Театральная афиша Москвы

Спектакль Правда — хорошо, а счастье лучше
Постановка Малый театр

8.5

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349

Последний спектакль уходящего года не сулил ничего хорошего. Что может быть хорошего в Малом театре, в осточертевшем Островском, во всех этих маврах тарасовнах и амосах панфилычах - и просто в трех предновогодних часах, проведенных взаперти. Спектакль ожидания оправдал. Все так и было: купчиха тиранила внучку, ее сын тиранил молодого приказчика, внучка с дурацким именем Поликсена желала за молодого приказчика замуж, добиться своего ей помогала старая нянька, и только молодой приказчик не желал ни любви, ни брака, а правды и только правды. Потом появился унтер-офицер с говорящим именем Сила Грознов, произвел рекогносцировку, в результате каждый добился чего хотел. Все это длилось, как и предполагалось, три часа с гаком - не меньше. И могло бы длиться еще столько же. Даже так: очень бы хотелось, чтобы длилось еще столько же. Пусть бы Людмила Полякова так и снимала острым ножом кожуру с яблок. Пусть бы гоношился Глеб Подгородинский, играющий правдолюба Платошу, а Виктор Низовой в роли опившегося лафитом негоцианта Барабошева пусть бы себе сыпал вкусной купеческой тарабарщиной. О таких спектаклях принято говорить: с классики сдули пыль. Или еще говорят: освежили классику. Я вот не могу сказать про Сергея Женовача, как именно он сдувал пыль и каким освежителем пользовался. Кажется, ему просто нравится эта пьеса. Ему нравится этот вкусный язык, эти персонажи, которых он держит за людей, и артисты Малого театра, которые делают персонажей похожими на людей, хотя без режиссера Женовача, уже ставившего здесь "Горе от ума" , у них это не всегда получается. Неправильно было бы сказать, что в спектакле Женовача все как в жизни. Ничего подобного. Женовач со сценографом Александром Боровским и не пытались воспроизвести купеческие быт и нравы. Наоборот, Боровский нашел для пьесы симпатичное дизайнерское решение, использовав всего три элемента: крашеный деревянный забор, ряд бельевых веревок с белыми простынями и зеленые яблоки. Без людей этот интерьер смотрится даже лучше, чем когда кто-то усаживается на скамейке или перетаскивает с места на место корзины, которые так красиво поначалу стояли. Актерам за весь спектакль не дали и чаю выпить - это у Островского-то с его купчихами; здесь все, чему положено бы происходить в интерьере дома, или во дворе, или на квартире у соседки, сыграли на одной садовой скамейке. Между тем в спектакле уйма жизни - хотя она уместилась в нескольких, на первый взгляд, несущественных деталях. В том, что яблоки, например, натуральные, с рынка, и их можно чистить. В том, что цветы живые и с них облетают лепестки. И гармонь играет за забором взаправду. И еще: жизнь там, где ей и положено быть, - в актерах. И не сказать, что они вживаются в персонажей по уши или переживают в отдельно взятой роли целую судьбу, Островскому это противопоказано. Актеры, как и положено, играют типажи. Но дело опять-таки в мелочах. Они не надрывают голоса и не торопятся как угорелые, отчего интересно рассматривать, как морщинки на лице Людмилы Поляковой складываются в сердобольную гримасу, а через минуту, когда она будет хохотать, в уголках глаз появляются слезы. А строгая Евгения Глушенко едва заметно помолодеет и слегка приосанится, когда объявится Василий Бочкарев грех ее молодости. События на сцене развиваются, как им и следует развиваться в театре: что нужно, вовремя связалось, когда пришло время - все благополучно разрешилось. Только делается все это неспешно, слегка и не нарочно, отчего и возникает близкое к счастью ощущение, что все случилось самым естественным образом. Как в жизни, то есть.

5

Отзывы пользователей о спектакле «Правда — хорошо, а счастье лучше»

Фото Guinda
отзывы:
43
оценок:
43
рейтинг:
57
9

Я не часто хожу на спектакли "развлекательного" толка, но осень диктует свои правила - срочно потребовалась витаминная подзарядка. И я ее получила. Несмотря на длинноватый первый акт (а этого требует сюжет), пьеса смотрится на одном дыхании. Сергей Женовач с легкостью заставляет задуматься - с той же легкостью он заставляет смеяться. Такой изящной и слаженной актерской игры я давно не видела. В зале я себя чувствовала будто на комедийном шоу - раскаты смеха не смолкали, а актеры, казалось, получали от игры не меньшее удовольствие, чем зрители.
Мы сидели в четвертом ряду, а значит нам было доступно еще одно маленькое удовольствие - рассматривать костюмы замечательного театрального художника по костюмам Оксаны Ярмольник.
За витамином С и настроением яблочного пирога - в Малый театр на этот спектакль!

2
Фото Антон
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3

Итак, начну с плохого:
1) как и писали в других отзывах, недоуменно-негативное впечатление вызывает продолжительность действий. Зачем совмещать 3 (из 4-х!!) действий в первом акте??? сидеть более 2 часов на одной точке даже молодежи не очень приятно. А затем заключительное действие оканчивать в 35 минут. Зачем?
2) толи у Малого Театра проблемы с декорациями, толи еще что. Но первые 2 часа наблюдать одну и ту же серую сцену с забором и 3-мя скамейками надоедает. Ожидаемый антракт смены декораций.... В общем я был довольно сильно удивлен, декорациями последнего акта. Со сцены убрали 2 скамейки! И ВСЕ!!!
3) ну и самое главное, НЕ СТОИТ ПОКУПАТЬ БИЛЕТЫ ПО ПРАВОЙ СТОРОНЕ балконов и ярусов. С них НАИХУДШИЙ ВИД. Вся пьеса играется либо по центру сцены, либо с правой стороны (от зрителей). Поэтому с правых балкон видно плохо. Передаю большое спасибо билетерше в ПРАВОЙ кассе Малого Театра, которая посоветовала мне туда билеты! (цена не играла роли, я просил просто хорошие места). Покупайте билеты в левой кассе, там и быстрее и лучше.
О хорошем:
Исключительная игра актеров - живо, интересно, смешно, ради них можно ходить туда постоянно. Только правильно выбирать места и заранее готовиться к длительному сидению на одном месте.

2
Фото Андрей Кудеркин-Андриевский
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0
9

очень понравилось. мне было стыдно что я не читал в школе классику. теперь могу задирать нос и говорить всем, что я с Островским на ТЫ)))) удивила игра актёров. сюжетная линия. понравилась акустика зала, особенно когда я в антракте пересел с балкона 1 яруса на первый ряд. не зря там билеты по 6000)))

0
Фото Nina P
отзывы:
58
оценок:
56
рейтинг:
28
9

Качественная игра актеров!
Постановка максимально захватывающая для столь старого литературного материала, стоит перетерпеть только вступительный диалог.
Обратите внимание на органичную игру Глушенко.

0
Фото Katerina Soboleva
отзывы:
12
оценок:
34
рейтинг:
14
9

Один из самых лучших в Москве спектаклей! Не знаю ни одного человека, которому бы он не понравился. Настолько живо, естественно. Кто-то пишет, что декорации очень просты, а мне кажется, что они, наоборот, идеально вписываются в спектакль и являются одним из персонажей спектакля. Актеры играют талантливо, легко, и им веришь и сопереживаешь. Впрочем, актеры в Малом, на мой взгляд, всегда хорошо играют! Хороший юмор, без пошлостей, и при этом действительно смешно. Никакой суеты, которая очень характерна для современных постановок комедий. Не считаю, что все так идеально сложилось только потому, что режиссер - С.В. Женовач. Я уверена, что это именно заслуга актеров Малого театра и ауры и атмосферы Малого. К примеру, Белая гвардия Женовача в МХТ абсолютно не является шедевром. В спектакле Малого абсолютно нет ничего на потребу публике, при том что в МХТ даже Женовач не смог уйти от всех этих дешевых приемов. В общем, если Вы хотите положительных эмоций, настоящего театра, жизненной истории и хорошего юмора, Вам надо сходить на Правда хорошо...

0

Галерея