Театральная афиша Москвы

Спектакль Парикмахерша
Постановка Практика

7.5

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349

Бреющий полет

«Практика» — театр, куда хотят на новых авторов и незнакомые сюжеты. «Парикмахерша» — из таких. Самое громкое имя в спектакле — у актрисы Инги Оболдиной. Режиссера Руслана Маликова знают те, кто интересуется современной пьесой, но это немногочисленная армия. Драматурга Сергея Медведева не знают даже в самом театре. Он из Ростова. Ему за сорок, когда-то он закончил физтех, работал корреспондентом в газете, дослужился до редактора. Пишет, что человеческие истории, проходившие через газету, просились в пьесы и в конце концов он стал их писать. Мне у него особенно нравится история про человека, у которого сожительница от обиды превратилась в жабу и не смогла пойти на работу, а к нему любовница пришла (удивительные вещи проходят через ростовскую прессу!). В театре Медведева прежде не ставили, подстраиваться под артистов нужды не было, поэтому почерк у него сложился довольно литературный. Вот и в «Парикмахерше» описаний не меньше, чем диалогов. Главная героиня — парикмахерша Ирина — тоже та еще книжная душа. В ее воображаемом мире любви ­достоин тот, кто страдал, а страдал тот, кто сидел. Ирина отвергает влюбленного чиновника (Анатолий Хропов) и влюбленного пожарного (Александр Усердин), отдавая и душу, и тело, и деньги, вырученные от продажи квартиры, вышедшему из тюрьмы сердечному другу (Эдуард Флеров), с которым познакомилась по переписке. А он — о, ужас! — всаживает в нее нож. Впрочем, пьеса вовсе не о том, как ужасна жизнь. Она о том, как живуча русская женщина и как парадоксальна ее любовь. Убийство тут — не развязка, а кульминация.

Про парикмахершу Ирину можно сказать: начиталась. Так, кстати говоря, называется одна комедия, в которой Оболдина играет еще одну идеалистку (у Аделаиды только образование получше). «Парикмахерша» тоже комедия, невзирая на коллизии: автор прикрывает юмором, как веером, свое изумление перед женской природой и теми разрушениями, которые она провоцирует. Оболдина почти ничего не играет. Вернее, вообще не играет, если помнить ее феноменальный дар к перевоплощению. Она тихо светится весь спектакль, воспламеняется, когда предмет ее чувств материализуется из мест заключения, и потухает в финале. Актрисе ее таланта сыграть такое — раз плюнуть, и она не стремится раздуть роль всей мощью своего дарования.

Вторую главную роль тут играет декорация. Вместе с режиссером сценограф Полина Бахтина придумала для литературной пьесы книжную декорацию. Буквально — бумажную книжку-раскладушку. Переворачивают плоскую страницу — открывается объемная парикмахерская, переворачивают другую — кухня. Должен появиться бывший муж Ирины, которому автор не написал реплик, — выносят макет актера Усова в натуральную величину. Живые актеры пытаются слиться с фоном и двигаются как картонные фигурки. Зато тем живее звучат диалоги, и тем объемней и удивительней видится тот мир, в котором каждый из них живет на самом деле.

Словом, режиссер Руслан Маликов нашел адекватный ход для нестандартной пьесы. Обычно современным драматургам остается об этом только мечтать — их пьесы театр либо ­игно­рирует, либо портит, не умея их читать. И что тут скажешь: Сергею Медведеву с первого раза крупно повезло.

6

Отзывы пользователей о спектакле «Парикмахерша»

Фото Владимир Безваль
отзывы:
50
оценок:
41
рейтинг:
77
5

Декорации перетянули одеяло на себя.

Декорации - это лучшее творческое решение в спектакле. Они напоминают детскую книжку-раскладушку, в которой нет текста, а есть лишь зрительный образ её содержания. Для детского воображения этого достаточно, но для человека уже научившегося читать, и страждущего стяжать театрального таинства, одного оригинального декорационного решение будет мало. Такое решение может работать только в совокупности с содержанием: дополняя либо оттеняя его.

В "Парикмахерше" декорация не дает понимания зрителю, о чем и зачем была взята эта драматургия, если её сегодня можно так громко назвать. Банальная история о банальных вещах, где картонный декор происходящего лишь навевает разочарование от скудности материала и подчеркивает всю пустоту и скудность сюжета: Она любила по переписке зека, он пришел и попытался убить её за деньги от проданной квартиры, но Она выжила и все ещё его любит. Усё.

Актеры по честному в "картонной" пластике и стилистике исполняют то, что дает им бедный материал: Инга Оболдина - хорошо, Александр Усердин - отлично (редкий случай, когда второстепенная роль исполнена интереснее первой), остальные - неплохо.

Не понятно, о чем хотел сказать режиссер беря столь скучную прозу для театральной постановки. Возможно, он о чём то и хотел нам сказать, но до зрителей дошли лишь "декорации", а жаль.

3
Фото Anna Durman
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
9

Если я собираюсь пойти в театр, то, к сожалению, я заранее настраиваю себя на то, что многое мне не понравится.
Сегодня очень трудно попасть на хороший спектакль. Афиши зазывают на что-то растиражированное и популярное. Друзья толком ничего не могут посоветовать. В год удается попасть на 1 – 2 хороших спектакля.
А если идешь без рекомендации, то заранее чувствуешь себя ступившим на минное поле. Готовишься к тому, что разряды один за другим будут разрываться у тебя под ногами! И снова и снова в голове будет мелькать мысль: идти не на что!
Академичные крики о страдании, закатывание глаз, одни и те же раскрученные таланты, яркие софиты и театральная пыль. Все это уже надоело.
Многие говорят, что современные зритель просто заранее так критично настроен. Зритель насытился. Ждет чего-то, чего не существует. И я уже даже начала верить, что со мной именно это и происходит, пока не попала в Практику.

Спектакль Парикмахерша.
Крохотный зал. Зрители то и дело поднимаются, чтобы пропустить опоздавших, т.к. проход на ряды только с одной стороны. Очаровательные девушки, хранительницы уюта «Практики» подбадривают смущенных опоздавших и разряжают обстановку.
Зал черный, сцена совсем близко. Ожиданий особенно никаких нет.
Гаснет свет. Наступает тишина.
В тоненьком, еле заметном луче света, появляется очертание девушки. Тихо. Даже слишком. Ты всматриваешься и всматриваешься в этот лучик света, желая рассмотреть девушку, но видно лишь ее тоненькие пальцы, которые робко, задумчиво извлекают конверт из почтового ящика на стене. Секунда, и кроха света теплица лишь на одном конверте, жадно прижатом к самому сердцу.
Снова тишина и мрак.
И тут, после такого уныния, несказанной драмы, после пустоты и одиночества, которые за секунду прогорели перед глазами зрителя, вспыхивает свет.
Не помню, когда последний раз в жизни, на сцене, в кино встречался мне такой пронзительный, искренний, очаровательный, теплый и до боли знакомый взгляд. Парикмахерша Ирина стоит перед нами совсем одна. И без тени смущения она смотрит зрителю в глаза и улыбается своим счастьем. Она делиться всею собой с нами. И начинается повествование о том, как Ирина каждое утро встает в одно и то же время! Всегда закрывает замок на два оборота! Сбегает по лестнице...
Первые минуту я боялась смотреть в глаза актрисе. Мне казалось, что меня вот-вот предадут, что это обман. Что не может актриса перевоплотиться в свою героиню. Не может! И минута-другая, она себя выдаст! Вот-вот и я замечу фальшь, наигранность, позерство. Но все труднее мне становилось не смотреть на Ирину. Все труднее мне было сопротивляться и подвергать сомнению существование Ирины. И я сдалась. Я сдалась и утонула в жизни героини. Погрузилась в ее горящие глаза, в ее добрый голос, в искренние рассказы о собственной жизни! Кончено она живая, настоящая Ирина- парикмахерша. Вот она стоит передо мной. Вот она смеется на моих глазах, а я смеюсь с ней! Позабыв обо всем. Я смеюсь. Мне интересно каждое слово. Каждый жест. Я лишь по факту сижу в зрительном зале, а на самом то деле я с ней, с Ириной. Я рада, что именно со мной она решила поделиться тайнами своей души. Именно мне в глаза она смотрит с таким теплом, с таким доверием.

Полтора часа я смеялась, я расстраивалась, я задумывалась, я анализировала. Мое сознание было приковано к действию на сцене все 90 минут.
И поначалу рассказы Ирины казались шуткой, она так обо всем весело говорила. Ее оптимистичность рассеивалась по всему залу.
Но ведь это жизнь, и Ирина проживала свою судьбу на наших глазах. Одинокая парикмахерша, которая познакомилась через объявление в газете, с очаровательным, милым, добрым, ранимым зеком, ждет его освобождения. Всего 100 дней, и они будут вместе. У них грандиозные планы: поехать в Москву, устроиться на хорошую работу, завести детишек. Просто любить друг друга, и помочь друг другу залечить старые раны, которые ни раз наносила жизнь.
Ирину любят все, кто ее окружает: и судья местного суда, и парикмахерша Оля, и бывший муж Коля, и пожарный Виктор, который готов все положить к ногам девушки. Все на что хватит его фантазии. Но Ирине никто не нужен, кроме ее Женьки!
И как я ждала, когда появится этот милый, голубоглазый Женька! Я уже почти начала верить, что он случайно убил свою жену топором! Что действительно слишком болтлива была супруга, и не выдержал мужик! А кто выдержит?!
Но приближался конец, и возрастала тревога за Ирину. Холодным разумом я понимала, что здесь все как в жизни, и на сцене я не увижу сказки, да и не за ней я пришла. И становится стыдно и горько, что ради моего культурного удовлетворения, Ирине придется снова столкнуться с чем-то жестоким и несправедливым.

Удивительно, что даже на аплодисменты актриса выходила с той же тяжестью в глазах, какая застыла в них в последние секунды спектакля. Актриса до последнего мгновения была для меня Ириной. Мне совсем не хотелось прощаться.

2
Фото сергей коновалов
отзывы:
853
оценок:
996
рейтинг:
638
7

Небанально о банальном

Представьте себе полубокс от Сергея Зверева. Интригует? Вот и эта постановка своим оригинальным слогом, убедительной игрой Инги Оболдиной и удивительными картонными декорациями родом из детства превращает в сущности обыкновенную историю о том, как провинциальная дура-парикмахерша втюрилась в голубоглазого уголовника, в небезынтересный barber-thriller наподобие Суини-Тодда.

Действие разворачивается, конечно, не на Флит-стрит, а на какой-то "Заречной улице" - в парикмахерской с всесезонной вывеской "Весна". В окружении подстриженных суккулентов главная героиня то выравнивают линию местному судье, то бреет наголо безответно влюблённого пожарного, но в основном трещит с толстушкой-коллегой о своей богатой к 30+ годам личной жизни. Все герои мужского пола совершенно без ума от чудо-парикмахерши, но она останавливает свой кармический выбор на объявлении в газете от незнакомца, который через пол-года выйдет на свободу. И героиня принимается аккуратно сбривать остатки своего девического счастья и лететь в пропасть, перечитывая и сжигая очередную валентинку...

Спектакль весьма экономен по времени (хронометраж - 1ч 15мин), но не очень экономен по деньгам (самые дешёвые билеты на последний, 8-ой ряд стоят 500руб). Возможно, будет мудрее и антикризиснее подождать телеверсию? Уж очень фактурный материал для какого-нибудь "Кинотавра" и "Окна в Европу"!

1

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить