Театральная афиша Москвы

Спектакль Трамвай «Желание»
Постановка МТЮЗ

7.3

Мелодрама про аристократию и рабочий люд.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349
7

Еще один спектакль МТЮЗа на фестивале к 90-летию БДТ

Генриетта Яновская задумала эту постановку давно — говорят, лет двадцать назад, — но выпустила только сейчас, когда нашла актеров, способных исполнить уже придуманный рисунок. И по спектаклю это заметно. Южанка и аристократка Бланш Дюбуа, потеряв родовое имение с названием «Мечта», приезжает в прагматичный, быстро развивающийся Новый Орлеан к сестре Стелле. С собою она привозит ящик добра и музыкальную ­табакерку — макет дома с кружащимися в колоннаде фигурками людей. Эту шкатулку сестры открывают, чтобы вспомнить, что их объединяет, — детство, легкие платья, игра из смешных жестов, которые они повторяют теперь как тайный код. В Стелле — приятной сердобольной девушке (Елена Лядова) — тоже просыпается аристократка: она сбрасывает джинсовый комбинезон, надевает крепдешиновое платье, выпрямляет спину. В кон­це концов достает откуда-то неуместную в ее доме бисерную сумочку.

Этот дом с крикливыми веселыми соседями на антресолях расположен где-то в Чайнатауне, о чем можно судить по обилию восточных вещей в интерьере и стайке мелких темноволосых людей, которые либо снуют туда-сюда, либо наводят порядок, — таких в старом театре называли слугами просцениума. Еще одно их назначение, видимо, оттенить тот факт, что по-настоящему чужая в этом мире, нечувствительном к их восточной экзотичности, — утонченная Бланш; по-настоящему свой — мордоворот Стэнли, организующий пространство вокруг своей фактурной фигуры. Приятели играют в карты — Стэнли в центре стола; Стэн­ли ест — брызги летят публике на колени; Стэнли катается на мотоцикле (настоящем!) — зал дуреет от выхлопных газов. Стелла и еще влюбленный в ее необыкновенную сестру Митч вроде как долж­ны сделать выбор между этими двумя полюсами — миром Стэнли с его простым, необременительным кодексом и манящим миром Бланш, который настолько нуждается в душевном труде и ­рестав­рации, что его правильней было бы назвать мифом. Между Бланш и Стэнли — физиологическая пропасть, он и ­наси­лует ее не из страсти, а чтобы растоптать тот мир, что так влечет его жену. У это­го мифа в русской традиции есть устойчивое название — «Вишневый сад»; и неспроста Бланш Дюбуа («белое дерево») в минуты галлюцинаций начинает ­го­ворить текстом Раневской: «Смотри­те, покойная мама идет в саду в белом платье!» Судя по каркасу спектакля, об этом же мифе тоскует Генриетта ­Яновская, отчетливо давая понять, что еще недавно — в конце восьмидесятых, видимо — была альтернатива, но ­сооте­чественники ее упустили; Ани и Стел­лы сделали свой выбор, и в пространстве осталось место только для Стэнли и Лопахина.

С готовностью рассматривала бы такую точку зрения, хоть и три часа кряду (примерно столько идет спектакль), — ­когда б ее сначала приняли актеры. Но конструкция, которую возвела ­ре­­жиссер, обживается ими с трудом, со скрипом, будто через не могу. Никакой правды нет в Эдуарде Трухменеве — Стэнли, который ест руками и чешет в паху так вызывающе и неестественно, что самому неловко. Не стоит никакого мифа за Бланш, какой ее играет Ольга Понизова — живая, подвижная актриса окаменела в форме изящного фарфорового сосуда и давится интонациями героинь семидесятых — молодых Неело­вой, Яковлевой, Немоляевой. Кто сказал актрисе Понизовой, что максимум, который она может выжать из себя, — быть похожей на тех актрис? Что тогда были классические героини, а нынче нет? Нет — и не надо. Теперь — другие.

Отзывы пользователей о спектакле «Трамвай «Желание»»

Фото владислав
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
0

"Трамвай "Желание" - одна из самых лучших пьес мировой драматургии. Яновская - одна из самых видных режиссёров современной Москвы. Но в результате синтеза этих двух явлений получился продукт качества чуть выше среднего.

В плане режиссуры, на мой взгляд, всё безупречно, чего не скажешь об актёрской игре исполнителей. Я абсолютно не понял, чего хочет Бланш. Мало того, сидя в партере, я не всегда слышал, что говорит актриса, исполняющая её роль (со слухом у меня проблем нет).

Сложилось впечатление, что спектакль немного недоработан.

Фото Marat
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
11

Лично у меня не возникло ощущения, что спектакль недоработан. Яновская - одна из немногих режиссеров российской современности, которая знает меру во всем, будь то выбор актеров, пьес или сама постановка. Тот факт, что "не всем понятно, чего хочет Бланш", на мой взгляд, как раз и говорит о продуманности и законченности постановки. То, что хочет, Бланш, настолько эфемерно, мифично и невозможно, что это трудно понять. Поэтому-то ее и не понимают ни Стэнли, ни даже родная сестра Стелла. Мир Бланш больше не существует, он стал мечтой и воспоминанием одновременно, он недосягаем. Об этом, на мой взгляд, пьеса.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить