Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Кислород

Постановка - Практика
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
Виктор Рыжаков

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
1 октября 2002

В прошлом сезоне в Трехпрудном переулке, в доме, где когда-то был самый первый клуб «О.Г.И.», открылся новенький театр. Точнее, не в самом доме открылся (это жилой дом), а в его подвале. Идеологов у этого театра несколько, все они драматурги, их лидеры — Елена Гремина и Михаил Угаров. Они же — руководители фестиваля молодой драматургии «Любимовка», проекта «Документальный театр» и соучредители фестиваля «Новая драма». Все это я перечисляю для того, чтобы было понятней: главный в этом театре, что на сцене, что за кулисами, — драматург. У него нет ни буфета, ни программок — зато есть программа. Этот самый маленький театр в Москве — пока что единственный из всех, кто понимает, чего он хочет. И точно знает, для чего он, собственно, открылся. Это театр документальной и социальной пьесы — «Театр.doc».

Так вот, в «Театр.doc» вышла премьера. Вообще-то, премьеры здесь не редкость, но «Кислород» — особая премьера. Не потому, что это самый документальный или, допустим, самый социальный спектакль. Напротив, хотя Михаил Угаров и говорит о «Кислороде», что это первый спектакль, идеально вписавшийся в формат театра, документального в нем с гулькин нос. «Кислород» сочинил Иван Вырыпаев, родом из Иркутска, откуда в прошлом году он перевез в Москву весь свой театр числом в пять человек. Этот театр с похожим на манифест названием «Пространство игры» и в семинарах по документальному театру участвовал, и даже дебютировал в Москве «Снами», заявленными как стенограмма наркотического бреда, — но «Сны» опять же были не документальным спектаклем, а лично вырыпаевским, талантливым, медитативным, сновидческим потоком сознания. С «Кислородом», который поставил Виктор Рыжаков, примерно та же история. По жанру — это клубный концерт. Участвуют диджей, его вертушка, рекламный плакат вместо задника и двое артистов — сам Вырыпаев и рыжая Арина Маракулина. Диджей крутит Стинга или Portishead, артисты читают рэп, иногда пританцовывают, если устают, усаживаются на высокие стулья. Говорят и про 11 сентября, и про арабский мир, и про дымящиеся торфяники, по которым годы спустя можно будет датировать текст. Но документально зафиксирована в «Кислороде» не нынешняя общественная ситуация, а другое. Когда человеку двадцать восемь, поиск смысла жизни еще не кажется ему делом пустым и пафосным, и он отдается этому делу с пионерским задором. Но когда человеку двадцать восемь, у него уже накопился кое-какой скепсис, кое-какой, как правило, сумбурный опыт. И когда человеку двадцать восемь, этот житейский опыт хочется разложить по полкам. Такими полками Иван Вырыпаев сделал библейские десять заповедей. Сверив свой двадцативосьмилетний опыт с библейскими заповедями, Вырыпаев в ответ на Нагорную проповедь сочинил свою Нагорную отповедь. У нее есть сквозной сюжет — про Санька, который не слышал, когда говорили «Не убий», потому что был в плеере, и он пошел, взял лопату и убил жену. Потому что в жене не было кислорода, а кислородом была рыжая девушка Саша, в сарафане и сандалиях, и потом Саша с Сашей лепили бабу из снега, который едва покрыл могилу зарубленной жены. «Не сотвори себе кумира» становится поводом поговорить об импотенции и совести, «Не судите да не судимы будете» — об амнезии, а «Не мечите бисер перед свиньями» — это про Родину.

Весь этот концерт про кислородных Сашу и Сашу ценен не новаторской своею наглостью, которая к лицу «Театр.doc», и не претензией на то, чтобы стать манифестом поколения — это в нем наименее симпатично. Ценность «Кислорода» — в очевидном таланте его автора. Таланте, который не разложишь по полочкам, хоть бы и библейских заповедей, который не принадлежит поколению, ни времени, ни документальному театру — одному Ивану Вырыпаеву.

0
0

Отзывы

?
Марфа Некрасова
43 отзыва, 50 оценок, рейтинг 101
12 ноября 2006

[Вдох.] Если вы пришли на «Кислород» в «Практику» и ждете, что Иван Вырыпаев и Арина Маракулина сейчас споют, станцуют, всех насмешат, то вы напрасно теряете время. [Выдох. Вдох.] Они вам расскажут десять заповедей на современный манер, под клубное техно. Они вам докажут, что если человечеству сказали не убей, то всегда найдется тот, кто, для того, чтобы легкие танцевали в груди, возьмет лопату, и убьет свою жену. [Выдох.]
[Вдох.] А я видела Ивана Вырыпаева, видела, как он садится за барный стул посередине сцены напротив зрителей, как садится рядом на такой же стул Арина Маракулина. [Выдох. Вдох.] И Иван закуривает, затягивается, вдыхает кислород и выдыхает углекислый газ с сигаретным дымом, и отдает сигарету Арине. [Выдох. Вдох.] И закуривает еще раз, явно получая от этого наслаждение, ибо он не вдыхал кислород с никотином уже давно, с начала спектакля, минут сорок назад. [Выдох. Вдох.] И сидят они, а сзади них рекламный плакат, и написано на нем: «KISLOROD», и одеты они как мы с вами, и смотрят они друг на друга. И заводит разговор Иван о том, что кумира себе заводить нельзя, а он завел. [Выдох. Вдох.] И тут музыка выключается, и тут Иван и Арина перестают говорить, подстраиваясь под ритм, слегка задыхаясь от множества слов, которые надо произнести за один вздох. [Выдох. Вдох.] И говорят они теперь, как мы с вами, и выкладывает Иван Арине свои проблемы, а заодно и нам с вами. И говорит он, слегка смущаясь и выдерживая паузы перед каждым предложением, заполняя эти паузы глубокой затяжкой. [Выдох. Вдох.] И в конце этого диалога вы понимаете, что кумир нужен, что без кумира никак нельзя, почти как без кислорода. Но что он говорил, я вам не скажу, ибо вам самим надо это услышать и желательно до того, когда кислород вам станет ни к чему. [Выдох.]

1
0
?
Мария
2 отзыва, 23 оценки, рейтинг 1
5 декабря 2005

«Кислород» Ивана Вырыпаева дает точные координаты «самого маленького чертова колеса на земле». Девушка Саша из большого города и ее возлюбленный Саша из Серпухова, неразрывные, как два танцующих легких в груди провинциального бандита, влюбившегося в столичную принцессу, сопряженные в пространстве пьесы словно атомы в молекуле О-2, много раз обозревали землю с чертова колеса наслаждения «бесконечной красотой и свободой», которую ни деньги, ни медицинские препараты, ни даже смерть не смогут ограничить, потому что если ты стал кислородным наркоманом, если подсел на настоящее чувство, и сделал кумиром своим Кислород, то всех смертных грехов можно ждать от твоей безумной любви и безумной ненависти - зверских убийств «кислородной лопатой» и кощунственных клятв – небом, землею и городом Иерусалимом…

Но даже эти вопиющие нарушения заповедей не могут остановить смертельную пляску легких, правых и левых, правых и левых в груди влюбленных, как не могут остановить речитатив актеров, льющийся удивительно легко и свободно, без перерывов на вдохи и выдохи; чистый, искрящийся кислород проговаривают они, членораздельный и гулкий, так что звенит в ушах и сводит горло, и начинаешь хватать ртом воздух, отравленный безумным Кислородом любви.

0
0
?
Олег Ку
19 отзывов, 175 оценок, рейтинг 14
26 ноября 2006

25 ноября, Молодежный Театр на Фонтанке

Конечно аншлаг: люди в проходах, на банкетках и на газетках на полу. Конечно все также на одном дыхании. Конечно резкий и прямой Санек и грациозная легкая Саша и как раз тот самый между ними контраст, который нужен, но в глазах у Санька уже какая-то другая эйфория.

0
0
?
alex
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
14 ноября 2004

Все начиналось как обычный гон, который постепенно накрыл все темы обсосанные в ночных разговорах. Стоит посетить этот спектакль особенно если вам 28 (плюс-минус) - сильно сэкономите время на несостоявшихся будущих бессмысленных дискуссиях. И еще потому что в какой то степени это итог, который стоит в этом возрасте подвести. Плюс на удивление много "вкусных" вещей вроде сердца размером с двуспальную кровать, случайной свадьбы и неслучайных многочисленных мужчин. Ну и конечно это словечко "Припев", в конце реплик -очень здорово.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все