Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Суер-Выер

Постановка - Эрмитаж
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
18+
Михаил Левитин
3 часа 20 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
6 октября 2004

Новый спектакль Михаила Левитина по роману Юрия Коваля, во-первых, никакой не новый. Это один сплошной старый-престарый спектакль Михаила Левитина, только разобранный на микроэлементы и собранный по новой схеме. Собственно, это не грех: микроэлементы, из которых состоит любой спектакль, называются сценическим языком такого-то режиссера, и Михаил Левитин порой умеет высказаться своим густо перченным языком точно и сильно. Причина в другом: несмотря на то что Коваль Левитину почти что родственник (друг театра Юлий Ким был другом Коваля, а у друга тех друзей Петра Фоменко училась дочь Левитина Ольга — по ряду этих и прочих неизвестных мне причин спектакль посвящается Фоменко), — несмотря на это родство, надсадно-саркастическая манера Левитина ужасно не идет легкой смешливой прозе Юрия Коваля. Непонятно? Попробую объяснить на пальцах. Роман Коваля состоит из коротких, в разное время написанных глав про путешествие фрегата под названием «Лавр Георгиевич» в поисках острова Истины. На борту плывут лоцман Кацман, Чугайло, матрос Хренов и другие мужики. Руководит экспедицией уважаемый сэр Суер-Выер, а украшением компании служит закутанная в одеяло по уши мадам Френкель. Все они, за исключением мадам, прежде вполне могли быть и геологами, и сантехниками. Все года этак тридцать восьмого — тридцать девятого. Все, за исключением мадам Френкель, любят выпить. Море, само собой, житейское. Интонация повествования — веселая и слегка ироничная. Среди островов, к которым причаливает фрегат (остров Теплых Щенков, Нищих, остров Валерьян Борисычей или остров Посланных на…), встречается и остров Голых Женщин. Там в одном из эпизодов голая женщина моет в океанском прибое бутылки.

— Ну? — спросил капитан. — А эту кому?

— Только не мне, — заметил я. — Мы сюда наслаждаться приехали, а не посуду сдавать.

— Когда же это бутылки мешали наслаждениям? — резонно спросила дама, игриво полуобернувшись к нам. Этот ее внезапный полуоборот, океанская пена и блики портвейна на розовой коже внезапно пронзили меня, и я потянул уже руку, как вдруг старпом сказал:

— А мне эта баба так что вполне подходит. Милая, хозяйственная. Перемоем бутылки и сдавать понесем. А есть ли у вас, баба, хоть какие приемные пункты?

Теперь представьте себе, что все это произносится медленно, медленно, медленно. Печально, печально, печально. Добавьте к тому, что часть героев в спектакле худо-бедно похожа на людей, но те, что играют менее значительные роли, пищат, орут и безбожно кривляются. При этом и те и другие произносят свои реплики так многозначительно, будто им известно нечто очень и очень важное — нечто, что Коваль имел в виду, но умер, оборвав роман на полуслове, а настоящих, важных слов и не нашел. Да что они там, в «Эрмитаже», вообразили, что они самые умные? У меня, право, тоже слов нет.

1
0

Отзывы

7
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
4 апреля 2010

Роман «Суер-Выер» для Юрия Коваля, чьи «Полынные сказки» произвели на меня сильнейшее и неизгладимое впечатление в дошкольном детстве, – произведение и первое, и последнее одновременно. Между его началом в студенческие годы писателя и последней главой – сорокалетний срок. Его жанр автор определил как «пергамент», и эта архивная ассоциация вполне верна: роман – достойный продолжатель традиции аллегорических путешествий от Одиссея, Гулливера, Маленького Принца до Польди Блума. Сэр Суер-Выер – романтический капитан, бороздящий Великий Океан в поисках Острова Истины со своей командой и открывающий неизвестные острова один другого фантастичней. Вот остров Посланных на*уй, вот – Голых Женщин, или – Валерьян Борисычей, живущих в норках, а есть остров, на котором вообще ничего нет, даже земли и воздуха… юмор, гротеск, нарочитая грубоватость скрывают философскую глубину и очень светлый, но без утопического пафоса, эмоциональный посыл. Атмосфера спектакля, сперва кажущегося классическим «эрмитажным» абсурдистским капустником, больше напоминает его, Эрмитажа, «Золотого телёнка», где вместо фрегата «Лавр Георгиевич» - старушка «Антилопа», а вместо Суера с экипажем – Командор со своими спутниками. Смысл обеих постановок лично мне очень близок: жизнь – это путь, полный открытий, приключений, удовольствий и страданий, ошибок и разочарований, путь бесконечный, безусловный. И цель этого пути недостижима – поэтому мечта Остапа о солнечном Рио-де-Жанейро остаётся мечтой, плавание «Лавра» у Левитина не заканчивается на искомом острове Истины, как у Коваля, а продолжается, но спектакль обрывается на острове Тёплых Щенков. Щенки никогда не взрослеют и не умирают, потому что у них нет хозяев: любовь и преданность сокращают жизнь. И там, на этом острове, оставляет Суер свою любовь – странноватую мадам Френкель, вечно кутавшуюся в одеяло, а теперь замершую с белоснежной собачкой на руках. Оставляет, наверное, чтобы и она тоже никогда не состарилась и не умерла. Три с половиной часа смеха (даже в антракте действие перенеслось в буфет, где на стенах висели карта и алфавит, по которым актёры разъясняли зрителям тонкости писательского замысла) – и пронзительно лиричный финал, благодаря которому язык не поворачивается обозвать «Суера» конкретным ярлыком комедии. Такой капитан, которого сыграл Владимир Шульга, действительно не мог не любить столь самоотверженно: благородный, мужественный, великодушный мыслитель и мечтатель. Идеал, который должен бы был выглядеть неправдоподобным – но странное дело: в него веришь, как в Дон Кихота – Зельдина, и так же влюбляешься в его величественный и трогательный образ. А как трепещет на ветру механик Семёнов, возомнивший себя флагом! Как кривляется лоцман Кацман!.. Этот «спектакль-антидепрессант» просто надо видеть. И слышать Фрэнка Синатру, и уворачиваться от долетающих до середины партера (а первый ряд так и вовсе окатывающих) брызг воды, разлитой по авансцене и даже подсоленной, и ощущать ностальгическое родство с неунывающими странниками: кто из нас в детстве не мечтал о кругосветке, не рисовал собственных континентов?

03.04.2010
Комментировать рецензию

1
0
9
Михаил Чаплыгин
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 5
17 марта 2012

Был в восторге от этого спектакля! Рекомендую этот спектакль всем людям, связанным с романтикой моря. Замечательная живая музыка, органично вписанная композиция Франка Синатры как основная тема. Отличные актеры. Все создает атмосферу участия в путешествии по живописным "островам жизни".

Легкий замечательный юмор воплощенный на сцене актерами.

С нетерпением жду появления этого спектакля в афише театра Эрмитаж.

0
0
?
Katyateatr
1 отзыв, 18 оценок, рейтинг 0
30 июля 2005

Удивительный спектакль! Некоторые затянутости вряд ли могут испортить общее впечатление от спектакля. Прекрасная работа артистов (труппа Левитина на высоте), музыка чудесная. А также масса положительных отзывов зрителей на сайте театра и в прессе, вышедшей после премьеры "Суера"!
Одним словом, всем отчаянно рекомендую!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все