Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Красное колесо

Постановка - Театр Российской Армии
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Многотомный эпос «Красное колесо» повествует о событиях в России в период с 1914 по 1917 год: Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях. Он состоит из двух действий — «Революция» и «Народоправство» — каждое из которых, в свою очередь, включает в себя так называемые «узлы». Спектакль Бориса Морозова охватывает 4 «узла» — вступление России в Первую мировую войну и Февральскую революцию. Авторы спектакля пытаются разобраться в причинах и сути гибели тысячелетней империи.
  • Красное колесо – афиша
  • Красное колесо – афиша
  • Красное колесо – афиша
  • Красное колесо – афиша
  • Красное колесо – афиша
Драматический
16+
Борис Морозов
26 сентября 2018
2 часа 45 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

3
kagury.livejournal.com
129 отзывов, 148 оценок, рейтинг 51
9 ноября 2018

Сразу скажу, что этот спектакль все хвалят. За постановку, игру актеров, технические находки... В общем, тут вроде бы есть на что посмотреть. Но у меня с ним не сложилось вот просто совсем.

Не удивляйтесь, но я расскажу сначала про техническую сторону. Вроде бы мелочи, в сравнении с искусством, однако же мелочи в данном случае существенные. И знай я о них заранее, до художественной части бы просто не добралась.

Театр советской армии, как известно, большой. Даже огромный. У него аж целых три зала - большой, малый и экспериментальная сцена. И по крайней мере в первых двух залах стоят удобные кресла и имеются отличные сцены. Но режиссеру хотелось оригинальности и эффектности. Поэтому на сцене самого большого зала поставили простые деревянные лавки и усадили на них зрителей. Может, оно, конечно, специально так (на жесткой лавке не уснешь, там спинка твердая, короткая и подлокотников нет), но подозреваю, что даже до революции зрителям в театре было удобнее. А если у тебя не все хорошо со спиной (как, например, у нас с папой), так высидеть на такой скамейке - это подвиг.

В центре импровизированного зала расположен круг - видимо символизирующий то самое красное колесо, который постоянно в ходе спектакля вращается, независимо от того, есть ли в этом смысл и надобность или нет. Кажется, ну что такого? Однако вращение этого круга основательно сотрясает лавки (деревянные, напомню), на которых сидят зрители. Сначала мы приняли это за трюк режиссера, т.к. в это время на экране показывали несущийся на всех парах поезд. Но нет. Оказалось, что тряска сопровождает каждый поворот круга сцены, вне зависимости от наличия поезда.

Поскольку сцена круглая, а ряды зрителей стоят по трем ее сторонам, то актерам приходится постоянно крутиться туда-сюда, чтобы все зрители наблюдали их целиком, а не ограничивались видом лица или спины. Что само по себе неудобно ни актерам, ни зрителям (о чем думал постановщик, интересно?). Но в общем-то, это может было бы и не так страшно, если бы актеров при всех их вращениях было бы слышно. Но нет. Большинство произносило свой текст достаточно тихо, приходилось прислушиваться, а уж когда актер поворачивался к зрителям спиной или боком, звук исчезал вовсе. В итоге примерно половину текста мы не слышали совсем. Ну, может быть с 1-го ряда и было слышно, но до нашего 5-го звук уже не доходил. А если учесть, что спектакль сопровождался звуковыми эффектами, то что-то капало, то гудело, то колокол, то паровоз... в общем, комментарии излишни. Лично я звукорежиссера уволила бы после такого провала сразу.

Теперь перейдем к художественной части.

Ну, тот факт, что проза Солженицына весьма специфична и довольно занудна, ни для кого не секрет (но мы очень надеялись на удачный конспект, сделанный Ольгой Любимовой). Сомневаюсь, кстати, что найдется хотя бы 5 человек из 100, которые осилили его гигантское "Красное колесо". Видимо, режиссер-постановщик тоже разделял это мнение, т.к. на сайте театра (это я уже потом прочитала) пишут следующее: "основная идея постановки, как определяет ее Борис Морозов, которая воплотится в яркий, живой, актуальный, своевременный, пульсирующий спектакль, звучит так: «Надо знать историю, чтобы острее чувствовать современность»." Это я к тому, что если вы имеете лишь примерное представление об историческом контексте, вам будет нелегко, потому что спектакль представляет собой набор сцен, в каждой из которых требуется угадать действующих лиц. И нормальному человеку (не историку) понять, кто есть кто (а людей занято в спектакле порядочно), вообще-говоря, удается с первого раза не всегда. Да и со второго тоже. А с учетом того, что половину произносимого еще и не слышно... Ну вы понимаете.

Дальше. Порядочная часть первого действия (процентов 30, я полагаю) посвящена убийце Столыпина Богрову, единственная роль которого собственно и заключалась в этом самом убийстве. Т.е. то, что вообще не стоило показывать, акцентируется изо всех сил и с небывалым занудством. Зачем? На мой взгляд, это просто неприлично и даже в чем-то кощунственно. Ну это все равно, что вспоминать Герострата, если вы понимаете, о чем я.
В остальном, как я уже писала выше - проблема в отсутствии цельности и идеи. Действие распадается на части, на сцены (причем местами катастрофически занудные), а значит либо конспект не удался, либо оригинал не годится для театра.

Теперь актеры. Я вообще-то знаю, что они хорошие. Потому что видела тут и другие спектакли. Но в данном случае им просто нечего было играть, потому что спектакль скроен, как документальное кино. Или, знаете, вот бывают такие исторические передачи, где кусками черно-белая хроника, кусками голос диктора, и плюс еще несколько оживляющих сценок, сыгранных актерами. Примерно тоже самое мы видим и здесь. Только голоса диктора мало, сценок много, но зато они не сыграны, а фактически прочитаны по ролям. Ну потому что играть актерам некогда - они бегают по кругу, вращаются вокруг своей оси и пытаются говорить как можно громче (последнее - без особого успеха).

Декораций, как это ныне модно, нет. Есть круг, в круге стоит стол, иногда появляется пара стульев, играющих роль то кресел в государственной думе, то эшафота, то стульев в охранном отделении, то еще чего-нибудь. На гигантский экран транслируются черно-белые кадры, призванные создавать атмосферу. Оно вроде бы да. Но. Но вот у меня есть четкое убеждение, что кадры используют тогда, когда не хватает сил создать эту атмосферу на сцене силами актеров и художника. Эффектно показали царя в ложе пустого зрительного зала. Эстетически - да, это было круто. Подозреваю, что именно ради этого эпизода зрителей усадили на сцене. И при этом уверена, что если бы спектакль играли в нормальном режиме - он от этого ничего бы не потерял. Только выиграл бы. И колесо можно было бы крутить фоном, а не полом, и царь с тем же успехом сидел бы в ложе, и актерам было бы проще, и зрителям слышнее.

Резюме: половину не слышно, жестко, скучно, бессмысленно. Ну, возможно, я ничего не смыслю в театре и истории. Но на мой взгляд, это полный провал.Но эффектно, да.

2
0
7
Анна
191 отзыв, 359 оценок, рейтинг 118
4 февраля 2021
Ничего нового, но для любителей истории будет полезно и интересно.

Неплохо. Ничего свежего и нового с точки зрения режиссёрских приёмов, но для любителей истории революции, находящихся в вечном поиске ответов на открытые до сих пор вопросы, этот спектакль будет интересен.
Классическая постановка, классическое исполнение.

1
0
10
сергей исаев
34 отзыва, 34 оценки, рейтинг 3
23 января 2020

Я осталась очень довольна посещением спектакля "Красное колесо" в ЦАТРА. Давно хотела его посмотреть, но все не складывалось и даже немного поутихло желание его увидеть. Зато после просмотра на следующий день я готова была заново посетить данную постановку. Честно говоря купилась я прежде всего на режиссерские находки в плане сценографии. А по поводу самого действия у меня были сомнения в том плане, что история мне совсем не близка и просто-напросто боялась запутаться в многочисленных героях спектакля. Совершенно напрасно, как потом оказалось. Все герои отлично узнаваемы, каждый со своим характером и харизмой. Более всего мне понравился Андрей Егоров, в роли царя Николая II, а также Александр Рожковский в роли Дмитрия Богрова. Мне показалось, что актерам, сыгравшим эти персонажи, более всего получилось достичь сходства и передать всю гамму чувств своих героев.
Очень интересным решением было посадить зрителей за кулисы большой сцены. Благодаря этому получилось соединить в себе казалось бы противоположное. Размах и маштабность и при этом камерность. Мощь и размах за счет большого зала, высоких потолков и вертящейся сцены. Камерность это конечно, количество зрительных мест и актеры, до которых рукой подать. Сценография конечно вызывает бурный восторг: сидеть не перед кулисами, а за ними и при этом заглянут в зрительный зал со сцены - просто непередаваемо. За счет этого сцена смертельного ранения Столыпина в театре выглядит не вероятно реалистичной.
Но вернемся к сюжету. Роман А.И. Солженицына я не читала. Но мне очень понравился стиль изложения повести на сцене - зрителям демонстрировали основные исторические события того времени: ранение и смерть Столыпина, арест Богрова , разговор Ленина с Парвусом, приезд Ленина и Крупской в Петроград, разговоры Николая II с матерью и семьей, отречение царя от престола. То есть мы смотрели как-бы хронику событий тех лет. Причем мне очень понравилось, что режиссер оставляет за зрителем право выбора той или иной стороны, не склоняя к какой-либо стороне.
После спектакля я два дня размышляла о тех событиях, перечитала кучу информации, пытаясь восполнить пробелы в своих знаниях истории. Так что спектакль зацепил меня по-настоящему и достаточно сильно. Я пропустила через себя все те эмоции, что сыграли и показали нам актеры. Мне действительно хочется через некоторое время снова пересмотреть спектакль. Советую всем любителям истории, а также таким как я, которые от истории далеки, так как знать историю своей страны все таки необходимо.

0
0
10
Инесса Савёлова
22 отзыва, 22 оценки, рейтинг 7
28 ноября 2019
Захотелось перечитать историю ХХ века

«Красное колесо» - один из наиболее известных эпохальных романов А.Солженицына, повествующий о предпосылках, развитии и ходе Великой революции. Почему такой название? По аналогии с колесом паровоза: если одна песчинка попадет в водоворот, ее закружит такой вихрь, что остановить ее будет уже невозможно. Конечно, в спектакле невозможно осветить все события, но основные показать удалось. Примечательно, что «Красное колесо» играется так, что зрители сидят непосредственно на сцене на скамейках, а действие разворачивается прямо перед ними. Зал отгорожен черным занавесом, он же – экран, на котором транслируются фото и видео начала ХХ века.

За 2 с половиной часа мы получим возможность понаблюдать за изменением характера Николая II (Андрей Егоров): как из мечтательного влюбленного молодого человека он превращается в беспечного семьянина, любящего отца, а затем Николай сломается под тяжестью обстоятельств. Трагедией Николая II было то, что он был неплохим человеком, но ни на что не годным правителем. Влюбленный без памяти в свою жену, Александру Федоровну (Анастасия Бусыгина), он больше ценил досуг, книги, охоту и поездки в Ялту на зиму, что и привело к слабости и децентрализации власти.

Долгое время опорой царя был его премьер-министр Петр Столыпин (Андрей Новиков), но недовольство им привело к череде покушений, и последнее, совершенное Дмитрием Богровым (Александр Рожковский), увенчалось успехом. Думаю, многие помнят, что Столыпин был застрелен в театре. Эта сцена в «Красном колесе» показана очень подробно: по иронии судьбы, начальник Охранки, Николай Кулябко (Константин Денискин) сам выписывает пропуск для Богрова, поверив, что тот помешает «настоящему заговорщику». Само убийство произойдет во время оперы «Сказка о царе Салтане»: черный занавес откроется, мы увидим сидящего в дальней ложе самого Николая II и идущего по проходу между рядами Богрова с пистолетом. Сцена просто фантастическая по красоте и правдоподобности.

Богров показан человеком слабым и неспособным задуматься о последствиях своих действий. Так, ему не приходит в голову, что благодаря ему в заговоре против Столыпина обвиняет евреев и эсеров, может вспыхнуть смута. А уж к смертному приговору он и вовсе оказывается не готов, новость о повешении становится для него настоящим шоком.
И, конечно, какая же революция без ее главного героя – Владимира Ильича Ленина (Дени Кутузов)? Всегда деятельный, бодрый, хитрый, окруженный надежными женщинами: умной и талантливой француженкой Инессой Арманд (Анфиса Ломакина), которая будет читать лекции о большевиках за границей, и женой Наденькой Крупской (браво Татьяне Морозовой – я ее даже не узнала!). Надежда – идеальная жена для такого человека, как Ленин: тихая, скромная, исполнительная и до невозможности боящаяся потревожить покой мужа – она готова ради этого мириться даже с наличием соперницы Инессы.

Интересно, что Солженицын придерживается теории, что революция была проплачена Западом: Ленин получил деньги, и раскрутить ее колесо ему уже ничего не стоило. Еще одна потрясающая по силе сцена, когда сцена-платформа начинает крутиться, а вокруг взвиваются красные флаги. На этом спектакль стоило бы и закончить, но есть еще одна, очень важная, сцена. Молодые юноша и девушка знакомятся на фоне революции, танцуют..И вот уже зарождается новая любовь, символ возрождения для нашей страны.

0
0
10
Мария Громова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
8 октября 2019

Очень необычная постановка, красивые световые эффекты. Новый взгляд на историю.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все