Театральная афиша Москвы

Спектакль Бедная Лиза
Постановка Театр наций

5.6

Дуэт Чулпан Хаматовой и Андрея Меркурьева

Балет на музыку Леонида Десятникова в хореографии Аллы Сигаловой. Изначально он ставился на солиста Большого Андрея Меркурьева и актрису Чулпан Хаматову. Позже ее заменила сама Сигалова, Теперь, родив ребенка, Хаматова возвращается.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Яковлева
отзывы:
363
оценок:
162
рейтинг:
347
5

Время танцора

Балет окружает своих пленников-жрецов невидимой границей, которую лучше не переступать. Но нарушают ее — снаружи и извне — регулярно. Это каждый раз стоит видеть. А особен­но сейчас, когда хореограф Алла Сигалова выманила для этого известную русскую актрису Чулпан Хаматову в постановку по мотивам «Бедной Лизы». Настоящий танцовщик Андрей Меркурьев лишь подчеркивает этот трагический конфликт.

Представьте человека, который добровольно перелезает ­через забор Бухенвальда. Или Освенцима. Об этом не принято говорить, но балет, если разобраться, — совершенно фашистское искусство. Балет повернут на евгенике. И безжалостно расправляется со всяким, кто не подходит под физический стандарт. Сила стандарта проявляется отчетливо и твердо именно в столк­новениях с простыми человеческими чувствами. Одну мою подругу полюбил человек по ту сторону оркестровой ямы, обычный мужчина. И знаете что? Потея от волнения в первом ряду партера, он так и не смог — в бинокль! — узнать свою возлюбленную в шеренгах одинаковых, словно выведенных в инкубаторе «лебедей». Даже сердце ничего ему не подсказало. Дело в том, что у людей и у балетных абсолютное разное ощущение физической формы.

Это не всегда понимают те, кто перебирается на территорию чужого искусства: балетные — когда играют в драме и кино, актеры — выходя в одно пространство с танцовщиками. А ведь в пространстве балетного спектакля актеры могут даже не танцевать — но само пребывание в чужой стране подводит туриста под ее законодательство. Лишний вес (лишний, вы ж понимаете, в сравнении с дистрофическим), сутулость (тоже, как вы понимаете, в сравнении), морщины (балет — искусство молодых) — любые отклонения от стандартной внешности рассматриваются балетом как моральные пороки. Балет судит по внешности и ею же выражается. А чего вы хотели от немого?.. Справедливости ради надо признать, что и балетные среди людей выглядят несколько замороженными. И опять-таки: присутствие Андрея Меркурьева в «Бедной Лизе» это подчеркивает.

Не берусь судить о Чулпан Хаматовой как актрисе. Как артистка балета она такова. У нее обманчиво лирические данные: рост, фактура, фарфорово-черноглазая красота, идеальная для «Жизели» и вообще репертуара 1840-х годов. Но все же для романтических постановок о девушках с ­раз­битым сердцем у нее довольно интенсивная подача движений и напористая, императивная пластика. Она могла быть недурна в «Спящей красавице», с ее необычно плотной для русской классики тесситурой. Для «Дон Кихота», идеальной комедии для виртуоз­ки с подвижной мимикой, ей, пожалуй, недостает беспечной легкости. Но при этом спектакли «золотого» репертуара — репертуара балерины-assoluta, все эти «Лебединые озера», «Раймонды» и «Баядерки», — для нее закрыты: ей катастрофически не хватает роста или, вернее, умения казаться на сцене высокой. Ее карьера в балете не была бы безоблачной… «Бедная Лиза»? Боже упаси. Это она-то бедная? Да такая загонит в пруд любого Эраста… Но это на мой, сугубо балетный взгляд.

А пресловутый эффект остранения, по-моему, тут не срабатывает. Лев Толстой описывал балет, конечно, убийственно, но будем честны: тех, кто наслаждается фиоритурами виртуо­за, и тех, кто, как Наташа Ростова, видит там всего лишь мужчину в колготках, в любом зрительном зале примерно 50 на 50. То есть истины не добиться, даже если признать ее за большинством.

Взять вот саму Аллу Сигалову. Она временами покидает ­балетное гетто — например, чтобы судить цвет российской ­попсы, дрыгающий ногами в телевизионном соревновании. Таким образом, например, о ней узнали все мои небалетные знакомые. «Такое ощущение, что у нее внутри кочерга, — пугливо говорили они. — Иногда она ее выхватывает, чтобы двинуть врагу по голове». А вот мои балетные друзья называют эту же женщину, хореографа, педагога не иначе как Аллочка-сигалочка, с умилением. Вот и поди пойми.

Поэтому будем держаться фактов. Алла Сигалова ставит «Бедную Лизу». В ней участвуют актриса Чулпан Хаматова и танцовщик Андрей Меркурьев. Это юношеское произведение великого композитора Леонида Десятникова, вернее сказать, его первое замечательное произведение, написанное еще в консерватории. Сигалова от сюжета оставила рожки да ножки. Это, в общем, даже не история, а некие универсальные эмблемы: страсть, разлука, прощание, пластически сервированные для двоих. В сценах сексуального характера Чулпан Хаматова особенно хороша. А бедная Лиза, которая топилась в сентиментальной повести Карамзина (и опере Десятникова), тут, честное слово, ни при чем.

1

Отзывы пользователей о спектакле «Бедная Лиза»

Фото Павел Васильев
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
5
1

Сходил на спектакль, не прочитав рецензии. ОЧЕНЬ жалею...

Давно не было столь жалко потерянного времени. Хорошо, что спектакль идёт чуть больше часа, потому, что по прошествии уже 20 минут с начала я стал смотреть на часы, ожидая, когда всё это "действо" закончится...

Звук - неудачный, в опере почти ничего нельзя различить. Алла Сигалова в роли Лизы - абсолютно неубедительна и м-м-м... не является особо привлекательным образом.

В общем, мой вердикт "Я ещё не дорос до современного прочтения "Бедной Лизы"... Думаю, что многие - тоже...

5
Фото Skeptik_
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
5
1

Я первый раз видела, чтобы на спектакле зал рыдал... рыдал от смеха. Никогда не думала, что это произведение можно обратить в комичное кривляние непонятного содержания. Я много видела и современных постановок, и "осовременненых" спектаклей, но такое было впервые... Мнение зала было единодушным. Люди, покидая зал во время действия, хлопали стульями, стучали каблуками, громко разговаривали и не дожидались хотя бы завершения сцены. Скажу честно, не ущла только потому, что справа от меня девушка так сладко спала, что было просто жалко ее будить...В общем, если вы не относите себя к узкой группе ценителей искусства, которым нравятся статуи из экскрементов и выставка СоцАрта в ГТГ, не теряйте 1 час 20 мин на просмотр сего шедевра. Добовлю только, что когда режиссера буквально "выволокли" за руки на сцену, народ полез в сумки, очевидно, за какими угодно предметами... она вырвала у актеров руки и убажала за кулисы....

5
Фото qwerty_rat
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
5
1

Дааааааааааааааааааааааааа!!!!
лучше всего танец Хаматовой изобразил Камиль Ларин из "Квартета И", очень правдоподобно! )))
Саундтрек стоит отдельных слов... )))
только для узкого круга почитателей.

Сходите на "Жизель" в Большой Театр!

3
Фото Andrey
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
1

"Бедная Лиза", действительно бедна! И пластический язык танца, и хореография...все бедно; много повторов, ломаных, кривых линий, беготни по сцене. Музыкальное сопровождение из отрывков оперы искаверкано щелкающим звуком киноленты, прокручиваемой как старое кино - ну это видимо особенное какое-то ноу-хау... Никакого новаторства там нет. Даже нежный местами музыкальный фон, наталкивающий вроде на романтический лад не подхвачен действием танца, его просто не было!

2
Фото Irina Gulneva
отзывы:
42
оценок:
52
рейтинг:
59
7

23 сентября 2011
В программке спектакль Театра Наций "Бедная Лиза" классифицирован как хореографическая новелла. Он необычный. Действующих лиц - двое, Лиза - Чулпан Хаматова и Эраст - Андрей Меркурьев. Есть еще третье - Опера, Леонида Десятникова, звучит в записи. Запись похожа на церковную музыку, слова не всегда понятны, но это и хорошо - смысл передают актёры. Своими движениями, танцем, взглядом. И еще экраны - их три, и получается такой современный вертеп. Внутри которого есть движение, а фоном идут кадры, как в черно-белых фильмах, когда уже все кончилось, даже титры, и остались раваные кусочки не пойми чего. Иногда экраны белые, и тогда на них видны тени танцующих актёров. Это завораживает, особенно, почему-то, руки Чулпан. И она вся, такая хрупкая и трогательная. Постановка Аллы Сигаловой, и думаю, в её исполнении Лиза немного другая. Мне Чулпановская - очень, очень понравилась. 16 сцен, без "пробелов и антрактов", переходящие одна в другую. Я полюбила в последнее время такие вот цельные спектакли. Без разрывов, перерыва на кофе и яркого света. Восприятие не нарушается. Меркурьев - веиколепный танцовщик (насколько я, конечно, могу судить), в каждый жест вложено столько энергии и страсти, что тело блестит от пота и капли падают на пол. Действие не привязано к историческому времени пьесы Карамзина. Знакомство - в кинотеатре, условная мебель, условный уход на войну, но чувства подлинные. Даже без слов. Раздевание в полусвете в сцене близости - понятно, но зачем потом одеваются герои при полном освещении, перед публикой, не сразу дошло. А ведь - это стыд так показан. И у него и у неё. Последние сцены - у озера (опять же, условного), когда на трех экранах крупным планом лицо Чулпан, как сквозь тонкий слой воды: глаза, виноватые, несчастные, любящие, страдающие.. и она сама в центре сцены, бьётся, маленькая, в черном платье...сильно.
На такой спектакль публике лучше приходить подготовленной. Так и было, кроме, наверное, единственной пары, сидевших недалеко от меня и давившихся от смеха. Не отвлекало, скорее удивило и быть жаль их чуть-чуть )).

1

Галерея