Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Метод Гренхольма, Москва
Постановка Театр наций

7.7

Психологический детектив из жизни «белых воротничков»

Четверо приходят на собеседование в надежде занять вакансию топ-менеджера, но вместо этого вынуждены общаться друг с другом. Пьесу каталонского автора Жорди Гальсерана Театр наций называет интеллектуальным триллером и одновременно — ироническим комментарием к правилам современной корпоративной культуры. С русскими актерами ее поставил болгарин Явор Гырдев.

Место проведения

Театр наций

Театр наций

7.8
Спектакли главных режиссеров России и мира — с Евгением Мироновым
На сегодняшний день Театр наций, руководимый Евгением Мироновым — самый успешный продюсерский проект с амбициозными реализующимися художественными планами. Тут играют спектакли режиссеров со всего мира: Алвиса Херманиса, Робера Лепажа, Роберта Уилсона. Здешняя режиссура представлена не менее убедительно: Кирилл Серебренников, Дмитрий Волкострелов, Тимофей Кулябин, Максим Диденко. Кассу собирают имена на афишах: Чулпан Хаматова, Лия Ахеджакова, Ингеборга Дапкунайте — список можно продолжать. Здесь собирают театральные достижения провинции на Фестивале театров малых городов. Сохранять звездную команду и жанровую гибкость — от драмы и комедии до постдрамы и балета — позволяет отсутствие труппы.
касса+7 (495) 629 37 39
адрес
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349
7

Психологический детектив

До недавних пор источником наших представлений о новом европейском театре служил фестиваль NET, показывающий в Москве спектакли молодых западных режиссеров. Теперь другим его источником служит еще и Театр наций. С тех пор как в театр худруком пришел Евгений Миронов со своей командой, в которую вошел арт-директор NET Роман Должанский, Театр наций продюсирует новый европейский театр на местности. Первым опытом в этом направлении были «Рассказы Шукшина», которые латыш Алвис Херманис поставил с русскими актерами. После его успеха Театр наций следует проверенному рецепту. Актеры — Сергей Чонишвили, Игорь Гордин, Виктория Толстоганова, Максим Линников. Западный режиссер — сорокалетний болгарин Явор Гырдев, с которым публика могла познакомиться на последнем NET, куда он привозил яростного, провокативного «Калигулу». Пьесу каталонца Жорди Гальсерана предложил театру сам Гырдев — и не просчитался. Повального увлечения, подобного тому, которое вызвали «Рассказы Шукшина», драму, разыгравшуюся в отделе кадров одной за­падной фирмы, не ждет. Но где-где, а в Москве публика ей гарантирована. Это уже проверено (например, на спектаклях «Offис» в Пушкинском театре и «Под давлением» в РАМТе): подобное притягивается к подобному, и если на сцене ак­теры в деловых костюмах, то и зал битком заполнен деловыми людьми — в кои-то веки они могут увидеть на сцене что-то про себя родимых. Четверо приходят в компанию на собеседование. Каждый метит на должность коммерческого ди­ректора, каждый рассчитывает на персональный прием. Но, оказывается, им всем вместе предстоит пройти через серию испытаний. Вскоре они узнают, что один из них — наблюдатель со стороны компании, а в финале…

Впрочем, расскажи я про финал, и смотреть будет нечего. «Метод Гренхольма» — психологический детектив. Вроде «Десяти негритят», только с другого ро­да убийством: тут корпорация убила в человеке человека. Мы до самого конца не понимаем, кто тут кого испытывает, но конечная цель детектива очевидна с самого начала — это разоблачение той подмены, которую корпоративный мир тотальных мнимостей принес в мир действительный. Для подсказки над сценой возвышается копия объекта Дэмиена Херста — акула в формалине. Акуле, проданной коллекционеру Саатчи за 50 тысяч фунтов стерлингов, пришлось протухнуть, чтобы был поднят вопрос: дохлая акула — это искусство или подмена? Актерам нужно было два часа кряду будоражить нервы публики неожиданными поворотами сюжета, чтобы прозвучало в конце концов то, ради чего пьеса была написана. «Нам, — воспроизвожу по памяти слова одного из представителей корпорации, — нужен не хороший человек, который притворяется подлецом, а подлец, который способен притвориться хорошим».

Отзывы пользователей о спектакле «Метод Гренхольма»

Фото Татьяна Гайдаржи
отзывы:
6
оценок:
6
рейтинг:
14
5

Пьесу Жорди Гальсерана, безусловно, интересно будет посмотреть зрителям, никогда не работавшим в крупных корпорациях. Им будет очень любопытно, что так бывает, как сейчас модно говорить. Тем, которые знают о том, что представляет собой процедура отбора кандидатов на вакантную должность не понаслышке, будет уже не интересно, а грустно. HR-менеджерам итак все известно, а тех, использует подобные методы, не перевоспитаешь, если считать, что главная задача современного театра – воспитание зрителя.

