Театральная афиша Москвы

Спектакль Киже
Постановка МХТ им. Чехова

6.9

Синтетический спектакль Серебренникова про Россию

В экспериментальном опыте Кирилла Серебренни­кова сошлись проза Тынянова и старославянская речь, музыка Алексея Сюмака и путевые заметки Канта, танец буто и академический вокал. Серебренников всеми средствами рисует страну, где человек — только прах. В центре «русский Гамлет» император Павел (Сергей Медведев).

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349
7

Нет приема

В начале императору Павлу снится сон: он, весь в белом, мечом джедая рубит армию врагов. В конце стая джедаев с такими же мечами врывается в его собственную каморку, чтобы разбудить и заставить отречься, а не получится — убить. Между этими двумя сценами формально уместились четыре года правления Павла Первого, а буквально — два часа современного театра и десятки сценических образов, замешенных на смысловых субстанциях мелкого помола. Новый спектакль Кирилла Серебренникова рисует картину страны, где человек — только прах, отрясаемый властью со своих ног, где из бумажной пыли родятся фантомы, а в придорожную пыль превраща­ются живые люди, где царедворцы посыпают головы пудрой, а юродивые — пеп­лом. Колдобинами застывшего праха покрыта сама сцена. Поверх, как излучатель рентгеновского аппарата, скользит ­полоска деревянного подиума. Ее возят поперек сцены туда и обратно, изучая Россию на просвет и вывешивая рентгеновские снимки на неоновых экра­нах. Снимок показывает: позвоночник искривлен.

Первым делом надо предупредить: ­если есть сомнение, идти на этого Серебренникова или нет, лучше не ходить. Потому как если судить о Серебренникове по праздничному «Лесу», звонко бряцающему по ностальгическим струнам, или по «Фигаро», где Евгений Миронов поет Сержа Генсбура под фортепиано — то «Киже» может вызвать разочарование: расслабиться тут не удастся. Если ­судить о Серебренникове по его ранней работе с современными пьесами, эффект будет тот же: в «Киже» и не пахнет сегодняшней действительностью, этот спектакль о России вообще. Разочарованные тянутся к выходу во время действия, заставляя скрипеть половицы мхатовского малого ­зала и раздражая оставшихся. Оставшихся, которые любят Серебренникова за «Господ Головлевых» и «Голую пионерку» — за рассуждения о России, превращенные в каскады головокружительных образов. В нынешнем рассуждении нашлось место серьезной современной музыке композитора Алексея Сюмака и японскому танцу буто, которому труппу обучал Василий Ющенко. Нашлось место академическому вокалу и ­эксцент­рике, старославянской речи и перкуссиям. Не нашлось только ­места тыняновской лаконичности, что обидно: в основе всего действия лежит короткий и виртуозный рассказ Юрия Тынянова «Подпоручик Киже».

Автор «Кюхли» и «Смерти Вазир-Мухтара», пухлых исторических романов с историческим героем в центре, в «Подпоручике Киже» Тынянов писал об истории вообще без героя. В скупом повествовании параллельно развиваются три линии. Первая — рождение в результате писарской ошибки фантомного подпору­чика Киже. Вторая — превращение в фантом реального пору­чика Синюхаева. Третья — история правления Пав­ла I, существа в своем роде не менее фантомного. У Серебренникова конкретная павловская эпоха распространяется до ны­нешних времен, а на первый план выходит сам Павел — «русский Гамлет», которо­му вопрос «быть или не быть» решить не проще, чем принцу датскому: вся ­ок­ру­жающая его действительность соткана из мнимостей. Ухватываясь за точные и конкретные детали рассказа, Серебренников каждую из них разворачива­ет в обширную и абстрактную сцену. Упоминание, что Павел откопал отца, выливается в стилизованные под «Гамлета» сцены с могильщиками и коронацией черепа. У Тынянова Павел предпринима­ет путешествие по России — и сценические царедворцы ­заслоняют ему действительность плюшевыми ­коври­ками с оленями, эквивалентом потемкинских деревень. Когда коврики сворачивают, действительность показывает свое истинное лицо — вернее, целую коллекцию рыл, позаимствованных у Гоголя и Босха. Замечание о сходстве Аракчеева с Кантом вырастает в сцену путешествия Канта по России, где в реках водятся «штерлядь унд осетр», но не водится, естественно, свободы. И так далее. Петер­бург — умышленный город, Россия — страна рабов, а человек, само собою, квинт­эссенция праха. Образы множатся и наползают друг на дружку, один изобретательней другого. Но образы — еще не спектакль. Как утверждал сам Тынянов, один из основателей формального метода в литературоведении, произведение — это сумма приемов. Именно прием превращает материал в произведение искусства. В спектакле Кирилла Серебренникова материала как минимум на два, но прием, который превратил бы его в нечто законченное — будь то художественно-публицистическое путешествие по стране, или русский «Гамлет», — пока не найден.

1

Отзывы пользователей о спектакле «Киже»

Фото stop_art82
отзывы:
4
оценок:
20
рейтинг:
10
3

Хотелось бы надеятся, что Киже просто неудачный спектакль Серебренникова, а не закат его режиссерского поиска. Спектакль задает множество вопросов, на которые зрителю увы не найти ответов. А вопросы эти зритель должен адресовать не тем образам которые пытается раскрыть режиссер, а самому режиссеру, причем вопросы достаточно банальные - почему ставить эту историю, зачем ставить это сейчас, и что он вообще он хотел всем этим сказать... В экзерсисах текста, мизансцен, образов, сценографии просто невозможно отыскать более-менее удобоваримого смысла. В итоге - "Киже" - спектакль недоумение...

2
Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416
5

Ох, Павел!

Киже- прекрасный в визуальном плане спектакль, загляденье просто! И музыка вполне уместная. Свет и костюмы тоже не без выдумки (чего стоят босяки - от императора до последнего писаря или легкость решения сцены с потемкинскими деревнями). Всё на одном дыхании, сцена к сцене, старательно и видно, что с любовью к театру...
В одном только проблема - нечего сказать К.Серебренникову, давно уже нечего. И от этой пустоты теряется вся прекрасная визуальность и музыкальность работы, а в голову начинают лезть нехорошие мысли о причинах этой пустоты, грехи всякие общественные режиссера вспоминаются...
Ну вот такая жестокая сфера - театр, не любит публика продажных и проигравших, не любит...

2
Фото Павел Лягин
отзывы:
99
оценок:
184
рейтинг:
246
7

Как я уже неоднократно говорил, лично для меня КС - ооочень неоднозначный и непостоянный режиссёр (хотя кто сказал что можно и нужно работать с 100% гарантией результата и качества?!), что у него очередной спектакль - классс, ещё спектакль - это точно серебренников?!

КИЖЕ - прекрасная картинка, картинка с наполнением, с продуманностью и выверенностью автора (режиссёра), удивительно прочувствовавшего 16 страниц рассказа Тынянова. Меня настолько заинтересовала работа, сам материал, очень захотелось почитать первоисточник. С такой неожиданностью обнаружил те самые 16 страниц. Да, текст сочный и насыщенный, но спектакль яркий, очень цветной и живой.
Режиссёр привнёс те элементы "книжного мира", который так и остаётся порой плоским и одноформатным, когда театральный персонаж ?1 (реж.) не понимает что ставит, о чём писал автор и вообще зачем всё это нужно, но это не этот случай. И за это очень радостно.
Тут всё сложилось - мозаика собралась. Никаких лишних элементов. Всё и все на месте.
Свойственный Кириллу оркестр, который так помогает воспринимать, усиливая, ослабляя накал. Звуками делаются акценты, словно расставляются ударения. Подчёркиваются пунктиром, выводятся на передний план.
Потрясающие актёры, умопомрачительный Ващилин - Кант - Паша, вот тут действительно БРАВО!!! Удивительная сцена. Смотрел не отрываясь!
Кристина Бабушкина, Игорь Хрипунов, Стас Беляев, Маша Зорина, Никита Панфилов - всех можно запятовать, все молодцы, не было той механической игры, когда чувствуется - актёры ОТЫГРЫВАЮТ, тут чувстсовались переживания, как пропускают через себя текст, эмоцию.

С Медведевым я встретился первый раз на Терроризме. Тогда никак не оценил молодого актёра, который перемещался по сцене, издавал звуки, эта мизансценка с собакой ну и прочие. Ну и как-то потом выпал Сергей из вида. А тут французский проект - Башня Дефанс - и вот это точно открытие! Открытие молодого, многогранного и чертовски талантливого артиста!!
В Киже без сомнения - Павел, в исполнении Медведева, получился таковым, как задумывал сам автор (ну так мне кажется, при чтении рассказа), каким на много-много процентов и был сам Павел, судя по тем знаниям, что у меня свежи из курса истории. Страшным, строгим, фанатичным самодержцем...

Всем большое спасибо!
Очень хорошая и качественная работа.

P.S. захотелось посмотреть Отморозков)))

1
Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
463
7

Рассказ «Подпоручик Киже» был написан Тыняновым на основе исторических анекдотов как сценарий несостоявшегося немого фильма, а Серебренниковым превращён в пьесу. Абсурдность механизма власти что во времена её героев, что во времена её автора осталась абсурдностью и в наши дни, поэтому сюжет, с одной стороны, актуален, с другой – прозрачно понятен во всех своих аллюзиях и метафорах. Павел I (Медведев) смотрит на запад, но заражается не идейным содержанием, а формой, играет в солдатиков, будучи оторванным от мира настоящих, живых людей. Человека подменяет бумага, и судьбы бумажных подданных вершит бюрократия, могучее паукообразное божество государства, каждая клякса которого обретает вес снежной лавины. Опечатка, вместо «подпоручики же» записавшая «подпоручик Киже», породила легендарного персонажа, несуществующего, но ставшего для закона и легковерных обывателей не менее реальным, чем сам документ, впервые зафиксировавший его существование. Киже обвинён в кричании «караул», разбудившем императора, сечён плетьми, сослан пешком в Сибирь, но о нём сложили душещипательную сказку – якобы несчастный пострадал из-за любви к фрейлине, подумав, будто та его разлюбила, и раскричавшись от страха. С другой же стороны – поручик Синюхаев (Хрипунов), по ошибке объявленный мёртвым: после того, как его вычеркнули из списков, уже никто и никогда не поверит в то, что он жив, потому что названному покойником полагается лежать в могиле, а не ходить по земле. Мистификация, притворство, подлог и обман настолько органично входят в общественную жизнь, что люди начинают сомневаться: а не «подменённый» ли государь, и существует ли он вообще? Ведь даже на собственном венчании он не присутствует, будучи слишком занятым вынесением приказаний, и вместо самого Павла супружеский долг исполняют его бравые вояки. Смешно? Нет, грустно! Мифический Киже возвращён из Сибири и помилован, растёт в чинах, получает награды, а настоящий Синюхаев, так и не сняв с закрытых насильно глаз медные пятаки, становится юродивым слепцом, познающим суть созданий и явлений через их запахи. А Павел так ничтожен и так одинок рядом с огромным сонмом чиновников, начальников и прочих власть имущих, независимым от него, что единственным человеком, которому он может доверять, оказывается… произведённый в генералы Киже, фантом, созданный хитроумным Аракчеевым (Тимцуник) ради мнимого спокойствия самодержца. Так любой правитель опирается на пустоту, вымышленную «всенародную» любовь и поддержку, не слыша всеобщих выкриков ненависти и не замечая страданий своего народа, им вызванных. Кто бы ни взошёл на трон, он – колосс на глиняных ногах, под престолом уже вырыта могила, и слабовольный и слабосильный Павел, как мы знаем из истории Отечества, был убит в результате дворцового переворота по инициативе собственной жены, процарствовав 4 года, 4 месяца и 4 дня. «От апоплексического удара скончаться изволили» нелепый «русский Гамлет», которому не давали покоя призраки не только идеальной дисциплины, но и великих предков, с черепами которых он разговаривает. Умерла ли власть вместе с ним? Конечно же, нет. Пока свобода не нужна русскому человеку, привыкшему склонять спину при виде розги, пока любое отклонение от государственных обрядов и канонов, будь то даже коврик с кораблём, а не с оленями, французские мушки не избавят женщин от жизни по «Домострою», а все слова философа Канта (Ващилин), к слову – гражданина Российской империи, никогда не покидавшего её территории, – канут без пользы и следа. На место Павла придёт новый бездумный и бездарный тиран, и так по кругу, и виноваты в этом не только и не столько династии и партии, сколько миллионы людей, с чьего молчаливого согласия и попустительства без перемен крутится это страшное колесо. «Киже», проповедующий, как многие хорошие спектакли, необходимость выдавливать из себя раба, к тому же и красиво сработан в изящно стилизованных костюмах, туманом висящей в воздухе мучной пыли, которую и пускают в глаза одни другим, которой запудривают лица и события, с живым оркестром на верхней галерее, пением и подлинными литературными и юридическими текстами павловских времён. Атмосфера создана: бесцветность, бельмо, муть, морок, дурман – даже вместо главного героя пустое место. Действие ни на мгновение не провисает, не даёт расслабиться, отвлечься или заскучать, переходя от лёгкого к сложному, от театральной игры к глубокому актёрскому психологизму в воплощении гротесковых образов, порою нескольких сразу. Да, спектакль не настолько цепляет, чтобы на него возвращаться, но определённо запоминается и может считаться качественно проведённым вечером, к тому же всего за пару часов без антракта.

09.09.2010
Комментировать рецензию

1
Фото IloveSpongeBob
отзывы:
16
оценок:
49
рейтинг:
26
7

Благодарный театральный зритель всегда хочет увидеть на сцене сочетание хорошая пьеса – хорошая постановка, но есть идея получше. Хорошая новая интересная пьеса – хорошая постановка! Так, к примерам второй из формул театрального счастья можно смело отнести спектакль «Киже», поставленный на Малой сцене МХТ им. А.П. Чехова режиссером-новатором Кириллом Серебренниковым по знаменитой повести Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» (с собственноручно-режиссерским преобразованием из новеллы в пьесу).
Основой повести, написанной в 1927 году, послужила анекдотическая история об ошибке придворного писаря, действие которой происходит во времена царствования императора Павла I. Составляя со слов императора указ о возведении в следующий чин офицеров, при написании фразы «прапорщики ж [такие-то] — в подпоручики», писарь фатально, как оказалось позже, ошибся, написав «прапорщик Киж». Так возведенный в подпоручики Киж наделал много шуму при дворе и стал историческим героем с необыкновенной судьбой, впервые в русской литературе освященный в своих рассказах ещё знаменитым автором толкового словаря Владимиром Далем. Тынянов добавил герою импозантности, переделав его имя на французский манер – Киже. Перед режиссером стояла сложная задача, которая, к счастью, оказалась выполнена. В постановке Серебренникову удалось материализовать героя, которого нет вовсе, временами мы, зрители, даже видим его – вот он идет в кандалах, сделанный из воздуха.
Знающие предысторию идут в театр смотреть вовсе не комедию, но постановку ироничную, басню, если хотите, с ярко выраженной моралью. И получают то, что хотели. Выдержанная в духе времени рассказа постановка «белого цвета» (именно он преобладает в цветовом решении декораций и костюмов) производит впечатление легкости, наблюдения за детской игрой, несерьезности происходящего. И больше всего это относится к образу Павла I, роль которого правдоподобно исполняет актер Сергей Медведев, не оставляя сомнений, что таким и был тот самый император, к портрету в зеленых тонах которого в детстве на экскурсии в музее тянулась и не дотягивалась рука экскурсовода.
С отношениями «народа и власти», основной темой постановки, также всё ясно. Неизменные русские черты обнаруживаются в придворных служителях, демонстрирующих чудеса вранья и пресмыкательства в скрывании нелепой ошибки. Регламентные предписания, ставящиеся выше здравого смысла, абсурд бюрократической системы – Кириллу Семеновичу можно сказать спасибо за возможность посмеяться.. да, за всем нам предоставленную возможность посмеяться над собой. Прибавьте к этому достойное сценическое и музыкальное решения спектакля, в которых режиссер жонглирует множеством мелких деталей и фактов повествования, и остаются лишь несколько слов для вывода - чистый театральный гротеск рядом с нами, стоит лишь купить билет.

0
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить