Театральная афиша Москвы

Спектакль Безрукий из Спокэна
Постановка У моста

7.5

Пермяки об американской провинции

Пермский режиссер Сергей Федотов несколько лет назад открыл золотую жилу — пьесы современного драматурга Мартина МакДонаха из жизни провинциальной Ирландии, соединяющие в себе Синга и Тарантино, «новую драму» и черный гротеск. В «Безруком» действие переносится в американскую провинцию и напоминает кино, но фирменный стиль автора (а также пермских исполнителей) остается. Главный герой — то ли жертва, то ли маньяк, сюжет состоит из постмодернистских перевертышей, а ставка в игре — больше, чем одна отрубленная рука.

Создатели

Отзывы пользователей о спектакле «Безрукий из Спокэна»

Фото Никита Королевич
отзывы:
20
оценок:
169
рейтинг:
11
9

Этот спектакль я посмотрел на фестивале «Ирбитские подмостки – 2011», где он взял «Гран-при» и «Лучшую режиссуру».
Но начнем издалека:
Перед тем, как прочитать эту новую пьесу «великого русского драматурга» (как назвал его Константин Райкин после прочтения «Королевы красоты»), я волновался, ибо не знал – окажется ли она достойной его предыдущих пьес, будет ли такой же вкусной, смешной, живой, интересной, а главное – будет ли она также хороша на сцене? Причем всем понятно, на какой сцене. Кто бы, что бы там не говорил, но все прекрасно понимают, кто лучше всех ставит МакДонаха. Кто открыл всем глаза на этого автора своими роскошными постановками?! В ком реализованы и с кем ассоциируются герои этих по-настоящему очень крутых пьес? Причем у каждого есть свой главный герой. У меня это, пожалуй, актер Иван Маленьких. Вот разбуди меня глубоким выходным днем и скажи: «Мартин МакДонах», то я без раздумий отвечу: «Иван Маленьких». Только так! Именно в этом артисте (как я думаю) мистер Федотов реализовал и воплотил чертов ирландский дух. А на втором месте в ирландских ассоциациях для меня… верно, Марина Бабошина. Причем если раньше я считал всех ирландских девчонок похожими на образ от Марины Бабошиной в «Калеке…», то вот уже как вторую неделю на работу той же актрисы я ориентируюсь и в вопросе девчонок американских.

Так вот, я волновался. Но дождался перевода от Павла Руднева, прочитал и… понял, что вроде как это оно, то самое – вкусное, хорошее, родное, умостовское. Но не был до конца в этом уверен. Не знаю почему. Надо было увидеть. В общем, только и делал, что говорил себе: Королевич, жди спектакля, причем такого спектакля, что закачаешься.

И что же? Дождался. Приехал вот в Ирбит, пришел в зрительный зал, забрался в свое кресло, обнял самую прекрасную девушку в мире и… наконец-то полностью прочитал эту пьесу. Только в тот день я прочитал «Безрукого из Спокэна» - со сцены, при помощи актеров театра «У Моста» и режиссуры Сергея Федотова. И скажу вам, что это самое ценное – когда материал полностью открывается тебе только во время спектакля. И, черт возьми, какая бездна всего заложена в этой пьесе! На обсуждении после спектакля я с большим интересом и, признаюсь, полным согласием выслушал развернутое повествование мистера Лоевского о том, насколько глубока и хороша эта пьеса, равно как и большинство произведений МакДонаха.

Но для меня, зрителя, и уж тем более читателя неискушенного, эта глубина очевидна стала лишь после просмотра действа. Теперь можно часами сидеть и расшифровывать то, что скрыто под набором штампов и пародий, которые мистер самый крутой современный драматург использовал в своей пьесе. Но как это реализовано? Да просто. Мне вообще кажется, что это чертовски просто. Федотов создает декорации такими, какие ты себе и представляешь, когда читаешь пьесу. Создает образы действующих лиц точно такими, какими они и должны быть. После этого читает какое-то там свое секретное заклинание, и на эти два часа его актеры превращаются в требуемых персонажей, показывают нам самый ядреный кусочек своей скучной американской жизни, потом выходят на поклон и баста. Чего тут сложного? Так что я искренне не понимаю, какого лешего только «У Моста» способен показать нам МакДонаха таким, какой он есть. На этом фестивале нам было с чем сравнить – был спектакль «Сиротливый запад» Озерского театра «Наш дом» от режиссера Олега Хапова. Так по сути это – ересь. Покажи такое МакДонаху, он грязно выругается, а то и еще по мордам нарежет тому, кто его привел сюда. А, к примеру, сходи он на «Безрукого…», то… хотя, черт его, конечно, знает. Но, думаю, он был бы доволен.

Ведь в чем еще фишка у Федотова – он ставит так, как написано, причем до наивного. И в начале его спектаклей, почти каждый раз, я чувствую себя как-то неуютно, ибо боюсь получить сейчас порцию наигранности – вот такого театрального театра, где все так, как должно быть, причем максимально полно и а-ля правдоподобно, но именно «как бы». А через несколько минут абсолютно принимаю правила игры и верю – верю, верю, верю в то, что происходит на сцене. Там именно все так, как должно быть, и планка «театральности» легко преодолена, причем настолько далеко Федотов заходит за эту планку, что ее и не видно вовсе. Как он создает эту атмосферу – не знаю. Но именно ВЕРЮ. Мистика да и только.

К слову сказать, ни одному другому театру на этом фестивале я так не верил. Это совершенно другой уровень. И не удивлюсь, если на следующие «подмостки» в Ирбит Умостовцы заявят, допустим, «Лейтенанта…», то Директор Моор поставит его на закрытие – вне конкурса, иначе сам конкурс можно будет отменять за бессмысленностью.

Но это все пустяки. Главное-то, самое-то главное в этом деле что? Да то, что битком фестивальный зал, и Я – Королевич с первых минут действа и до конца с огромным интересом наблюдал за спектаклем. Вот и все. Больше-то ничегошеньки и не надо. В этом случае ты как зачарованный смотришь действо, следишь за историей, любуешься актерскими работами, чувствуешь запах бензина… Да, кстати, когда этот опасный Кармайкл обливает бензином ребят, а в конце себя – в зале очень сильно пахнет бензином. И когда на обсуждении Валерий Медведев задал вопрос Федотову, какого это в зале пахло бензином, не специально ли это сделано, Сергей Павлович довольно кивнул головой. И это тоже круто.

Ну, а теперь по актерам.

Главная роль Кармайкла от Ивана Маленьких – это роскошная, полная и уже, верно, законченная роль. В таких случаях и говорить нечего – на такую работу стоит просто ровняться и все. Так что Большой Королевский Респект Ивану Маленьких! Вечером, после спектакля, он говорил, что это действительно большая удача, что они (театр) нашли такую близкую тему – пьесы МакДонаха, которая им так хорошо подходит. И это факт. И по отношению ко всему театру, и именно к этому актеру, просто актерище!

Парочка горемычных торговцев наркотиками Мэрилин и Тоби от Марины Бабошиной и Виктора Шестакова. Марину я уже видел и считаю ее очень хорошей актрисой, так что еще до спектакля, зная, что она задействована, сему я был рад очень. А уж во время и после спектакля, когда я убедился, что рад был не зря, ибо мои ожидания были с лихвой оправданы, я, получается, был рад вдвойне. Даже в квадрате. Точно. На обсуждении было сказано, что по сравнению с премьерой эта роль стала точнее и актриса Бабошина идет в правильном направлении. Думаю, так оно и есть. Что было раньше – не видел, но то, что есть сейчас – хорошо. Да, да, да, даже замечательно. А вот роль Тоби мне показалась наиболее слабой. Но вместе с тем она и самая сложная – попробуй ка сыграть чернокожего парня, который одновременно и трусливый слюнтяй, без конца пускающий нескупую немужскую слезу, и тут же проявляющий мужество, смекалку, местами даже отвагу. Попробуй оправдать все это. Причем когда рядом с тобой существуют персонажи с абсолютно обоснованными действиями. Но спектакль пока еще в самом начале своего пути и, как сказали ведущие критики, посмотрим, какова будет его судьба. Как минимум это «Реальный театр» и масса других конкурсов, призов и гран-при. А как максимум – номинация и… Посмотрим, в общем.

А теперь переходим к самому главному событию (для меня) этого спектакля: роли Марвина от Сергея Мельникова. Еще до спектакля по фотографиям Вадима Балакина я очень заинтересовался этим образом. На фото – это черт знает что такое. Но, зная театр «У Моста», я понимал, что вживую тут должно быть нечто весьма и весьма любопытное. Так и оказалось. Марвин получился таким классным дураком, причем сыгранным настолько точно и честно, что в отдельные моменты я не мог понять, как вообще актер Мельников так играет. Или он на самом деле такой (что не так, Честное Королевское – я это и знал, т.е. догадывался, а после – убедился наверняка), или это гений Сергея Федотова вселил бесенка в актера. Класс, просто класс!

2
Фото Культур Мультур
отзывы:
96
оценок:
96
рейтинг:
125
9

«Безрукий из Спокэна» — последняя пьеса Мартина Макдонаха, написанная в 2010 году. Российская премьера случилась уже год спустя в пермском театре «У Моста», создатель которого Сергей Федотов общепризнанно считается первооткрывателем знаменитого ирландского драматурга для нашего театра. А 20 октября спектакль — номинант на премию «Золотая маска» и участник множества фестивалей — смогли увидеть жители Екатеринбурга.

Своей новой пьесой Макдонах, как говорят критики, разрушил миф о себе как об исключительно ирландском драматурге. Все его творчество до этого было глубоко укоренено в реалиях родной страны, а действие «Безрукого из Спокэна» происходит в США. Возможно, это и значимая эволюция. Однако мне кажется, что настоящее искусство национальности не имеет. На то оно и искусство, чтобы быть сверхнациональным. Во всем мире людей, по большому счету, волнуют одни и те же проблемы... Например, этот спектакль помимо прочего о том, как мы не умеем прощать… О том, как часто губим свою жизнь, гоняясь за призраками прошлого.

Но как убедительнее всего говорить с людьми на серьезные темы? Конечно же, используя юмор. А создатели спектакля пошли дальше, определив его жанр как «психологический коМикс». И ключевым здесь является слово «микс». В спектакле сочетаются, кажется, несочетаемые жанры. Это и психологическая драма: главный герой мистер Кармайкл уже 27 лет колесит по Америке в поисках своей отрезанной руки! (Без психиатра тут не обойтись…) И классический саспенс: собственно, зритель все время находится в напряженном ожидании чего-то. И комедия положений: вы даже себе не представляете, что могут вычудить люди, прикованные к батарее, чтобы спасти свою жизнь… И все это замешано на абсурде совместно с прекрасным черным юмором. «Да он просто упал духом… после того, как я в него выстрелил… а выстрелил я ему примерно в голову…»

Декорации предельно натуралистичны. Перед нами комната дешевого американского отеля. Грязновато-зеленые обои, два оборванных кресла, разваливающаяся радиола, мутное окно… и множество других мелких бытовых подробностей. Даже запах бензина, фигурирующего в спектакле, периодически начинает отчетливо слышится в зрительном зале… Оттого и удивительней, как в таком реальном, вещном пространстве, могла произойти столь невероятная история.

В этом абсурдном мире существуют четыре персонажа, и каждый из них интересен. У каждого своя история. Маньяк Кармайкл возит с собой чемодан с кучей отрезанных рук и целует телефонную трубку после разговора с нежно любимой мамой. Поразительная, глубокая работа Владимира Ильина. Его Однорукий страшен и трогателен одновременно. читать полностью на сайте kulturmultur.com

1
Фото Ксения Милославская
отзывы:
77
оценок:
94
рейтинг:
190
7

Театр «У моста» поставил нашумевшую на Бродвее пьесу Мартина МакДонаха «Безрукий из Спокэна».
В новой пьесе действие происходит в современной Америке. МакДонах предлагает дерзкую, ироничную, уморительно смешную и, действительно, чрезвычайно американскую историю. Здесь стреляют, угрожают взрывом, кидаются отрезанными руками и все потому, что 27 лет назад Кармайкл из Спокэна при загадочных и невероятных обстоятельствах потерял руку, которую на протяжении всех этих лет он маниакально пытается вернуть… Но комическая интрига усложняется еще и тем, что помощниками и противниками Безрукого в его бесконечном американском путешествии на короткий отрезок времени становятся афроамериканец, приторговывающий марихуаной, его белая подружка - безбашенная блондинка - и шизофренический портье.
Комедия и смешная и трагичная сразу. Некоторые моменты доведены до фарса, некоторые просто поражают своим безумием. Есть моменты , при которых дружно охает весь зал - от неожиданности.
Присутствует нецензурная лексика, но она очень уместна. Ничего лишнего.
Спектакль номинирован на "Золотую маску".
Это был первый мой поход в этот театр.
Очень понравилось! Достаточно необычно по сравнению с другими театрами. Неформальная обстановка, некая таинственность, которая придается при помощи интерьера, старинной мебели, интригующих высказываний.
В вестибюле фрески с изображением Христа и святого Николая.
Очень доброжелательная атмосфера.

1
Фото вероника савон
отзывы:
5
оценок:
6
рейтинг:
1
9

у мостовцев очередной спектакль культового для них Мак-донаха.только действие теперь не в легендарной уже Ирландии, а в Америке.Но и здесь такие же маленькие люди с озлобленной душой и бестолковые , и идет действо(отсылающее на мой взгляд к фильму"Четыре комнаты").Комедия положений вроде-а берет-герои живые-думают,мучаются,злятся друг на друга и готовы убить, а в конце почти (по мак-донаковски)хеппи-энд..сделано хорошо .,игра Ивана Маленьких-как всегда на износ и пронзительно(беседа с мамой долго вспоминается, у меня в каждом спектакле этого театра есть какая-то фраза-диалог,которая цепляет почему-то сильнее всего)
надо не просто идти-бежать на него,если привезут..

1
Фото Андрей Гаврилов
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
1

Скажу о сюжете. Вернее, о его первой половине, ибо я с трудом её выдержал, покинув театр в антракт: сюжет неприятен, глуп и однообразен. Он насыщен избыточно тупыми диалогами и действиями, лишёнными всякого смысла и юмора: Безрукий звучно и с особым удовольствием обзывает Марвина "пид#ром" более 5 раз на протяжении 20 секунд, при этом крайне слабо аргументируя свою позицию; девушка в диалогах с афроамериканцем демонстрирует настолько слабую сообразительность, что эта игра чрезвычайно быстро перестаёт казаться смешной и т. д.
Каждое следующее действие актёров максимально предсказуемо. Как зритель, по ходу спектакля ты постоянно знаешь, какое действие будет очередным (бросание обуви в свечу, вход портье в номер, руки в чемодане, ...) — это рушит интригу и интерес в ноль.
Когда низкая моральная и смысловая содержательность сюжета компенсируются обсценной лексикой, элементами похоти, повторами и затягиванием действий актёров (которые предсказуемы на 90%), у зрителя создаётся ощущение, что его держат за полного дурака.
Мягко говоря, я разочарован, спектакль не принёс мне положительных эмоций.

0

Галерея