Мне было грустно. Мне хотелось иного финала, я даже ждала его, т.к. с пьесой была не знакома. Мне бы хотелось, чтобы герой Сергея Чонишвили после пройденных им испытаний все же позволил себе роскошь не только выйти из себя, сорваться на чрезмерные эмоции, но и совершить какой-то поступок. Но он поработал над собой и аккуратно «свернулся». Все в духе времени, идем дальше, как говорится.

Экзаменаторы-психологи-коучеры-HR-ы почувствовали себя небожителями, им-то никто испытание не устроит, поэтому они и заигрались. Они сами придумали правила игры, которую затеяли. И их не интересует концовка, главное – процесс. Правильно задумался герой Игоря Гордина, зачем они всем этим занимаются? В целях поиска совершенного кандидата? Но на протяжении всего действа о профессионализме никто не рассуждал, только о личностных качествах, проявляемых в стрессовой ситуации.

После спектакля нахлынули воспоминания о пройденных мной собеседованиях с «профессионально» составленными задачами о туземцах, которые работают на консервном заводе на необитаемом, прошу заметить, острове, и не имеющем связей с внешним миром, о необходимости срочно исполнить приказ директора о ликвидации 50% запчастей к пассажирским самолетам в ангаре, не имея соответствующих технических знаний и компетенции.

И не могу промолчать про мат, которого было немало, который существует, но должны ли мы слушать его в театре? Это, как говорится, для красоты слога? Или это перевод с каталонского?

Грустно, еще раз очень грустно. Мне понравилась игра Сергея Чонишвили, он, как всегда, великолепен. Наверное, я не согласна с автором пьесы. Не все же ведут себя как все. В нашем безумном мире есть еще люди, имеющие собственное достоинство. Чтобы оправдать свое название интеллектуального триллера, был бы допустим более жесткий финал. Чтобы хоть что-то изменилось.

Фото Ира  Кадыкова
отзывы:
13
оценок:
13
рейтинг:
23
9

(Идти и смотретья обязательно!)

Метод Гренхольма

Поиск работы – уже немалый стресс для человека. Но не единственный. К сожалению, имея совершенно не запрещаемое никаким законом поле для «пыток», hr-менеджеры компаний вволю испытывают кандидатов на «вшивость». Такова реальность. Отражением которой и стал спектакль «Метод Грёнхольма», поставленный на сцене Государственного Театра Наций по пьесе каталонца Жорди Гальсерана.
Строгие, но точные декорации указывают нам точно время и место действия: офис крупнейшей корпорации; наши дни. Деловые костюмы и первые официальные фразы героев подсказывают нам, что «пытка» или, как принято называть собеседование, начинается.
Сюжет захватывает с первых секунд. Детективные линии подкрепляются накалом страстей психологического триллера. Динамика развития событий настолько стремительна, а напряжение столь ощутимо, что в какой-то момент зритель ловит себя на мысли, что это он проходит собеседование, он ищет решение, для предложенных задач, он….он…он. На кону высокая должность и ,как следствие, огромная зарплата. Но в напряженной атмосфере повис главный вопрос «Достаточная ли ты сволочь, для этой должности?» Вердикт может вынести лишь «инквизитор».
Режиссеру-постановщику спектакля удалось ювелирно подобрать исполнителей для каждой роли и именно в этом заключается залог увлекательности и успеха спектакля. Доверие или требуемое по сюжету недоверие к каждому герою сохраняется до последней минуты. Ведь психотип – вот что выходит на первый план, когда все одеты в усредняюще строгие деловые костюмы.

Фото Алексей Новиков
отзывы:
69
оценок:
132
рейтинг:
45
5

На сцене центра им. Мейерхольда болгарский режиссер Явор Гырдев (автор остроумного неонуара "Дзифт") поставил "черный" детектив о лжи, искусственности и офисном пространстве. Доля условности и наигранности не обошла стороной и саму постановку, что, впрочем, зачастую сопровождает офисные истории (например, "Самый большой босс" фон Триера или "OFFИС" в театре им. Пушкина). Быть может сама атмосфера шикарной переговорной комнаты транснациональной корпорации, в интерьере которой проходит спектакль, тому виной. В стеклянные раздвижные двери в дорогом деловом костюме с портфелем в одной руке и финансовой газетой в другой бодрым шагом приходит на собеседование на должность директора последний герой. Справа - мировые часы, показывающие одно и тоже глобальное бизнес время, слева - карта мира, над дверьми - акула в аквариуме совсем как у Дэмиена Херста. Только если в поп-арте речь идет о "Невозможности физической смерти бла-бла-бла" в формалине, то здесь сам кандидат должен показать все ухватки акулы капитализма. Ведь вскоре оказывается, что он - не единственный претендент на кресло в банке с пауками, а выжить в ходе искусственного отбора должен только один. Все люди врут, только некоторые изощреннее. Режиссер не превращает пьесу в триллер в духе Пилы, или марксистскую критику; камерная (на 4х актеров) постановка - это психодрама (действие происходит в Испании), и очень смешная. Пройдя череду психологических игр и тестов, герои, кувыркаясь в обмане и придуманных историях, придут к морализаторскому выводу: мы не те, кем хотим казаться, а на пути к продвижению продаж не сложно потерять личностную идентичность. Психологи из отдела HR проповедует здесь метод Гренхольма, с неумолимо нацистской логикой заставляющий добиваться результата любыми (вербальными) способами ради зарплаты. Сомнительная этическая награда в мире чистогана. Плавание в тексте стоит списать на премьеру, в общем актеры убедительны в своей неправде, и особенно это удается Сергею Чонишвили.

Фото gataroja.livejournal.com
отзывы:
18
оценок:
20
рейтинг:
33
7

К концу спектакля становится страшно. У каждого человека есть свои тараканы, есть свои слабости. Более того, человек по природе своей слаб. Такова мораль спектакля.
Даже корпоративные отморозки, бездушные, агрессивные машины по зарабатыванию денег. Не стоит обманываться их внешней силой и напором.
И все же отдел кадров ищет на вакантную должность в транснациональную корпорацию вот именно такого безупречного кандидата, сильного, агрессивного, успешного, без сантиментов. Но, не найдет, т.к. даже у самого сильного человека есть прошлое, есть свои слабости и см.выше. Любого человека можно сломать, если копать глубоко.

Спектакль еще одно подтверждение уже ранее слышанной мысли о том, что психологи и психотерапевты, не столько лечат, сколько калечат. Они обязательно найдут что-то, чтобы доказать, что ты придурок и с тобой не все в порядке. Подобная фраза, кстати, звучит и в начале спектакля. Но вот поможет ли тебе это осознание. Нет. Способны ли они помочь тебе. Тоже нет.

Противоречивые чувства остались от игры актеров. Местами наигранно и с искусственным надрывом. Там где надо было бы прошептать, очень часто был крик. Даже у Чонишвили, хотя стоит отметить что в финале именно он держал весь зал. Безупречен был только Гордин.

P.S. Страшно стало еще и от того, что такие вот по сути больные и изувеченные люди правят корпоративным миром. Имя им легион. Они управляют нами, а значит, калечат и наши жизни. Так стоит ли стремиться в мир корпораций? Все чаще ответ оказывается «нет», но инстинкт выживания пока еще говорит «надо».
P.S.S. Людям с тонкой душевной организацией желающим послать работу подальше смотреть не рекомендую, до ухода с работы дело может быть и не дойдет, а вот депрессняк гарантирован.

Фото Ия Яковлева
отзывы:
85
оценок:
84
рейтинг:
71
5

Из рекомендованного к просмотру уважаемыми людьми.:)
Автор пьесы- каталонец - такой человек ну никак не мог похвалить корпоративную культуру.
Он и и не похвалил.
Однако демонизация деятельности отдела кадров крупной фирмы - не та тема, которая мне интересна,
и этот факт сыграл свою роль в восприятии спектакля.
Было иногда довольно скучно, и довольно предсказуемо. Не в поворотах сюжета, тут есть место и удивлению, и сюрпризам, и неожиданностям, да и постановка - небезынтересная, и актеры - хорошие.
Но доказательство того, что известно и очевидно само по себе - воспринимается как нечто излишнее.
Жанр психологического детектива - увлекательный, а вот вопрос - кто тут хороший, а кто - подлец - нисколько.
По сюжету, претенденты на пост топ-менеджера играют друг с другом, получается немножко программа "в мире животных"
Нужно ли доказывать существование "корпоративного зла" путем большого и умного спектакля? Вот в чем вопрос.

А вот как раз акула в формалине (оммаж Дэмину Херсту, или плагиат-напоминалка из Дэмиана Херста, фиг поймешь, ида и не обязательно понимать) - она приятна, уместна, хороша собой во всяком ракурсе, премило было лишний раз повтыкать на это всем давно известное произведение.
Ура современному изобразительному искусству - оно - живо, доступно, и играет со смыслами интереснее, пожалуй, чем драматурги.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить