Театральная афиша Москвы

Спектакль Марьино поле
Постановка Театр на Литейном

6.2

Абсурдистская фантасмагория к празднику Победы

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Андрей Пронин
отзывы:
90
оценок:
75
рейтинг:
84
3

Напыщенный спектакль о старухах к памятной дате

Галина Жданова — очень красивая девушка. И несомненно, одаренная актриса: не так давно она еще служила в труппе Театра на Литейном. Но ее влечет режиссура — а здешний худрук Александр Гетман не возражает. И Ждановой доверили поставить многофункциональный спектакль. Во-первых, чтобы доказать, что ­театр не забросил эксперименты и здесь самовыражается молодежь. Во-вторых, исполнительница главной роли — актриса Елена Ложкина — давно заслужила бенефис. В-третьих, нужно было что-то выпустить к празднику 9 Мая.

«Марьино поле» современного драматурга Олега Богаева кого-то восхищает, кого-то возмущает — что называется, спорная вещь. Три столетние старухи — Маша, Серафима и Прасковья — перед лицом смерти вспоминают войну, мужей, не вернувшихся с фронта, а сила любви и памяти заставляет время двигаться вспять. Все остальное — необязательный антураж, но его с избытком, и местами драматургу явно изменяет вкус. Возникает ощущение, что Богаев на спор взялся написать пьесу, которую невозможно было бы поставить. Второстепенных персонажей — прорва, и они к тому же бесконечно претерпевают метаморфозы. Мент превращается в фашиста, белка — в диктора Левитана, корова — в козу. Еще фигурируют Сталин и маршал Жуков на коне. Одним словом, фантасмагория.

Если Богаев и впрямь держал пари, то он проиграл. Режиссер Жданова воспроизвела текст пьесы буквально — со все­ми превращениями и галлюцинациями. Для этого ей понадобилась группа молодых актрис в белых одеждах: они поочередно надевают маски и говорят смешными натужными голосами. Пригодилась евростандартная мобильная декорация художника Георгия Пашина: подвижная платформа, красные полотнища… Кроме того, в дело пошла хореография: актеры танцуют, бегают, маршируют на месте. Для полноты картины — роскошная световая партитура Евгения Ганзбурга и пест­рое музыкально-шумовое оформление. Не спектакль, а каталог фестивальных штампов. В «Марьином поле» Ждановой нет ни единого живого слова, ни единого жизненного наблюдения. Разве что имеется повод лишний раз убедиться, что исполняющие роли старух Елена Ложкина и Ирина Кушнир — хорошие эксцентрические артистки. Но то, что они играют, заставляет вспоминать не о войне, а о салонной комедии Франсуа Озона «8 женщин».

Отзывы пользователей о спектакле «Марьино поле»

Фото Роман Белов
отзывы:
3
оценок:
4
рейтинг:
1
9

Спектакль чудесный. В нем есть живое чувство. В нем есть единение простого человека с Историей. Того, что нет сейчас в нашем времени. Мы сейчас живём, как статисты - за нас всё решают, а мы стыдимся своих правителей и самих себя. А там - иное. Там простые люди не отделяют свою судьбу от своей страны. И они делают Историю, и они сопричастны к ней - отсюда появление Жукова, Сталина, Гитлера. И, главное, вся эта фантастическая, по-хорошему фантастическая история (сказка - ложь, да в ней намёк...) рассказана потрясающим театральным языком! Я считаю этот спектакль (да и любой зритель, которые его видел) событием в театральной жизни, и моя оценка - твердое пять. Спектакль смотрится на одном дыхании, ну, а мастерство актрис старшего поколения - выше всяких похвал!

Фото Елена Сылова
отзывы:
11
оценок:
11
рейтинг:
4
5

Быль или небыль?
«Марьино поле» по пьесе О.Богаева в Театре на Литейном. Реж. Г. Жданова. 9 мая 2009
Так сложилось, что наше поколение родилось спустя 40 лет после Великой Отечественной Войны. Многие из нас еще застали в живых ее непосредственных участников и очевидцев. Мы не сможем до конца понять и пережить в полную меру те разрывающую душу страдания, которые пришлось перенести нашим близким и соотечественникам. Но мы можем со-переживать и со-чувствовать, потому что историческая память об этой трагедии живет в нас самостоятельной жизнью. Она срабатывает особенно тогда, когда к ней обращаются: рассказы очевидцев, документальные кадры заставляют ужасаться тому, что пришлось перенести тем, кто жил в войну. В свою очередь, художественные произведения аккумулируют в себе всю нехудожественную действительность: они показывают жизнь нелепой и жестокой, они помогают нам, поколению 21 века, прочувствовать прошлое на себе, так как всех нас связует единая нить восприятия. Мы плачем от горя, смеемся от радости; каждый раз поражаемся нелепости смерти и абсурдности войны. Так или иначе, мы помним и гордимся.
Именно поэтому кажется неслучайной премьера, состоявшаяся 9 мая, в Театре на Литейном спектакля "Марьино поле" по пьесе Олега Богаева. Драматург, ученик Николая Коляды, выбрал более чем актуальную тему, до сих пор животрепещущую и больную: ожидание Женщиной Мужчины, вечное ожидание, несмотря ни на что, даже несмотря на смерть. Он создал полупритчевый - полумифический текст про 100летних старух, которые отправляются встречать своих давным-давно погибших на войне мужей. Создатели спектакля пошли дальше, обозначив жанр как «небылица». Место действия условно, сам сюжет фантастичен. Кроме темы вечного ожидания, есть и непосредственное обращение к нашей исторической памяти: вопреки небывалым перипетиям сюжета, первопричиной всего является минувшая война и те, кто осиротел без своих возлюбленных, братьев, сыновей, отцов.
В спектакле свой путь героини проходят буквально по кругу: на сцене вращающийся деревянный диск; такая же деревянная стена, назначение которой многофункционально – она становится то избушкой, то баней, то полатями, то повозкой да поставленный вертикально гроб – это и уборная, и смотровой пункт (художник-постановщик Георгий Пашин). Главная героиня Марья (в исп. Елены Ложкиной) заражает, точно гриппом, своих подруг стремлением встретить любимого после стольких лет. Ей поддается даже упрямая Серафима (в исп. Ирины Кушнир), хозяйка той самой коровы Машки (которую она так назвала в честь самой Марьи, ослепленная ревностью). Прасковья (в исп. Ирины Лебедевой), скромная и тихая старушка, с воодушевлением поддерживает главную героиню, ведь она идет чистой на встречу тому, для кого берегла себя всю свою жизнь. Актрисы по возрасту значительно моложе своих героинь, однако они не используют возрастной грим, а подчеркивают тяжесть лет походкой, интонациями. Более того, кажется, что по мере приближения к цели они молодеют на глазах. Три женских образа суть противоположны: целеустремленная Марья, сварливая Серафима, доверчивая Прасковья – но их объединяет одно – несокрушимая вера в то, что они непременно встретят своих любимых, которых прождали столько долгих и мучительных лет.
Помимо главных героинь на сцене присутствуют еще несколько женщин - они молоды и привлекательны. Так, по мнению создателей спектакля, должны выглядеть …коровы. Косы, заплетенные из бечевки, это их хвосты. Появление этих персонажей в спектакле вполне обоснованно – они связывают, точно хвостами цепляют друг за друга, воедино всю материю спектакля – все его разнообразные сценки. Эти девушки, с огромными выразительными, почти коровьими глазами (!) есть и античный хор, который запевает драму, и все остальные персонажи, которых встречают на своем пути старухи. Один раз удачно найденный прием никак не может себя изжить и в каждом новом эпизоде обретает еще одно воплощение. Например, встреченный героинями Гитлер есть не что иное как "корова", поместившая кисточку от хвоста себе над губой. Щеточка-кисточка и грубый голос – вот приемы, которых достаточно в этой небылице для создания узнаваемого образа. То, к а к это делается, безусловно, вызывает улыбку. Гармонист-гриб - та же "корова" только с ведрами без днища на ногах и руках. А белка-Левитан так же обретает мужской облик, благодаря изменению голоса и все тем же усам-хвосту на лице. Комичность героев создаётся и гримом и манерой существования на сцене. Однако стоит отметить, что это небольшое "стадо коров" (=персонажей пьесы) создает эффект постоянного мельтешения, вмешательства инфернальных сил. Точно какие-то бесенята дурачатся со старухами и потешаются над ними: устраивают бурю, загоняют в баню и поджигают ее, крутят колесо времени, чтобы в финале разорвать своими копытцами все мечты героинь, совсем как старую фотокарточку.
Характерно, что в спектакле на сцене только женщины при том, что в первоисточнике обилие мужских образов. Это необходимо, чтобы подчеркнуть бытие без мужчины, то, как это было после войны, и то, как это было в течение долгих лет жизни главных героинь. В самом финале это соприсутствие молодых девушек и старух находит свою кульминацию: в Девичьем источнике героини хотят обрести молодость, чтобы быть одного возраста с теми, кого ждали всю жизнь. Но этот источник не властен над старухами, только бедная корова Машка обращается почему-то в козу. Интересно сценическое решение: одна из девушек ложится в позу Женщины, дающей Жизнь. Пустое ведро между ее ног - сам источник, из которого выходят маленькие человечки, созданные из вилок и ложек. Этим подчеркивается хрупкость человеческого бытия. В этот момент время перестает существовать, границы становятся условными, и рядом оказываются женщины молодые и старые - они ждут. Их глаза наполнены слезами и мольбой, страхом и любовью. И зритель видит в этом сосуществовании течение жизни. Молодость с ее надеждами и искренними чувствами неизбежно пройдет, лучистые волосы поседеют, а полная энергии кожа покроется морщинами, и придет старость. Но надежда и чувство не изменится с годами. И слезы отчаяния и безысходности будут стоять в глазах всегда. Потому что каждая женщина в своей жизни ждет любимого. И в этом цель ее жизни, ее Судьба.
У спектакля кольцевая композиция: только если в начале на полатях лежала 100летняя старуха, то теперь лежит молодая женщина. Она ждет свою любовь и верит, что когда-нибудь дождется.
"Марьино поле" - это спектакль, заставляющий плакать и смеяться. Ценность самого текста в том, что мы, с одной стороны, попадаем в мир, созданный воображением этих уже слабых разумом старух. С другой же, эта "небылица", которую каждому хочется обратить в быль: чтобы жить, верить, ждать и непременно дождаться. На премьере 9го числа в зале были ветераны. В частности рядом со сценой сидела пожилая женщина - почти ровесница 100летних старух на сцене – ее грудь искрилась медалями. В течение действия она улыбалась. Потому что по-другому воспринимала горечь утраты и боль потери. С высоты своих лет, по-философски. Но важно было одно: ей было безмерно приятно, что помнят о том, что ей никогда не забыть.

Фото Владимир
отзывы:
9
оценок:
26
рейтинг:
6
9

Оценки здесь не будут однозначными из-за нестандартности самой пьесы.
Поставил высший бал за игру актеров, за режисерскую работу. Постановка не для всех, мозг выносит на раз-два. Перед походом в театр рекомендую хотя бы пролистать пьесу или попробовать ее прочитать, чтобы понять что режисер сделал из оригинала кофетку.

Фото Оля Василенко
отзывы:
1
оценок:
27
рейтинг:
0
9

Спектакль потрясающий! Понравился некий сюрреализм сюжета и большое количество героев-образов, которые оживляют все действие, делают его небанальным. Декорации, свет, МУЗЫКА! Вообще всё на очень высоком уровне.
Но главное в спектакле - это его невероятная проникновенность. В какой-то момент захотелось зарыдать в голос - настолько все происходящее тронуло за живое. Огромное спасибо всем, кто трудится над спектаклем, они - большие молодцы, заставляют людей сочувствовать и задумываться.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить