Спектакль

Спектакль Золото Рейна

Постановка Мариинский театр

Выбор «Афиши»
8.1
2 отзыва
100%
пользователей рекомендуют
Золото Рейна – афиша
© vk.com/mariinskytheatre
«Золото Рейна» – первая из четырех опер монументальной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Автор рассматривал свой opus magnum не как тетралогию, а как триптих с прологом, называя оперу-зачин «предвечерием». Среди колоссов «Кольца» она действительно стоит несколько особняком. «Золото» значительно компактнее следующих за ним «Валькирии», «Зигфрида» и «Гибели богов»: происходящие в прологе события укладываются в один день, а протяженность оперы – по вагнеровским стандартам – очень невелика, всего два с половиной часа музыки, четыре картины без антракта. При этом именно здесь обозначены силовые линии будущей вселенской трагедии и завязывается узел глубочайших, фатальных противоречий. На сцене действуют герои, подобные персонажам из детской сказки (ни одного человека, только русалки, гномы, великаны, антропоморфные боги), но с их помощью, языком художественных метафор, Вагнер начинает долгий – на четыре вечера – разговор о нравственных и социальных проблемах человечества. Центральная тема его размышлений – это феномен власти. Почему жажда власти неутолима? Почему власть требует в жертву любовь (мужчины к женщине, брата к брату), почему она отбирает свободу не только по вертикали – у подчиненных, но и, парадоксальным образом, у самих подчиняющих? Почему она опирается на пороки, сопряжена с ложью и трусостью, как о том поют под занавес «Золота Рейна» цинично ограбленные русалки? Вагнер приступил к работе над тетралогией молодым, верящим в социальный прогресс революционером, а завершил ее философом-пессимистом, пророком заката европейской цивилизации. При всей сложности затронутых проблем в «Золоте Рейна» Вагнер-мыслитель и Вагнер-композитор не мешают друг другу, сохраняя безупречное равновесие между идеологической и музыкальной составляющими. Здесь множество великолепных музыкальных картин: вот могучий отец Рейн катит свои волны, сквозь которые сияет первозданное золото, вот земля содрогается под ногами неповоротливых великанов, вот пробегают неуловимые всполохи пламени, вот гроза – с ветром, дождем, громом и, в завершение, радугой. Музыкальная ткань оперы соткана из лейтмотивов, но Вагнер не делает из них жестких опознавательных бирок, а постоянно обновляет, развивает и видоизменяет. В концертном исполнении «Золота Рейна» его достоинства – внятная драматургия, яркие оркестровые краски, выразительные партии солистов – нисколько не теряются. Пролог «Кольца нибелунга» легко слушать даже начинающему вагнерианцу, искушенные же любители Вагнера знают: появление его великой тетралогии на афише – это редкое, крупное и многообещающее событие музыкальной жизни.
Информация предоставлена Организатором
ЖанрыОпера
Возраст12+
Дата премьеры13 июня 2003
Продолжительность2 часа 40 минут, без антракта

Участники

  1
Марина Мишук
Режиссёр

Специальные предложения

Плати частямиПодписаться на email рассылку
Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Рецензия «Афиши» на спектакль

7

У «Кольца» нет конца

К юбилею Вагнера в 2013 году по миру ставят «Кольца» и сражаются за вагнеровских певцов. «Кольцо» под управлением Валерия Гергиева споют исключительно мариинские солисты, славная когорта, выпестованная в театре всего за несколько лет гергиевской вагнеризации. Как принято ныне, здесь будут сменять друг друга три Брунгильды (Ольга Савова, Ольга Сергеева, Лариса Гоголевская) и два Зигфрида (Леонид Захожаев, Виктор Луцюк). Через неделю после «Кольца» в Мариинском концертном зале к ним присоединится еще одна Брунгильда — одна из лучших сегодня, — шведка Нина Штемме.

В Мариинке «Кольцо» сковали к 2003 году, и к 2013-му нового делать не собираются, что резонно. Однако тетралогия, которую мы увидим в сентябре, сильно отличается от первоначальной. Рассказать историю мариинского «Кольца» уже почти так же трудно, как историю о том, как зло (то есть золото) пришло в мир; поневоле впадаешь в эпический тон. В начале времен Валерий Гергиев пригласил режиссера Йоханнеса Шаафа и сценографа Готтфрида Пильца. Они поставили «Золото Рейна». «Валькирию» ставил уже один Пильц. К «Зигфриду» Гергиев сменил всю команду и пригласил режиссера Владимира Мирзоева и сценографа Георгия Цыпина. Так в мариинский мир пришли цыпинские слюдяные колоссы — пожалуй, единственная незыблемая часть нынешнего «Кольца». Мирзоев в свою очередь призвал хореографа Ким Франк и группу «Каннон Данс». В «Гибели богов» танец занимал уже меньше места, а потом и вовсе сошел на нет. Когда заново взялись ставить первые две оперы, театр расстался с Мирзоевым; появилась режиссер Юлия Певзнер. В этот момент выяснилось, что концепция постановки принадлежит Гергиеву и Цыпину. В таком варианте тетралогия была представлена в России и вывезена за рубеж.

Прошли годы, и в 2009-м явился новый режиссер и примечание: «Редакция постановки 2003 года по концепции Гергиева и Цыпина». Имя этого режиссера Александр Зельдин. Если оно ничего вам не говорит, в этом нет вашей вины. Достижения г-на Зельдина в театре пока незначительны и представлены в основном на сцене Мариинки. В последние десятилетия «Кольцо» ставили Гетц Фридрих, Роберт Уилсон, Петер Конвичный, Робер Лепаж, Андреас Кригенбург. Отнюдь не все постановки оканчивалось удачей, как свидетельствует опыт Метрополитен и Лепажа, но сама неудача бывала значительной. Тем, кто три года назад в некотором смятении наблюдал за тем, что сделал г-н Зельдин в сценографии Цыпина, остается надежда, что с 2009 года все снова поменялось. И в крайнем случае всегда можно последовать вагнеровскому совету («Закройте глаза и слушайте мою музыку»): Гергиев, как известно, один из лучших вагнеровских дирижеров.

20 сентября 2012
Браво
10

Лучший вариант для знакомства с творчеством Рихарда Вагнера, а это сложный композитор, произведения длинные.
Ходила уже два раза и еще на одно концертное исполнение. Полный восторг от исполнения и музыки и постановки.
Всегда жду Вагнера в афише.

29 ноября 2019
7

Поставить тетралогию Вагнера - труд, должно быть, титанический. И результаты этого труда впечатляют. Постановка продумана в деталях - костюмы, декорации, хореография выполнены на очень высоком уровне. Вотан, перепоясанный белой перевязью крест-накрест, с длинной золотой шевелюрой, черной повязкой на глазу и свои копьем выглядит натурально сильмариллионовским эльфом (и страсти его обуревают примерно порядка). Прочие боги загримированы, как мне показалось, не без влияния группы KISS: обильный белый грим, четкие темные тени на лице, экстравагантные прически с острыми углами у висков. Некоторый когнитивный диссонанс вызвал, пожалуй только Локи (Логе в оперной интерпретации) - дородного вида дядечка. Мне же всегда казалось, что он должен быть худым и пронырливым типом. Забавно выглядят великаны - большие и страшные конструкции на колесиках, внутри которых прячутся певцы. Карлики - Альберих и Миме - уродливы каким-то притягательным образом: тонкие когтистые пальцы, голые черепа неправильной формы, торчащие в стороны уши.

Декорации на протяжении постановки практически не меняются - их поднимаю выше или ниже, переставляют с места на место. Однако в результате игра с освещением одни и те же истуканчики предстают крепостной стеной, скалами на берегу, зловещими карликами, древними гробницами.

Дирижировал Гергиев. Исполнение превосходное.

Музыка Вагнера, как мне показалось, обращается к каким-то темным сторонам человеческой природы, и на нее очень хорошо ложится этот жестокий языческий сюжет: история, где нет положительных персонажей, где мечты героев - украсть или отобрать, захватить или поработить.

28 сентября 2008
Все отзывы
10 отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге
10
отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге
10 отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге
Детские праздничные шоу
Детские праздничные шоу
Детские праздничные шоу
7 спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
7
спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
7 спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
8 спектаклей для детей и подростков о выдающихся деятелях искусства
8
спектаклей для детей и подростков о выдающихся деятелях искусства
8 спектаклей для детей и подростков о выдающихся деятелях искусства
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость