Москва

Спектакль
Трамвай «Желание»

Постановка МТЮЗ

7.8
оценить
Дата выхода
7 октября 2005

Мелодрама про аристократию и рабочий люд.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Трамвай «Желание»»

Фото Oleg Kalinka
Фото Oleg Kalinka
отзывы: 140
оценки: 140
рейтинг: 24
9

Трамвая по имени "Желание" нашей жизни.

В спектакле «Трамвай Желание» Генриетта Яновская обращается к творчеству известного американского драматурга Теннесси Уильямса и представляет нам свою авторскую трактовку пьесы “A STREETCAR NAMED DESIRE”, в художественном наследии великого драматурга двадцатого века это произведение занимает особенное место. С этого произведения великий Уильямс начинает свою анатомию нравов американского юга и это его направление исследование найдёт своё продолжение в других его пьесах. В 1944 Уильямс покидает Чикаго и переезжает в Луизиану и эти просторы становятся декорациями для истории и персонажей этой пьесы, в которой он помещает своих героев на дальнюю окраину Нью-Орлеана. Исторически эти районы больших городов Америки были места, где жили низшие слои общества и потомки эмигрантов.
Уильямс пристально изучает патриархальный американский юг и нравы его обитателей, результатом этого изучения человеческого общество находит своё воплощение в пьесе “A Streetcar named Desere”. В русском переводе название этого произведения будет переведено как «Трамвай Желание» и в этом есть небольшая неточность, так как теряется смысловой нюанс, отражающий подтекст пьесы Уильямса. В менее удобном, но более адекватном переводе её название «Трамвай по имени Желание». Уильямс в этом произведении выносить в главный фокус своего исследования человеческое желание и роль этого механизма в человеческой жизни. Этот особый фокус позволил создать ему драматическое произведение, которое принесёт ему мировую известность.
В этой пьесе Уильямс рисует картину жизни в Америке середины сороковых и его персонажи люди, в чьих взглядах и поступках прослеживается отчётливые исторические коннотация к событиям прошлого. В «Трамвае Желание» это эко прошлых десятилетий оказывает сёрьезное влияние на жизни персонажей. Прошлое создаёт незримую границу раздела и здесь Бланш Дюбуа человеком патриархальной луизианской провинции стоящую по одну сторону этой границы и её сестру с мужем - людей городской окраины, которые находятся по другую сторону границы. В спектакле эти различия сформировали их системы мировоззрений и жизненных ценностей, в которых каждый из них закован в кандалы прошлого. Они предопределяют их парадигму понимания мира, в котором они живут и формат взаимоотношения с людьми не разделяющих их взгляды. Это эхо прошлого обретает особое звучание в сценическом пространстве спектакля Яновской.
В авторской трактовке пьесы Уильямса Яновская погружает зрителя в эту особую атмосферу постепенно, окружая нас какофонией звуков большого города. В этом смешении шумов, заполняющих сценическое пространство отчётливо слышны звуки улицы с грохотанием проезжающих грузовиков и автомобилей, в них тонут голоса людей. В её звуковой картине выделяется один главный шум, который играет первую партию в оркестре звуков большого города и в сценическом пространстве он является определяющим и задающим тональность этой истории. Этой звуковой доминантой выступает металлическое скрежетание и лязганье старого трамвая и этот аудио-визуальный образ многофункционален и символичен в спектакле. Он звучит некой урбанистической увертюрой, с которой начинается эта история и в финале эта музыка городской окраины завершает историю под названием «Трамвай Желание». Этот приём позволяет зрителю визуализировать фрагмент истории, в котором старый трамвай привозит Бланш Дюбуа к её сестре на дальнюю окраину Нью-Орлеана.
В спектакле Яновская с помощью особой звуковой палитры создаёт особую атмосферу городской окраины, места, в котором доносится непонятная речь и какое-то пение, грохот машин. В этом странном смешении звуков и шумов Бланш чувствует себя чужой, они усиливают синдром отчуждения и отторжения её этой средой обитания.
В этой истории старый трамвай для Бланш это символичный объект, с помощью него она надеется, что сможет перенестись в другое место в иную жизнь. В этом мифическом месте она хочет обрести покой, получить возможность залечить свои раны от пережитой трагедии и начать свою жизнь с чистого листа. Её трамвай по имени Желание везет её в дому сестры, где она верит, что сможет оставить лики трагедии в прошлом и начать свою жизнь с чистого листа.
Приезд Бланш в дом сестры это её перехода в другой мир, живущий по другим законам с иным пониманием основных ценностей человеческой жизни. Он переносит Бланш в плоскость, где она познаёт другое проявление трагедии её жизни. Здесь она чужая и мрачные лики трагедии прошлого не позволяют ей начать жить заново, а её приезд пробуждает память о старом раздоре внутри семьи. Её появление вызывает противостояние, которое подливает масло в огонь трагедии прошлого, чьи мрачные лики возвращают её к трагедии разрушившей её жизнь в Луизиане.
Лики трагедии прошлого следуют за ней попятам, они катализируют процесс отчуждения и раскола внутри семьи сестры и этот сложный конфликт подводит персонажей «Трамвая Желание» к главному конфликту драмы Уильямса, к точке, где сталкиваются две диаметрально-противоположные мировоззренческие системы. В нём каждая сторона конфликта едет в своём трамвае по имени желание, и у каждого это желание определяет направляющий вектор движения. В спектакле Яновской это столкновение желаний является кульминационной точкой трагедии Уильямса, чей финал предопределён и он неоднозначен для всех. Через этот финал Уильямс подводит нас к пониманию, того что трамвай по имени желание не может быть основной определяющей силой человеческой жизни и вектор нашего желания не должен быть главным и определяющим.

0
0
...
3 мая 2020
Фото владислав
Фото владислав
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 0

"Трамвай "Желание" - одна из самых лучших пьес мировой драматургии. Яновская - одна из самых видных режиссёров современной Москвы. Но в результате синтеза этих двух явлений получился продукт качества чуть выше среднего.

В плане режиссуры, на мой взгляд, всё безупречно, чего не скажешь об актёрской игре исполнителей. Я абсолютно не понял, чего хочет Бланш. Мало того, сидя в партере, я не всегда слышал, что говорит актриса, исполняющая её роль (со слухом у меня проблем нет).

Сложилось впечатление, что спектакль немного недоработан.

0
0
...
17 октября 2005
Фото Marat
Фото Marat
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 11

Лично у меня не возникло ощущения, что спектакль недоработан. Яновская - одна из немногих режиссеров российской современности, которая знает меру во всем, будь то выбор актеров, пьес или сама постановка. Тот факт, что "не всем понятно, чего хочет Бланш", на мой взгляд, как раз и говорит о продуманности и законченности постановки. То, что хочет, Бланш, настолько эфемерно, мифично и невозможно, что это трудно понять. Поэтому-то ее и не понимают ни Стэнли, ни даже родная сестра Стелла. Мир Бланш больше не существует, он стал мечтой и воспоминанием одновременно, он недосягаем. Об этом, на мой взгляд, пьеса.

0
0
...
1 февраля 2007