Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 3.6 из 5

Голосов: 28

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

В экспериментальном опыте Кирилла Серебренни­кова сошлись проза Тынянова и старославянская речь, музыка Алексея Сюмака и путевые заметки Канта, танец буто и академический вокал. Серебренников всеми средствами рисует страну, где человек — только прах. В центре «русский Гамлет» император Павел (Сергей Медведев).

Рецензия «Афиши»

Оценка: 4 из 5
Спасибо! 1
Елена Ковальская

980 рецензий · 297 оценок · 1332 спасибо

Нет приема

В начале императору Павлу снится сон: он, весь в белом, мечом джедая рубит армию врагов. В конце стая джедаев с такими же мечами врывается в его собственную каморку, чтобы разбудить и заставить отречься, а не получится — убить. Между этими двумя сценами формально уместились четыре года правления Павла Первого, а буквально — два часа современного театра и десятки сценических образов, замешенных на смысловых субстанциях мелкого помола. Новый спектакль Кирилла... Показать полностью

Нет приема

В начале императору Павлу снится сон: он, весь в белом, мечом джедая рубит армию врагов. В конце стая джедаев с такими же мечами врывается в его собственную каморку, чтобы разбудить и заставить отречься, а не получится — убить. Между этими двумя сценами формально уместились четыре года правления Павла Первого, а буквально — два часа современного театра и десятки сценических образов, замешенных на смысловых субстанциях мелкого помола. Новый спектакль Кирилла Серебренникова рисует картину страны, где человек — только прах, отрясаемый властью со своих ног, где из бумажной пыли родятся фантомы, а в придорожную пыль превраща­ются живые люди, где царедворцы посыпают головы пудрой, а юродивые — пеп­лом. Колдобинами застывшего праха покрыта сама сцена. Поверх, как излучатель рентгеновского аппарата, скользит ­полоска деревянного подиума. Ее возят поперек сцены туда и обратно, изучая Россию на просвет и вывешивая рентгеновские снимки на неоновых экра­нах. Снимок показывает: позвоночник искривлен.

Первым делом надо предупредить: ­если есть сомнение, идти на этого Серебренникова или нет, лучше не ходить. Потому как если судить о Серебренникове по праздничному «Лесу», звонко бряцающему по ностальгическим струнам, или по «Фигаро», где Евгений Миронов поет Сержа Генсбура под фортепиано — то «Киже» может вызвать разочарование: расслабиться тут не удастся. Если ­судить о Серебренникове по его ранней работе с современными пьесами, эффект будет тот же: в «Киже» и не пахнет сегодняшней действительностью, этот спектакль о России вообще. Разочарованные тянутся к выходу во время действия, заставляя скрипеть половицы мхатовского малого ­зала и раздражая оставшихся. Оставшихся, которые любят Серебренникова за «Господ Головлевых» и «Голую пионерку» — за рассуждения о России, превращенные в каскады головокружительных образов. В нынешнем рассуждении нашлось место серьезной современной музыке композитора Алексея Сюмака и японскому танцу буто, которому труппу обучал Василий Ющенко. Нашлось место академическому вокалу и ­эксцент­рике, старославянской речи и перкуссиям. Не нашлось только ­места тыняновской лаконичности, что обидно: в основе всего действия лежит короткий и виртуозный рассказ Юрия Тынянова «Подпоручик Киже».

Автор «Кюхли» и «Смерти Вазир-Мухтара», пухлых исторических романов с историческим героем в центре, в «Подпоручике Киже» Тынянов писал об истории вообще без героя. В скупом повествовании параллельно развиваются три линии. Первая — рождение в результате писарской ошибки фантомного подпору­чика Киже. Вторая — превращение в фантом реального пору­чика Синюхаева. Третья — история правления Пав­ла I, существа в своем роде не менее фантомного. У Серебренникова конкретная павловская эпоха распространяется до ны­нешних времен, а на первый план выходит сам Павел — «русский Гамлет», которо­му вопрос «быть или не быть» решить не проще, чем принцу датскому: вся ­ок­ру­жающая его действительность соткана из мнимостей. Ухватываясь за точные и конкретные детали рассказа, Серебренников каждую из них разворачива­ет в обширную и абстрактную сцену. Упоминание, что Павел откопал отца, выливается в стилизованные под «Гамлета» сцены с могильщиками и коронацией черепа. У Тынянова Павел предпринима­ет путешествие по России — и сценические царедворцы ­заслоняют ему действительность плюшевыми ­коври­ками с оленями, эквивалентом потемкинских деревень. Когда коврики сворачивают, действительность показывает свое истинное лицо — вернее, целую коллекцию рыл, позаимствованных у Гоголя и Босха. Замечание о сходстве Аракчеева с Кантом вырастает в сцену путешествия Канта по России, где в реках водятся «штерлядь унд осетр», но не водится, естественно, свободы. И так далее. Петер­бург — умышленный город, Россия — страна рабов, а человек, само собою, квинт­эссенция праха. Образы множатся и наползают друг на дружку, один изобретательней другого. Но образы — еще не спектакль. Как утверждал сам Тынянов, один из основателей формального метода в литературоведении, произведение — это сумма приемов. Именно прием превращает материал в произведение искусства. В спектакле Кирилла Серебренникова материала как минимум на два, но прием, который превратил бы его в нечто законченное — будь то художественно-публицистическое путешествие по стране, или русский «Гамлет», — пока не найден.

Скрыть

Все рецензии «Афиши» 2

Лучшая рецензия

Оценка: 2 из 5
Спасибо! 2
stop_art82

4 рецензии · 20 оценок · 10 спасибо

Хотелось бы надеятся, что Киже просто неудачный спектакль Серебренникова, а не закат его режиссерского поиска. Спектакль задает множество вопросов, на которые зрителю увы не найти ответов. А вопросы эти зритель должен адресовать не тем образам которые пытается раскрыть режиссер, а самому режиссеру, причем вопросы достаточно банальные - почему ставить эту историю, зачем ставить это сейчас, и что он вообще он хотел всем этим сказать... В экзерсисах текста, мизансцен, образов, сценографии просто... Читать полностью

Отзывы пользователей

Оценка: 4 из 5
IloveSpongeBob

16 рецензий · 49 оценок · 26 спасибо

Благодарный театральный зритель всегда хочет увидеть на сцене сочетание хорошая пьеса – хорошая постановка, но есть идея получше. Хорошая новая интересная пьеса – хорошая постановка! Так, к примерам второй из формул театрального счастья можно смело отнести спектакль «Киже», поставленный на Малой сцене МХТ им. А.П. Чехова режиссером-новатором Кириллом Серебренниковым по знаменитой повести Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» (с собственноручно-режиссерским преобразованием из... Читать полностью

Оценка: 4 из 5
Спасибо! 1
Павел Лягин

98 рецензий · 183 оценки · 243 спасибо

Как я уже неоднократно говорил, лично для меня КС - ооочень неоднозначный и непостоянный режиссёр (хотя кто сказал что можно и нужно работать с 100% гарантией результата и качества?!), что у него очередной спектакль - классс, ещё спектакль - это точно серебренников?!

КИЖЕ - прекрасная картинка, картинка с наполнением, с продуманностью и выверенностью автора (режиссёра), удивительно прочувствовавшего 16 страниц рассказа Тынянова. Меня настолько заинтересовала работа, сам материал, очень... Читать полностью

Оценка: 4 из 5
Спасибо! 1
NastyaPhoenix

381 рецензия · 381 оценка · 460 спасибо

Рассказ «Подпоручик Киже» был написан Тыняновым на основе исторических анекдотов как сценарий несостоявшегося немого фильма, а Серебренниковым превращён в пьесу. Абсурдность механизма власти что во времена её героев, что во времена её автора осталась абсурдностью и в наши дни, поэтому сюжет, с одной стороны, актуален, с другой – прозрачно понятен во всех своих аллюзиях и метафорах. Павел I (Медведев) смотрит на запад, но заражается не идейным содержанием, а формой, играет в... Читать полностью

Все рецензии 10

Новые детские книги Автор «Дневника слабака» Джефф Кинни об экранизациях, видеоиграх и своей любимой группе

Лучшие игры для взрослых и детей

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

Волшебные игры для всей семьи

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

17 и 18 октября на фестивале «Территория» покажут новый спектакль Яна Фабра «Бельгийские...

Чехи, живущие в Москве, поделились с «Афишей Daily» любимыми ресторанами и пабами, где можно...

Более 500 каталогов выставок, научных статей и гидов одного из крупнейших музеев мира....

Как развивался туристический бизнес Египта век назад?...