Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Дон Жуан, Санкт-Петербург

7

История про «эпикурейскую свинью», которой, однако, есть, что сказать и донне Анне и Создателю

Место проведения

Бульварная драматургия и эстетика
В самом начале xx века здесь открыла свой театр Вера Комиссаржевская; в 1942-м работал «Блокадный театр». На заре 1990-х годов одной из первых в городе «Комиссаржевка» без стеснения заняла нишу «бульварного театра» — вместо внятных человеческих историй на ее сцене стали появляться всякие «Французские штучки». Однако театр по праву гордится шекспировскими «Бурей» и «Сном в летнюю ночь», мольеровским «Дон Жуаном» и брехтовским «Ваалом» — умными фарсами прославленного болгарина Александра Морфова, который числится здесь главным приглашенным режиссером. Особого внимания заслуживают интерьеры: «Комиссаржевка» сегодня выглядит как при Вере Федоровне — это театр-салон в пастельных тонах.
касса+7 (812) 571 31 02
адрес
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
570

«Я люблю тебя», — истошно орет Дон Жуан вслед убегающей Донне Анне. Но ее решение неизменно. И Дон Жуану приходится брать пистолет и стрелять в Командора — беспомощного старикашку, выскочившего на крик. Это — чтобы уже не было пути назад. Так на петербургской большой сцене рождается герой — человек, бросающий вызов судьбе, как самый настоящий античный Эдип.

Так круто, по-мужски, начинает спектакль болгарин Александр Морфов. Что бы ни вытворял далее Дон Жуан, после такого пролога остается только вспоминать средневекового менестреля Франсуа Вийона, которого по одной версии повесили, а по другой — сожгли на костре: «Смеемся мы лишь от мучений».

Новый Дон Жуан рекомендован трогательным слугой-проповедником Сганарелем (Владимир Богданов) как «эпикурейская свинья», и, ей-богу, лучше не скажешь. Впрочем, и этого много. Из большой ванной, стоящей в центре сцены, по частям появляется тело, которое из амебоподобного состояния никак не может трансформироваться в человеческое. Постепенно штаны, камзол огромных размеров, парик и чарующая улыбка артиста Баргмана сделают свое дело, и «злодей, собака, турок» представится эффектным господином, в совершенстве освоившим утробное шутовство как способ общения с миром. Все, что делает Дон Жуан, превращается в фарс единым жестом. Он омывает ноги отцу и тут же выставляет его полным маразматиком, усаживая старика на колени, кормя его с ложечки и водя перед его носом бокальчиком с вином. Он соблазняет двух крестьянок разом — и сейчас же, удалившись на безопасную высоту, читает им проповедь о любви, пользуясь сладкими интонациями свидетеля Иеговы. На бицепсе он носит татуировку DJ (имея в виду собственные инициалы), в дождь раскрывает зонтик-автомат и в ответ на предположение Сганареля о том, что гром — это божий гнев, выражается предельно внятно: «Если небо хочет мне что-то сказать, пусть выражается яснее». Эти слова мог бы легко произнести герой любого голливудского фильма. Этот DJ и впрямь напоминает одного такого героя — Брюса Всемогущего Джима Керри, только Том Шедьяк снимал чистую комедию, а Морфов ставит трагифарс. Потому раз от раза доля смешного по отношению к ужасному в выходках Дон Жуана все уменьшается, пока, наконец, не является Командор. Но в тот момент, когда его белоснежная фигурка возникает на противоположном от Дон Жуана конце гигантского — во всю ширину сцены и высотой в два метра — стола, Морфов опускает занавес. Если про настоящую любовь еще можно прокричать с современных подмостков, то беседа человека с судьбой не терпит посторонних.

1

Отзывы пользователей о спектакле «Дон Жуан»

Фото polina
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1

Спектакль разделен на 2 части, причем одна из них (первая) еще претендует на то, чтобы быть веселой и комичной, а вторая создает впечатление мрачности и довольна скучна. Много пошлости, совершенно не вписывающейся в идею, хотя именно она смешит публику.
Однако если учесть, что на спектакль водят большие толпы школьников (хоть и "испорченных"), все-таки хочется убрать всю пошлятину (пусть это звучит по-ханжески)…
Общее впечатление от спектакля - не понравилось, второй бы раз не пошла, друзьям бы не посоветовала.

1
Фото Dany Svirzevsky
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
1
5

Сходив во второй раз в театр им. Комиссаржевской на Дон Жуана получаешь не то, чтобы удар в спину, но как минимум толчок. Заслужив престижнейшую «Золотую маску», не понятно как так халатно и местами наплевательски относиться к игре. Поломки опускательного механизма, велосипеда и других мелочей совершенно не важны, но бездушные импровизированные выходы из таких ситуаций (и ситуаций вроде телефонов) не тонируют этого. Хотя с другой стороны актеров можно понять. А бедный Сганарель (Вл. Богданов) всё не мог быстрее уйти со сцены, так, наверное, велико было его разочарование в публике. Нравственное истощение культурной прослойки общества, обнищание моральных ценностей и всеобщее отупение вполне могут стать оправданием тому, что из трагикомедии сделан аншлаг. И люди совершенно не заинтересованы в выслушивании важных монологов и ключевых диалогов. Зрителя больше заводит перемещения по сцене и залу, пошлости и ругань. Именно этим можно и нужно оправдать происходящее на сцене, но актёр – он ещё и педагог, который самостоятельно должен формировать и образовывать свою публику. Грустно, но сходить стоит.
Дон Жуан. Театр им. В.Комиссаржевской.
Dany Svirzevsky OP
https://twitter.com/Svirzevsky

0
Фото Вита Черёмухина
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
5

Жизнь пуста, бездумна и бездонна.
Выходи на битву, старый рок!

(c)Александр Блок


Режиссёр Александр Морфов за основу взял Мольера, но Мольер им переосмыслен и текст изменён - микшированно несколько пьес на тему. В спектакле показан уродливый мир, уродливых отношений и этот мир узнаваем и похож на наш, а не на Францию 17 века.

Сам Дон Жуан (А. Баргман) лишён хрестоматийной "мужской" привлекательности. Он страшен, уродлив, циничен. Развалившийся, растёкшийся человек, внушающий отвращение. Его погоня за женщинами и странный образ жизни, который клянёт Сганарель - не сладострастие, а проверка мира на прочность. У Мольера Дон Жуан, издеваясь, утверждает, что если бы Бог сущестовавал, то непременно покарал бы его за плохое поведение. В спектакле иначе - Жуан почти молит об этой каре. Он выбегает в грозу под блеск молний и просит - Господи, убей меня, порази громом и гневом своим! Потому что - если Бога нет, то всё позволено. Но ведь не может же быть, чтобы всё было позволено! Это противоестественно, это не укладывается в голову и в душу! "Морфовский" Дон Жуан переживает классический кризис атеистического мировоззрения, громоздит убийство на распутство и на самом деле хочет, чтобы его остановили.

В пьесе есть эпизод, где Сганарель и Дон Жуан встречают нищего калеку, который просит Христа ради и Дон Жуан предлагает ему денег, но лишь в обмен на богохульство. В спектакле этот эпизод педалирован и изменён.
На сцене не нищий, а столпник - он ни о чём не просит, принимает подаяние глядя на благодетелей сверху вниз по причинам чисто физическим, он - над всеми - на раскачивающемся столбе. И когда Д.Ж., задравши голову, спрашивает: "Вы молитесь, вы должно быть очень счастливый человек?" это звучит не как насмешка над недалёким Сганарелем (В. Богдановым), вопрос вполне искренен, хоть и приправлен изрядной долей горечи. Поверить в Бога было бы облегчением. Искуситель Дон Жуан сам искушён и обескуражен контрастом между жалким нарядом столпника, его куцей речью - и его стойкостью, и брошенный вверх кошелёк "просто из человеколюбия" по большому счёту ничего не меняет.

Позже, Дон Жуан сам залезет на этот столп и будет твердить "Я верю, что 2Х2=4, 4Х2-8, 8Х2=16", как молитву, как заклинание. В отличие от своего мольеровского прототипа герой А. Баргмана ничуть не напоминает адепта популярной в 18 веке теории чистого разума. Этот Дон Жуан не уверен ни в чём, мир странен, законы устанавливает не он, и в следующую минуту всё может перемениться: 2Х2 будет равняться 5ти, 2Х4 - 11ти. Всё шатко, как качаемый ветром столб, и оперется невозможно даже на таблицу умножения.

Второй акт - логическое продолжение первого. Если в первом акте комические и философские эпизоды чередовались, то во втором режиссёр больше не позволяет зрителю расслабится, провоцирует неустанную работу мысли, загадывает загадки и подсказывает ответы. Мир теряет свои краски. А перед зрителями - уже не один пьяница, распутник и дуэлянт, а с десяток. Поведенческая модель Дон Жуана - от причёски до привычки бросать женщин без объяснений растиражированна чернью. Оказывается, можно жить так же, только не задавая вопросов. Просто брать от жизни всё самое приятное, не рассусоливая, пропуская экстремальные водные процедуры, философствование и человеколюбивые жесты. Эта форма без содержания, покрытая гламурным глянцем и приспособленная для массового потребления оказывается куда более страшной, чем самая отвратительная сущность. И Дон Жуан отгораживается от настигших его двойников, он уже не в поисках радости, а в поисках ответов на вопросы: зачем? почему? Кому это надо?

Если у Мольера Дон Жуан притворяется уверовавшим и лицемерит, то в спектакле иначе. Сидит в чёрном на высоком стуле, над всеми, над всем, грустен, мрачен, в разговоре с отцом почти нежен. Берёт чётки, смотрит на них с недоумением, перебирает с задумчивым недоумением - так надо? это поможет? Такое выражение лица я видела не раз - у тех, кто стоя перед храмом видимо озадачивался какой рукой креститься, а потом преодолевая неловкость втыкал свечи перед иконами. Узнаваемо и прозрачно, так же как и робость, с какой Дон Жуан готовится ко встрече со священником, спохватывается - вынимает изо рта жвачку. Потом на таком же высоком (3 метра стуле) подъезжает пастор... Это прекрасно сыграно, как ДЖ склоняет голову, шепчет что-то, священник кивает, кивает, кричит что-то гневное... И ДЖ отстраняется, как же, как же, я пришёл, я переступил свою гордость, а меня не хотят принимать таким, какой я есть (всё это сыграно блестяще невербально). С горечью говорит "И тут тоже самое".

И когда минуту спустя Сганарель подходит к своему хозяину: ох, какое счастье, что вы исправились. ДЖ смеётся неестественно громко. "И ты поверил. Я притворялся", - но притворяется он как раз сейчас. Господи, если Ты существуешь, то зачем посредники? И зачем так грязна жизнь? Или Тебе всё равно и Ты с беспристрастным любопытством взираешь на мир с ещё более высокого табурета? Дон Жуан снова пробует этот мир на прочность и на этот раз идёт до конца. Сыновья привязанность, дворянская честь, нежность любовных отношений - всё сминается безжалостно. И уже не комедией оказывается спектакль, а трагедией рока. Он будет сидеть за длинным и высоким столом и ждать прихода Командора. А вместо него придут ряженые на ходулях, разыграют комедию, и тогда станет действительно страшно. Страшно от осознания своей ненужности, своего одиночества в этом мире. Рок - "большая бессмысленная обезьяна". И Дон Жуан делает последний шаг в пропасть, убивает человека, которого до этого спас... И становится уже не важно, придёт Командор или нет. Свой ад Дон Жуан уже обрёл внутри себя, страшнее не будет. Дон Жуан сходит в оркестровую яму, как в вечность, и вот уже звучат аплодисменты, артисты выходят на поклон, а ответы на заданные вопросы так и не нашлись...

0
Фото sharmAnka
отзывы:
37
оценок:
85
рейтинг:
32
9

Если вы действительно любите театр, сходите обязательно! Великолепная сценография, некоторые сцены смотришь, открыв рот от восторга (например, спасение тонущих в море Д.Жуана и Сганареля). Прекрасные актерские работы (практически все, но особенно хорош В.Богданов в роли Сганареля).

Если же вы ходите в театр исключительно для развлечения, не ходите ни в коем случае.
В спектакле очень много смешного, но все-таки это серьезная постановка, тяжелая и (внимание!) наводящая на размышления.

Некоторые пишут, что спектакль очень "осовременен", и в нем "много пошлости". "Современный лад" присутствует, да: велосипед, жевательная резинка, визитки, которые Д.Жуан раздает зрительницам, но то ли я привыкла к тому, что сейчас ни одна постановка без этого не обходится, то ли создателям спектакля удалось не перегнуть палку - все эти находки вполне удачны и не портят действие на сцене, наоборот. Пошлости не было. Я очень чувствительна к пошлости, честное слово, я бы заметила. Была пара шуток на грани, но ни одной ЗА гранью. Вашу религиозную бабушку, возможно, не стоит водить на этот спектакль, но никакой опасности для школьников старших классов нет.

Мне показалось, что немного скомкан конец, но надо принять во внимание, что спектакль вышел несколько лет назад и мог немного... потерять форму. Тем не менее, я видела несколько постановок Дона Жуана, и могу сказать, что это одна из лучших, (но и одна из самых мрачных).

0
Фото CTACEBu4
отзывы:
6
оценок:
6
рейтинг:
1

Красиво, увы, писать не умею, но добавлю капельку негатива.

1. Местами некоторый перебор с «осовремениванием» оригинала и «общением» с залом. Но совсем чуть-чуть, не сильно раздражает.

2. Крепитесь, первый акт идет более 2-х часов. И честно говоря, я не совсем понял, зачем нужно было делать 30-минутный второй акт, который смазал общее впечатление о спектакле. К тому же не все могут высидеть 2 с лишним часа на неудобном кресле и банально начинают отвлекаться от действа на собственные ощущения дискомфорта.

Это, пожалуй и весь негатив, а позитива все равно больше.

0

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить