Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5

Опера
Идоменей, царь Критский, или Илия и Идамант

Постановка - Мариинский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Редкая в репертуарной афише опера Моцарта

Малоизвестную у нас оперу Моцарта ставит столь же малоизвестный у нас австрийский режиссер Михаэль Штурмингер, известный прежде всего работами в кино: в частности, фильмом «Сукин сын» с участием Чулпан Хаматовой.

  • Идоменей, царь Критский, или Илия и Идамант – афиша
  • Идоменей, царь Критский, или Илия и Идамант – афиша
  • Идоменей, царь Критский, или Илия и Идамант – афиша
  • Идоме�ней, царь Критский, или Илия и Идамант – афиша
Опера
12+
Михаэль Штурмингер
2 часа 55 минут, 1 антракт

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Ольга Манулкина
422 отзыва, 428 оценок, рейтинг 109
3 февраля 2009
Фестский диск

На дворе был январь, в январе — карнавал, к карнавалу — новая опера. Ради престижного заказа из Мюнхена Моцарту дали трехмесячный отпуск. Ему вот-вот должно было исполниться двадцать пять, и он уже лет пять ждал такого заказа. 29 января состоялась премьера — успешная. Но в Вене оперу поставить не удалось, и автор слышал ее еще только раз, в исполнении аристократов-любителей.

«Идоменей» — опера seria. Что означает не только «серьезная»: жанр подразумевает, что сюжет мифологический или рыцарский, персонажи — боги и цари, язык — итальянский, исполнители главных партий — примадонны и кастраты. Главный интерес — вокальная пиротехника и, следовательно, арии, арии и еще раз арии, а между ними — чуть-чуть, быстро-быст­ро — «сухие» речитативы под клавесин и редко-редко ансамбль или хор. И, конечно, солистов следовало подавать в эффектном обрамлении — значит, роскошные декорации и костюмы.

Таким мы знаем этот жанр — в основном по описанию в исторических трудах и учебниках (оперы Генделя, по которым западный слушатель изучает каноны seria вживую, на отечественной сцене никак не осваиваются). То есть не знаем, но привычно ругаем за все вышеперечисленное: за измену идеалам музыкального театра, которым следовали родители оперного жанра; за «концерт в костюмах», как обозвали оперу seria прогрессивные умы.

Конечно, нужно признать, что Моцарт писал свою seria уже после реформы Глюка, которая производилась с намерением этот концерт в костюмах разрушить до основания. И на французское в оригинале либретто, так что к итальянской оперной диете добавились хор и балет, а спектакль включил сцены бури и явление морского чудовища. И, что существенно, со всей мощью своего до тех пор мало востребованного гения.

И все равно в начале ХХ века оперу списали как жанрово устарелую. Правда, ненадолго — последние полвека ее поют и ставят все чаще. Достаточно заглянуть на YouTube, чтобы в этом убедиться — в том числе на примере спектаклей в Зальцбурге в 2006-м и в Граце в 2008-м. Но не у нас. Здесь последняя попытка постановки «Идоменея» предпринималась полтора столетия назад.

Если вчитаться в либретто и вслушаться в музыку, довольно трудно представить, почему все так произошло. Далекий от действительности сюжет? Посмотрим. Его отец убил ее отца и братьев на войне, но она влюблена, и что же теперь будет. Ка­кой тут концерт в костюмах — душераздирающая сцена. Страсти бушуют подлинные, и, увы, чего же тут не понять.

И странно было бы вести речь о модернизации сюжета, когда немецкий драматург Дерек Вебер и режиссер Михаэль Штурмингер интерпретируют бурю, которую наслал Нептун на Идоменея, как наказание за военные преступления: он убивал людей сотнями — женщин, детей, это же враги, а вот теперь должен убить сына и осознать все, что он сотворил в Трое. Потому что опера Моцарта — о войне, и отнюдь не только Троянской, об убийствах, о жертве, о страсти. А опера умирает как раз тогда, когда считается, что все это из другой жизни — античной, например.

1
0

Отзывы

1
Алексей Есин
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 0
8 ноября 2013

Здравствуйте.
На мой взгляд опера великолепна, но постановка-чудовищна. Голоса-супер(слышал в исполнении Паваротти-здесь весьма на уровне. Музыка...ну Моцарт, чего уж говорить. Оркестр отличный, хотя я не специалист и могу сказать лишь,что мне понравилось. Если закрыть глаза и слушать-мурашки толпами по спине бегают) А теперь о печальном; Декорации-3 балла из 10. Ну Бог с ним-видение авторов(немцев). Костюмы-0 баллов из 10. Такое впечатление,что кто в чем пришел, тот в том и пел.Забудем-постановка,типа, такая... История,напомню, в древней греции, сразу после троянской войны. Поэтому мужики в немецких касках и с автоматами МП(шмайсер) Вас смущать не должны. Все это еще куда ни шло. Даже то,что Иедоменей, вырвав нож у женщины, получает от нее пулю из невесть откуда взявшегося пистолета-да уж раз такая пьянка-наплевать. ...пусть!!!! Но то что этот спектакль открыто пропагандирует однополую любовь, вот это уж совсем не по мне!!! Сын Иедоминея по смыслу влюбляется в наложницу отца. Так вот, сына играет ЖЕНЩИНА! И они превосходно находят общий язык(т.е. наложница тоже его...эээ...ее любит) и в конце они женятся. Мало того это показано довольно красиво и привлекательно. В зале,к слову, много детей. На 90% или более-девочки с матерями в возрасте от 5 до 12 лет. Рядом со мной сидела девчушка. Поначалу была в недоумении, потом ее музыка заворожила и она перестала волноваться по поводу несоответствия. Хорошо хоть она не читала текст, ведь там четко-СЫН..., а на сцене,пардон, баба... причем не самая симпатиШная. Хочется спросить руководство Мариинки;-"Вы сэкономили на всем,чем можно. Декорации такие студенты за два дня сделать могут. Так зачем же вы(специально с маленькой буквы пишу, ибо не уважаю)..., зачем вы пытаетесь привить нашим детям западную толерантность к однополым бракам? у нас что, очень хорошо с демографией? И даже не толерантность. Терпимость это нормально. Но вы-НАВЯЗЫВАЕТЕ эти взгляды неокрепшим умам. Есть огромное желание написать в прокуратуру с просьбой провести проверку по этому факту. Лень заморачиваться, но возможно решусь. Короче мое личное ощущение, что угробили великолепную оперу. Вышел, как оплеванный и такое-же ощущение у большинства. Сам слышал,как обсуждали. В общем кто не верит-сходите-подивитесь. Только детей не берите.

0
0
7
VylSkloi
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
16 февраля 2009

Почему я выбрала "Идоменея"? Все просто - премьера, да и хотелось услышать наконец дирижирование маэстро Гергиева. Впечатления смешанные. Для меня опера это все-таки не только арии и оркестр, но и пышные костюмы и впечатляющие декорации. И потому, простите, не понимаю я осовремененных постановок! Идоменей в бронежилете, каске времен второй мировой и с автоматом в руках, помещение вокзала с памятными всем сидениями и Электра, обводящая зал пистолетом - это выглядит смешно и очень грустно... Но вместе с тем в постановке чувствуется мысль: например, облачение Идоменея и Иадаманта как членов правящей фамилии - это костюмы морских офицеров, что говорит о военизированном государстве и, возможно, диктатуре. Исполнение арий местами оставляло желать лучшего, голос исполнителя просто пропадал за звучанием оркестра. Но! Потрясающий квартет в третьем акте - звучный, прозрачный и полный напряжения, совершенно восхитительная ария Электры в финале заставили забыть о недочетах постановки. Отдельно отмечу оркестр - мягкое, но очень объемное исполнение пришлось мне весьма по вкусу. В целом - при некоторых недостатках представление прошло на одном дыхании. Твердая четверка: закрыть глаза и слушать!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все