Театральная афиша Москвы

Спектакль Звезды на утреннем небе
Постановка МДТ — Театр Европы

5.6
Театр: Звезды на утреннем небе

Спектакль 1988 года про обратную сторону советского рая, которая нынче стала явью

Спектакль 1988 года про обратную сторону советского рая, которая нынче стала явью.

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Звезды на утреннем небе»

Фото Sid
отзывы:
7
оценок:
7
рейтинг:
13
1

Спектакль совершенно очевидно пережил отпущенный ему недолгий век. Поставленная в 1987 году история о высланных в преддверии Московской Олимпиады из столицы люмпенах (бомжах, алкоголиках, проститутках), «уродующих лицо города», была в свое время не менее актуальна, чем «Интердевочка» или «Так жить нельзя».
В произведении, затрагивающем актуальные проблемы и попадающем в «болевые точки», ощущаемые едва ли не каждым человеком, художественные достоинства на время становятся второстепенными. В актуальной постановке важна не тонкость юмора, а беспощадность, если угодно, злобность сатиры. До поры до времени не важно, что действительность в постановке не анализируется, а просто демонстрируется. Важно то, что неприглядная действительность, упоминание о которой долгое время было под запретом, наконец-то вытащена на всеобщее обозрение. После утоления острого информационного и эмоционального голода наступает время для более холодного и трезвого анализа тех же самых проблем, которые не исчезли, – они только названы, и произведения по форме художественные, но, по сути, чисто публицистические справедливо лишаются прежнего зрительского (читательского) интереса.
Вполне закономерно, что "Город Зеро" и "Асса", совершенно по-разному, но одинаково творчески препарирующие советскую действительность, порождающие новые смыслы, продолжают свою жизнь и по-прежнему интересны. Множество же других произведений того периода времени, затрагивавших внешне ту же проблематику и пользовавшихся вполне заслуженным успехом у зрителей, сегодня столь же заслуженно забыто. Потеряв актуальность, они потеряли с ней свое единственное достоинство.
«Звезды на утреннем небе», утратив актуальность, превратились в несвязанный коктейль из эстрадных реприз, среди которых есть как удачные, так и откровенно пошлые, бородатых анекдотов и поздневставных эротических сцен, свидетельствующих о попытке «осовременить» постановку. Всего этого вкупе с именем Додина на афише вполне достаточно для привлечения публики. Зал, во всяком случае, был заполнен. Единственное, что отчасти спасает спектакль и не позволяет безапелляционно обвинить публику в дурновкусии, – это без преувеличения замечательная игра актеров, причем всех без изъятия. Схематичные характеры героев, которые вовсе и не характеры, а просто типажи, высокий профессионализм и самоотдача актеров делают яркими, выпуклыми и убедительными (правда, при этом характеры все же продолжают оставаться слишком узнаваемыми, но это неизбежно). Видимо, для этого здесь и нужен Додин: заставить актеров вдохновенно, с надрывом играть любой трюизм дано не каждому режиссеру.
Можно предположить, что вторая причина неослабевающего зрительского интереса к "Звездам" – это смутное ощущение прежней актуальности демонстрируемой действительности, ее сродстве действительности нынешней, возникающее в последней сцене. Герои – люмпены, люди с самого дна, увидев из окон своего дома спортсменов, несущих по, разумеется, оцепленной милицейскими патрулями дороге Олимпийский огонь в Москву, бурно и искренне ликуют совсем, как это описывает официальная пропаганда. Если Олимпийский огонь заменить, скажем, на очередные выборы Единой России или Путина, связь с сегодняшним днем будет очевидна, равно как и то, что поведение пусть тех же самых характеров, но в изменившихся обстоятельствах требует осмыслить ситуацию заново или, по крайней мере, просто описать эту новую ситуацию, но со всей ясностью, точностью, откровенностью и беспощадностью, как это необходимо в актуальных произведениях. Возможно, такое произведение и будет создано, когда пройдет срок давности у дел сегодняшних, и о них можно будет говорить без опаски, как о неприглядном, но невероятно далеком прошлом. Произведения же, отжившие свой век, должны уходить на заслуженный покой.

Фото королева Чардаша
отзывы:
119
оценок:
132
рейтинг:
138
9

Самая пронзительная, захватывающая, цепляющая за живое театральная постановка, какую я когда-либо видела. Несмотря на то что идет она в МДТ уже не первый год, актеры в эту пятницу играли так, что дыхание останавливалось. Женщина сидевшая следом за мной просто рыдала в голос. Светлана Гайтан - игравшая Анну (даже не знаю как выразить словами) - она не играла, она жила на сцене реальной жизнью... Это не значит что остальные были хуже, ничуть нет, просто у Анны роль самая колоритная.
Я думаю что пяти баллов для этого спектакля недостаточно...Обязательно схожу еще.

Фото Галина Снопова
отзывы:
18
оценок:
17
рейтинг:
8
7

Великолепные актерские работы, хорошая режиссура, но тема! Устарела безнадежно. И параллели с сегодняшним не просматриваются. Никак. Мне почти 60 лет и помню то время. А молодые и даже сорокалетние? Понятно ли им, о чем, собственно! Как не хватает в театрах современных пьес молодых драматургов о сегодняшней жизни!

Фото Вероника Боец
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
9

"Спектакль давно утратил свою актуальность. Другая политика, другие нравы, свобода действий. Да и отбросов на улицах стало меньше: повысился уровень жизни и культура" - скажут москвичи и жители других крупных городов. И эта точка зрения будет субъективна, основана на узком видении действительности. Мне посчастливилось посмотреть этот спектакль в театре своего маленького городишки, где он произвел фурор. Не обращала особого внимания на игру актёров, так как знала, что не стоит ожидать чего-то большего, но, однако, картина прошла "на ура". Думаю,никто из зрителей не ожидал такой открытой, грязной и прямолинейной сатиры. "Эстеты" скривились бы от откровенно пошлого, неприкрытого цензурой описания ситуации того времени. Вообще, я уверена, что в небольших городах с по-прежнему низким уровнем нравственности оценили "Звезды" больше, чем в мегаполисах, где уже забыто понятие черты бедности, отсутствия возможностей и привилегий, что приводит к потере той самой нравственности, в результате - к алкоголизму, проституции и всего в этом духе. За пределами МКАДа все это разнообразие "практикуется", пусть и не с прежней лихвой. Можете считать меня моралофагом, но мне было больно смотреть на это, и еще больнее признавать, что это реальность.
Философия произведения берет верх над его злободневностью, надеюсь, это не мой синдром поиска глубинного смысла. Здесь не только демонстрируется все то, что оставалось за кадром во время олимпиады. Если проанализировать судьбы каждого из героев, то можно невооруженным глазом увидеть, что у каждого из них были высокие цели, которых они не достигли не по своей вине. "Звезды" немало схожи с горьковской пьесой "На дне": та же проблема отвергнутых обществом людей, когда то лишенных или утративших право выбора. Спектакль не мотивирует ни на что, скорее напоминает об ограниченности (во всех смыслах этого слова) человеческого рода.
"Звёзды на утреннем небе" - вряд ли это огни спортсменов-олимпиадистов. Это несложившиеся судьбы угасающих, но не потерявших надежду людей.

Фото Егор Королёв
отзывы:
373
оценок:
372
рейтинг:
782
9

23 года в репертуаре, а спектакль живее всех живых. Зал полон. Зал неравнодушен. И уже через два часа оказывается, что на сцене МДТ вновь маленькие люди, вновь нас заставляют сопереживать, морщиться от жизненной грязи и молчать, когда актёры любуются на звёзды на утреннем небе. Мы в зале звёзды эти не видим, но на сцене так живут, так любят, что небо действительно утреннее. Только не понимаешь, как же нас всех перенесли во времени, как же так - сейчас московская олимпиада и ты случаешь пьяные крики проституток. Я верю этому театру. Я знаю, что всё так и было. Всё так и есть. Никакой актуальности этот спектакль не потерял и как всякий хороший спектакль, уже не потеряет. Потому что несчастные опустившиеся люди до сих пор готовы спорить с тем, кто назовёт их несчастными. До сих пор загнанные в тиски люди готовы радоваться из-за этих тисков окружающей красоте. До сих пор государство не уважает своих граждан. Мы с вами до сих пор уверены, что псих или проститутка - не достойны быть героями спектакля (а оказывается - наоборот). Но самое важное: до сих пор есть люди, готовые увидеть в предрассветном небе звёзды. Лора прощается с Александром, он уходит и только в финале, в сумбуре реплик, Лора спрашивает, куда он ушел. Я жду этого вопроса, мне хочется, чтобы Александр появился в окне над Лорой. И не знаю, что будет у Марии и Николая, но они в финале сидят в обнимку. Это главное. Режиссёр оставляет нам две пары. И оказывается, проститутка и псих достойны любви. Оказывается, маленький человек всё так же красив, а Малый драматический так же упорно ведёт линию великой русской литературы.

Что может быть красивее сцены, когда голый Александр, готовясь к ночи любви, засыпает, словно младенец, на руках у Лоры? Лора в момент превращается в Богоматерь и библейские мотивы вовсе не кажутся чуждыми. Любой кинорежиссер позавидовал бы такому кадру.

Любимый театр уже не удивляет. Здесь актёры, у которых по 2-3 роли в репертуаре, играют эти свои роли так, что позавидует любой ведущий актёр любого другого театра. Светлану Гайтан я видел только в эпизодической роли нянюшки в "Невесомой принцессе", а в "Звёздах" перед нами предстает актриса, ничуть не уступающая по своему мастерству Рассказовой и Акимовой. Тут, конечно, можно было бы отдельно говорить о том, что кто-то в труппе театра отсиживается, ждёт роли и не всегда дожидается. У замечательной Ирины Демич, например, всего лишь две роли - слишком мало для неё. Очевидно, что лучшие роли в МДТ у Татьяны Шестаковой, Татьяны Рассказовой, Натальи Акимовов, Анжелики Неволиной, а теперь, похоже, и у Дарьи Румянцевой. И увидеть работу Рассказовой и Неволиной в "Звёздах" - один из поводов пойти на этот спектакль. Но если в другом театре, как водится, второстепенные актеры не всегда достойны главных ролей, то в МДТ по сути второстепенных актеров нет. "Звезды" тому доказательство. Светлана Гайтан - тому бесспорное доказательство. Но главное: ансамблевость, которой недаром славится театр Додина. Из спектакля в спектакль я не перестаю удивляться, как актёры этого театра существуют на сцене: словно единый механизм, словно одна душа, без всяких натягиваний одеял и надрывов, на одном высоком сильном уровне. Похоже, Додину удалось сформировать ту труппу, о которой мечтает любой театр: чтобы в ней не было проходных актеров, чтобы каждый из них даже в эпизодической роли достигал уровня премьера театра; плюс ко всему, чтобы Пётр Семак или Татьяна Шестакова не затмевали бы своих коллег.

МДТ вновь делает зал сопричастным. Обнаженная Анжелика Неволина отчего-то смущает мужчин, но они смотрят. Обнаженный Владимир Селезнев вызывает оживление в зале. Мы до сих пор не привыкли к такому близкому, откровенному театру. Чтобы в зал летели брызги шампанского. С 87 года в этом спектакле в зал летит пробка из-под шампанского и, скорее всего, МДТ близок к тому, чтобы не только знать своего традиционного зрителя, но и воспитывать зрителя молодого. Меня - лично. Потому что мне хочется знать прошлое своей страны. Потому что я вижу в этом прошлом её настоящее. Потому что в театре, поверьте мне, на утреннем небе - звёзды.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить