Спектакль в Новосибирске

Спектакль в Новосибирске Холстомер

Постановка Большой театр кукол

Выбор «Афиши»
© Афиша
1/5
В истории одинокой лошади, душа которой беспрестанно страдала, любила, негодовала от жестокости и несправедливости, но все же продолжала верить и жить, создатели спектакля увидели «хронику спасения одной души». В игровом пространстве спектакля сочетаются куклы, люди, предметы. Главный герой – пегий мерин, марионетка с тонкой пластикой и огромными человеческими глазами оказывается единственным живым существом среди гротескных образов — конюха, гусарского офицера, его любовницы. Люди в этом спектакле обезличены, в их мире главное счастье – назвать как можно больше вещей «своими». На долю героя, который изначально был «не как все», выпало немало испытаний, физических и духовных, однако, пройдя через них, ему удалось сохранить стойкость духа и внутреннюю чистоту.
Информация предоставлена Большим театром кукол
Возраст16+
Продолжительность1 час 10 минут, без антракта

Участники

  7

Специальные предложения

Рассрочка СберБанка на 3 месяца
Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Место проведения

Рецензия «Афиши» на спектакль

7

Прослушав в исполнении Толстого монолог многострадального пегого мерина, известный по повести «Холстомер», Тургенев проговорил: «В прошлой жизни вы, граф, вероятно, были лошадью». Если бы не это мистическое совпадение писателя и персонажа, теория о врожденном благородстве животных и врожденной же низости людей, составляющая суть «истории лошади», воспринималась бы как полнейшая гиль. Взявшись за «Холстомера», выдающийся режиссер советской эпохи Георгий Товстоногов соорудил на сцене БДТ мир-конюшню и поставил спектакль о невыносимой жестокости бытия в нем любого неординарного существа — и этот спектакль вошел, как говорится, во все театральные учебники. Главному режиссеру БТК Руслану Кудашову дела нет ни до навязчивых идей классика литературы, ни до социальных баталий классика театра. У него есть своя идея, пожалуй, что и надуманная, но выстраданная, и свои приемы — мягкие, ненавязчивые и не лишенные остроумия. Тут, конечно, имеет смысл говорить о сотворчестве режиссера и художников Алевтины Торик и Андрея Запорожского.

Старый мерин, в течение часа философски рассуждающий о своих адских страданиях, похож на хемуля Туве Янссон. Белая лошадь-мать — это только голова, которая, вместо того чтобы следить за отпрыском, глядит налево, откуда доносится призывное ржание жеребца. Двуногих обидчиков, которые мерина сначала холостят, потом загоняют до полусмерти, а затем убивают, в спектакле нет вовсе — одна одежка: мундиры, дамское кружевное белье, кучерской сюртук разговаривают человечьими голосами. Кроме того, Кудашов последователен в своем языке: у животного-мученика такие же огромные иконописные глаза, как у ангела из «Невского проспекта» (за этот спектакль он, было дело, получил две «Золотые маски») — и крылья у Холстомера легко домысливаются. Режиссеру необходимо молиться на кого-то из персонажей, иначе вместо спектакля для взрослых выходит хоррор для тинейджеров — как «Вий» в том же БТК.

Большая сцена БТК Кудашову велика: стоит ему попытаться задействовать ее всю, как в его предыдущей премьере на этой площадке — новогоднем «Щелкунчике», — и целостная картина спектакля распадается на множество аттракционов в каждом из уголков пространства. В «Холстомере» этого удалось избежать — все самое значительное происходит в маленьком сарайчике, не больше отхожего места. Сначала это конюшня, а проденешь сквозь него штырь, нацепишь по бокам колеса — и уже телега.

Проблема у Кудашова — как и у Толстого — с людьми. В прологе три человека в отутюженных белых рубахах не пускают четвертого (который изображает явно душу только что зарезанного мерина) войти в распахнутые двери, к свету. А в финале, после рассказа о безропотных страданиях и христианской самоотдаче, — наоборот зазывают по-агитбригадному лихо в свой рай. И это тот случай, когда куклы выглядят магически одушевленными существами, а люди — марионетками в дурном смысле.

15 сентября 2008
9«Мослаки и череп пустил в дело...»


Зритель, сколь бы ни был он тщеславен, считая себя отличным от массы, не может остаться равнодушным от образа лошадки, которая лучше всех, но все её презирают, ей завидуют etc. Лошадку жалко, на злодеев не хватает злости, но если бы «Холстомер» Кудашова ограничился бы только конфликтом «личность-толпа», спектакль не стал бы в ряд лучших, на мой взгляд, театральных постановок в городе. Ограничить так сюжет не позволили куклы.

После Розовского и Товстоногова, видимо, никто больше не решается поставить «Холстомера», а в БТК решились и оказались в выигрыше: какие бы красивые глаза не были у Лебедева в роли Холстомера на сцене БДТ , никто не смог изобразить бы первые шаги жеребёнка так, как это сделала кукла.

Детское обаяние спектакля бьет напрямую во взрослого зрителя: ком в горле стоит не только потому что жалко Холстомера, но и потому что вопрос появляется для себя: ради чего жить-то? Если хочется в рай – то пустят ли туда? Если в конце жизни сам спросишь себя о счастье, будет ли готов ответ? Кудашов и отвечает. Заодно вслед Толстому поучая: как жить, с какими словами жить, а без каких можно и обойтись. Театр учит жить и такое редкое ныне в театре воспитание воспринимается как должное: после «Холстомера» хочется стать лучше. И даже становится.

P.S. Не могу отдельно не упомянуть работу художника (Андрей Запорожский), музыкальное оформление (Владимир Бычковский), свет (Денис Солнцев) и всех актёров. Один совет. Это очень камерный спектакль: берите места в партере. БТК 300 рублей за место в первом ряду пока считает нормальной ценой. И это не мешает ему потихоньку становится одним из лучших театров города

23 ноября 2009
7

"Нет повести печальнее на свете....." Оказывается есть ещё печальнее и безнадёжнее.
Ну это невозможно просто так посмотреть, и больше об этом не думать, и никогда не вспоминать.
Выходишь после спектакля с одной мыслью: "Зачем человеку бог дал разум?"
С животными понятно, они живут инстинктами, многие служат людям до конца своей жизни и даже после. Они не думают о том, зачем им это нужно, в отличии от людей.
И что в итоге, спроси у человека: "Зачем ты живёшь? Зачем собираешь вокруг себя всё это? Зачем мучаешь кого-то?" - И всё это ради своего удовольствия и материального благосостояния - любой ценой, переступая через свою совесть. А что такое совесть?
Скорее всего - это сострадание и 10 заповедей - возлюби ближнего своего, как самого себя; не убий, не навреди.....!
Бог создал существо разумное - ЧЕЛОВЕКА, но совестью наделил далеко не всех.
Нет в мире совершенства, и ты - ЧЕЛОВЕК - мучайся угрызениями своей совести, если она есть.

15 января 2014
Все отзывы
9 спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9
спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9 спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
11 спектаклей мая
11
спектаклей мая
11 спектаклей мая
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость