Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Губкин
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новочеркасск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пушкино
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль
Афиша Квесты

Средняя оценка: 4.9 из 5

Голосов: 7

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет
Река с быстрым течением

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Спасибо! 2

Елена Ковальская

980 рецензий · 297 оценок · 1329 спасибо

В Художественном театре поставили старые рассказы Маканина. В отличие от своего ровесника Распутина (оба — 1937 г.р.), чью столь же старую повесть «Живи и помни» выпустили на той же сцене двумя неделями раньше, — в отличие от Распутина, после перестройки переставшего писать, Маканин продолжал выпускать вещь за вещью, все толще и толще, дрейфуя от реалистических очерков к притчам, от них — к антиутопиям. В 1993 году получил Букера за «Стол, покрытый сукном и с графином... Показать полностью

В Художественном театре поставили старые рассказы Маканина. В отличие от своего ровесника Распутина (оба — 1937 г.р.), чью столь же старую повесть «Живи и помни» выпустили на той же сцене двумя неделями раньше, — в отличие от Распутина, после перестройки переставшего писать, Маканин продолжал выпускать вещь за вещью, все толще и толще, дрейфуя от реалистических очерков к притчам, от них — к антиутопиям. В 1993 году получил Букера за «Стол, покрытый сукном и с графином посередине», а в 1999-м — Государственную премию за роман «Андеграунд, или Герой нашего времени». То есть Маканин перестраивался. Как умел, избегал участи остаться в истории литературы в разделе «Советские писатели». Но с равным успехом он мог бы ничего и не писать. Потому что читатели, скупающие сборники его старых вещей, — и вот теперь еще режиссер Марина Брусникина в МХТ — различили реальность, данную им в ощущениях, именно в этих старых рассказах. В очерках эпохи ИТР увидели траектории, по которым мы движемся до сих пор. Печку, от которой и нынче танцуем. Нормы, которые и теперь нарушаем.

Второе попадание Брусникиной — это жанр спектакля. Хотя в любом другом случае его стоило бы назвать поражением. Потому что, строго говоря, инсценировать прозу — значит перевести ее на язык драматического действия. А Брусникина, хоть и считается стахановцем в этой отрасли, умением таким не блещет. В «Реке с быстрым течением» Брусникина и вовсе раздумала заниматься переводом и организовала типичный чтецкий вечер — излюбленный, к слову, жанр интеллигентной публики в те времена, о которых идет речь у Маканина. Он идет маканинской прозе так же, как идут хемингуэевские свитеры его героям. И оставим за скобками, что Сергей Юрский на чтецких вечерах в семидесятых один исполнял полдюжины рассказов зараз, а нынче дочь его, Дарья Юрская, играет одну героиню в трехчасовом спектакле, и она — одна из двадцати актеров. В одном месте прибудет — в другом убудет: нынешние чтецы потеряли в виртуозности и мастерстве, зато приобрели в легкости, давшейся простотой задач.

Так вот, два десятка актеров играют два с небольшим десятка людей. Мужчин и женщин. Горожан и горожанок, сводимых к одному персонажу, как его не назови — хоть бы и Ключарев. «Ключарев был научный сотрудник, кажется, математик — да, именно математик. Семья у него была обычная. И квартира обычная. И жизнь тоже, в общем, была вполне обычная, чередование светлых и темных полос приводило к некой срединности и сумме, которую и называют словами «обычная жизнь».

В композиции, которую выстраивает из рассказов Брусникина, обыденность поначалу очерчивается (стенами с дурной звукоизоляцией), исчисляется (квадратными метрами), описывается (служебным положением их обладателей). Потом в этих очерченных берегах различается движение. Находясь в струе, скорости движения не почувствовать. Движение можно ощутить, лишь выбравшись на берег. Это физика, пятый класс. И если ты почувствовал «реку с быстрым течением» — тебе, скорее всего, обратно в нее уже не ступить. Это жизнь.

Мысль эта исчерпывается уже к антракту. Но Брусникина продолжает — рассказом, давшим название всему спектаклю. И вдруг все предыдущее оказывается вводным предложением. Вроде бы ничего нового не происходит — все так же актеры описывают вслух своих персонажей и их переживания, но прекращается чтецкий концерт — и откуда ни возьмись появляется театр. Чему спектакль обязан этим захватывающим эффектом — бог весть. Может быть, тому, что за два предыдущих часа привыкаешь к правилам игры и перестаешь их замечать. Может, тому, что Маканин включает таймер, отсчитывая дни смертельно больной Симы, и вступает в силу человеческая история — с началом, серединой и маячащим впереди концом. В нее на всю катушку включаются актеры — Юлия Чебакова, Дарья Юрская, Валерий Трошин. Трошин, ироничный и характерный артист, в первой части спектакля срывавший аплодисменты комичными саморазоблачениями, после антракта играет форменное «быть или не быть». Его герой узнает о болезни изменившей жены и лихорадочно перебирает все жизненные сценарии, которые ему известны: больную жену надо пожалеть, изменившую жену нужно наказать — а как быть со смертельно больной изменившей женой? Считается, что человек не может чувствовать боль в нескольких местах одновременно. Боль ощущается попеременно: в одно мгновение болит голова, в следующее — коленка. Трошин играет человека, испытывающего попеременно все виды боли — ярость и апатию, алкоголическую невменяемость, безучастную проницательность. В конце концов, он молча играет то самое ощущение «быстрого течения», к которому три часа пытались подобрать слова.

Скрыть

Рецензии пользователей

Сюда пока никто не добрался. Оставьте свою рецензию и станьте первым!

Добрые дела Музыка в темноте, спасение скворцов, забеги и другие благотворительные события

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

Волшебные игры для всей семьи

Страшные квесты — для взрослых, волшебные квесты — для детей

13 сентября в Пушкинском музее при поддержке генерального партнера выставки Сбербанка открылась...

Сегодня в продажу поступила новая книга Виктора Пелевина. О том, как понимать роман под названием...

Покупки месяца 20 вещей сентября

Спортивное белье в кружевах, самый популярный топ с Недель моды, новая коллаборация Comme des...

Каждую осень пилинг врывается в топ салонных услуг. По просьбе «Афиши Daily» пять человек, редко...