Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Чайка, Москва

6.3

Чехов по Константину Богомолову — новая редакция

В 2011 году Константин Богомолов, завороженный советской эпохой интерпретатор классики, поставил в МХТ чеховскую «Чайку» с Олегом Табаковым в роли Дорна, Мариной Зудиной — Аркадиной, Константином Хабенским — Тригориным, в то время как Заречную и Треплева — главные роли в этой пьесе — играли молодые артисты. В новой редакции — все те же Табаков и Зудина, но Хабенского сменил Игорь Миркурбанов, Треплева играет Игорь Хрипунов, а Нину Заречную — Светлана Колпакова. Изменился и сам спектакль: из постановки про театр и его новые формы, в которой актеры играют фактически самих себя, — в интимную семейную драму про нелюбовь к другим и себе.

Место проведения

заказ билетов+7 (495) 624 46 47
адрес
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349
5

Пти жё

Бетонный заводской цех, сюда снесли старинную мебель родом будто из «Чайки» 1898 года. Люди пытаются прижиться среди многоуважаемых шкафов, и один Костя Треплев чувствует, что жизни не будет. Он написал пьесу про то, что все жизни уже закончились, но никто не поверил: сказали — что-то декадентское. А жизнь так и не задалась. Маша (Яна Сексте) из заводной школьницы превратилась в истеричку; Сорина (Сергей Сосновский) разбил инсульт, и она вытира­ет ему слюни; Треплев (Павел Ворожцов) перековался в реалиста, но голоса своего так и не нашел. Пробовал петь Визбора — не его, пробовал Шевчука — только голос сорвал. «Колдовское озеро» оказалось болотом, а те, кто достиг успеха, — бездарными. Но талант — вообще фикция, его не существует, как не существует мировой души или, допустим, загадок Вселенной. Люди слетали в космос, подтвердили. Из телевизора Юрий Гагарин рассказывает, что физиологические отправления на высоте не отличаются от земных; про мировую душу — ни слова.

Такой вот трезвый взгляд на вещи демонстрирует режиссер Константин Богомолов в своей «Чайке». Официально — это спектакль «Табакерки», но это они пусть ревизору рассказывают: спектакль не только играется на сцене МХТ, но на­ходится в диалоге с мхатовской традицией. Театр, если он хочет быть новым те­атром, уже не может обманывать публику иллюзией реальности — декларирует «Чайка». С этим сложно не согласиться. Но без обмана не обошлось.

В новой «Чайке» у театра с публикой прямой контакт. Выходит Олег Табаков в роли Дорна — его принимают как Табакова, аплодисментами. Марина Зудина (Аркадина) поцеловала Константина Хабенского (Тригорин) — Табаков поперхнулся. Понятно, актеры играют самих себя. Поначалу игра персоны с персонажем веселит. Но дальше начинаются саморазоблачения, заканчивается все вообще каким-то пти жё. Табаков признается в растрате, Хабенский — что не в силах отказать женщине, Зудина — что все вопросы решает сексом. А оно нам надо? Тем более что играют актеры не себя (они гораздо симпатичней), а те имиджи, которые созданы им прессой. И, делая нас свидетелями своих откровений, они приписывают нам повышенный интерес к своим персонам. В противном случае придется объяснить ситуацию с Заречной. Ее играет прелестная студентка Яна Осипова, которая счастлива, наверное, что ей довелось дебютировать на мхатовской сцене. А Заречная в спектакле — холодная бездарь, которая идет к успеху, широко раздвигая ноги. Но если Табаков играет себя, выходит — и дебютантка играет себя? И что получается: Табаков, значит, царь Соломон, а дебютантка — прости господи? И кому верить? Ей? Табакову? Или режиссеру, который использует их в своих манипуляциях? Не верится никому. Даже Гагарину.

Отзывы пользователей о спектакле «Чайка»

Фото Павел Лягин
отзывы:
99
оценок:
184
рейтинг:
246
1

Честно, не хотел сюда писать. Не было ни одного желания, но два человека настояли, попросили сказать тут, что я образно поведал им.
Кратко.

начну с конца.

Я ушёл в антракте. Ушёл и очень ждал, когда же он наконец случится... случился достаточно поздно - около 21 вечера.

Перед входом на основную сцену(без чего-то 19 часов), пожилая женщина раздавала билеты, приговаривая "не отказывайтесь, Аншлаг на Волге", на что я прошёл мимо, отшутившись, что "около МХТ она не найдёт желающих". Ха, я ошибся оказывается. Желающие были, их было много. Аншлаг с Волги переехал на основную сцену.

ниЧайку давали. Давали пошло, грубо, безынтересно. Публика напротив, принимала достаточно живо и громко (громко точнее это относится к восприятию происходящего Мариной Григорьевной Голуб. Было правда громко, по-рыночному.)

Извините, и всё таки я скажу, не могу убрать следующий абзац.

Олег Павлович удивительный руководитель, превосходный менеджер и "директор супермаркета" (его же цитата), но пожааалуйста, не надо на сцену! Не наааадо! Оставайтесь пожалуйста добрым прекрасным Табаковым-организатором, не надо Табаковым-актёром. Уже не надо. Честно.

К сожалению, аналогичные слова к Марине Зудиной - только тут уже просто - не надо, без руководителя и т.д.

Спектакль случился очень бытовым, крайне и сверх меры идущим на поводу у зрителя, у масс. Не к классику подтягивали и возвышали планочку, а опустили до коленок и хрюкали от удовольствия, видя как зритель "берёт высоту". Но это всё таки была не высота, это было падение. В поисках "новых форм", унесло до пошлости, несуразности и примитивизма. И уже на фоне этой "чудо-формы" мелькал Антон Павлович, параллельным путём "давали Чайку", точнее звучали её мотивы. Звучали негромко, невыразительно, как бы врезаясь в новаторские и "передовые высоты" создателя (режиссёра), каким-то там Чеховым.

Константин Богомолов в своей работе решил больше внимания уделить именно форме, чем нежели содержанию. Точнее кренило всё время на "фишки", видимо домашние заготовки, которые терпели и жади своего часа, и каааааааак...

Так нелепо и нейтрально я ещё не слышал "Люди, львы, орлы и куропатки" настолько в вакуум, в никуда, что Заречная была сама по себе (девочка интересная, но это не Нина), пьеса сама по себе, актёр Табаков и валерьяновые капли - отдельно, Марина Зудина вообще неясно откуда и куда... но был хорош Константин Хабенский. Пардон, Зилов came back! Только без нерва, без эмоции. Некий "литературный мачо", но купающийся в своём превосходстве и умении централизовать внимание. Выставиться на показ. А это и неплохо. Почему нет? У него выходит. Один нюанс - это был не Тригорин. Неа.

Извините, не хотел сравнивать, но не могу не сказать только одного - Юрий Николаевич Бутусов, 2 месяца назад представил зрителю Чайку в формате 3D, которая пробирается сквозь сцену и вылезает за её пределы, дальше и глубже зрительного зала, прямо в зрителя, через сердце, через разум. Проникая и открывая Чехова, чувствуя его, точнее прочувствуя.
Константин же Богомолов представил ниЧайку плоскую, чёрно-белую и очень ограниченную. Хотел ли он переосмыслить Чехова? Влюбить и раскрыть Антон Павловича для зрителя вообще и современной молодёжи в частности?! Неа, не хотел. Хотел просто сделать "фирменный коктейль" (смешать одно с другим, добавить Юрку Шатунова, джинсы и много-много сигарет), однако попутал ингредиенты, замешав слишком много бытового, заезженного и не актуального. Разбавив концентрированного Чехова Шуфутинским и мизансценами из Аншлага на тему "Пьянству Бой".
Это - ниЧайка. ниЧехов. ниПонятно.

Я ушёл и не досмотрел до конца. Но мне всё стало ясно и понятно уже к середине первого акта. Всё стреляло, да не туда, не в меня, а наоборот, от.

Гинкас открыл для меня Чехова, заставил полюбить и понять. Бутусов прочувствовать. Константин Богомолов сделал тоже определённые успехи - собрал летом переаншлаг, пригласив людей на Табакова, Зудину и Хабенского. Заманушка.

ниЧайка найдёт своего зрителя. Фамилии сделают своё дело.
"Человек-оркестр" я думаю снимет Чайку, отдаст место ниЧайке. А мне будет жалко и очень обидно, что на главной драматической сцене страны будет так мало Чехова.
ни тебе Иванова...ни Чайки.

Но как сказал бы Владимир Владимировчи Познер - "Такие нынче Времена" :)

Фото Елена
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
6
1

Смотрела в середине декабря, сейчас середина января, до сих пор противно. Уйти не смогла, не хотелось верить в эту пошлось грязь, казалось ну вот сейчас будет все достойно Чехова и тех артистов, которые это играют. Но нет, мерзость, так уж до конца!
Первый раз увидела современное прочтение классики в Венской опере, так опахабить "Евгения Онегина" думала могли только "проклятые" буржуи.Они правы, мы деградируем. В Чайке Нина - шлюха (поза гинекологического кресла на сцене, ну что еще добавить, если только развернуть девушку в зал), наркоманка влюблена в алкоголика (чудесное исполнение Хабенского).
Как только объяснить детям, что в театре им пьесу смотреть нельзя, а в школе изучать необходимо? Ув. режиссеры не умеете вести себя порядочно? Неужели это теперь образ жизни нашей богемы?

Фото Назарова Марфа
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
9
7

Я так редко пишу про спектакли, только если очень хочется. Последний раз очень хотелось пару лет назад после Гитисовского "Мамонта"

В общем Богомоловская Чайка. Какой умный, талантливый, жестокий и злой спектакль.

Мне очень понравилось

У богомолова такой невероятно смелый "кастинг"- все играют себя. "Медийные лица"- знаменитостей, Янин дебют- совпадает с дебютом Заречной. Табаков- устал от профессии, всё уже было и поэтому он спокоен и то ли философичен, то ли циничен. Кстати, тоже не маловажное совпадение- Дорн единственный подбадривает и поддерживает и подхваливает молодых (Треплева и Нину), точно так же как Табаков, один из немногих, кто думает о смене поколений и дает молодым работать, хотя ни в жизни, ни в спектакле это не решает проблему в корне. А спектакль Константин поставил, что для меня совершенно очевидно, о том, что "часовым пологается смена" и если Треплеву не давать реализовываться и печатать только его детские рассказы( гениальная придумка с книжкой-распашонкой:) Точно так же, как молодые режиссеры годами почему то должны ставить детские утренники, пока им доверят сделать что-то серьезное... Почему так?!Так вот, если система не предусматривает развитие молодых и начинающих, то Треплев застрелится а Нина сопьется и съе.... так далее ( я имею ввиду сцену на столе:) В то время как, "занявшие олимп" будут слушать Шуфутинского ( вообще гениальная сцена в подмосковном пансионате на корпоративке, уровень культуры такой узнаваемый! сразу думаешь, вот кто голосовал за "единую россию" . Простите, не будем про политику!

Итак, действительно не бог весть что сочинил Треплев и сыграла Нина. Но они и не должны быть сразу гениями, они только начинают,а от того, что их никто не поддержал все закончилось торжеством пошлости( финал грандиозный!)... Спектакль, как мне послышалось- продолжение дискуссии "Московский театр- что нам со всем этим делать". И там, простите не знаю этого артиста, который играет управителя. Тоже гениальный режиссерский ход: одет он ну просто с картинки - театральный деятель 60х годов прошлого столетия, и мыслит теми же понятиями, и впервые все эти пошлости и глупости про запиндю и Сильву понятны, он просто безнадежно устарел.. И что со всем этим делать?..

Не совсем поняла необходимость "сношения"Нины с Треплевым, но придумано круто- Треплев ножом нервно разрезает страницы своей книги( непрочитанной тригориным)

Очень смешно как на поклоне уже после спектакля к Хабенскому с объятиями и цветами бегут толпы девушек, о, думаешь, Нины пошли....

В общем, хитрец Богомолов, всех сделал... Смело и умно..За что конечно ему спасибо и браво!

Фото Яков Дж. Дж.
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
9
1

Спектакль превзошел всякие ожидания. Такого провала я ни разу не видел.
Разберу по-порядку.

Не смотря на блестящую игру артистов, спектакль мертв. Голоса многих едва слышны. От Табакова слышны лишь басовый тембр. Действие на сцене не разворачивается, а изредка подергивается в предсмертных конвульсиях, грозясь вовсе сойти на нет: сцены и монологи разорваны, персонажи летают в космосе, не соприкасаясь друг с другом. Чеховский сплин доведен режиссером до клинической патологии.

Сюрреализм заставок обескураживает безвкусностью, хотя звуковое оформление занятно. Лет 15-20 назад постановка, хотя бы за свою оригинальность, могла бы заслужить внимание, но увы, те времена давно прошли. Однако, хоть в целом спектакль и отвратителен и оставляет после себя тягучее, липкое и неприятное ощущения, безусловного внимания заслуживают-таки несколько сцен. Например, сцена свидания Кости с Чайкой - безусловный шедевр! Вообще, сцены сумасшествия режиссеру удались славно. К сожалению, что бы их увидеть придется пережить первый акт.

Фото Nat Dok
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
1

После просмотра этой интерпритации классического произведения остается очень длинное послевкусие грязи, когда находки режиссера-постановщика заменяют откровенными плотскими сценами. Обидно за Чехова, обидно вообще за поколение людей, которое таким образом читает и видит, что хотел сказать автор. И получается, что на премьеру позвали, используя имена известных актеров, которые еще и не очень удачно сыграли свои роли, хотя, возможно, они просто делали так, как говорил режиссер. по всей видимости, претендующий на лавры гения в данной вариации классики. Обидно за актеров, которые совершенно не вписывались в антураж убогой сцены и создавалось ощущение, что они вообще лишние среди театрального реквизита....
И получилось, что зал, полный к началу спектакля, начал опустошаться в первой половине певрого акта. Очень многие просто выбегали на улицу в антракте, пытаясь подышать свежим воздухом и в этом виделась странная аллегория, потому что хотелось смыть с себя всю ту грязь, которая веяла со сцены, что случилось потом, я к сожалению на знаю, потому что ушла с этой премьеры, не в состоянии досидеть до конца спектакля, за что приношу извинения всем актерам и тем, кто участвовал в постановке этого спектакля, но мне неприятно, когда меня считают тупой и навязывают мне такое лично свое "оригинальное" прочтение пьесы Чехова, надеясь, что я досижу до конца, лишь из чувства такта и сострадания к актерам, вынужденным во всем этом играть.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить