Театральная афиша Москвы

Спектакль Лес

Постановка МХТ им. Чехова
7.9
оценить
Театр: Лес

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
871
оценок:
240
рейтинг:
988

Вот абсолютный фаворит сезона — да что там сезона, в последние несколько лет не появлялось спектакля, наделавшего столько шума. Легкий, но существенный, гомерически смешной и тревожный одновременно, дерзкий и в то же время ужасно трогательный, этот спектакль длится четыре часа, но смотрится на одном дыхании. В связи с ним говорят о европейского качества режиссуре отечественного производства, о возвращении в большое плавание крупной актрисы — Натальи Теняковой, сыгравшей главную роль. Все так, но я о другом. Для порядка напомню содержание пьесы. Итак, «Лес» Островского. Помещица Гурмыжская имеет виды на вчерашнего бедного гимназиста, которого поселила у себя и желает женить на бедной родственнице Аксинье, чтоб был поближе. А бедная девушка любит купеческого сына и замуж хочет за него. Но скандал в благородном семействе разразился не по этой причине, а потому, что великовозрастный племянник Гурмыжской, однажды заявившийся в дом с товарищем, на поверку оказался актером. И что же, вам представляется помещичий дом из пореформенной России? Как бы не так. Фотообои с изображением леса, бамбуковые занавески, радиола на длинных худых ножках, люстры из чешского стекла, сберкнижки вместо золота, пиджаки из кожзаменителя, танкетки, расшитые дубленки — Серебренников перенес действие на век вперед, в брежневские семидесятые. Казалось бы, тоже мне фокус — куда только не конвертировали классические пьесы, но на этот раз от перелета дух захватывает (не оттого ли, что это атрибуты детства?). Гурмыжская (Наталья Тенякова) стала постарше, теперь она вроде пожилой номенклатурной вдовы. Ее наперсница Улита (Евгения Добровольская), напротив, помолодела, а почтенные соседи переменили пол на женский. Бабье царство, одним словом. На первый взгляд, смысл у всех этих операций один — чтоб было смешно. Само собой, смешно, когда Счастливцев с Несчастливцевым (Авангард Леонтьев в забинтованных очках и огромный, громогласный Дмитрий Назаров) встречаются за пивом в вокзальном буфете и к концу попойки неоновой вывеской загорается над их головами «Не удавиться ли мне?». Восьмибратов (Александр Мохов), чтобы угодить Гурмыжской, заваливается к ней с детским хором: белый верх, черный низ, белые гольфы, «Заповедный мотив, заповедная даль…». Несчастливцев, явившись в дом, где много лет не был, читает с дрожью в голосе Бродского, а Петр ночью на детской площадке поет Аксюше под гитару Высоцкого. Каждая вторая сцена потянет на отдельный концертный номер — со времен Мейерхольда эту режиссерскую манеру называют «монтажом аттракционов». Но и не своей монтажной лихостью этот «Лес» хорош. Про спектакль Мейерхольда (1924) писали, что это сатира на прошлое и агитация за новое. Молодые, новые люди Аксюша с Петром взлетали над сценой на веревочных «гигантских шагах» — был такой ярмарочный аттракцион. У Серебренникова, посвятившего свой спектакль Мейерхольду и советскому театру, не то. У него Аксюша с Петром (Анастасия Скорик и Олег Мазуров) качаются на тесных детских качелях, и если смехотворное, стыдное, но по-человечески понятное вожделение пожилой тетки к молодому телу хоть как-то, хоть с натяжкой, но все же может сойти за любовь, то у этих новых нет ни полета, ни чувства, один копеечный расчет. Можно подумать, что властным старухам и унылой молодежи противостоит в его спектакле особое племя — безбашенные, широкой души народ, актеры. И то правда. Но к чему, собственно, клонит Серебренников, становится очевидно только в финале — и это уже чистый соц-арт.

На собственную свадьбу Гурмыжская является примадонной в белокуром парике и лакированных ботфортах выше колена. «Господа! — выступает на авансцену аккуратно причесанный малолетний хлыщ Буланов (Юрий Чурсин) и замирает в знакомой позе: смесь решимости и безволия, руки сцеплены в области паха — не то это сам гарант Конституции, не то пародист Галкин. — Хотя я и молод, но я очень близко к сердцу принимаю не только свои, но и общественные дела и желал бы служить обществу». Детский хор по новой затягивает «Беловежскую пущу». «Дети зубров твоих не хотят вымирать», — выводит крохотный лопоухий солист, принимая ту же, что у Буланова, позу. У растерянной, обмякшей невесты слезятся от счастья глаза.

За четыре часа Серебренников много чего нарассказывал: об актерской вольнице в контрактном мире, о первой любви новых людей, прохладной, как собачий нос, и о любви последней, слепой и беззастенчивой. Но в конечном счете все четыре часа он рассказывал и сокрушался о том, как же начудила эта пожилая, властная, истосковавшаяся по крепкой мужской руке баба — Россия.

12
0
...
8 февраля 2005

Лучшие отзывы о спектакле «Лес»

Фото ks.
отзывы:
5
оценок:
6
рейтинг:
5
3

Итак, спектакль "Лес".
Начитавшись безоговорочно положительных отзывов на "Афише" купил билеты на субботнее представление.

Спектакль разделен на две части. После первой все сидел и не мог понять - что же это вокруг меня происходило? То ли я попал в заколдованный лес с жуткими чудищами, то ли в казарму с заплеванным полом и бульварным юмором, то ли я что-то не понял и искусство на сей раз не открыло мне свои двери...

Зато после второй части я понял про этот спектакль все и расскажу Вам и всем моим знакомым.
Ну первое - это не Островский. И не верьте никому, кто пишет, что мол, Островский актуален и по сей день. Он, конечно, актуален, но в этом спектакле его нет.
То действо, что происходит на сцене похоже на "Аншлаг", "Кривое зеркало" и т.п. Много низкопробного, бульварного, грязного юмора. Много передразнивания современного телевидения типа Пугачевой, Путина и прочего.

Я пришел увидеть спектакль, а мне плюнули в душу. И плюнули не один раз. Театр, основанный Станиславским, носящий имя Чехова, - имеет наглость показывать людям такое. Никогда не думал, что в свои молодые годы буду писать как недовольный старикашка, но этот спектакль просто оскорбил меня.

Такое впечатление, что режиссер и актеры держат тебя за быдло. А раз ты быдло - на, жри свои помои. Хочешь грязи, падали, кретинизма - лови в достатке. Ведь ты быдло и в этом у режиссера и актеров нет сомнения. Вот, что я чувствовал на своем кресле.

Я ставлю спектаклю "2", а не "1", т.к. в нем были изредка хорошие шутки и сыграны они были хорошо. Актеры-то были хорошие, вот в чем беда! Мне было жаль актеров, которые произносили то, что они произносили. Мне было жаль их за то, как они это произносили, на чем делали акценты. Мне было жаль актеров за то скотское одобрение, что дарила им публика.

Кстати, о публике. Что поразительно - практически все были в восторге. Одна девушка восторженно кому-то говорила: "Я уже второй раз на этом замечательном спектакле! Какой это прекрасный спектакль! А вот Васе не понравилось". И я был благодарен этому Васе за то, что есть еще разумные люди. В конце представления, когда публика рукоплескала всем тем мерзостям, что их заставили съесть - я обернулся посмотреть - с кем же я сидел? А все они были мои ровесники. Молодые женщины и чуть поменьше мужчин. У всех горели глаза, все были растроганы замечательным спектаклем. Мне стало страшно. Я понял, что живу в каком-то вакууме, где моя семья и друзья создали для меня защиту от внешнего мира. И только здесь я взглянул в глупые и пугающие тупой жестокостью глаза своего поколения. Это зритель, воспитанный современным телевидением и с ним я вынужден делить эту планету.

Возможно, вы упрекнете меня в отсутствии толерантности и вернете мне многое из того, что я здесь написал про других. Возможно. Но нельзя молчать после такого спектакля, когда так много хороших отзывов о нем.

Итак, мой вердикт - идти стоит однозначно. Если Вы разделите мою точку зрения, то так же как и я увидите суровое лицо действительности, что тоже полезно. А если Вы со мной не согласитесь - то получите удовольствие от просмотренного замечательного спектакля.

4
0
...
6 июня 2011
Фото Вера Шатунова
отзывы:
13
оценок:
32
рейтинг:
11
7

Совершенно случайно получилось попасть на спектакль "Лес" во МХАТе. Но я уже лет 5 гуляя по Камергерскому засматривалась на его афиши. Слышала очень много про него и все никак не покупала почему-то билеты. Наверное меня сдерживал еще тот фактор, что в РАМТе в театроведческой студии весьма негативно как-то обсуждались постановки Кирилла Семеновича Серебренникова. А тут билеты сами пришли ко мне в руки. "Ну, значит судьба!", - решила я и направилась к театру. С Вовой. Спасибо, кстати, Вова! так как на мой призыв и просьбу срочно ответить, кто хочет пойти во МХАТ, никто срочно точно не ответил.)
Так вот. Во МХАТе им. Чехова играли Островского. Играли "Лес". Но все-таки стоит абстрагироваться от того, что ты смотришь классику, если речь идет о Кирилле Серебренникове. Действие происходит... в 70е года 20вв. Весьма занимательные декорации, порадовало радио, такое же как у меня дома. старое такое, истинно советское. с музыкой прекрасной из него. одну мелодию, что играла в конце и в начале спектакля, я искала почти всю ночь. Нашла. в программке) Спасибо опять-таки же Вове. И естественно несколько дней мурлыкала под нос "Беловежскую пущу".
Прекрасные артисты радовали глаз. Во МХАТе не берут плохих актеров. Интересно было посмотреть на Юрия Чурсина, которого видела в фильме "Изображая жертву" того же самого Серебренникова. Фильм смотрела сначала сама, а потом нам его показывали еще в рамках семинара криминалистики)) Парнишка этот конечно на мой вкус страшноват, хотя многие девчонки просто слюни пускают) Но энергетика действительно прет! Очень уж достойно он играет. А сцена с монологом его последним. Да, речь серьезная))) Но некоторые невольные ассоциации со всем нам известным персонажем вызывали смех до слез. Что за персонаж - не скажу. Смотрите спектакль.
Костюмы в спектакле очень неплохие. Красивые. Вот то платье, что было на Аксюше в первой сцене я б сама с удовольствием надела. И всенепременно отобрала бы подтяжки у Буланова!
Ах да, какой же прекрасный хор детей пе на сцене. Я сама из хора в музыкалке ушла в свое время. И тут прямо-таки этим деткам завидовала! у них прекрасные голоса, и в таком юном возрасте они уже появляются на сцене МХАТа! просто какой-то набор моих не осуществившихся мечтаний.
Спектакль захватывает. уносит в водоворот чего-то просто потрясающего. А еще все артисты, находясь на сцене, играют постоянно. Приходится следить за происходящим и в правом угу сцены, и в левом, и успевать еще в центр смотреть)
В общем и целом спектакль принес мне миллиард положительных эмоций и запас хорошего настроения на долгое время. Читайте классику. Ходите в театр!)

3
0
...
14 октября 2011
Фото Douboshin
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
9

Блестящий спектакль! Такие спектакли делают неуместными дилеммы типа "искусство должно учить, воспитывать или развлекать", "театр должен быть шоу, зрелищем или интеллектуальным и психологическим действом" или вопросы типа "может ли быть классика для современного зрителя быть нескучной". Прекрасная постановка. Великолепная игра актеров. Назаров в роли Несчастливцева - Браво!!! Куча интересных находок. Интерьеры как бы в стиле 70-х, извечность мысли " А не удавиться ли мне?", джазбенд с коннтрабасом, радиола с манхетеннскими шлягерами, детский хор, стилистика жестов и телодвижений. Удивительный эффект - это ласкающая слух красота и органичнось языка Островского на фоне несоответствия столетий.

3
0
...
1 марта 2010
Фото Nate Vasekina
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
7

Спектакль «Лес» по пьесе А.Островского в постановке К. Серебренникова можно увидеть на основной сцене МХТ им. Чехова. Серебренников – блистательный режиссер; и даже смена эпохи, и не совсем традиционная трактовка классики не смогут вас разубедить в этом.

Поражает глубокая игра актеров, особенно, Дмитрия Назарова в роли Несчастливцева и Натальи Теняковой в роли Гурмыжской. Их безупречно отработанные образы вселяют полное доверие зрителю. Детали, жесты персонажей, спецэффекты, игра света и особый дух декораций, которые напоминают не лучшие годы Советской России, не ускользают от глаз зрителей и придают особую пикантность спектаклю. Полнота ощущений достигается восхитительным музыкальным рядом, сопровождающим весь спектакль: вы услышите приятные французские, португальские композиции, а также живые мелодии контрабаса, аккордеона и гитары. Особый восторг вызывают вокализы в исполнении детского хора, что создает особую восторженную атмосферу спектакля.

Но не будем забывать о том, что это все-таки постановка классического произведения. Несмотря на сохраненный состав персонажей и основную сюжетную линию, поначалу довольно тяжело распознать оригинал. Все это конечно достигается путем омоложения произведения и благодаря большому количеству недвусмысленных отсылок режиссера к актуальным современным проблемам России и ее народа. Это, несомненно, приносит новизну и яркость спектаклю.

«Лес» предстает не просто, как предмет купли-продажи в спектакле, но, главным образом, как описание современного состояния страны и мира. Образ Раисы Гурмыжской – дряблой, старой России, ее молодого жениха Буланова, в ком явно угадывается всем известный политический деятель и их нескончаемый союз. Подкреплено это патриотической песней «Беловежская пуща», которую исполняет Буланов. В общем, «дремучий лес», как говорит Несчастливцев.

Впрочем, несмотря на бурные овации и восторг зала, затронутая Серебрениковым тема хоть и является злободневной, в то же время остается довольно затертой и даже пошлой. Однако, ни налет политиканства, ни чрезмерная дань современности, вряд ли смогут испортить ваше впечатление от спектакля.

3
0
...
29 ноября 2008
Фото Alla
отзывы:
185
оценок:
185
рейтинг:
393
5

Если бы не игра Дмитрия Назарова, Авангарда Леонтьева и Евгении Добровольской - совсем было бы грустно. Кирилл Семенович не следит за постановкой: песни в исполнении Александра Молочникова - позор спектаклю (нет на слуха, ни голоса, ни ритма; исполняются речитативом). Не поняла, почему героиня Евгении Добровольской раздвигает ноги в первом акте и показывает свое нижнее белье. Вопрос к возрастному цензу +16: в спектакле принимает участие детский хор. Это дети младше 16 лет, при этом перед ними на сцене "Алексис" с обнаженным торсом располагается. Дети-актеры тоже дети.

2
0
...
16 февраля 2017

Галерея

Главная фотография: Афиша