - ниЧайка. ниЧехов. ниПонятно.

Я ушёл и не досмотрел до конца. Но мне всё стало ясно и понятно уже к середине первого акта. Всё стреляло, да не туда, не в меня, а наоборот, от.

Гинкас открыл для меня Чехова, заставил полюбить и понять. Бутусов прочувствовать. Константин Богомолов сделал тоже определённые успехи - собрал летом переаншлаг, пригласив людей на Табакова, Зудину и Хабенского. Заманушка.

ниЧайка найдёт своего зрителя. Фамилии сделают своё дело.
"Человек-оркестр" я думаю снимет Чайку, отдаст место ниЧайке. А мне будет жалко и очень обидно, что на главной драматической сцене страны будет так мало Чехова.
ни тебе Иванова...ни Чайки.

Но как сказал бы Владимир Владимировчи Познер - "Такие нынче Времена" :)

13
0
...
16 июня 2011
Фото Елена
Фото Елена
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 7
1

Смотрела в середине декабря, сейчас середина января, до сих пор противно. Уйти не смогла, не хотелось верить в эту пошлось грязь, казалось ну вот сейчас будет все достойно Чехова и тех артистов, которые это играют. Но нет, мерзость, так уж до конца!
Первый раз увидела современное прочтение классики в Венской опере, так опахабить "Евгения Онегина" думала могли только "проклятые" буржуи.Они правы, мы деградируем. В Чайке Нина - шлюха (поза гинекологического кресла на сцене, ну что еще добавить, если только развернуть девушку в зал), наркоманка влюблена в алкоголика (чудесное исполнение Хабенского).
Как только объяснить детям, что в театре им пьесу смотреть нельзя, а в школе изучать необходимо? Ув. режиссеры не умеете вести себя порядочно? Неужели это теперь образ жизни нашей богемы?

6
0
...
12 января 2012
Фото Яков Дж. Дж.
Фото Яков Дж. Дж.
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 10
1

Спектакль превзошел всякие ожидания. Такого провала я ни разу не видел.
Разберу по-порядку.

Не смотря на блестящую игру артистов, спектакль мертв. Голоса многих едва слышны. От Табакова слышны лишь басовый тембр. Действие на сцене не разворачивается, а изредка подергивается в предсмертных конвульсиях, грозясь вовсе сойти на нет: сцены и монологи разорваны, персонажи летают в космосе, не соприкасаясь друг с другом. Чеховский сплин доведен режиссером до клинической патологии.

Сюрреализм заставок обескураживает безвкусностью, хотя звуковое оформление занятно. Лет 15-20 назад постановка, хотя бы за свою оригинальность, могла бы заслужить внимание, но увы, те времена давно прошли. Однако, хоть в целом спектакль и отвратителен и оставляет после себя тягучее, липкое и неприятное ощущения, безусловного внимания заслуживают-таки несколько сцен. Например, сцена свидания Кости с Чайкой - безусловный шедевр! Вообще, сцены сумасшествия режиссеру удались славно. К сожалению, что бы их увидеть придется пережить первый акт.

4
0
...
1 ноября 2011
Фото Irina Dudareva
Фото Irina Dudareva
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 3
1

Больше месяца прошло с момента просмотра спектакля, но я не могу забыть то, что я испытала. В этот незабываемый день мне сделали добровольную АНТИтеатральную прививку, при этом достаточно дорогостоящую.
Сидя перед спектаклем в зале, я читала цитату О.Табакова на входном билете: «Главное в театре - не действие, главное - это возможность прикоснуться к живому чувству». «Лучше не скажешь», - думала я, наивная, предвкушая прикоснуться к прекрасному!
То, к чему я прикоснулась, я продолжаю осознавать до сих пор. Первая реакция после: "Со мной что-то не так? Что за чувства и смыслы я не смогла понять?" Ответ нашелся позднее после просмотра интервью с режиссером -постановщиком. Оказывается К.Богомолов решил убрать все чеховские смыслы! Понемногу стало проясняться: «Это не со мной что-то не так. Это что-то не так с господином постановщиком!». Дело совсем не в том, что в спектакле звучит современная музыка, и не в том, что проецируется на знаменитый занавес с чайкой видео-арт сомнительного содержания. И надо отдать должное виртуозности режиссера – текст в основном действительно чеховский. Кроме БРЕДА Константина (Павел Ворожцов ) в самом начале спектакля. Напрасно я пыталась понять его рассуждения «я -не-я» . Это нельзя было понять по определению. Волею судьбы, я сделала открытие! Прошло немного времени и я случайно нашла аудиозапись с речью больного шизофренией, выложенную на сайте Института психологии и психоанализа. Удивительно, но она была почти идентичной с данным монологом, даже шипение и потрескивание было скопировано!!! Что можно сказать после этого? Только одно: мне СТЫДНО, господин Богомолов! Мне горько, что столько людей были не просто обмануты Вами, а оболванены. Как можно пытаться хоть что-то понять в спектакле, где все исковеркано самым гадким образом? Вы превратили драму в издевательство над зрителем. Если Вы не видите в людях настоящих, живых чувств, это совсем не значит, что их не испытывают наши с Вами современники.
В зале было много молодежи. Как непоправимо жаль, что гениальность Чехова, его современность в некоторых головах совместится с Вашей бессмысленной интерпретацией… Как жаль, что такие известные актеры не увидели это…

3
0
...
8 мая 2012
Фото Светлана Исаева
Фото Светлана Исаева
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 3
1

Уважемые! Ну нельзя же опускаться настолько, чтобы делать вид, что спектакль действительно стоящий! Было искренне жаль, когда мы приняли решение покинуть театр. А ведь шли посмотреть современную постановку, игру небезызвестных актеров.. Мне, человеку с высшим искусствоведческим образованием, было ничего не понятно.. Во-первых, неясные монологи ни о чем, во-вторых безумное сочетание музыкального сопровождения: "Щуфутинский", "Ласковый май", "город золотой".. ребята, вы о чем? А что за видео фрагменты с оторванными головами, полуголыми куклами и инфо о высоте Эйфолевой башни? В-третьих, очень пошло. Поза наездницы Зудиной на Хабенском и смотрящий на это Табаков... Хабенский вытянул как мог несколько сцен.Но спектакль это не спасло. До последнего верила в силу творчества, видимо безрезультатно. Не советую.

3
0
...
4 марта 2012
Информация от организатора
Информация предоставлена Театром п/р Олега Табакова
Готовя новую редакцию спектакля «Чайка», Константин Богомолов, по сути, представил зрителям новый, почти ни в чем не похожий на предыдущий спектакль. Новая «Чайка» — это подлинная драма, возможно, такая, какой и замышлял ее Чехов. Здесь режиссер, а вместе с ним и актеры являют нам подлинную «жизнь человеческого духа». Перед зрителем — семейная драма. Интимная. Такая, за развитием которой следишь словно сквозь замочную скважину; такая, к которой прислушиваешься, словно находишься в соседней комнате. В чеховской пьесе вскрываются болезни, которыми поражены обитатели тихой усадьбы Сориных. И, может статься, самая страшная среди них — абсолютная нелюбовь. Любовь на поверку оказывается нелюбовью, ничего не стоящим словом. Мать не любит своего сына, а он тяготится этим. Он вызывает ее на откровенный разговор, в котором она раскрывает свою любовь. Но ее на самом деле нет. А вот писатель, обласканный критикой, лелеемый читателями. Но сам он не любит, и сам — нелюбим. А рядом с ним молодая девушка, мечтающая стать актрисой, — она влюблена в него безответно, но вся жизнь ее пройдет без любви. А вот еще влюбленная девушка, которая выйдет замуж за того, кого она не любит, потому что тот, кого она любит, не смотрит на нее и сам отравлен нелюбовью… Трагизм историй этих людей поймешь только в финале, когда «взорвется склянка» в аптечке доктора Дорна. Новая «Чайка» Богомолова — это классический театр, наверное, совсем не такой, какого ждали от режиссера в свете его постановок последних лет. Но именно этим и ценна новая версия чеховской пьесы. Заметно обновился и актерский состав спектакля. Аркадину по-прежнему играет Марина Зудина, Дорна — Олег Табаков, Сорина — Сергей Сосновский, а Шамраева — Павел Ильин. По-прежнему, но в то же время по-новому. Режиссер не дал этим исполнителям ни одного приспособления. Заставил только через себя, через подлинные актерские переживания доносить до зрителя суть характеров персонажей, суть происходящих на сцене событий. Остальные роли достались новым исполнителям. Игорь Миркурбанов делает Тригорина совсем не таким, каким он был в первой версии, становясь своеобразным нервом спектакля, являя человека неприятного во всех отношениях, словно гниющего заживо — вот цена, которую он платит за сиюминутную славу, ему доставшуюся, за успех. Нина Заречная разная в начале спектакля и в его финале: полной надежд и мечтаний, желания состояться в профессии актрисы ее играет Светлана Колпакова; опустошенной и отстраненной от жизни, почти что призрачной, бесплотной делает ее Роза Хайруллина. Треплев в исполнении Игоря Хрипунова — нервный тип, талантливый молодой человек, тяготящийся тем, что мать не признает его таланта (возможно, здесь главную роль играет ревность одного творческого человека к другому), страдающий от того, что у посредственного писателя Тригорина есть все, а у него самого — ничего. Маша Дарьи Мороз — средоточие боли… Обращаем ваше внимание на то, что в данном спектакле артисты курят на сцене.