Театральная афиша Москвы

Спектакль У ковчега в восемь
Постановка Будильник

7.7
Театр: У ковчега в восемь

Классная немецкая пьеса

Плывут на льдине три пингвина, спорят: двое верят в Бога, один — сомневается. Тут прилетает голубка и сообщает про Великий потоп. У нее есть два билета на ковчег. Загадка: кто из троих спасется? Юрий Алесин поставил пьесу Ульриха Хуба, в которой смешно обсуждается недетский вопрос: есть ли спасение для неверующих.

Отзывы пользователей о спектакле «У ковчега в восемь»

Фото Saya
отзывы:
3
оценок:
69
рейтинг:
8
9

Против истины всё-таки не пойдёшь и никуда-то от неё не денешься: ребёнок зверь страшный и не вполне познаваемый, так что детский спектакль - особый жанр, там гораздо больше, мне кажется, надо думать о реакции зрителя, потому как переборщить в одном лишь моменте - и всё, крах, дети станут потом слишком активно реагировать. Или наоборот, станет им неинтересно и всё. Теперь, воздав должное жанру, стану хвалить непосредственно "У ковчега в восемь" - детский спектакль Юрия Алесина, о котором здесь речь. Во-первых, выбор драматургии, мягко говоря, странный, - немецкая пьеса, местами напоминающая такую "введение в религию для самых маленьких" - но вполне себе удачный. Пингвиныи - главные герои действа - очаровательны, то есть и актёры очаровательны, и персонажи. Во-вторых, музыка, конечно: живая музыка всегда спектакль делает намного лучше, а когда сам по себе он хорош, и вовсе поднимает до небес. А здесь музыка ещё и несказанно хороша и эти прекрасные рок-мотивчики, в каждом из которых что-то такое знакомое чувствуется - ах! Все необходимые элементы жанра выполнены с ювелирной точностью: интерактивность в нужном объёме, наличие некой морали, но без слишком назидательного тона, и все эти песенки, и то, что спектакль идёт чуть меньше полутора часов в данно случае тоже большой плюс. Ну и взрослым, собственно, тоже скучать не приходится: мы, во-первых, вместе с детьми, поддавшись светлому порыву, кидали на сцену по команде снежки, наслаждались вышеуказанными бесспорными преимуществами спектакля, а я ещё почти до самого конца предстваления гадала, что там за отношения у пингвинячьей троицы - любовный треугольник или всё же menage a trois, но в конце всё встало на свои места. И про отношения я, кстати, не очень-то и надумываю - там это отыграно слегка.
В общем, всем советую, отведите детей, если таковые имеются, на "У ковчега в восемь", а если детей временно нет в наличии, но душа лежит к киданию снежков, когда под ногами только листья, и вообще в Арктику потянуло - вам тоже туда.

6
Фото Дмитрий
отзывы:
68
оценок:
66
рейтинг:
83
3

К сожалению, не могу разделить многочисленные положительные отклики. Я не нашел в Сети исходного текста пьесы, чтобы удостовериться, что эта постановка сделана точно по нему, и что ничего не добавлено русским режиссером. Поэтому, оцениваю, что видел на сцене.
Я не идейный противник попыток художественных трактовок религиозных, исторических, мифологических текстов, сюжетов и концептов, пусть даже смелых и вольных. Совсем даже наоборот. Есть масса примеров, когда это удается хорошо и помогает людям нового времени в понимании исходных замыслов и целей авторов из других временных эпох. Живопись, на такие исторические и религиозные сюжеты, начиная с эпохи Возрождения, можно не рассматривать. Слишком давно это было. А вот, например, стихи Бродского на рождественскую тематику, очень даже хороший пример. Они о нашем сегодняшнем окружающем мире, и написаны для нас, современных людей, и в то же время они и глубинные, и философские и религиозные. Точные по сути. Для детской аудитории – тот же Клайв Льюис. Только не экранизации, а сами книги. Примеры передачи подлинных христианских смыслов мне попадались даже в детской литературе советского периода. С учетом всей той цензуры и идеологии такое было. Только надо увидеть эти скрытые смыслы.
Здесь же происходит другое – подмена понятий и внутренних смыслов, заложенных в данном случае, в библейский сюжет. Примеры по спектаклю. Ной в нем – это такой начальник-раздолбай, который постоянно спит, мало что контролирует, не отличает пингвинов от голубей и в финале говорит напутствие как современный американский президент что то типа про то, что всем спасибо, все молодцы и герои, мир и обновленная после потопа земля теперь для всех и каждого. Про демократию и равные права для всех животных и неживотных в речи было упущено. Голубка, выполняющая по сюжету всю основную работу, это как современная задерганная тетка, полностью отдающая себя службе на Ноя и его «начальника» в ущерб своей личной жизни. Вам нравятся такие образы? Я думаю, люди с религиозными взглядами меня уже поняли.
Продолжу объяснять про подмены. Вот, пингвины. Это прообразы людей, с их чувствами, страстями, пороками, рефлексиями и прочим. Они то переданы верно. За пингвинами угадываются люди, для художественного произведения это нормально и допустимо, хотя расходится с большинством религиозных концепций. Но подмены понятий здесь нет! Пингвины ведут себя как люди. Да нет проблем. Но автор всех остальных героев делает как людей, а в случае с другими персонажами известного всем первоисточника это не прокатывает. Нет, как стеб и прикол, это, наверное, было бы нормально. Вот есть такой чернушно-веселый американский фильм «Догма». Но и там, со всей его «религиозной неполиткорректностью», не происходит подмены понятий. Только ироничные интерпретации. И кроме того, его, конечно, на надо показывать детям «от семи до семидесяти лет». Он для людей внутренне сформированных, не важно в каком мировоззрении. Еще чувство юмора должно быть.
Возвращаясь к спектаклю. Автор так пишет, потому что не понимает для себя других образов, кроме людских. А может это происходит по какой-то другой причине. В общем-то, его мотивы – дело десятое. Они могут быть вполне себе хорошими или нет, это здесь и сейчас не важно. Важен результат. Но, скорее всего, причина в том, что мыслительные процессы и пять органов чувств современного человека других образов автору не дадут. А он, исходя из этих возможностей и способностей, хочет дать свою трактовку на ветхозаветные события, мифы или легенды (нужное, каждый для себя сам подчеркнет). В результате получается заурядный развлекательный текст, а в данной конкретной постановке еще и с пошлыми намеками и шутками. Зачем это детям? Они и так это по телевизору каждый день смотрят. Так пусть лучше здесь будут не серьезные мировоззренческие темы, а обыденные сюжеты из социальной жизни, как в большинстве детских спектаклей. Дурацкого понимания истории о всемирном потопе у детей хотя бы не будет формироваться.
Можно задать вопрос: а причем здесь все эти занудные рассуждения, если речь идет просто о детском спектакле? Какая разница, что точно, что неточно, какие-то образы, прообразы и прочая непонятная муть. Но дело в том, что сама тема сложная, браться за нее хорошо бы с каким-то внутренним пониманием, что-ли. Или не делать этого вообще, чтобы не умножать количество фальсификаций в современной культуре. Постановок по этой пьесе в России не одна и не две. И в других странах их тоже, наверное, немало. Что происходит в остальных спектаклях по этой пьесе, одному «Интернету» известно. Кидание мягкими шариками на сцену и рок-группа с веселыми песенками и клевыми парнями – это все, конечно, здорово. Нравится и детям, и их мамам. Но если вы хотите, чтобы ваши дети начали задумываться и задавать себе или вам какие-то очень важные вопросы, которые им надо будет в своей жизни себе обязательно задать, то это произведение к ответам их не приблизит. Купите им мороженного и погуляйте с ними по городу. Вокруг еще много остается подлинного и красивого.

2
Фото Саша Солдатова
отзывы:
77
оценок:
1107
рейтинг:
95
9

Нет-нет-нет! Вы не правы, когда думаете об актёре, играющем роль «третьего пингвина» в детском спектакле, что он, скорее всего, бездарность, неудачник и мизантроп. Это в Вас говорят обидные стереотипы о детском театре. Да, мало кто сейчас всерьёз занимается его развитием, да, для детей пишется катастрофически мало хороших пьес и да, ТЮЗы по всей России держат при себе многих, кого не пускают на порог настоящего, «взрослого» театра. Всё это вытекает из ещё одного стереотипа: сочинять, ставить, играть для детей якобы слишком просто. Но попадаются иногда детские спектакли, сделанные всерьёз, талантливо и глубоко, с любовью к маленьким зрителям, с фанатичным отношением к театральному искусству. Таким, к моей радости, оказался спектакль Юрия Алесина «У ковчега в восемь».

Казалось бы, сюжет, в основе которого лежит библейская легенда о Всемирном Потопе, мог бы заинтересовать только кого-то вроде детей Фландерса из известного американского мультсериала… Ан нет! Фландерсу пришлось бы утащить сыновей ещё в начале спектакля: для его богомольных детишек «У ковчега в восемь» - слишком вольнодумное и слишком весёлое действо. Без лишнего морализаторства, без библейских цитат, многим маленьким зрителям впервые расскажут о Боге. И тут же, как только прозвучит Его имя, понесутся потоком и вопросы, которые рождаются в голове у любого ребёнка, лишь только начнёшь говорить с ним о самом важном: «А как понять, что Он есть, если Его не видно?», «А почему я должен быть хорошим?», «Почему убивать плохо?», «Как Бог наказывает?», «Почему Он бывает жесток?». Пьеса Ульриха Хуба значительно облегчит ответы родителей на эти и многие похожие вопросы.

Но что самое приятное – с такой сложной задачей режиссёр Юрий Алесин и творческая команда театра «Будильник» справляются играючи, успевая шутить, наслаждаясь театром в его подлинном смысле. Дети и их родители не только узнают историю трёх пингвинов, спасшихся от Потопа на Ноевом ковчеге, но и похохочут над ссорами этих странных птиц, над самовлюблённостью и растерянностью голубки, над внезапными поворотами сюжета. К немалому удовольствию публики, спектакль начинается с интерактивного элемента: Арктика на сцене появляется только тогда, когда все зрители дружно кинут на сцену войлочные снежки. Всё действие сопровождает живая музыка (гитара А. Ахвердяна, бас-гитара А. Стефановского, духовые Д.Шамшина, перкуссия В. Малыгина), забавные звуковые эффекты (ветер из полой пластмассовой трубки, гром из железного листа), секреты которых не прячут от детей. Сюжет приятно перемежают забавные песенки в стиле light-rock. Реквизит и декорации простые, но не без фантазии: тучи на верёвочках с дождиком-мишурой, спасательные круги, войлочные сугробы, гигантский красный чемодан, огромный радужный зонт и многое другое…

Что же до актёров (Александр Амелин, Ольга Петрова, Александр Караваев, Марианна Дырзу), то они играют выразительно, каждый в своём образе. Особенно зацепил Александр Караваев - тот самый «третий пингвин», к которому большинство заранее испытывает неосознанную враждебность. Единственный немного расстроивший недостаток спектакля– технические оплошности. Впрочем, уверена, что его причина – молодость театра, у которого нет даже собственной площадки, где всецело можно было бы положиться на технику.

2
Фото Екатерина
отзывы:
6
оценок:
6
рейтинг:
7
9

Итак, начну с самого начала. Как говорил классик:"Театр начинается с вешалки". У меня поход на этот спектакль начался с бронирования билетов через интернет: очень приятное впечатление оставило общение с Ларисой, вся информация очень оперативно, доходчиво и доброжелательно - уже приятно. Дальше собственно про саму "вешалку" насколько я поняла разные спектакли театра "Будильник" проходят на разных сценах, мы были возле "старого детского мира". Бархатные портьеры, мраморное крыльцо - нет, это не про это место. Всё гораздо скромнее, и я бы сказала неформатнее - сначала напрягло. Поднимаемся по лестнице - сидят двое молодых людей (такого странноватого вида), у которых я спросила как нам пройти в зал и где купить билеты, они мне всё показали - очень вежливые (потом оказалось, что это музыканты, играющие на спектакле на всевозможных инструментах). А дальше...сам спектакль, тут много было написано, не буду повторяться, но я вспомнила себя в студенческом возрасте, много смеялась, наслаждалась музыкой, игрой актёров, юмором и режиссёрской задумкой. Дети в восторге, моя дочь (6,5 лет) сказала, что это был лучший спектакль в её жизни)) Всем спасибо!!!

1
Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
463
7

Жила-была шведская семья пингвинов: верующий (Амелин), сомневающаяся (Петрова) и убеждённый атеист (Караваев). На почве религиозных конфликтов последний вынужден был покинуть товарищей… Но не спешите с выводами: пьеса Ульриха Хуба «У ковчега в восемь» в самую последнюю очередь похожа на морализаторскую проповедь. Без пафоса и пиетета внесценический персонаж Бог, которого вдруг всё достало, устроил Всемирный Потоп, и его уполномоченная Голубка (Дырзу) пустилась оповещать всех тварей, как водится, по паре. Наши благочестивые пингвины получили два билета на Ковчег, но бросить третьего они не могут – и проносят контрабандой, рискуя быть выброшенными Ноем за борт. Закончилась эпопея благополучно: пассажиры сошли с борта на обновлённую землю, а Бог признал свою ошибку и пообещал больше потопов не устраивать. Концепция театра «Будильник» - «чтобы дети рассуждали как взрослые, а взрослые – по-детски смеялись». Лучшего определения я бы не дала, а будучи человеком, окончательно взрослеть не собирающимся, я и смеялась над удачным юмором, и могу заверить, что это отнюдь не пустой, а весьма философский, для своего жанра, спектакль. Например, тема смерти для многих родителей считается таким же табу, как и тема рождения, и сказки вроде «дедушка уехал в командировку» звучат не реже, чем «тебя принёс аист», а мне кажется, что нет худшего вранья, чем враньё детям. А уж в том, чтобы кто-то из современных мам и пап находил время адекватно рассказать ребёнку о Боге, я и вовсе сомневаюсь. Дети же очень тонко чувствуют фальшь и обладают бОльшим абстрактным мышлением, поэтому здесь к заведомо недостижимой реалистичности не стремятся – вместо пингвиньих масок несомненно приятнее смотреть на живые человеческие лица, человеку, рассыпающему по сцене листья, не нужно сюжетное оправдание, а необходимые звуки можно тут же воспроизвести: гром – ударив по металлическому листу, дыхание спящих тигров – подув в пластиковую трубку. Музыка тоже живая – гитара, бас, саксофон, под этот маленький оркестрик исполяняются замечательные песни с непопсовыми мотивами на режиссёрское либретто. С самого начала спектакля, когда дети сами создали на сцене Арктику, забросав её снежками из ваты, между сценой и залом установилась несущая море позитива взаимосвязь – актёры реагировали и отвечали на детские реплики, общались с музыкантами, и это было более естественным, чем актёрская отрешённость от зала по канонам «взрослого» театра или набившее оскомину что-то вроде «дети, помогите, ответьте хором». И актёры, и музыканты работали с явным удовольствием, энтузиазмом и самоиронией, без переигрывания, заискивания перед публикой и тем паче без халтуры. На протяжении часа действие «держало» взыскательную и разношёрстную детскую публику, никто не заплакал, не заскучал, не запросился домой, не задавал вопросов, свидетельствовавших бы о непонимании происходящего. Для меня, непосвящённой в работу с детьми, привыкшей, что они шумят, тупят, капризничают, мешаются, такой спектакль видится маленьким чудом, а качественный детский театр вообще – призванием, пожалуй, более сложным, нежели театр репертуарный, кормящий кассу бесчисленными мелодрамами, которые обыватель с аппетитом потребляет. В общем, господа, имеющие в наличии сыновей, дочерей, братишек, сестрёнок, племянников, племяшек и т.п., теперь вы знаете, куда племя молодое-незнакомое сводить с пользой и удовольствием – просто следите за сайтом театра «Будильник». И я туда ещё когда-нибудь вернусь, ведь там обещают спектакль по Шэлу Сильверстайну, которого я очень уважаю и люблю.

26.09.2010
Комментировать рецензию

1

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить