Спектакль в Москве

Спектакль в Москве Лес

Постановка МХТ им. Чехова

8.6
31 отзыв
© Афиша
1/2

Комедия Островского и Серебренникова.

Жанры
Возраст
16+
Дата премьеры
22 декабря 2004
Продолжительность
3 часа 30 минут, 1 антракт

Участники

12

Место проведения

Рецензия «Афиши» на спектакль

Вот абсолютный фаворит сезона — да что там сезона, в последние несколько лет не появлялось спектакля, наделавшего столько шума. Легкий, но существенный, гомерически смешной и тревожный одновременно, дерзкий и в то же время ужасно трогательный, этот спектакль длится четыре часа, но смотрится на одном дыхании. В связи с ним говорят о европейского качества режиссуре отечественного производства, о возвращении в большое плавание крупной актрисы — Натальи Теняковой, сыгравшей главную роль. Все так, но я о другом. Для порядка напомню содержание пьесы. Итак, «Лес» Островского. Помещица Гурмыжская имеет виды на вчерашнего бедного гимназиста, которого поселила у себя и желает женить на бедной родственнице Аксинье, чтоб был поближе. А бедная девушка любит купеческого сына и замуж хочет за него. Но скандал в благородном семействе разразился не по этой причине, а потому, что великовозрастный племянник Гурмыжской, однажды заявившийся в дом с товарищем, на поверку оказался актером. И что же, вам представляется помещичий дом из пореформенной России? Как бы не так. Фотообои с изображением леса, бамбуковые занавески, радиола на длинных худых ножках, люстры из чешского стекла, сберкнижки вместо золота, пиджаки из кожзаменителя, танкетки, расшитые дубленки — Серебренников перенес действие на век вперед, в брежневские семидесятые. Казалось бы, тоже мне фокус — куда только не конвертировали классические пьесы, но на этот раз от перелета дух захватывает (не оттого ли, что это атрибуты детства?). Гурмыжская (Наталья Тенякова) стала постарше, теперь она вроде пожилой номенклатурной вдовы. Ее наперсница Улита (Евгения Добровольская), напротив, помолодела, а почтенные соседи переменили пол на женский. Бабье царство, одним словом. На первый взгляд, смысл у всех этих операций один — чтоб было смешно. Само собой, смешно, когда Счастливцев с Несчастливцевым (Авангард Леонтьев в забинтованных очках и огромный, громогласный Дмитрий Назаров) встречаются за пивом в вокзальном буфете и к концу попойки неоновой вывеской загорается над их головами «Не удавиться ли мне?». Восьмибратов (Александр Мохов), чтобы угодить Гурмыжской, заваливается к ней с детским хором: белый верх, черный низ, белые гольфы, «Заповедный мотив, заповедная даль…». Несчастливцев, явившись в дом, где много лет не был, читает с дрожью в голосе Бродского, а Петр ночью на детской площадке поет Аксюше под гитару Высоцкого. Каждая вторая сцена потянет на отдельный концертный номер — со времен Мейерхольда эту режиссерскую манеру называют «монтажом аттракционов». Но и не своей монтажной лихостью этот «Лес» хорош. Про спектакль Мейерхольда (1924) писали, что это сатира на прошлое и агитация за новое. Молодые, новые люди Аксюша с Петром взлетали над сценой на веревочных «гигантских шагах» — был такой ярмарочный аттракцион. У Серебренникова, посвятившего свой спектакль Мейерхольду и советскому театру, не то. У него Аксюша с Петром (Анастасия Скорик и Олег Мазуров) качаются на тесных детских качелях, и если смехотворное, стыдное, но по-человечески понятное вожделение пожилой тетки к молодому телу хоть как-то, хоть с натяжкой, но все же может сойти за любовь, то у этих новых нет ни полета, ни чувства, один копеечный расчет. Можно подумать, что властным старухам и унылой молодежи противостоит в его спектакле особое племя — безбашенные, широкой души народ, актеры. И то правда. Но к чему, собственно, клонит Серебренников, становится очевидно только в финале — и это уже чистый соц-арт.

