Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8

Спектакль
Вий

Постановка - Театр им. Пушкина
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Новое, оригинальное прочтение знаменитой повести Гоголя. Режиссер Нина Чусова о своем спектакле «Вий»: «Главное чего не хотелось — это делать хрестоматийного „Вия“ Гоголя. Главное, чего хотелось — проследить мистические линии, которые есть во многих произведениях Гоголя, и сплести их в этом спектакле. Хотелось бы также, чтобы после спектакля у зрителей осталось ощущение того, что смерти нет, а есть только Любовь. Любовь настолько сильна, что в ней растворяется и ею побеждается любое, самое сильное зло. И это чудо бесконечной Любви даровано каждому человеку».
  • Вий – афиша
  • Вий – афиша
  • Вий – афиша
  • Вий – афиша
  • Вий – афиша
Драматический
18+
Нина Чусова
30 мая 2003
1 час 30 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
20 мая 2003

На голубом мохнатом коврике обнимаются два полуголых молодых человека. - Я така затуркана, така затуркана... - закатывает глаза первый.

- Це що у тэбэ? - спрашивает второй, заваливая того на коврик.

- Це руки.

- А це що?

- Хиба не бачишь? Це ж шея, а на шее монисто. Дай, Микитка, я положу на тебя свою ножку.

- Не то что ножку, но и сама садись на меня, Панночка.

- Ну, скачи, Микитка!

- И-го-го!

Парни ржут, катаясь по коврику. Насколько я знаю, Панночку должна играть Вика Исакова. Но Исакова сидит в зале, задрав ноги на сиденье, заплетает косы и тоже хохочет. В первом ряду сидит хореограф. Хореограф дает парням советы.

- Немножко почетче, ребята, бах, и туда его - раз, два.

Когда влетает Чусова, хореограф уходит.

- Ну, давайте сначала. И спокойнее, без таланта особенного.

Павел Деревянко пытается пролезть через щель в деревянном заборе.

- Паша, это ты просто пролез. А теперь пролезь посложней, жопой. Смотри как. Сам можешь? Ну давай. И принесите ему оправу. Вот эта? Тьфу ты, компьютерщик какой-то. Денис, а ты не наигрывай. Расслабь лицо. Смотри, это ж просто говно какое-то вылезло.

- Хома Брут, - представляется, наконец-то Деревянко, - философ. Из бурсы. Приехал отходную читать по вашей Панночке.

Репетиции "Вия" идут уже месяц. Месяц назад завлит Оля говорила: "Дикие они, закроются в комнате и хохочут, а чего хохочут - непонятно". Чего там непонятного: спектакль ставит Чусова. Нина Чусова в этом сезоне была едва ли не главным ньюсмейкером в московском театре. Год назад выпускница ГИТИСа (мастерская Леонида Хейфеца) разогрелась "Шинелью" и "Героем", которые идут под крышей Молодежного театра, выпустила "Гедду Габлер" на малой сцене "Сатирикона"; осенью ее пригласил на постановку Павел Каплевич, продюсировавший "Имаго" с Анастасией Вертинской в декорациях Юрия Купера. Это был спектакль с большими амбициями и для большой сцены. Потом Чусова воспроизводила собственную "Шинель" в Греции, ставила "Двенадцатую ночь" на английском языке, где, опередив Деклана Доннеллана, сыграли одни мужчины; в конце концов в "Современнике" к Новому году вышел ее спектакль "Мамапапасынсобака". Сегодня в кассе говорят, что билетов на него нет. И не будет. И ведь так и не будет. Чусова работает на той территории, где у нее нет конкурентов: она ставит комедию, и ставит ее гомерически смешно. Если точнее, она ставит комедию, а получается фарс, потому что комедия имеет какое-то отношение к реальности, в то время как в спектаклях Чусовой правдоподобия нет и в помине. Норма присутствует в единственном качестве: нормально - это когда в зале задыхаются от смеха.

Вчера я завтракала с Чусовой. То есть я завтракала, а Чусову показывали по телевизору. "Мне, честное слово, уже надоело шутить", - говорила Чусова по телевизору. Днем я была на репетиции Чусовой. После репетиции я пригласила Чусову на ужин.

- "Вий" у вас в афише называют "мистическим фарсом". Что ты называешь фарсом?

- Мне нравится, когда играют несколько сюрреалистично, не буквально. Но фарс - это как грунт в картине. Поверх него можно писать самыми разными красками. Но вообще-то, мне уже надоело шутить, ну сколько можно. Я взрослый, серьезный человек.

- Ты где-то училась до ГИТИСа?

- Конечно, Воронежский государственный институт искусств; артисткой я была. Три года работала в Самаре, в драматическом театре.

- Кого ты играла?

- Нину Заречную - в парике с косой, Настену в "Живи и помни", я вообще там всех героинь переиграла - все плакала, плакала, страдала. Потом оставила это дело. Меня там раздавили полностью. Я тому режиссеру благодарна за то, что он так - х-х-хаш! - и раздавил меня. С одной стороны, мне пришлось сопротивляться и что-то кому-то доказывать, а с другой стороны, сформировался в голове тот тип режиссера, с которым я хотела бы работать. Так что я работаю сейчас так, как хотела бы, чтобы работали со мной.

- Можешь подробней?

- Когда я впервые встречаюсь с актером, я его "энергетирую" - мы не работаем, а просто разговариваем ни о чем, и если есть за что зацепиться, я цепляюсь - и в зависимости от этого роль этого человека или разрастается, или сокращается. В "Вие" мы же вообще работали без текста. У нас был только план, структура, а потом в него вошли реальные актеры, и вместе с ними структура обросла мясом.

- Видишь ли ты вокруг конкурентов, соперников?

- Сравнивать можно одинаковое, но то, что я делаю, другим режиссерам попросту неинтересно, так что мне это поле даже не с кем делить. Правильнее было бы спросить, завидую ли я кому-нибудь. Но я никому не завидую. Меня свои тараканы душат, мне некогда о чужих думать.

- Какой самый страшный?

- Боюсь, что закончится вдохновение, фантазия, - и что я тогда буду делать? У меня же нет ни наработок, ни идей, ни планов, я ни о чем таком в театре не мечтаю. Сесть поработать - я так не умею. У меня случаются моменты, когда - вжик - и понеслось, идеи приходят одновременно и внезапно. Но как только я пытаюсь сесть и поработать, придумать что-то, ничего не получается.

- Павел Каплевич говорит, что у тебя театр в костном мозге.

- Что он имеет в виду?

- Наверное, то, что ты театр спинным мозгом чувствуешь.

- Не знаю. Каплевич мне другое говорит: ты должна нишу занять, а потом делай что хочешь. Но ведь можно занять нишу и потом никогда из нее не выбраться. Я все смешу, смешу, я любую ситуацию могу сделать смешной. И что же мне, все время делать комедии? Не хочу. Надо работать, как Пикассо, делать крутые повороты. Сейчас я варьете делаю - по чеховскому "Медведю". Там три оркестра будет, трио, пластика сумасшедшая - я про это еще ничего не понимаю, но мне это страшно нравится.

- Ты что чаще просишь актера сделать?

- Сделать тараканьи глаза.

- Как это?

- Не знаю. Вот ни один артист еще ни разу не задал вопроса: как это. Никто не знает, что это все показывают по-разному, но выходит очень искренне. Еще когда люди смеются, они расслабляются и становятся нормальными, искренними. Потом наступает следующий момент в репетициях - они уже устают смеяться, но остаются нормальными. Что я точно знаю, так это какой тип актера мне не нравится - реалистичный. Они, реалисты, все знают: знают, как играть, знают все про сверхзадачу, а мне-то нужны от них тараканьи глаза.

1
0

Отзывы

9
Nadejda Kesedy
60 отзывов, 438 оценок, рейтинг 59
17 июня 2010

Чудесный спектакль благодаря игре актеров и, несомненно, постановке режиссера. Перед спектаклем были опасения, что окажется он скучным (драмматический, как было заявлено в афише, а не комедия), но опасения не оправдались. Полтора часа пролетели незаметно. Понравилось все: и декорации, и музыка, и юмор, и актеры.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все