Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 4.3 из 5

Голосов: 16

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет
Бытие N 2

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Спасибо! 1
Елена Ковальская

980 рецензий · 297 оценок · 1340 спасибо

Вот новый спектакль Вырыпаева — того самого Ивана Вырыпаева, который написал «Кислород», показанный на дюжине, если не больше, международных фестивалей и получивший «Золотую маску» в номинации «Новация». Нынешний спектакль сделан по заказу штутгартского фестиваля «Театр мира», но в копродюсерах значится и московский «Театр.doc». Премьера была сыграна на фестивале NET.

Всю эту скучную информацию я привожу для того, чтобы избежать... Показать полностью

Вот новый спектакль Вырыпаева — того самого Ивана Вырыпаева, который написал «Кислород», показанный на дюжине, если не больше, международных фестивалей и получивший «Золотую маску» в номинации «Новация». Нынешний спектакль сделан по заказу штутгартского фестиваля «Театр мира», но в копродюсерах значится и московский «Театр.doc». Премьера была сыграна на фестивале NET.

Всю эту скучную информацию я привожу для того, чтобы избежать объяснений, что Вырыпаев — русский театр нового посола. Или посол нового русского театра, который, как Пал Иваныч из частушки Вырыпаева («Пал Иваныч, ох, с густой бородой, ох, квас да капуста на усах»), призван сначала в Штутгарте, а там посмотрим где еще мировой общественности «вогнать по самые помидоры». Пока же Вырыпаев играет спектакль в Москве.

Следите и не запутайтесь. Есть два героя. Душевнобольная по имени Антонина Великанова (Светлана Иванова) и ее лечащий врач Аркадий Ильич (петербуржец Александр Баргман). Они же — жена Лота, которая обернулась на гибнущий Содом и была превращена Богом в соляной столп, и сам Бог. Бог (и.о. Аркадия Ильича) сам себя отрицает, жена Лота (и.о. Великановой) настаивает, что Бог есть. Между их диалогами в дело вступает сам Вырыпаев. Он же пророк Иоанн — Иоанн Вырыпаев, которому принадлежит высказывание: «Если ты веришь в Бога, это еще не значит, что Бог верит в тебя». Так вот, баянист Айдар Гайнуллин исполняет аранжировки Брамса, а пророк начитывает уморительные речитативы о содомском грехе и проституции.

Артисты выходят из темноты в освещенный квадрат сцены, а когда вступает Вырыпаев, ретируются в темноту, словно их и не было, словно они порождение чьей-то фантазии. И никакого реквизита — только медный таз да ведра с солью, которая символизирует вечность — по той причине, что она враг гниения. Ближе к концу все засыпано толстым слоем соли, отчего сцена становится похожей на аравийскую пустыню, над которой солнцем сияет медный таз. Аркадий Ильич, которого до того можно было заподозрить то в гамлетизме, то — по нарастающей — в ницшеанстве, к этому моменту впадает в крайний субъективизм, если не сказать солипсизм. Читай: доктор Аркадий Ильич и сам нуждается в излечении. В финале они оба — Великанова и врач, непонятно, кто более больной, — отправляются верхом на тазе к солнцу.

Но вернемся к началу. Перед спектаклем Вырыпаев сообщает, что, вообще-то, автор пьесы — Антонина Великанова, реальная женщина, больная шизофренией. Свою работу она решилась представить публике, когда узнала, что в московском «Театре.doc» сыграли пьесу одной рецидивистки. Через своего лечащего врача она передала текст Вырыпаеву, который как раз и играл с Ингеборгой Дапкунайте «Моего голубого друга» з/к Екатерины Ковалевой. Только в отличие от Ковалевой, которая приезжала в сопровождении конвоя на премьеру своей пьесы во МХАТ, существование реальной Великановой внушает большое сомнение.

Хорошо бы ее не было. Если ее нет — так нет и спекуляции на ее болезни. К тому ж больно ладно Великанова складывает слова, стилизуясь под библейский стих («Я говорю. Не ищите красного понедельника во вчерашнем дне…), уж больно хорошо она знает театральную конъюнктуру, где автор или герой без аномалии имеют мало шансов. Даже само название спектакля — «Бытие №2» — предполагает некое «бытие» за номером один, а таковым следует считать вырыпаевский «Кислород», где на историю Санька из маленького подмосковного города, из любви к москвичке Саше убившего жену лопатой, нанизаны были библейские десять заповедей. «Трагедия смысла» — такой, представьте себе, подзаголовок у нового спектакля. Как заметила одна знакомая: «В чем-чем, а в мелкотемье Вырыпаева не обвинишь».

В общем, если вам показалось, что все вышеописанное — бесстыжая мистификация и графомания, то вы будете не слишком далеки от истины. И все же это стоит увидеть. Не только потому что туманное содержание облечено режиссером Виктором Рыжаковым в лаконичную, сдержанно-элегантную форму. Уже узнаваемые родовые свойства вырыпаевского сочинительства — лукавство, страсть прикрываться чужими именами (это у него не впервой), пригашенный непристойностями богоискательский пафос — простительны по более существенной причине. Все это чертовски талантливо, вот в чем соль. И упеките меня в одну больницу с Великановой, если это не так.

Скрыть

Отзывы пользователей

Оценка: 3 из 5
bigtolyan

20 рецензий · 20 оценок · 21 спасибо

Спектакль не тривиальный как все творчество Вырыпаева, которое мне довелось посмотреть.
Несмотря на тягостное впечатление от увиденного, я не жалею потраченного времени.
В первую очередь привлекает информация о том, что автором пьесы является женщина с диагнозом "Острая шизофрения" (не точная формулировка может быть). Интересно увидеть мысли такого человека. Но и это же является опасностью для зрителя. Создается мрачное и немного жутковатое ощущение от происходящего. Я чувствовал... Читать полностью

Оценка: 5 из 5
Ola

53 рецензии · 205 оценок · 87 спасибо

Отключите мозг, воспримите действо и вам понравится спектакль!
После просмотра спектакля задумываешься, а действительно где проходит грань между "нормальностью" и "ненормальностью"? И есть ли она? Вопросы, обращенные героиней внутрь себя, пролетают перед тобой как страницы книги, которые ты пытаешься быстро пролистать, выхватив то самое главное о том самом вечном: как и зачем жить, в чём смысл? Вопрос остается открытым, но почему-то из зала выходишь удовлетворенный... Читать полностью

Оценка: 5 из 5
scherzo

17 рецензий · 30 оценок · 12 спасибо

Иван Вырыпаев как диджей миксует библейский сюжет про жену Лота. Отличный спектакль, поставленный якобы по пьесе умалишенной Антонины Великановой (в прошлом -- учителя математики), который пытается отыскать в современной реальности ЧТО-ТО ЕЩЁ. Умно и смешно.

Все рецензии 5

Видео Ор в хоре: хор мальчиков съел острый перец и исполнил рождественскую песню
Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Космический квест, который точно понравится детям

Игровые площадки для лучшего торжества

Масштабные игры для больших команд

Эклеры со вкусом штруделя, ореховый кекс с сухофруктами и бурбоном, «Рождественское полено»,...

Pantone объявил цвет следующего года — в 2018-м им стал ультрафиолетовый. Мы выбрали 15 предметов...

«Афиша Daily» рассказывает о лучших играх 2017 года. Во втором материале перечисляем 16 заметных...

Американский медиатеоретик и автор книги «Язык новых медиа» Лев Манович регулярно выступает с...