Совместная работа с актерами МДТ британского режиссера Деклана Доннеллана. Его легкий ироничный стиль налицо: шекспировские покои короля (Петр Семак) напоминают муссолиниевскую Италию, а деревня — советскую колхозную дискотеку.
Драматический |
16+ |
Деклан Доннеллан |
3 часа, 1 антракт |
Генеральские кители с муаровыми лентами, светские приемы и королевские игры, а также стилизованные пейзанские сценки — то, чего актерам сурового додинского театра ощутимо недостает. Видимо, поэтому спектакль англичанина Деклана Доннеллана по пьесе Шекспира выглядит легким и свежим, точно морской бриз.
Выбивающийся из общего репертуара театра спектакль. Сказка для взрослых, после которой можно узнать, что такое катарсис, что такое идеальный актёрский ансамбль и почему спектакль называется "Зимняя сказка". В МДТ давно доказали: это театр, в котором трудится идеальная труппа, в котором даже великие не натягивают одеяла на себя (поразят вас на 5 минут и уступят сцену партнёрам); в которой Пётр Семак без слов - мимикой - способен вызвать в зале нервный смешок; театр, в котором шеспировскую пьесу на минуту могут превратить в антифашистский памфлет (так, что станет жутко); в котором вас смогут перенести в настоящий королевский двор, а потом на берег бушующего моря; в котором короли будут королям, а деревенские мужики - настоящими деревенскими мужиками. Здесь мыслят категориями добра, сопереживания, добросердечия и любви. Это театр, в котором пройдутся по вашей совести, попытаются сделать вас лучше (и сделают!), а самых впечатлительных в финале - почуствовать своё колотящееся сердце. Не обессудьте, но в Зимней сказке - самый сильный финал театрального спектакля, который я когда-либо видел. Это постановка, к которой надо возвращаться в течении всей жизни. Если вдруг чуть испортились - на "Зимнюю сказку". В любое время года.
«Зимняя сказка» - мой любимый спектакль в МДТ, наряду с «Дядей Ваней» и «Королем Лиром». Его я посмотрела три раза. И каждый раз впечатления все более усиливались.
В первый раз спектакль понравился ясностью, прозрачностью, красотой стилистики. В нем постмодернизм гармонично соединился с психологизмом. В шекспировской пьесе фабула античной трагедии сочетается с идеалами Возрождения. Казалось, что внесение в спектакль современных мотивов может нарушить эту гармонию. Не нарушает, напротив, оживляет и приближает к зрителям.
Действие развивается в соответствии с античной трагедией: главный герой, сицилийский король Леонт, впавший в безумие ревности, бросает вызов богам, усомнившись в их воле, за что наказывается искупительной жертвой – смертью сына и, как казалось, жены. После многолетнего очищения от скверны в уединении Леонту дарована его спасенная дочь и «воскресшая» Гермиона. В пьесе Шекспира воля богов совпадает с лучшими желаниями людей. Честь, достоинство, отвага, милосердие противостоят жестокости и властолюбию, не уничтожая носителя зла Леонта, а преображая его.
Зрители вовлекаются во внутрь действия, в котором много смеха и много сопереживания. В спектакле визуальные образы и цветовые акценты также значимы, как и диалоги действующих лиц. В костюмах новоиспеченных дворян не меньше иронии, чем в их манере поведения и речи. Образ Леонта, стоящего на коленях с паровозиком в руках, пронзает отчаянием и потерянностью так же, как и его скорбные монологи. Красный цвет детской игрушки привлекает внимание. Это почти все, что осталось некогда могущественному королю Сицилии от близких людей.
В декабрьской «Зимней сказке» меньше идеального и больше человечного. Усилился трагикомизм происходящего. Характер Леонта заметно улучшился. Это уже не жестокий и тщеславный властитель, а радушный, сердечный хозяин, любящий отец, оказавшийся в одночасье пораженным вирусом ревности и страха, сомневающийся, колеблющийся. Ему не очень хочется карать Гермиону, тем более убивать младенца. После произошедшей трагедии открывается глубина и сила его любви к Гермионе и сыну. И Гермиона продолжает жить не только благодаря твердости веры Паулины, но и благодаря силе любви Леонта. В этом последнем спектакле полностью раскрылся артистический темперамент Петра Семака. Психические диссонансы Леонта звучали почти как музыка. Игра актера была настолько спонтанна и свободна, что казалось, то, что происходит на сцене, происходит впервые здесь и сейчас. Переполняющий восторг!
Последние почти мистические сцены на пределе человеческих чувств вызвали глубокие переживания, которые продолжались еще несколько часов после спектакля.
Этот спектакль – о силе любви, о прощении и прощанье, о том, что в вечной трагикомедии жизни, захваченные потоком стремлений, желаний и страстей, в один миг можем потерять кого-то очень близкого и дорогого.
Гениально! Именно такую оценку заслуживает постановка Деклана Доннеллана "Зимняя сказка"... Все внимание зрителя приковано к сцене, игра актеров завораживает.
И после окончания спектакля еще очень долго ощущается приятное послевкусие...
Однозначно рекомендую!