Театральная афишаМосквы

Спектакль Лебединое озеро

7.1
оценить
  • жанр
    Балет
  • 3 часа, 2 антракта
    6+

Усердный спектакль театра, который опередил сам себя

Опрятная постановка классики, примечательная только интеллигентными репетиторскими навыками Михаила Мессерера. Запоздалый выбор, ибо Михайловский с тех пор успел прыгнуть выше головы — сперва взял себе главным хореографом гениального испанца Начо Дуато, а потом оглушительно станцевал премьеру трех его балетов.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Яковлева
отзывы:
277
оценок:
137
рейтинг:
269
5

Гадкие лебеди

Не то чтобы я думаю, что читатели рубрики «Балет» не видели «Лебединого озера». Но именно этот спектакль посмотреть стоит. Вовсе не потому, что налицо забавная попытка втиснуть громадный императорский балет на скромных разме­ров сцену. Михайловский (в советском девичестве — Малый) обречен на такие фокусы — кассу театру, не хватающему звезд с неба (а он их, несмотря на все усилия директора Кехмана, никак не хватает), делают именно «большие балеты». Балеты, построенные в Петербурге еще в XIX веке преимущественно Мариусом Петипа и с тех пор многократно перестроенные по самой разной нужде. И Михайловский театр несет эту карму, хотя у него нет подходящих солистов, да и кордебалет ­вытягивает не всегда.

Версию «Лебединого озера», которую приладил у себя Михайловский, сделали в Москве. Бытует мнение, что сочинил ее московский балетмейстер Александр Горский. Он хаживал на спектакли в молодой тогда еще Художественный театр, и ему хотелось, чтобы балерины моргали накладными ресницами прогрессивно — «по Станиславскому». Несмотря на грим толщиной в два пальца, мимический разговор руками, пуанты и прочие балетные издержки — Станиславский просто бы постеснялся кричать свое «Не верю!», поскольку в таком случае следовало отменять балет как жанр. Но Горского это не остановило. Он принялся наводить на чужие тексты веселенький оживляж, за который ему не дали по рукам, потому что Москва была глубочайшей балетной провинцией, и который после революции был канонизирован как «московский стиль». Он разрушил симметрию кордебалетных ансамблей, а вместо этого наставил «что говорить, когда нечего говорить» — если верить старому театральному анекдоту, именно это бормочут статисты, изображая рокот толпы, чтобы Станиславскому не к чему было придраться. Лебеди у Горского (и теперь в Михайловском) на правах толпы статистов ляпают какие-то арабески, сучат ногами на пуантах, вообще безостановочно суетятся — пока солисты разбираются со своим дуэтом. И не только лебеди.

Перемены, внесенные Горским, из советско-московского патриотизма поддерживали по мере сил почти пятьдесят лет, и именно в таком виде «Лебединое озеро» показали в Лондоне в 1956 году, когда Большой театр впервые выехал на гастроли на Запад. И не просто Большой театр, а советский ­балет как таковой. Теперь очень мило читать, как москвичи хвастаются: лондонцы-де были сражены. Представьте, если бы к нам высадились розовые, допустим, инопланетяне. Потом бы они приезжали еще и еще, и мы бы увидели, что, вообще-то, они зеленые. А розовым был только передовой отряд. Но все равно розовые человечки навсегда запечатлелись бы в нашей памяти. И это вовсе не говорит о том, что «Лебединое озеро» Большого было хорошим спектаклем.

Смотреть его в Михайловском нужно не за красоту. Это просто поучительно. Придите и взгляните, какие вещи иногда могут усадить человека в директорское кресло. Хореограф возобновленного «Озера» Михаил Мессерер ныне руководит балетом Михайловского театра. Как педагог и репетитор он безупречно профессиональный человек, на сочинительство не притязает, а честно переносит то, что сочинили другие, поэтому все экивоки в адрес этого «Лебединого» к нему лично относиться не могут… Но какие это все-таки глупые, безобразные и смешные вещи.

0

Отзывы пользователей о спектакле «Лебединое озеро»

Фото Анна
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
7

Зарегистрировалась специально чтоб выразить свое фи. Уж простите, но ЗАЧЕМ публиковать Яковлеву в первой рецензии? ЗАкомплексованно-озлобленный человек, которому на моем довольно долгом опыте просмотра балетных спектаклей МАЛО ЧТО нравится вообще в балете. Ладно что пишет совсем не по делу и обыватель так и не узнает, стОит или нет идти, дык еще и в первой рецензии. АФИША, одумайтесь! Публикуйте АДЕКВАТНЫХ людей, которые вкратце напишут о чем, что понра и что нет, А такие рецензии между балетоманами ценятся, когда все в теме, но не здесь.

2
Фото Екатерина Арефьева
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
3
9

Очень люблю Михайловский театр за атмосферу, качественные постановки и доступные билеты. И этот балет очень понравился: декорации, костюмы, исполнение, прекрасная музыка Чайковского - на 5 баллов!

0

Галерея

Информация от организатора

Информация предоставлена Михайловским театром

«Лебединое озеро» — совершенно особое название в балетном репертуаре, — комментирует генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман. — Мы долго обсуждали, какая из версий «Лебединого озера» должна идти на нашей сцене, и в результате выбрали постановку Александра Горского — Асафа Мессерера. По мнению историков балета, вторым по значимости событием после дягилевских «Русских сезонов», утвердившим приоритет русского балета во всем мире, были исторические гастроли Большого театра в Лондоне в 1956 году. Тогда «Лебединое озеро» в этой версии имело оглушительный успех. Приход в наш театр Михаила Мессерера сделал возможным восстановление той замечательной постановки». Главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер подчеркивает: «Моя позиция заключалась в том, что мы не должны повторять блестящую постановку Константина Михайловича Сергеева, которая идет в нашем великом старшем брате — Мариинском балете. Лет сто тому назад выдающийся петербуржец (в то время начинающий хореограф) Александр Алексеевич Горский перенес «Лебединое озеро» Иванова — Петипа на сцену московского Большого театра, поставив балет по-своему, но воплотив его языком классики и опираясь на гениальную хореографию оригинала. Время Александра Горского — это следующая эпоха в эволюции танца после балетного классицизма Петипа и Иванова. На Горского повлияло современное ему искусство модерн, ему была близка режиссура Станиславского и Немировича-Данченко с ее новым стилем актерской игры. И именно Владимир Иванович Немирович-Данченко принимал участие в работе Горского над постановкой «Лебединого озера». Я подошел к реставрации бережно, ибо преклоняюсь перед постановкой 1956 года, однако признаю, что, возможно, мое участие в восстановлении придает нашему спектаклю если не более современное, то более близкое для современного зрителя звучание. Мои изменения незначительные — они основаны на моих беседах с Асафом Михайловичем в 1990 году. Речь шла о том, как бы он отредактировал спектакль, если бы ему вновь представилась возможность постановки. В 1956 году «Лебединое озеро» шло в оформлении замечательного художника Симона Вирсаладзе. Это оформление мы взяли и сейчас: и костюмы, и декорации. По-моему, спектакль созвучен нынешнему дню: в обществе сегодня чувствуется желание надеяться на счастливый конец, и в нашем «Лебедином озере» он есть». Спектакль выдвинут на «Золотую маску» в 3-х номинациях.