На собственную свадьбу Гурмыжская является примадонной в белокуром парике и лакированных ботфортах выше колена. «Господа! — выступает на авансцену аккуратно причесанный малолетний хлыщ Буланов (Юрий Чурсин) и замирает в знакомой позе: смесь решимости и безволия, руки сцеплены в области паха — не то это сам гарант Конституции, не то пародист Галкин. — Хотя я и молод, но я очень близко к сердцу принимаю не только свои, но и общественные дела и желал бы служить обществу». Детский хор по новой затягивает «Беловежскую пущу». «Дети зубров твоих не хотят вымирать», — выводит крохотный лопоухий солист, принимая ту же, что у Буланова, позу. У растерянной, обмякшей невесты слезятся от счастья глаза.

За четыре часа Серебренников много чего нарассказывал: об актерской вольнице в контрактном мире, о первой любви новых людей, прохладной, как собачий нос, и о любви последней, слепой и беззастенчивой. Но в конечном счете все четыре часа он рассказывал и сокрушался о том, как же начудила эта пожилая, властная, истосковавшаяся по крепкой мужской руке баба — Россия.

8 февраля 2005
5

Один из немногих спектаклей, после которого совсем не хотелось аплодировать. Вообще. Нисколько. Даже совсем неудачному спектаклю обычно все же хочется "отдать должное". Люди старались... У всех случаются неудачи... Но это...
Ничего кроме низкопробного стеба. Неужели это до сих пор считается остроумным, да пусть не остро, а вообще - хоть немного умным - тупо, по-петросяновски, как в самодеятельности на первом курсе, обыгрывать тексты классиков, выискивая там современное звучание? Неужели это так забавно - увидеть в героях Островского Пугачеву и Путина? Ах как смешно! Оборжаться!
Неужели это так свежо и оригинально - насытить классика Бродским и Высоцким - посмотрите, какой интересный режиссерский ход!
Скорик... Терпеть не могу ругать актеров, а тем более актрис, но тут не ругаться невозможно. Это, извините, абитуриентка, демонстрирующая тщательное произношение шипящих и свистящих. И все. Нина Заречная в "Чайке" - провал. Настасья в "Лесу" - провал номер два.
Назаров и Тенякова, как старые мудрые слоны, тащат на себе весь этот мертвый серебрянный лес. Жалко их. Даже гениальная игра двух актеров не спасает пустой и насквозь вторичный спектакль.
Не рекомендую. Ощущение такое, что шел на Жванецкого, а попал к Регине Дубовицкой.

10 июня 2011
5

Если бы не игра Дмитрия Назарова, Авангарда Леонтьева и Евгении Добровольской - совсем было бы грустно. Кирилл Семенович не следит за постановкой: песни в исполнении Александра Молочникова - позор спектаклю (нет на слуха, ни голоса, ни ритма; исполняются речитативом). Не поняла, почему героиня Евгении Добровольской раздвигает ноги в первом акте и показывает свое нижнее белье. Вопрос к возрастному цензу +16: в спектакле принимает участие детский хор. Это дети младше 16 лет, при этом перед ними на сцене "Алексис" с обнаженным торсом располагается. Дети-актеры тоже дети.

16 февраля 2017
7

Совершенно случайно получилось попасть на спектакль "Лес" во МХАТе. Но я уже лет 5 гуляя по Камергерскому засматривалась на его афиши. Слышала очень много про него и все никак не покупала почему-то билеты. Наверное меня сдерживал еще тот фактор, что в РАМТе в театроведческой студии весьма негативно как-то обсуждались постановки Кирилла Семеновича Серебренникова. А тут билеты сами пришли ко мне в руки. "Ну, значит судьба!", - решила я и направилась к театру. С Вовой. Спасибо, кстати, Вова! так как на мой призыв и просьбу срочно ответить, кто хочет пойти во МХАТ, никто срочно точно не ответил.)
Так вот. Во МХАТе им. Чехова играли Островского. Играли "Лес". Но все-таки стоит абстрагироваться от того, что ты смотришь классику, если речь идет о Кирилле Серебренникове. Действие происходит... в 70е года 20вв. Весьма занимательные декорации, порадовало радио, такое же как у меня дома. старое такое, истинно советское. с музыкой прекрасной из него. одну мелодию, что играла в конце и в начале спектакля, я искала почти всю ночь. Нашла. в программке) Спасибо опять-таки же Вове. И естественно несколько дней мурлыкала под нос "Беловежскую пущу".
Прекрасные артисты радовали глаз. Во МХАТе не берут плохих актеров. Интересно было посмотреть на Юрия Чурсина, которого видела в фильме "Изображая жертву" того же самого Серебренникова. Фильм смотрела сначала сама, а потом нам его показывали еще в рамках семинара криминалистики)) Парнишка этот конечно на мой вкус страшноват, хотя многие девчонки просто слюни пускают) Но энергетика действительно прет! Очень уж достойно он играет. А сцена с монологом его последним. Да, речь серьезная))) Но некоторые невольные ассоциации со всем нам известным персонажем вызывали смех до слез. Что за персонаж - не скажу. Смотрите спектакль.
Костюмы в спектакле очень неплохие. Красивые. Вот то платье, что было на Аксюше в первой сцене я б сама с удовольствием надела. И всенепременно отобрала бы подтяжки у Буланова!
Ах да, какой же прекрасный хор детей пе на сцене. Я сама из хора в музыкалке ушла в свое время. И тут прямо-таки этим деткам завидовала! у них прекрасные голоса, и в таком юном возрасте они уже появляются на сцене МХАТа! просто какой-то набор моих не осуществившихся мечтаний.
Спектакль захватывает. уносит в водоворот чего-то просто потрясающего. А еще все артисты, находясь на сцене, играют постоянно. Приходится следить за происходящим и в правом угу сцены, и в левом, и успевать еще в центр смотреть)
В общем и целом спектакль принес мне миллиард положительных эмоций и запас хорошего настроения на долгое время. Читайте классику. Ходите в театр!)

14 октября 2011
3

Итак, спектакль "Лес".
Начитавшись безоговорочно положительных отзывов на "Афише" купил билеты на субботнее представление.

Спектакль разделен на две части. После первой все сидел и не мог понять - что же это вокруг меня происходило? То ли я попал в заколдованный лес с жуткими чудищами, то ли в казарму с заплеванным полом и бульварным юмором, то ли я что-то не понял и искусство на сей раз не открыло мне свои двери...

Зато после второй части я понял про этот спектакль все и расскажу Вам и всем моим знакомым.
Ну первое - это не Островский. И не верьте никому, кто пишет, что мол, Островский актуален и по сей день. Он, конечно, актуален, но в этом спектакле его нет.
То действо, что происходит на сцене похоже на "Аншлаг", "Кривое зеркало" и т.п. Много низкопробного, бульварного, грязного юмора. Много передразнивания современного телевидения типа Пугачевой, Путина и прочего.

Я пришел увидеть спектакль, а мне плюнули в душу. И плюнули не один раз. Театр, основанный Станиславским, носящий имя Чехова, - имеет наглость показывать людям такое. Никогда не думал, что в свои молодые годы буду писать как недовольный старикашка, но этот спектакль просто оскорбил меня.

Такое впечатление, что режиссер и актеры держат тебя за быдло. А раз ты быдло - на, жри свои помои. Хочешь грязи, падали, кретинизма - лови в достатке. Ведь ты быдло и в этом у режиссера и актеров нет сомнения. Вот, что я чувствовал на своем кресле.

Я ставлю спектаклю "2", а не "1", т.к. в нем были изредка хорошие шутки и сыграны они были хорошо. Актеры-то были хорошие, вот в чем беда! Мне было жаль актеров, которые произносили то, что они произносили. Мне было жаль их за то, как они это произносили, на чем делали акценты. Мне было жаль актеров за то скотское одобрение, что дарила им публика.

Кстати, о публике. Что поразительно - практически все были в восторге. Одна девушка восторженно кому-то говорила: "Я уже второй раз на этом замечательном спектакле! Какой это прекрасный спектакль! А вот Васе не понравилось". И я был благодарен этому Васе за то, что есть еще разумные люди. В конце представления, когда публика рукоплескала всем тем мерзостям, что их заставили съесть - я обернулся посмотреть - с кем же я сидел? А все они были мои ровесники. Молодые женщины и чуть поменьше мужчин. У всех горели глаза, все были растроганы замечательным спектаклем. Мне стало страшно. Я понял, что живу в каком-то вакууме, где моя семья и друзья создали для меня защиту от внешнего мира. И только здесь я взглянул в глупые и пугающие тупой жестокостью глаза своего поколения. Это зритель, воспитанный современным телевидением и с ним я вынужден делить эту планету.

Возможно, вы упрекнете меня в отсутствии толерантности и вернете мне многое из того, что я здесь написал про других. Возможно. Но нельзя молчать после такого спектакля, когда так много хороших отзывов о нем.

Итак, мой вердикт - идти стоит однозначно. Если Вы разделите мою точку зрения, то так же как и я увидите суровое лицо действительности, что тоже полезно. А если Вы со мной не согласитесь - то получите удовольствие от просмотренного замечательного спектакля.

6 июня 2011
5

Они изнасиловали мою мечту.
Можно и так сказать. Устроили балаган... Ладно, хоть Добровольской не было - и на том спасибо! Правда, справедливости ради, дублёрша её копировать не могёть. То-то и видно, что пыжится копировать - но таланту нету.
Даже вроде задумка была: переносим творение классика в городскую "обстановочку", в эдакую квартиру, с люстрами, встроенными шкафами, карманным бродвеем, радио и телефонами. Текст, теперь уже "традиционно" оставляем родной. Добавляем авторского восприятия... Могло бы получиться ого-го! если б не одно ма-а-а-а-аленькое "но"...

ЧТО Ж ВЫ, СУКИ, СЫГРАТЬ-ТО НИЧЕГО НЕ МОЖЕТЕ?!

Одна лохушка, которая почему-то - на правах-то бедной родственницы! - занимает первое место в списке действующих лиц по версии Афиши, скороговоркой тараторит свою роль - ну хоть интонациев прибавь, что ли, в школе стишки у доски неужели не рассказывала?! Это ж, мать его, Островский! он передавал природу, понимаешь! человеческую речь! а не телетайп какой-то описывал...
Основная тётка, которая всем там рулит, Грж... ая. Как будто пила неделю, говорила исключительно шёпотом, про степень опухлости рожи лица я молчу. Не все же люди в зале могут поместиться на первом ряду, в самом деле! Ведь половина актёров по сценарию обращается и к балконам! Не знаю уж, что балконы приняли на свой счёт, а из середины зала половины выступлений слышно не было.
А на кой хрен Чурсин пародировал вову пукина?! Чтоб смешно было? А Островский, когда комедию писал, жопой думал? Или он знал заранее, что именно жопой и будут называть нашу современность и её главных действующих лиц? Даже по тандему нашли возможность пройтись!!! Конечно, смешно... Балаган, он и есть балаган.

Вот смотрели мы в том же составе Волки и овцы у фоменок - это была феерия, братья и сестры. Это была комедия того же автора. И всего-то надо было - с выражением читать текст и не паясничать. Даже в театре, прости господи, Советской Армии умеют ставить Островского! А во МХАТе им. А.П. Чехова - лажают... Куда катится мир, я Вас спрашиваю?!

1 марта 2010
Все отзывы
7 спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
7
спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
29 марта 2021
8 спектаклей для детей и подростков о выдающихся деятелях искусства
8
спектаклей для детей и подростков о выдающихся деятелях искусства
11 сентября 2018
5 спектаклей для подростков на «ДостоевскийФест»
5
спектаклей для подростков на «ДостоевскийФест»
21 сентября 2021
Спектакли недели: перформативные прогулки по лесу и гастроли БДТ
Спектакли недели: перформативные прогулки по лесу и гастроли БДТ
20 сентября 2021