Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 4.4 из 5

Голосов: 7

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Роман Должанский

5 рецензий · 1 оценка · 4 спасибо

Современная драма про безвременье в афише Александринского фестиваля

«Иванов» Тамаша Ашера уже успел побывать в Москве — на фестивале одной пьесы, который Театр наций проводил к 120-летию премьеры чеховского «Иванова». Он так понравился критикам, что в этом году получил «Золотую маску» за лучший зарубежный спектакль, показанный в России. Чем берет венгерская постановка, объяснить несложно: свобода режиссерской интерпретации... Показать полностью

Современная драма про безвременье в афише Александринского фестиваля

«Иванов» Тамаша Ашера уже успел побывать в Москве — на фестивале одной пьесы, который Театр наций проводил к 120-летию премьеры чеховского «Иванова». Он так понравился критикам, что в этом году получил «Золотую маску» за лучший зарубежный спектакль, показанный в России. Чем берет венгерская постановка, объяснить несложно: свобода режиссерской интерпретации ­сочетается в нем со столь ценимым у нас почтением к оригиналу. Трепет перед Чеховым можно было бы назвать старомодным, если бы сам спектакль не оказался таким свежим, неожиданным, точным в деталях. Ну и актеры, конечно: труппу прославленного будапештского Театра имени Йожефа Катоны смело можно назвать одной из лучших в Европе.

Мир, в котором у Ашера происходит действие чеховской пьесы, извлечен откуда-то из подсознания: точно понимаешь, что эта среда хорошо тебе знакома, но не можешь с уверенностью сказать, откуда именно. Художник Жолт Кхелл построил на сцене подробнейший павильон — большую комнату-зал неправильной формы. С потолка капает, стены нечисты, домашние светильники ­пере­межаются казенными люминесцентными лампами — может, это и нежилое помещение вовсе: на стене виднеется выцветшее предупреждение «не курить». Стулья в начале спектакля составлены в углу, точно из этой комнаты собирают­ся уезжать. Но никто никуда не уедет: ­некуда.

Мебель, одежда, повадки персона­жей — все указывает на то, что действие происходит в какой-то нищей восточноевропейской провинции 60-х годов прошлого века. Как и пьеса, спектакль Театра имени Катоны — драма безвременья, только безвременье это не абстрактное, а сравнительно недавнее. ­Чехов прочитан словно через призму Александра Вампилова, да еще и с поправкой на европейский угол зрения. На чеховский мир режиссер смотрит с умной, но нескрываемой иронией, изображенное им общество вызывает у него больше насмешки, нежели сочувствия. Поэтому ответственность перед автором не превращается в рабство — и любой эпизод пьесы может быть расширен, продолжен неожиданными и точ­ными психологическими этюдами. Напри­мер, после бурного объяснения в конце третьего акта, когда Иванов оскорбляет Сарру и сообщает ей о смертельном диагнозе, они оба вдруг обессиленно садятся рядом и курят, передавая друг другу ­си­гарету, — и в этом молчаливом усталом примирении двух равно обреченных ­людей заключено больше, чем в любых словах.

Заглавному герою пьесы Ашер решительно отказывает в исключительности — и в этом смысле режиссер не спорит с боль­шинством современных трактовок пьесы. Будапештский Иванов — обыватель, иногда смешной, иногда жалкий. Он вовсе не диссидент, не дамский угодник, не брач­ный аферист и уж никак не герой своего времени. Но вот же просыпается в нем глубокая тоска: в одной из лучших сцен спектакля полуголый герой мается, безуспешно пытаясь заснуть, то включает, то выключает свет — и в неуютных полупотемках вся сценическая среда, эта стран­ная необжитая комната, становится метафорой неодолимого душевного дискомфорта. Тамаш Ашер поставил спектакль о человеке, который увидел свою жизнь со стороны — и это стоило ему жизни.

Скрыть

Все рецензии «Афиши» 2

Отзывы пользователей

Итоги года Читатели «Афиши» выбирают лучшие сериалы 2017 года

Игровые площадки для лучшего торжества

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Масштабные игры для больших команд

Космический квест, который точно понравится детям

В субботу, 16 декабря, команда лейбла System 108 проведет последнее в этом году событие Test 4 в...

Месяц назад в Москве открылся магазин детских книг «Маршак», который до этого полгода существовал в...

Кратко рассказываем, что достанется «Диснею» после исторической сделки по приобретению корпорации...

Instagram разрешил подписываться на хэштеги как на обычные профили. «Афиша Daily» собрала 15...