Москва

Спектакль
Дом, где разбиваются сердца

Постановка Мастерская Петра Фоменко. Старая сцена

7.3
оценить
Дата выхода
13 июня 2005
3 часа 20 минут, 1 антракт
16+

Спектакль Евгения Каменьковича по пьесе Шоу

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Дина Годер
Фото Дина Годер
отзывы: 8
оценки: 0
рейтинг: 6

Спектакль постоянного соратника Фоменко Евгения Каменьковича по пьесе Шоу получился, в сущности, спектаклем о самой Мастерской Фоменко. В доме-корабле, где горит неугасимый очаг человеческого тепла, полно не по-здешнему прекрасных женщин и мужчин. Пол покрыт ковром из выплюнутых на пол бутылочных пробок, у женщин подламываются высокие каблуки, а мужчины теряют разум. Актеры вдвое и втрое младше своих героев, а значит, все эти любовные кружения и беспечно расточаемые чары действуют вдвое и втрое сильнее, чем рассчитывал Шоу.

3
0
...
17 мая 2006

Лучшие отзывы о спектакле «Дом, где разбиваются сердца»

Фото G G
Фото G G
отзывы: 193
оценки: 193
рейтинг: 587
Мыльная опера
Народное творчество
Не верю
4

Разыгрались во втором акте после антракта. Зал полон - яблоку негде упасть! Постановка интересна, местами смешно - смех сквозь слезы. Первый акт, особенно в начале, очень медленно действие развивается, затянуто. Полине Кутеповой не поверила, сцены соблазнения во втором акте она не плохо играет, а первый акт плохо.

2
0
...
14 июля 2019
Фото me
Фото me
отзывы: 3
оценки: 6
рейтинг: 12
9
Нелепо счастливый дом

Бернард Шоу определил эту где-то переломную, одну из самых пессимистических своих пьес как «фантазию в русском стиле на английские темы». В предисловии автор вспоминает русских драматургов Чехова и Толстого, из наследия которых между делом складывает он тот самый загадочный «русский стиль». Заявка сама по себе крайне рискованная – все равно, что наскоро соорудить «английский» стиль из Байрона, Шоу и Уайльда.
Вероятно, все же не «стиль» как таковой, авторские приемы, абсолютно разные у Толстого и Чехова, а «темы», мотивы угасания прошлой старой жизни, тревожащие английского драматурга на пороге Первой мировой войны, находят созвучие в русской драме.
Евгений Каменькович, выбравший «Дом, где разбиваются сердца» для постановки в «Мастерской П.Фоменко» увидел и рассказал эту историю вне «злобы дня». Подзаголовок Шоу опущен в программке.

Но не только во вневременной интерпретации оригинален режиссерский подход.
Драматург сравнивает своих героев с сестрами Прозоровыми, с Раневской: «Такие же милые люди, та же крайняя пустота». Сравнивает, несмотря на изящную британскую иронию, с горечью, зло, обличительно. Именно на английскую праздную и равнодушную интеллигенцию автор возлагает ответственность за рушащийся мир, загнивающую староевропейскую цивилизацию.
Пьеса Шоу показывает странную жизнь странных людей в доме отставного шкипера, капитана Шотовера, где все не по правилам. Здесь англичане носят арабские наряды, обедают чаем с яблоками, а любопытство естествоиспытателя в романтических перипетиях сильнее мещанской супружеской ревности. В этом доме сталкиваются два мира и, столкнувшись, неприглядно оттеняют друг друга. Ушлый капиталист, представитель нового времени делец Менген обнажает как расслабленность и легкомыслие образа жизни прекрасных дочерей шкипера, так и собственную душевную ущербность.
Сам же почтенный капитан давно сошел с капитанского мостика, отпустил штурвал, дабы беспрепятственно стремиться к «седьмой степени самосозерцания» и спрятаться от неприятных ему гостей и разговоров за маской выжившего из ума старика.
В этом доме все иллюзорно: выдуманные тигры Гектора-Дарнли, дутая зажиточность жениха Менгена, вор-манипулятор, разбитые сердца. Герои порхают от фантазии к иллюзии. Для Шоу все это - показатель разрушительности такого образа жизни и мысли. Это мило, но это «сладость гниющего плода».

Постановка в театре П.Фоменко смягчает социальные акценты, выводя на передний план томление и игру – фантазийную и пагубную, изощренную и бесконечную, и, конечно, бесстыдно красивую, как дочери капитана Шотовера. Евгений Каменькович, особенно верно чувствуя звучание этого актерского ансамбля, поставил пьесу в лучших традициях «легкого дыхания» Мастерской. Известно даже, что в процессе постановки режиссер рассматривал идею делать этот спектакль «совсем про себя».
Его дом-корабль не плывет на верную смерть, подобно Титанику. Капитан сменил бинокль на шее на более совершенный оптический прибор - фляжку, а команда слишком занята собой, чтобы увидеть приближающийся айсберг. Да и существует ли опасность, если никому нет до нее дела?

Еще один аргумент-аналогия в пользу органичности пьесы Шоу для этого театра – абсолютное и исторически сложившееся господство прекрасных дам. Как Ариадна и Гесиона управляют легко, но цепко своими и не вполне мужчинами, шутя обращая их то в воинов, то в комнатных собачек, так и в театре Фоменко главенство всегда принадлежало актрисам.
Да и игра в возраст, игра с возрастами здесь тоже не внове. Оба поколения «фоменок» со студенческих спектаклей привыкли обходиться «молодыми» силами для воплощения характеров всех возрастов, при этом всегда с долей легкой условности. Условностью оборачивается возраст и в доме-корабле – при таком то кипении страстей об этой досадной мелочи и не вспомнишь.
На роли чуждых настроению этого дома – «Наполеона промышленности» Менгена, его невесты, юной Элли, готовой бежать поначалу, не повидавшись с хозяевами, и вора Каменькович взял «самого нетеатрального» актера Мастерской Максима Литовченко, выпускницу МХАТа Наталью Мартынову и Анатолия Горячева, пришедшего в театр Фоменко только в 2001 году. Вот и получилось, что подлинными обитателями дома стали самые настоящие, коренные, рафинированные «фоменки».

В постановке Каменьковича не чувствуется той острой болезненной озабоченности Шоу, здесь нет драмы краха цивилизации. Самоирония персонажей звучит располагающе и мило, совсем не страшно пророчески. Философские беседы Элли с почтенным Шотовером, которые ведутся на верхней палубе выстроенного сценографом Владимиром Максимовым судна, над всей любовной кутерьмой, самолюбованием, флиртом и изысканной болтовней – не менторский манифест автора, не мольба к английскому обществу опомниться. Капитан Шотовер подводит итоги жизни, немного философствует, немного наставляет, немного дает себя пленить юной гостье. Он слишком принадлежит этому дому, чтобы трезво и безжалостно резонерствовать.

Безобидные интриги, любовные перипетии не прекращаются здесь ни на минуту. За окнами, в саду, в задней части сцены мы видим, как Рэндл кружит в танце Гесиону, Гесиона выгуливает Менгена, Ариадна увлекает за собой Гектора, пока основное действие развивается на авансцене.
Лишь легким напоминанием о шаткости благополучия в военное время, о сиюминутности тягучей безмятежности служит плотный покров из пробок, которые некому убрать. Решение с полом, усыпанным пробками была подсказана создателям спектакля самим Петром Наумовичем Фоменко - он говорил о необходимом ощущении «зыбкости».
Купающийся в расслабленной обстановке праздности Дома и привыкший к ней Гектор особенно рельефен в исполнении Ильи Любимова. Неудивительно, вычурные позы, усы-канделябры и бархатный, ироничный баритон, созданный будто специально для декламации едких афоризмов ирландского Мефистофеля.

Каменькович, вслед за Шотовером, противопоставляя «деньги, комфорт и жестокий здравый смысл» «романтике, чувствам» игре, самоиронично склоняется к последним.

Возможно, корабль капитана Шотовера и идет ко дну, так же, как летят щепки от Вишневого сада. Но корабль этот назван «Dauntless» («Неустрашимый»), а у Каменьковича на палубе танцуют мамбу Дина Мартина, а потому никто этого не замечает, и дела никому нет. Ведь умение жить играючи – это еще не причина для гибели цивилизации. И, в конечном счете, и воздушные тревоги, и налет «цепеллинов», и смерть двух самых неуместных героев оказываются не более реальными, чем седая пакля, торчащая из-под фуражки капитана Шотовера.

2
0
...
26 июля 2010
Фото Алена Александрова
Фото Алена Александрова
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
3

Очень ждала встречи с этим спектаклем .И с театром тоже . Театр поразил своей современностью ,удобством и роскошью .А вот спектакль сильно разочаровал .Еле выдержала первый акт.С большим трудом ...Когда на меня навели лазерной указкой ,потому что я смотрела постоянно на часы ,мысль была одна : Хоть бы выгнали !))))) Да простят меня артисты ,уж не знаю ,кто там больше виноват : они или режиссер, но смотреть это просто невозможно ...полтора часа люди просто проговаривают текст . Ничего не происходит . Про что ставил режиссер непонятно. Скучно !!!!!! Зрители в зале :кто спит ,кто зевает .... Может у них неудачный спектакль был, не знаю , но решений нет ...режиссера-нет !!!Уныло! ушли после первого акта и было ощущение , что ведро помоев на голову вылили . Получили море отрицательной энергии , за собственные ,и не малые деньги ! никому не советую .

1
0
...
24 июля 2016
Фото Елена Перминова
Фото Елена Перминова
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 3
9

29.06.2014 г. Смотрела спектакль Театра Мастерская Фоменко "Дом, где разбиваются сердца." Великолепно все!!! И ранее не знакомая мне пьеса Б. Шоу, и актерский ансамбль, и сценография, и костюмы. Каменьковичу удалось создать захватывающее действо, наблюдая за которым забываешь о времени (а спектакль длиться более 3-х часов) и впитываешь каждое движение, каждое слово. За легким кружением событий и казалось бы незначительных разговоров, какие только проблемы не поднимаются (личностные, политические, экономические) и происходит это виртуозно, легко. Все актеры прекрасны, видно что они играют в этой замечательной пьесе с наслаждением. Поразила молодая актриса Мария Андреева, превратившаяся на наших глазах из нежной, наивной девушки в расчетливую женщину.
Незабываемые впечатления!

1
0
...
22 июля 2014
Фото Evgeny Pyastolov
Фото Evgeny Pyastolov
отзывы: 2
оценки: 1
рейтинг: 1
3

Без мастера театр превращается в мыльную оперу. Спектакль так же бессмыслен, как бразильский телесериал. Обычный фарс. Сейчас многие театры грешат серыми, "штампованными" постановками. Все эти акценты на неважном, ужимки актеров, якобы остроумные "шутки". За растянутым повествованием не читается практически никаких идей, а если они и присутствуют (в пьесе, но не в постановке), то они совершенно тонут в хаосе бессмысленных диалогов и дешевого гримасничанья. К 15-й минуте спектакля хочется спать, к 30-й - пойти домой. Ничего нового вы в этом спектакле не увидите. С таким же успехом можно пойти на любой другой первый попавшийся, а ещё лучше - посомтреть дома телесериал - по глубине и эмоциональной нагрузке это будет то же самое. Куда же делась изюминка театра? Куда делась сложность и глубина? Штампованный ширпотреб - это не то, за что я готов отдавать деньги.
Оценка 2 звезды только потому, что большинство актёров всё же играют хорошо. Они профессионалы, вот только то, что им приходится играть, сводит их профессионализм на нет.

1
0
...
16 ноября 2013
Краткое описание
«Дом, где разбиваются сердца»
Информация предоставлена мастерской Петра Фоменко
Дом, построенный на манер старинного корабля, полный, по выражению одного из его обитателей, «всяческих сюрпризов», одиноко плывет по холмам верхнего Сассекса. Меньше чем за полчаса он наполняется гостями (званными и не очень), и начинается путешествие по морю взаимоотношений, полному рифов, подводных течений, неожиданных открытий и пиратских нападений. Команда актеров «Мастерской» уверенно ведет корабль спектакля, созданного по пьесе «рыжебородого ирландского Мефистотеля», великого парадоксалиста и насмешника Джорджа Бернарда Шоу; пьесе, за которую, по выражению Томаса Манна, «не пришлось бы краснеть ни Аристофану, ни Мольеру, ни Ибсену, превосходнейшей комедии с искристым диалогом и курьезнейшими действующими лицами».