Театральная афиша Москвы

Спектакль Сладкоголосая птица юности

Постановка Современник
7.5
оценить
Театр: Сладкоголосая птица юности

Марина Неелова играет сразу две роли в спектакле Серебренникова.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
871
оценок:
240
рейтинг:
985

Существенных резонов для того, чтобы особенно ждать эту премьеру, было два. Первый в том, что выпускал ее Кирилл Серебренников, сделавший себе имя на постановках новых пьес и вдруг взявшийся за Теннесси Уильямса. Второй - в том, что играть у Серебренникова должна была сама Марина Неелова. Еще туже интригу закручивал сам сюжет пьесы: после премьеры нового фильма стареющая кинодива, предчувствуя провал, бежит с молодым жиголо (его играет Юрий Колокольников). А он привозит ее в город своего детства, где когда-то был самым красивым мальчиком и любил самую красивую девочку.

Ростовчанин Серебренников в театре - далеко не мальчик, хотя в столице работает и недавно. Его первый московский спектакль "Пластилин" был зарисовкой, эскизом, сделанным в студийных условиях на чистом актерском энтузиазме, - и он удался Серебренникову замечательно. Из беспросветной пьесы об изнасилованном сироте Серебренников извлек ощущение летнего дня и бездумной детской радости. Потом в филиале Пушкинского театра он выпустил "Откровенные полароидные снимки", изобразив, среди прочего, как один гомосексуалист доводит до оргазма другого, мертвого гомосексуалиста, и сумел растрогать этой сценой даже пенсионерок, зашедших на спектакль из любопытства. Из Сытинского переулка, оставив за плечами влюбленных в него капельдинерш Пушкинского театра, он отправился прямиком в Камергерский - во МХАТ. Там, в его постановке со страшным названием "Терроризм", не оказалось террористов, зато были обнаружены полдюжины Мэрилин Монро, не предусмотренных сюжетом, непонятно чья соседка по этажу выглядела античной жрицей, а старухи, перематывавшие клубки на уличной лавке, оказались совершеннейшими парками.

Не скажешь, что такой постановочный подход - лучшее, чего мог бы желать начинающий автор. Другое дело - неуязвимый Уильямс. Собственно, род деятельности, которой занимается Серебренников, и не стоило бы назвать постановкой, правильней будет сказать, что он занимается изобретением своего языка, сочинением сценических текстов поверх текста драматурга, что отчасти сближает его с Мирзоевым и, может быть, даже Виктюком. Пересказ "Сладкоголосой птицы" - такая же нелепость, как, допустим, дайджест поэтического сборника. Достаточно сказать, что люди у Серебренникова не объясняются в любви, а шепчут что-то беззвучно в морскую раковину и прикладывают ее к уху любимой; и не укладываются по-простому в постель, а делают странные акробатические упражнения. Местом действия у Серебренникова становится дом для престарелых, над его жилицами (реплики для которых написала Нина Садур) возвышается сама Неелова - принцесса Космонополис, а в служках у них ходит свора городских парней - они-то и скосят серпом жизнь белокурого жиголо, погнавшегося за удачей и упустившего свой шанс, свою сладкоголосую птицу юности.

Рассказывая собственную историю, Серебренников порой дает публике столько, сколько она просто не в состоянии переварить. Спасает одно: то, как тонко чувствует и играет серебренниковскую поэзию Марина Неелова. Трагическая клоунесса, грубая и слабая, и жертва, и каратель, и невеста, у которой вся жизнь позади, и стареющая женщина, у которой все только впереди, - Неелова играет так, что захватывает дух, и так, как давно не играла. И неважно, на чей счет это нужно записать - грандиозной актрисы или режиссера, предложившего ей новые правила игры.

3
0
10 декабря 2002

Лучшие отзывы о спектакле «Сладкоголосая птица юности»

Фото Marat
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
11

О хорошем спектакле нельзя сказать ничего, таково мое мнение. "Сладкоголосая птица юности" - не просто хороший спектакль, это блестящий спектакль. На мой взгляд, лучше только "Играем Шиллера".

6
0
1 февраля 2007
Фото egortut
отзывы:
200
оценок:
268
рейтинг:
327
3

Ничего интересного для себя в этом спектакле я не нашел. Пошлое содержание в котором главную роль играет великая Неёлова. Даже Колокольников не спасает действие.
Только декорации с ветками и диск луны запомнились. Очень мало действия и слишком затянутые монологи. Не ходите с беременными женщинами сюда, иначе можете долго вытирать слезы у них.
Половина зала ушла до антракта.

4
0
26 декабря 2010
Фото danaiya
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
4
3

Скажу честно - не стоит ходить на этот спектакль.
Я ожидала от Современника большего, единственно светлый момент во всем спектакле это Неелова, на нее можно полюбоваться иногда посмеяться, приятная хорошая игра.......и все.......что она делает в этом ужасном спектакле не понимаю, видимо просто работа.
Я не терплю мат со сцены, который есть в начале спектакля, не люблю паясничание (девушки изображающие старух в нарошно грубо одетых толстинках и рубашках не застегнутых сзади), не понятно что весь спектакль герой актера Олешко бродил по сцене как неприкаяный подмастерье, мне кажутся неуместными грубые и пошлые сцены (такие как попытка Босса доказать любовнице что он не импотент - кидание ее на стол и стойка сзади).
Простите, но театр все же искусство, вы где-нибудь в классических спектаклях раньше в театре слышали мат, видели такие пошлости........НЕТ И ИХ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО.
Да, жаль, что сейчас несмотря на обилие театров в Москве так сложно найти достойный хороший спектакль. Сладкоголосая птица юности к ним НЕ относится.

4
0
28 января 2009
Фото Alla
отзывы:
184
оценок:
184
рейтинг:
387
7

Достойная постановка. Смотрела 2 раза. Марина Неелова хороша в ролях Принцессы Космонополис и Хэвенли, Юрий Колокольников великолепен в роли Чанса Уэйна.

2
0
5 января 2017
Фото Лара Гишар
отзывы:
78
оценок:
79
рейтинг:
120
9

А так ли сладок голос у птицы юности?

Мне нравится все, что делает Кирилл Серебренников на театре. Я не все принимаю, но многое понимаю из того, что он хочет сказать своими постановками. Вчера получила удовольствие от трехчасового действия на сцене Современника «Сладкоголосая птица юности». Именно получила удовольствие, именно Действие.
Я видела в других постановках Кирилла и оркестр на сцене, и нагромождение конструкций, грязное белье, безумное количество мебели. А здесь тазы, расставленные на сцене, все время напоминающие герою о его матери-прачке, «которая не была гулящей, а просто искала любви». Кровать и матрас, на котором и у которого все и происходит. Но как можно обойтись без виолончели? Это ведь такой инструмент, который зажимают между колен, прижимают нежно к груди, с силой и в экстазе водят смычком, издавая при этом какие-то неземные звуки. В пьесу Теннесси Уильямса были вписаны дополнительные роли старух, характеризующие сумашествие происходящего в жизни этого города.
Я ловила каждое слово в диалогах. Хотя понимаю некоторых, кто немного утомился от первой части, т.к. почти все первое действие происходит диалог между Чансом Уэйном (Ю.Колокольников) и Принцессой Космонополис (М.Неелова). Известная актриса, немолодая, полубезумная, гашиш, страшные сновидения и водка. И рядом Жиголо с лицом Александра Македонского (памятник Македонскому в Александрии), гладким телом, ростом Геракла. Такой, каким хочет его видеть Принцесса. Все гимнастические упражнения, которые выполняют он и она, продуманы, достаточно откровенны, как танец, в котором не нужны слова, все понятно и так. Его просьбы надеть белый костюм, усесться в кадиллак и проехать по городу детства, увидеть свою юношескую любовь, пообещать ей, что сбудутся их детские мечты сняться в самом лучшем фильме. А что она, его любовь? Он оставил ее, ее «выскоблили», она безумна от случившегося. Роль любимой из прошлого играет все та же Неелова. Играет трепетно, пытаясь встать на пуанты, как будто осуществить свою детскую мечту. Она постарела до старости. Ее убивает горе, карьерист папаша, дегенерат братец. После происшедшего с дочерью, ее отец Босс Финли (В.Ветров) пообещал кастрировать Чанса. За ним все время охотятся молодчики, пытаясь выполнить задание своего «босса».
Музыка соответствует духу спектакля, голос Элвиса Пресли как никогда нужен здесь.
Чанс Уэйн мечется, страдает, вся боль, которая в нем живет всегда, ломает его тело и душу. Все это выплескивается в зал. Если ты с самого начала «сел» на одну волну со спектаклем, то продолжаешь до конца ловить все посылы актеров и режиссера, чувствуешь каждую паузу. Даже на поклонах видно, с какой силой и отдачей была сыграна роль Юрием Колокольниковым. Он даже на поклоне находился в каком-то другом измерении, однажды только сжав и поцеловав руку своей миниатюрной партнерши.
Ю.Колокольников играет с надрывом, растворяясь в своей роли. Он понимает, что, если ты хоть когда-то предал чувство,отнесся с пренебрежением и безучастно к своей любви, то все последующие будут с изъяном. Но все равно после случившегося Принцесса не оставляет его, а забирает с собой, в будущее. Кем он будет и зачем ему дальше жить? Он расплатился за ту боль, что причинил навсегда единственной. Нежность и честность, вот, что нужно всем

2
0
30 октября 2009

Галерея

Главная фотография: Афиша