Драматический |
Евгений Каменькович |
1 час 50 минут, без антракта |
Олег Табаков окончательно утвердился в качестве первого лица столичной театральной жизни: руководитель популярного театра, ректор Школы-студии МХАТ в июне был назначен еще и худруком Художественного. Но первое появление Табакова "на люди" в новом сезоне произошло в качестве традиционном: не руководителя, но актера, и более того -в роли хорошего паренька. Такими ролями начиналась его карьера в "Современнике".
Мальчик и девочка, "заблудившаяся принцесса из страны Оз", начинают "Любовные письма". Партнер Табакова -Ольга Яковлева, ей тоже не составляет труда играть маленькую Мелиссу. Тонкий стан и знаменитые манеры капризной девочки были при Яковлевой уже в пору работы у Анатолия Эфроса -при ней они и поныне. Пьеса американского драматурга Альберта Гурнея разрабатывает излюбленную схему коммерческого театра: уложить в пару часов сценического времени год за годом, от младых ногтей до гробовой доски, всю жизнь двух героев. Не знаю, кто еще из московских стариков, кроме Яковлевой и Табакова, не выглядел бы смешным в ролях детей, отправляющих друг другу открытки "с днем рожденьем". И мало кто смог бы вытянуть прямолинейную и американскую до кончика носа пьесу.
Его жизненный путь -из грязи в князи. Ее -в обратном порядке. Они любили друг друга. Но жизнь-злодейка их развела. Он стал сенатором. Она спилась. Такая пьеса дает карт-бланш актерам, за что Табакову, по-видимому, и полюбилась. По требованию Гурнея актеры, читая за Мелиссу и Эндрю Ледда III, не должны видеть друг друга. Режиссер Евгений Каменькович усадил актеров по разные стороны длинного стола. Между актерами -занавес. Он, кроме того, что не дает актерам переглядываться, является метафорой: сжимаясь, как отпущенный героям срок, обнажает на столе вещные приметы их жизни: у Мелиссы -пустые бутылки, у Эндрю Ледда III -дорогие письменные принадлежности. Все просто: актеры по очереди читают, занавес двигается. Но художественная читка -еще не театр, а Яковлева и Табаков демонстрируют театр высокого класса. Словно и нет между ними дурацкой занавески, словно не вынуждены они два часа сидеть на своих стульях (Яковлевой, правда, и не сидится). Невозможность взаимодействовать, угробившую бы и средних актеров и среднюю пьесу, они превращают в сдержанность. Большим актерам, тем более кумирам публики, сдержанность -к лицу.
В этом спектакле-дуэте наконец начинаешь воспринимать Олега Павловича не как кота Матроскина. Ему очень и очень хорошо удаётся создать образ воспитанного мальчика, который вырос и теперь связан обязательной из взрослой жизни вещью <<надо>>.
Ольга Михайловна замечательно показывает и рассказывает нам историю девочки, которая не выросла и не связана ничем, кроме такой детской вещи, как <<хочу>>. Но взрослая жизнь её очень сильно наказывает за это.
Казалось бы, такая банальщина, но когда смотришь на этих двух людей, всё время примеряешь каждое письмо на себя, отыскиваешь такие же обстоятельства в своей жизни и пытаешься понять, будешь ли ты похож на героев или нет.
Самый запоминающийся спектакль Табакова и Яковлевой. Табаков такой вальяжный, солидный, а Яковлева такая манерная девица, причем переписка между героями была с детства, и герой Табакова с детства важен, но вовсе не чинен. Это не Фамусов. Просто во всем состоявшийся человек. А героиня Яковлевой вся такая изломанная, ей и на стуле-то не сидится.... Герои всю жизнь переписываются, при этом не встречаются, что особенно важно и интересно - был в их жизни короткий-коротюсенький эпизод, когда они были любовниками, и что-то там не сложилось... И чувствуется, что это к лучшему. Вроде у героев есть реальная, не эпистолярная жизнь, но их переписка не меньше значима, а может и больше... Но вот видеться им при этом по-видимому даже не нужно, в жизни они разные, их близость только в письмах, это не любовь, а дружба, и это потрясает. Хочется верить, что такое возможно, не из-за ситуации, просто играют очень вкусно.