Драматический |
16+ |
Роберт Стуруа |
20 апреля 2000 |
2 часа 20 минут, без антракта |
Премьеру спектакля Роберта Стуруа сыграли в конце прошлого сезона, но очень коротко: "Шейлока" увезли гастролировать на родину режиссера, в Тбилиси. Теперь этот спектакль, в котором грузинскую фантазию сдерживает европейская холодность, можно увидеть в Москве. И не только можно-стоит. Ради эклектичной картины, где за шеренгой мерцающих телеэкранов открывается нереальный сад, где офисный интерьер соседствует с восточным халатом Антонио и на фоне классического фасада выстроились позолоченные статуи животных (сценограф Георгий Алекси-Месхишвили). Ради богатой нюансами игры Александра Калягина-Шейлока и Александра Филиппенко-Антонио. Ради музыки Гии Канчели, под которую безысходность наступает в "Шейлоке" на пятки комедии. Спектакль Роберта Стуруа стал второй (после "Венецианского купца" Житинкина) в Москве постановкой шекспировской комедии, и мы не поспешим, если пропишем этот факт по части обострения национальных фобий. Интересно, что один и тот же шекспировский текст, за который, кстати говоря, в России театры брались крайне редко, обрастает у Стуруа и Житинкина противоположными смыслами. С равной убедительностью Козаков играет сепаратиста, а Калягин-космополита. Моссоветовский режиссер Андрей Житинкин вину за распри возлагает на дрянных христиан. Стуруа вопрос чьей бы то ни было вины не рассматривает вообще, а различий между христианами и евреями не делает. Спектакль Стуруа обладает неоспоримым превосходством по части вкуса, зато Житинкин выражается более внятно (спектакль Стуруа пересказать невозможно). Условно говоря, сюжет Стуруа-о сне и пробуждении. Антонио, артистическая натура и гедонист, окруженный прекрасными молодыми людьми, живет в своем сновидческом мире любви и красоты, пока в его сон ночным кошмаром не вторгается прагматизм банкира-еврея. Тогда вместе с Антонио просыпается и дремавшая ненависть к чужаку. Мир зыбок-вражда вечна. Выход один-"уснуть и видеть сны". А что еще может предложить против "моря бед" режиссер, понявший о себе, что он не адвокат, не прокурор, а о театре-что он не зал суда. Со Стуруа легко поспорить, но его сон-лучший аргумент в его пользу.
Спектакль "Шейлок" оставил неоднозначное впечатление.
С одной стороны, прекрасные актеры: Антонио (Виктор Вержбицкий), Шейлок (Александр Калягин), Порция (Анастасия Кормилицына), женихи Порции (Владимир Скворцов). С другой стороны, осталось не понятным, почему на роль Дожа Венеции была выбрана женщина, при всем уважении к Людмиле Дмитриевой, в общем действе это выглядело как-то странно.
Также, на мой взгляд, было многовато антисемитских шуточек, под конец спектакля слово "жид" стало резать слух, слишком уж часто его произносили со сцены.
Не смотря на некоторую неоднозначность (это лишь мое личное субъективное восприятие) спектакль в целом понравился, декорации и музыка прекрасно подобраны и создавали нужную атмосферу и очень удачно дополняли актерскую игру.
Щейлока смотрела еще в октябре, но все забывала написать рецензию :((( Хочу обратиться ко всем, кто любит Театр - не читайте эти глупые и ядовитые форумы, где одни гопники и бегите на этот спектакль!! Александр Калягин особая жемчужина этой постановки. Я ревела как маленькая девочка, когда он читал финальный монолог глядя мне в глаза со сцены. Такого душевного потрясения у меня не было никогда!!!! Когда смотришь как работает Александр Калягин, понимаешь, что означает право называть себя русским актером!!! Я считаю давно пора таким великим артистам вручить статус национального дстяния!!!!
Бравоооо Актерам, Режиссеру да и самому театру Эцетера!!!!
Данный спектакль для меня был одним из самых больших разачарований этого театр. Безумно люблю Et Cetera, была на многих спектаклях, но "Шейлок" не относится к лучшому репертуару театра, несмотря на игру самого Калягина. Самое грустное, что пошла на этот спектакль по чей-то рекомендации...
Спектакль самый банальный и скушный, играют актеры, как всегда хорошо, декариции интересны, но все же чего-то не хватала, для сосздания атмосферы на сцене, которая могла бы передатся и зрителям. Отсидели спектакль с трудом, было просто скучно, хотя очень люблю постановки по классическим произведениям...
Уж я точно никому не посоветовала бы этот спектакль... Особенно в этом театре, где есть другие достойные постановки.
Польстились на славу "Короля Убю" и посетили "Шейлока".
Понятно что сравнивать нельзя, но впечатления от двух спектаклей противоположные.
Не ходите дети "Шейлока" смотреть. Скучно, грустно, серо...