Театральная афиша Москвы

Спектакль Последняя любовь Дон Жуана

7.9

Дон Жуан — гомосексуалист

Длительная постановка Романа Виктюка, взявшегося за самую раннюю пьесу француза Эрика-Эмманюэля Шмитта «Ночь в Валони». Виктюк Дон Жуана заметно омолодил, но основные метаморфозы образа героя-любовника связаны с его проявившейся к финалу сексуальной ориентацией. Что, впрочем, неудивительно: пять героинь-шантажисток, олицетворяющих восемь с лишним тысяч соблазненных и покинутых женщин, безлики и истеричны, а противопоставляется им существо другого склада, пола и силы духа — только оно здесь способно на серьезные чувства, самопожертвование и достойную встречу рока и смерти.

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Последняя любовь Дон Жуана»

Фото IloveSpongeBob
отзывы:
16
оценок:
49
рейтинг:
26
7

«Последняя любовь Дон Жуана, или Эшафот любви» – спектакль, который Вас точно удивит, не это ли главное, другое дело приятно либо наоборот?! Цепи-кандалы, раскиданные по сцене, явно стареющие поклонницы всё ещё молодого в виктюковской версии Дон Жуана, ошметки одежды, которые как тяжкий груз тащит за собой главный герой, и уже не вспомнить ему где, когда и с кого эти одежды были сорваны – обстановка, уводящая зрителя в судьбоносную ночь действия пьесы. Пятеро уже не таких как когда-то молодых, но очень предприимчивых особ самого разного социального положения, от монахини до светской львицы, решают вершить суд справедливости над ничего не подозревающим Дон Жуаном. Седовласых героинь объединяет «единственное светлое», что было в их жизнях – травиальная связь с легендарным сладолюбцем, которому они объявляют гордый ультиматум – женитьба или тюрьма (при этом остается загадкой что из предложенного больше характеризуют те самые красноречивые кандалы).
Дон Жуан, в как всегда виртуозном исполнении премьера «Театра Романа Виктюка» Дмитрия Бозина, неожиданно производит впечатление уставшего, абсолютно равнодушного человека. Каждая из судей приготовилась к встрече с Дон Жуаном – чулочки, фривольно откинутые подолы платьев, алые губы, краткий рассказ-напоминание о себе, а в итоге ничего.. Дон Жуан не помнит ни их, ни те сотни и сотни не устоявших, кропотливо внесенных в длинный список побед заботливым слугой своего хозяина Сганарелем.
Почти никому неизвестная пьеса писателя и драматурга Эрика-Эммануэля Шмита «Ночь в Валони», написанная в 1988 году, одна из дебютных работ автора в качестве драматурга, полна мудрости и правдивой горечи любви. Словам героев вторит сценическое решение спектакля. Мощные прыжки Дон Жуана – Бозина на батуте впечатляют своей неожиданностью и попадают точно в цель, как лучше можно показать полет-эйфорию любви, её рискованность и опасность падения.
И падение наступит. В шмиттовской версии Дон Жуан ведет себя весьма странно – не влюблен ли он? И совсем не в найденную, а скорее во вдруг обретенного. Актер Иван Никульча, знаменитый своей немногословной ролью нарцисса-Месье в третьей версии знаменитых «Служанок», также молчаливо, но не менее эффектно играет в спектакле роль влюбленного в Дон Жуана по имени Шевалье. Но знатный сердцеед совершенно пуст изнутри и любить не способен, это чуждо его природе. История, как всегда у Романа Григорьевича «святой и магической любви», получается из самых печальных и светлых, смерть Шевалье переворачивает мир Дон Жуана, толкает его на путь переосмысления, открывает ему тайну чувства, его реальность и необходимость..
В конце спектакля Виктюк ставит точку, только усиливающую впечатление от мастерски сделанного спектакля. А после поклона выходившим из зала под красивую французскую мелодию становится не так жалко убитого Шевалье и абсолютно высмеянных по многим статьям женщин, а жалко легко разрушенной легенды о всё таки неизменно симпатичном в своей порочности и неправдоподобности великолепном Дон Жуане.

Фото Iris
отзывы:
64
оценок:
69
рейтинг:
94
9

"...или Эшафот любви"

"Если бы я верил, что честь существует,
я бы ни за что не стал помещать ее под женскую юбку"
(Эрик-Эммануэль Шмитт «Последняя любовь Дон Жуана,
или Эшафот любви»)

«Последняя любовь…», расчерченная изобретательным пером писателя Эрика-Эммануэля Шмитта, облаченная в кружевную чувственность режиссера Романа Виктюка и исполненная неиссякаемым потоком вдохновенного света артиста Дмитрия Бозина, сделала свое божественное дело, растерзав привычные стереотипы, сметая на своем пути ханжеские препоны, искусно переплетая всевозможности любви, рассекая добродетель и порок, вторгаясь в жизнь и смерть.
Выдержанная атмосфера эпохи, где мог плести свои любовные интриги Дон Жуан, выливается в благородные рыцарские декорации, откровенные куртуазные костюмы, изящно смешанные с роковой манерностью нашего времени, искрометные диалоги и пронзительные афоризмы, наполняющие пьесу вкусом европейского шарма и хорошего тона.
Музыкальные цвета действий, будь то оперные арии, органные атаки, скрипичные па, или влажные любовные напевы на французский манер,привносят аромат изысканности и облекают стройное тело спектакля в драгоценности из настроений, предчувствий, подтекстов и немых вопросов.

Но главный вопрос, на который мы знаем множество «правильных» ответов, следующий:
«Может ли принадлежать совершенное и красивое до неприличия Существо, проповедующее религию свободной любви, кому-то одному?

Куртизанки и монахини, девственницы и распутницы, герцогини и нищенки, женщины всех возрастов, мастей и пристрастий вереницей следуют за человеком, который был послан свыше, чтобы дарить радость и любовь. Идеальная и совершенная формула, вызывающая любовь и ненависть одновременно - есть порождение светлого и темного начала. Задумка высших сил обернулась победоносным реваншем для грешников, которых когда-то изгнали из рая. Как знать, из какого«рая» был изгнан наш земной Дон Жуан? Увы, над священной чашей Грааля злобно и цинично надругались земные женщины и получили по заслугам. Ведь бесчисленные маски Дон Жуана, которыми он мастерски манипулирует, есть не что иное, как образы тех, кого он когда-то соблазнил и бросил. Но насмешливый и жестокий парадокс «Эшафота любви» утверждает, что женщины не хотят быть любимыми и счастливыми, они хотят быть соблазненными и несчастными. Они обвиняют Дон Жуана во всех смертных грехах, ненавидят и страстно ревнуют его, но как только чувствуют,что он может полюбить и стать простым смертным, их интерес мгновенно угасает.

Изначально Дон Жуан, обладающий животной интуицией оборотня, был, прежде всего, гениальным психологом, точно определяющим характер своей жертвы, умеющим безошибочно отгадать слабости и тонкости душевных линий. Дон Жуан, читающий по лицу женщины ее желания, подобен опытному и гениальному хироманту. Кажется, что у этого человека вся одежда соткана из множества разнообразных ключей, которыми он вскрывает души и тела. Эти ключики, всех размеров и форм, позвякивают на его теле, создавая универсальную музыку сравнимую лишь с органом.
Пятеро «бывших» любовниц, решивших отомстить Дон Жуану, выглядят карикатурными марионетками с крикливыми голосами, жеманными и изломанными движениями. Абсолютно разные по характеру и роду деятельности «одноразовые любовницы с павлиньими мозгами» манерничают и пытаются обмануть друг друга и, прежде всего, себя. Они желают отомстить человеку, чьей виной является лишь то, что он не может быть верен и не может любить. Они решают лишить его свободы и насильственно женить.«Срок заключения в Бастилии лет на СТО», - проносится в голове знаменитая фраза из совсем другой оперы.
Какие же все-таки дети – эти взрослые и умудренные жизнью женщины, которые наивно полагают, что отомстить можно таким образом. Даже необузданное и знойное воображение, спрятавшееся между ногами этих красавиц, не может помочь им. Жалкое подобие того, что осталось за ширмой этих «бывших», вызывает лишь насмешку у Дон Жуана, и у нас - зрителей.
Я могу еще долго злословить по этому поводу, но боюсь, что окончательно наскучу своим злым языком и несносным характером. Ведь я ни на стороне Дон Жуана, ни на стороне его несчастных (а может быть счастливых ?!?) жертв.
А сейчас я буду идти босиком по стеклу и скажу то, что многие уже давным-давно знают, стыдливо прикрывая глаза и томно вздыхая. У Дон Жуана был выход, самый простой, самый лучший, самый прекрасный. Не меняться никогда, продолжая победоносный и бессмертный путь по душам и телам, тех, кто любит его. И в тайне я надеялась, что великого любовника минует участь быть отравленным любовью. Но когда видишь два прекрасных и свободолюбивых животных, которые составляют единое целое – Дон Жуана (Д. Бозин) и Шевалье Де Шифревиля (И. Никульча) - то понимаешь, эта любовь – роковая неизбежность и жестокая расплата. И теперь боги насмехаются над нами - земными. У молодого Шевалье тоже был выход, простой и ясный как день – убить того, кого он полюбил. Ведь таких существ любят именно так: «Я так люблю тебя, что готов убить», -часто мы слышим. Разве это не доказательство настоящей любви? Только таким образом можно добиться верности у Дон Жуана. Не посадить же в клетку чувственное сумасшествие, от которого подкашиваются ноги, или животное с острыми клыками, готовыми в любой момент вонзиться в ваше тело.

640 женщин в Италии, 231 в Германии, 91 в Турции, 1003 в Испании и лишь сотня в легкомысленной Франции. А сколько бы еще могло быть счастливых несчастных, которые так и не дождались своего Дон Жуана?

И все бы хорошо, только отчаянно тоскливо становится, оттого,что двое людей, которые любят друг друга, не могут быть вместе. Кто-то должен умереть?!?
Медленно угасает и сам Дон Жуан на глазах у разочарованных в нем женщин. Разве могут эти самки простить то, что их кумир может полюбить не их – женщин? Разве могут они простить то, что он может постареть, может быть слабым и уязвимым?

В финале из тела и души Дон Жуана рождается совершенно другой человек, который лишь отдаленно будет напоминать того, кого они когда-то любили.

А многие из нас поймут такую простую и смешную истину, что с Дон Жуаном тяжело, почти невозможно.
Но жизнь без Дон Жуана невыносима…

Фото Victoria Zastavskaya
отзывы:
16
оценок:
17
рейтинг:
0
9

Очень хороший спектакль, один из любимых в театре, была на нем дважды и спустя время сходила бы еще, он не такой, чтоб пересматривать по 10 раз как "Служанок", но будоражащий, яркий, очень интересный! Кто же последняя любовь великого дамского угодника? Узнаете в конце!) Женщины в первых рядах вздыхают и рыдают, то ли от наслаждения, то ли от истомы, такой уж хороший актер Дмитрий Бозин, мастерски удается ему образ, и женщины, его дамы, каждая найдет там свой характер) Сходите, дамы, понравится!

Фото Nataly Zelenskaya
отзывы:
99
оценок:
122
рейтинг:
57
9

Творчество Р.Г. требует от зрителя некоторой подготовленности к тому, что увидит он на сцене (нечто неординарное). К сожалению, всю глубину понять дано не всем, отсюда такие противоречивые отзывы: либо восторг, либо полное непонимание и неприятие, третьего не дано. Что касается меня, то я являюсь поклонником таланта Р.Г., пока мне нравятся все его постановки, из того, что видела. И Дон Жуан не исключение.

Фото Tatyana Pechegina
отзывы:
7
оценок:
7
рейтинг:
2
9

До лета 2015 года "Последнюю любовь Дон Жуана" я видела лет семь назад. Помнила, что спектакль еще тогда понравился, помнила, конечно, прекрасный основной состав, который так с тех пор и остался и радует еще больше…
Но с тех пор забылось - а сейчас напомнилось главное - то, что несет этот спектакль, так виртуозно выстроенный Виктюком по самой правильной театральной "синусоиде" сменяющегося смеха и серьезной глубины, циничной иронии - и невероятной нежности.
Забавно, но только сегодня вечером я вспомнила, что давно любимая мною фраза "Мы всегда любим слишком, когда любим по-настоящему" - именно отсюда. Из этой пьесы. Из этого спектакля.
Для меня этот спектакль - не очередная история про великого обольстителя и его ...жертв...или наоборот - тех, кому он подарил ослепительную радость быть желанными.
Не про то, как они этим "курятником" )) его потом пытаются судить, на самом деле желая - каждая - снова вернуть себе.
Это история о том, что любили его всегда - эгоистично. Для себя. Любили - "негодяем", коварным и всегда бросающим соблазнителем. Циником. Любили даже не его - любили себя "жертвами".
И только один человек полюбил его - для него самого. Отдавая. И отдав всё, вплоть до своей жизни. Открыв этим самому Дон Жуану - его настоящего для себя же самого. И в этом случае уже неважно, что человек этот оказался мужчиной. Любовь пола не имеет - эта фраза уже стала заезженной, но почему-то миру снова и снова приходится это доказывать.
Вот именно эту историю рассказывает мне Маэстро в "Последней любви Дон Жуана". Именно она трогает, волнует, заставляет забывать дышать.
Именно это - ведомая его гением - рассказывает мне великолепная команда артистов: блистательная Людмила Погорелова, которая восхищает в любой роли абсолютно. Невероятный Дмитрий Бозин - проживающий за два с небольшим часа спектакля целую жизнь своего Дон Жуана - он "удалого" цинизма до полного уничтожения-перерождения-возрождения. Иван Никульча, за отведенное ему краткое сценическое время заставляющий прожить вместе со своим Шевалье всю его трагедию и прочувствовать все, что разрывает его изнутри и самого толкает на острие шпаги Дон Жуана.
Анна Подсвирова - та, которая все эти годы хранит "ребенка" в себе в этом спектакле. Весь "дамский состав" - неповторимые и такие разные...
Спасибо – в который раз!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить