Театральная афиша Москвы

Спектакль Агата возвращается домой

Постановка Практика
8.2
оценить
Театр: Агата возвращается домой

Невероятной красоты постановка по пьесе Линор Горалик

Пьеса «Агата возвращается домой» поставлена Филиппом Григорьяном по одному из текстов Линор Горалик. Приключения восьмилетней Агаты — это одновременно и сказка про зимний лес и притча о том, как человек учится принимать серьезные решения. Это история об искушении, о чувстве вины и о нарушении законов, данных родителями. А еще — один из самых красивых спектаклей Москвы. 6 апреля 2018 года его сыграют в последний раз.

Создатели

Лучшие отзывы о спектакле «Агата возвращается домой»

Фото Meister
отзывы:
54
оценок:
171
рейтинг:
68
7

Понравились решения по декорациям и эффектам. По всей видимости, все малобюджетное, но очень оригинальное - видно, что придумано и воплощено увлеченными людьми. Само действо смотрел тоже с интересом, хотя, конечно, очевидно, что написано женщиной и для женщин. К стати, это - моноспектакль, играет только одна актриса. Сюжет истории прост и сказочен, но вот идея понятна не совсем. Типа, не следует хватать в лесу маленьких бесят и тащить их домой, и, тем более, общаться и играть потом со взрослыми бесами? Не следует принимать от бесов подарки? А, раз уж приняла, не следует ими пользоваться? Но финал истории не утверждает эти постулаты - Агата, с трудом отказавшись от бесовских "искушений", идет домой, но понимает, что больна еще больше, чем до этого, и неизвестно еще, что ее ждет дома. Может быть, та сказочная поимка бесенка и была ее шансом в жизни, и зря она от него отказалась?.. Не этого ли она и хотела, побежав в лес через все запреты? А если нет, то нефига было тогда и вобще думать о лесе, и морочить родителям, себе и бесу головы!

И еще, детским спектакль я бы не назвал, хотя в зале были дети лет 6-9, впрочем, старшему (и возможно, среднему, лет с 12-ти) школьному возрасту - в самый раз.

3
0
27 сентября 2010
Фото Амелия Карамелова
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
5
9

Пьеса про то, как говорить "нет". Для меня так. Про безопасность. Красивая сценография Филиппа Григорьяна и Гали Солодовниковой, прекрасная Алиса Хазанова. Текст - Линор Горалик, я очень ею восхищаюсь, она очень талантливая. Загадочная история, жуткая в своей сказочности и реальности. Моя шестилетняя дочь не боялась, ей понравился весь визуальный ряд, а смыслы мы проговорили с ней, ну и непроговорённые они останутся с ней, конечно. Всё-таки как много в Москве совершенно потрясающих детских спектаклей, которые так много могут дать взрослым тоже.

2
0
8 декабря 2014
Фото Мария Дорохова
отзывы:
19
оценок:
20
рейтинг:
37
9

Гениально, оригинально и потрясающе! Впрочем, как и все у Практики. В этот театр, если понравилась хотя бы одна постановка, можно смело идти в любой день, на любой спектакль, выбирая с закрытыми глазами. Лишний раз убедилась с этом на "Агате". Что ни спектакль, то душа, то жизнь, то полное включение в действие, которое пролетает на одном дыхании. Я даже про свой кашель забыла... открыв рот, смотрела... Выходя из дверей театра, не смогли пройти мимо кассы и купили билеты на Коммуникантов :) А дальше будем брать просто подряд, чтобы ничего не пропустить. Еще раз спасибо всем, кто создал, создает и будет создавать Практику!

2
0
7 февраля 2011
Фото scherzo
отзывы:
17
оценок:
30
рейтинг:
12
9

Про этот спектакль хочется разговаривать, обсуждать...

Нескромно. Для меня это спектакль - прорыв. Сразу по нескольким причинам. Во-первых, это главное событие в области российского театра для детей. Исключительно современный спектакль, must-see для подростков и их родителей, которые способны и хотят поглощать актуальное искусство.

Во-вторых, потрясающая, необыкновенная сценография. Не знаю, с чем можно было бы сравнить... Например, с представлением Дэвида Копперфильда;)

И в-третьих, факт того, что текст Горалик теперь можно услышать в театре. До увиденного я могла представить себе это сказку, философскую притчу скорее, только мультфильмом, крайне высоко-художественным, для показа на фестивалях и все...

Не стоит пытаться вести в "Практику" на этот спектакль детей младше 8 лет. Но вот подросткам и их родителям точно будет интересно. Алиса Хазанова -- хорошая драматическая актриса.

2
0
11 января 2010
Фото Саша Солдатова
отзывы:
77
оценок:
1106
рейтинг:
97
9

Сказка для взрослых.
«Агата возвращается домой» – спектакль Эдуарда Боякова и Филиппа Григорьяна по тексту Линор Горалик – особая постановка не только в репертуаре «Практики», но и вообще для современного театра. Оригинальность её – в многослойности. Дети видят в спектакле своё: сказку, которую не найдёшь дома в книжке, оживающие картинки, историю о том, как маленькая Агата стала взрослее, научившись делать выбор. Для взрослых же спектакль шире: это произведение искусства, открытое для интерпретаций, полное недетских по глубине тем.
Основная тема «сказки для взрослых от 8 лет» – искушение. Агате строго настрого запрещено ходить в лес, но родителей нет дома, она уже 3 часа слоняется из угла в угол и ей так «СКУ-ЧНО», что маленькая прогулка по зимнему лесу начинает казаться не такой запретной. Всего-то 100 шагов туда и обратно – оправдывается перед собой девочка в начале сказки, и аргумент кажется весомым. Но с каждым следующим витком истории (знакомство с бесёнком, игра в ладоши с его Отцом, принятие от Дьявола страшного подарка – магического кольца…) Агата всё больше чувствует, что принимает неправильные решения. Вместе с нравственным законом внутри неё появляется и настоящее желание нарушать правила, уже не от скуки, а повинуясь неведомой дьявольской силе. По мере познания добра и зла в восьмилетней девочке нарастает как страстное желание поиграть в ладоши с Дьяволом, так и чувство вины, выражающееся даже физически - болезнью. Но, к счастью, между двумя противоположными полюсами, Агата в результате выбирает путь «ДО-МОЙ», туда, где «СКУ-ЧНО» и нет ни летающих бесят, ни их таинственного Отца, от игры в ладоши с которым чувствуешь себя самой «умной, сильной, смелой, удивительной». Решение это вырастает не на пустом месте, и взрослый зритель легко может догадаться по внутренней символике, через что приходится пройти девочке. Агата выбирается из трёх лесов: стеклянного, оловянного и обычного – после того, как отвергает с большим усилием все три кольца, предложенных Дьяволом: деревянное, охраняющее от боли, оловянное, дарящее чью угодно любовь, и стеклянное, позволяющее вызвать Отца бесёнка в любой момент. Что характерно для всего текста сказки, после того, как Агата вернула волшебное кольцо обладателю, она вырывается из магического оловянного леса, но её не покидает чувство совершённой величайшей ошибки, раскаяния. И вот – она снова натыкается на бесёнка, уже другого. Только тогда выбор её становится окончательным, когда действительно «умная, сильная, смелая, удивительная» Агата кричит бесу: «Пошёл вон! Пошёл вон! Пошёл вон!». И эти постоянные контрасты, начинающиеся ещё с первой, домашней, игры Агаты, когда она поочерёдно прикасалась лбом то к холодному окну, то к горячей батарее, - неотъёмлемая часть внутреннего психологизма девочки.
У взрослого зрителя такая сложность психологии, проблем, которые встают перед восьмилетней девочкой, могут вызвать недоверие: а есть ли что-то общее между персонажем Алисы Хазановой и моим ребёнком? Не слишком ли всё это наворочено для маленького человека? И эти вопросы обуславливают, как мне кажется, выбор именно взрослой актрисы, а не девочки, на роль Агаты. Сказку рассказывает повзрослевшая Агата. Конечно, и детям бывает скучно, конечно, они чаще, чем взрослые, задумываются над тем, что такое хорошо и что такое плохо, но они не рефлектируют так на эту тему, как героиня, а совершают выбор неосознанно. И только с высоты прожитых лет Агата может осознать, что творилось в её голове во время игры в ладоши с «человеком в серой шубе». Описание этих сложных, недетских мыслей зритель слышит из задних динамиков, будто это не чужая, а его душа общается с Люцефером, изнывая от противоречий.
Интересный звук из динамиков за спиной – отнюдь не единственный оригинальный приём в «Агате…». Кажется, художник по свету (Сергей Васильев) в этом спектакле использует все технологии и прожекторы, находящиеся в арсенале театра. Тут есть и светящийся задник сцены (небо), и деревья, бьющие в глаза дневным светом, и рассыпающиеся по сцене отблески будто от кристалла, и тонкие лучи в тумане, словно от утреннего солнца, и даже цветное изображение из прожектора, которое раскрашивает чёрно-белые картинки в сказке Агаты. Словом, чего только нет. Под стать технологическому изобилию и игра Алисы Хазановой. Как в театре Мейерхольда, она строится на пластике и интонации, логике жеста и звука, проза Горалик великолепно выстроены ритмически, в то время как духовного единства актрисы с текстом не ощущается. Сложно, конечно, живому человеку не потухнуть в окружении такого количества цветных прожекторов, но вряд ли манера игры была выбрана режиссёром случайно. Возможно, кто-то скажет, что, как живой смолистый лес лучше сказочного стеклянного, так и эмоционально переживаемая актёром игра лучше любых фонариков, теней и картинок. Но кто-то, наверно, и заметит ещё один смысловой слой сказки, который вскрывает почти футуристическая оснащённость спектакля. Ведь стремление Агаты к интересной, фантастической жизни в итоге никуда не исчезает, а только прячется очень глубоко. Туда, откуда зритель и наблюдает за её историей через многогранные призмы и цветные стёклышки. И ему в этот момент совсем не «СКУ-ЧНО».

1
0
15 мая 2010

Галерея

Информация от организатора

Информация предоставлена театром «Практика»

История Агаты показывает, что поступки, боль, выбор — необходимые части жизни. Невозможно избежать боли, невозможно избежать выбора, более того, невозможно даже отложить его. Сказка Линор Горалик — честный разговор с ребенком на принципиальные взрослые темы.

Главная фотография: пресс-служба театра Практика