Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Доходное место

Постановка Сатирикон

8.8

Рецензия «Афиши» на спектакль

Это было понятно еще в сентябре: весь сезон придется смотреть на ситцевые платья и смазные сапоги. В Москве взялись за Островского. Заранее предупреждали: Островского будет много. Но не до такой же степени. Только за эти две недели сыграют почти дюжину премьер. Каждый день выходят то «Весенняя сказка» и «Поздняя любовь», то «Таланты и поклонники», а то сразу два «Горячих сердца» и еще много разного. Почему Островский свалился на нас в этом году — неясно. К 180-летию со дня рождения? К 160-летию поступления в канцелярию Московского совестного суда? Лучший Островский сезона вышел, пожалуй что, в Малом — там Сергей Женовач выпустил душевнейший спектакль «Правда хорошо, а счастье лучше». Но Островский в «Сатириконе» — самый симптоматичный.

Симптоматичный — потому что здоровый и надежный, «Сатирикон» менее всего подвержен психозу, эксперименту, моде и прочим проявлениям нестабильности. «Сатирикон» — сам себе доходное место, и если в здешней афише, где нет ни единого русского автора, вдруг обнаружился Островский, стало быть, он зачем-то понадобился здешней публике. Буржуазной, гладкой, с готовностью несущей сюда свои купюры (взамен получив к премьере программку на ненастоящей тысячной бумажке), а главное — самой многочисленной. Зачем он ей понадобился — вот в чем вопрос.

В сатириконовском Островском нет ни ситцевых платьев, ни смазных сапог. Мария Данилова соорудила дамам феерические шляпки, а мужчинам — вполне современные пиджаки. Нет и декораций: сценограф Борис Валуев поставил на колесики стулья, на которых не рассидишься, зато можно заниматься фигурным катанием; в финале стулья тихо, как воздушные шарики, взлетят и повиснут на полпути к колосникам. Не увидеть на сцене и премьера «Сатирикона» Константина Райкина. Он ставил спектакль: вытравливал из Островского бальзамины и чаепития с баранками; редактировал текст, изымая из него смачные анахронизмы. В сухом остатке — история, похожая на правду: о государственных чиновниках, среди которых затесался один честный малый. Прочие чиновники — взяточники, у них один на всех корпоративный кодекс чести, у каждого своя правда, а у этого юноши правда — самая правдивая: он хочет прожить жизнь честно.

Смотреть этот спектакль можно, даже заткнув уши: играют его, как говорится, зримо и выпукло. Вот обладатель «Кумира» Денис Суханов, с горящими очами и огненной шевелюрой, словно он не успел выйти из роли петуха Шантеклера, — это, стало быть, правдолюб Жадов. Вот хороший артист Юрий Лахин: достойный господин, жена его не любит — но, значит, любит другого. Вон тому противному молодому человеку достанется несимпатичная невеста. Ее хорошенькая и непосредственная сестра (дебютантка Глафира Тарханова) достанется самому Жадову. А это мамаша девушек, дама с ухватками прапорщика на плацу (Анна Якунина), — но гляди ж ты, пришла в дом к зятю и давай у него полы намывать: значит, сердце доброе. А это кто такой приплюснутый? Старый Юсов (Алексей Якубов, в другом составе — Григорий Сиятвинда). Юсов — хранитель устоев и резонер; впрочем, уболтать Жадова не ссориться с дядей ему так и не удается, зато на глазах у него посрамленный Жадов приползет назад на коленках.

Смотреть этот спектакль, заткнув уши, пожалуй, было бы даже приятнее — акустика в «Сатириконе» грубая, а артисты через одного горластые. Но публика и так довольна. Она получила, что хотела; то, что ей нужно как воздух, и то, за чем она охотится в Малом и во МХАТе, на Юго-Западе и в Марьиной Роще. Публика хочет простую и понятную историю, без фантастики и преувеличений, без титанических героев и неправдоподобных перипетий, — историю как бы про себя. Такие истории театру нужны в промышленных масштабах; их поставщиками вполне могли бы стать живые драматурги. Но сегодня одни пишут про не всем понятное, другие про неприятное, а третьи просто плохо пишут. В театрах почесали за ухом и пришли к решению: хороший драматург — мертвый драматург. Что-то будет дальше: Островский оставил после себя 38 текстов.

25 марта 2003

Лучшие отзывы о спектакле «Доходное место»

    • 9

      Замечательная постановка по классике и сейчас смотрится свежо и актуально. В спектакле затрагиваются серьезные вопросы: семейные и общественные ценности. Но не смотря на это нет трагичности. Скорее, весь дух постановки пронизан некой веселостью, бесшабашностью, позитивом. Замечательная игра актеров. Уверен, спектакль по достоинству оценят и заядлые театралы, и те, кто выбирается посмотреть на актерское мастерство "по праздникам".

      3 марта 2011
    • 7

      Удивительно актуальная пьеса нестареющего классика в свете дней сегодняшних. Сказка о честности и чести, любви и преданности, богатстве и бедности и цене - то, чем мы готовы платить для того, чтобы жить - совестью или благополучием, принципами или приспособляемостью? Спектакль очень, так сказать, "рельефный" - нельзя сказать какой из героев главный. Возможно, главный тот самый абстрактный чиновник? Или наоборот - тот принципиально честный герой, любящий свою жену и работу и не готовый пойти наперекор самому себе? Кто готов поручиться хотя бы за самого себя и принять чью либо сторону? Вопросы без ответа, вопросы в зал. Лично я не готов дать честный ответ.
      P.S. По-моему личному мнению, Сатирикон - это тот театр, в котором не может быть плохих работ по определению. Обожаю творчество Константина Аркадьевича и его коллег.
      P.P.S. Жаль, в моем случае не был задействован Сиятвинда.(((

      21 июня 2010
    • 9

      Жадов Алексея Бардукова слишком правилен. И против системы бунтует, и жену любит, и не пьет… И сразу мысль: не бывает такого, ну не бывает. Не может быть, чтобы человек был настолько идеален. Просто пионер – всем пример, ходячая схема жизни «как надо по совести». Он искренне изумляется поведению Юсова и Белогубова, округляя глаза в мальчишеском, каком-то гипертрофированном, удивлении. И не очень то жалко Жадова в его бедности. Жальче его жену Полиньку, вынужденную сидеть одной в их простом жилище и скучать. И увещевания ее матери не кажутся кощунственными.
      Жадов – капризный юнец в первом действии, эгоистичный в своем «хочу» (жениться\должность повыше), и абсолютно слепой к дядиному горю (горю и его семьи тоже!) в финале. Он закольцован на себе, своих переживаниях о своем.
      Жадов – трехлетний малыш в коротких штанишках, в панамке и с совочком – замки строить в песочнице. Малыш задиристый – то тетю за юбку дернет – смотри, мол, какой я домик начал строить, а построю еще воооот, какой! Нравится? То к дяде пристанет: дай лопатку побольше и формочки, у меня стройка века намечается. А слова дяди, что надо бы песок водой смочить, так постройка дольше простоит – мимо ушей.

      Вообще отрицательные герои вызывают чуть ли не большую симпатию, чем «пионэр» Жадов или холодная Анна Павловна Вышневская. Она даже кажется несколько лицемерной, ведь на просьбу своего мужа «притвориться» и быть нежной к нему, она отвечает отказом. Что не мешает ей принимать от него меха, бриллианты и дачи и, возможно, специально очернять его в финале, приукрашая его злодеяния по отношению к ней и ее Любимову – люди же смотрят.

      Вышневский тоже не олицетворяет весь порок мира. Аристарх Владимирыч Аверина – сытый, откормленный домашний кот, знающий, как подластиться к хозяйке, чтобы получить лишнюю ложку сметаны, но выражающий эти свои желания грациозно и с достоинством. Он появился в доме не очень давно и всегда был довольно независимым – возможно, сказывался возраст, ведь он уже не юн. Он всегда свежевылизан, и появляется на людях редко, вызывая трепетное уважение у дворовых котов. Но на его жизненном пути появилась она, и этот, полный достоинства и важности, кот, вынужден переступать некие нравственные границы, чтобы урвать и для своей зазнобы у хозяйки сметаны, воды посвежее. Кот даже готов сам ловить мышей и приносить их ей, лишь бы она обратила на него внимание! Котика откровенно жалко – такой важный, внушительный котяра, и так попал!

      Аристарх Владимирыч действительно любит свою жену. А в том, что он не сумел снискать ее расположения, возможно, он сам и не виноват. Хотя я допускаю, что мои симпатии к Аверину не обоснованы, ведь все его отрицательные персонажи мне действительно симпатичны, пусть они и трижды предатели и убийцы.

      Вышневский человечен. Юсов – тоже!
      Юсов – бурчащий старик, бормотун. При этом действительно переживающий за Вышневского, но в пределах своей должности. Ему положено с почтением относиться к вышестоящим – так и будет.

      Юсов у Сиятвинды нет-нет, да покажет свое «второе» лицо - в поражающем своей энергичностью танце, которого вовсе не ожидаешь от «старого чиновника». Аким Акимыч как бы на несколько минут вылезает из своей скорлупы недовольного, трусливого брюзги, знающего нужную меру во всем. Только во время танца и после угощения в кабаке он выпускает на волю свое подсознательное желание иногда хватить «сверх».

      Фелисата Герасимовна Лики Нифонтовой – бой-баба, женщина-фейерверк. Ее напористость и энергичность подчеркивается костюмом. Необъятные шаровары придают Кукушкиной мужские черты. Даром, что вдова и вынуждена сама вести дом, хозяйство, и правильно воспитывать дочерей. Любое ее появление на сцене вызывает как минимум улыбку.

      Юлинька Полины Райкиной – вся в мать. Умеет вертеться, знает, как обращаться с мужем, и живет себе припеваючи в итоге. У Юлиньки очень активная жизненная позиция, что во втором действии дополнительно подчеркивается ее костюмом наездницы. Она, как и мать в первом действии, теперь тоже в штанах, и сразу становится ясно, кто в доме хозяин. Во втором действии ошибочно может показаться, что спустя год после замужества дочерей Фелисата Герасимовна теперь на вторых ролях в своей большой семье, ведь она навещает Полину в платье. Но как только она задирает подол, чтобы удобнее было полы мыть, и обнаруживает под платьем кальсоны, этот легкий намек на брюки сразу расставляет нужные акценты. Активная мать – всегда активная мать.


      И в итоге вовсе не ясно, на чьей стороне правда. Мировоззрение и Вышневских и Жадовых дало трещину, разрушилось или прогнулось. И нет «хороших» и «плохих». Есть просто люди, которые живут по своей правде и иногда оступаются.

      Отдельно стоит сказать о «внешности» спектакля. Стилистически выдержанные костюмы, обстановка. Все неяркое, кажется, даже черно-белое (за исключением нескольких ярких пятен вроде песочного плаща Жадова). Но деление на черное и белое, плохое и хорошее тут не проходит, и цвета смешиваются в некое абстрактное серое. Интересный ход с мебелью на колесиках, это очень оживляет «классичность» текста. И плавно взмывающая вверх в финале мебель красноречивее любых слов показывает, как ломается привычная система координат, привычные жизненные опорные точки.

      Это действительно спектакль, который можно смотреть много раз, и каждый раз открывать что-то новое. Кажется, это единственный из просмотренных за последнее время спектаклей, на котором я внимательно следила за происходящим и не отвлекалась на что-то постороннее. ) И очень интересно, какой Вышневский у Суханова.

      21 марта 2010
    • 9

      Удивительно милая и добрая работа, находясь в зале чётко начинаешь понимать - что плохо, а что хорошо,что добро, а что зло. Жаль что прозрение это смывается в обычной жизни, но за сказку подаренную в Сатириконе - спасибо!

      10 октября 2009
    • 9

      Спектакль очень понравился. Актеры хоть и молодые, но играют горячо! Под конец поняла, что рука болит от того, как я сжимаю ручку кресла в переживаниях за героев. В самом деле "убило" поведение зала! Опоздания на спектакль, долгое рассаживание и ранний уход. Люди как в кино - перед титрами расходиться стали! Понимаю, пораньше в гардероб, но понимать же надо, что актеры как раз на поклоне на весь зал смотрят.....и видят (или не видят) понравилось зрителю или нет! В общем спектакль замечательный!!!

      11 марта 2011
    • 7

      Замечательный, отлично поставленный и сыгранный спектакль. Пронизан какой своей необычайной и очень тонкой сексуальностью. Образ созданный Авериным и образ его супруги заслуживают отдельной похвалы. Подбор костюмов, действия с предметами на сцене - всё так, всё попадает в точку. Впечатление после спектакля - великолепно!

      22 мая 2009
    • 9

      Реанимировав свой старый спектакль,Константин Аркадьевич,еще раз показал зрителю,свою гениальность,свое чуткое умение чувствовать время и зрителя,а также придавая значение,на первый взгляд казалось бы мелочам,на самом деле очень глубоким и серьезным вещам,очень актуальным,как тогда,так и сейчас.Чудные костюмы,а главное-замечательная игра.И очень хороший актерский состав.Все на своих местах!...Низкий поклон за такого Островского!

      9 июля 2009
    • Мне очень понравился спектакль. Я выходил под впечатлением, даже не заметил как дошел до метро. Советую всем идти незадумываясь! Вы не останетесь равнодушными после пьяной пляски старичка!

      12 мая 2005
    • Ушла со спектакля после первого акта. Не понравилось. Слишком много клише и неоправданные ожидания.

      6 сентября 2003
15 кинопремьер декабря
15
кинопремьер декабря
15 кинопремьер декабря
22 сериала декабря
22
сериала декабря
22 сериала декабря
10 театральных премьер для детей и подростков в декабре
10
театральных премьер для детей и подростков в декабре
10 театральных премьер для детей и подростков в декабре
Кинопремьеры недели: «Треугольник печали», «Двойная петля» и «Елки-9»
Кинопремьеры недели: «Треугольник печали», «Двойная петля» и «Елки-9»
Кинопремьеры недели: «Треугольник печали», «Двойная петля» и «Елки-9»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость