Уже давно хотела посмотреть эту постановку и вот наконец-то удалось.
"На дне" - спектакль Юрия Грымова, идет на малой сцене, и это первый грымовский "маленький" спектакль, который я видела. Честно говоря, этот момент тоже был интересен - у меня сложилось впечатление, что Грымов - режиссер "с размахом", как он вписал действие в довольно ограниченное пространство, хотелось увидеть. Ну и то, как "Грымов перенес все действие… на Рублевку!" (с) интриговало, конечно. Тем более после изучения фотографий спектакля на сайте :)
Итак, я это увидела.
С пространством сцены решение оказалось простым чрезвычайно: художник-сценограф Олег Авдонин расставил на сцене диваны, кресла и стулья и этого оказалось, по большому счету, достаточно и совершенно соответствовало концепции - люди не в силах выбраться со дна, даже перемещаясь в пространстве и оказываясь то на концерте, то на приеме, они это дно носят в себе. Впрочем, иногда героям открывается портал в большой и яркий (лучший?) мир...
Интереснее всего, конечно, с переносом на Рублевку. Если кто помнит "На дне" из школьной программы, то помнит и трущобы, безысходную тоску и серость. Читать пьесу мне лично было сложно в свое время именно из-за абсолютной беспросветности бытия и отсутствия человеческого во всех героях. Социальное, финансовое и нравственное дно, описанное талантливо - это очень тяжело.
Так вот Грымов оставил две составляющие дна, явно исключив финансы и прекрасно показав, что "дно" люди могут организовать в любом месте независимо от финансовой составляющей. Что характерно, текст пьесы не изменился вообще, или изменился незначительно - я целые диалоги, кажется, узнавала.
Однако благодаря "путешествию во времени" и измененным по воле режиссера обстоятельствам, постановка стала яркой чисто визуально, плюс обзавелась юмористической составляющей. "Потомки" горьковских жителей ночлежки удивительно узнаваемые и часто просто забавные...
Особенно некоторые, извините :) От Луки я в абсолютном восторге! Это несколько шокирующее воплощение старца, даже парадоксальное, но насколько же точное! В спектакле он просто идеальный образ Луки, честное слово :)
Тот же Татарин, который на фотографиях казался даже несколько инородным элементом и, по крайней мере, казалось, придавал всему особый колорит, на деле оказался образом совершенно логичным, уместным и просто очень естественно смотрелся на том дне, которое показал нам режиссер.
Отдельно хочу признаться, что вот такое осовременивание классики мне очень нравится. Спектакль красивый, смотреть его интересно, и подумать есть над чем. Сохранились как горьковские смыслы, так и появились новые, - и это прекрасно.
Для нас играли:
Сатин - Владимир Левашев
Барон - Алексей Багдасаров
Василиса Карповна, жена Костылёва - Надежда Меньшова
Лука - Александр Толмачев
Клещ Андрей Дмитриевич - Алексей Баранов
Васька Пепел - Шамиль Мухамедов
Актёр - Константин Конушкин
Костылёв Михаил Иванович - Александр Мирлюнди (Жуков)
Наташа, сестра Василисы - Ирина Касамара
Анна, жена Клеща - Мария Орлова
Настя - Маина Чижевская
Квашня - Марина Дианова
Бубнов - Александр Сериков
Медведев Абрам Иванович, дядя Василисы и Наташи - Александр Колесников
Татарин - Диллон Олойеде
Вообще я про всех, как часто бывает, могу говорить долго и только хорошее - но не буду. Потому что, во-первых, получится несколько однообразно, а во-вторых, это нужно увидеть самому, я считаю :)
Поверил всем персонажам - и это люди, которые нас окружают... Среди зрителей видел молодых людей (вчерашних школьников) - им снесло крышу - от того, что с классического произведения можно так "сдуть пыль", что оно захватывает, как экшн-история. Актеры очень достойно играют! Впечатлен!
К 150-летию Максима Горького в театре «Модерн» поставили пьесу «На дне» — это пятый спектакль Юрия Грымова в данном театре и первый спектакль на малой сцене. Мне было очень любопытно посмотреть как режиссёр покажет зрителям классическое произведение, я предвкушала что это будет необычно, душещипательно и мои ожидания оправдались.
Вход в малый зал осуществляется через буфет, где слышны звуки живой музыки. Такой камерный зал на 110 мест отлично подходит для погружения зрителей в действие пьесы, чтобы на кончиках пальцев почувствовать глубокую социальную драму. Вошла со вторым звонком, а на сцене в кожаных диванах и красивых креслах уже сидели актёры. Они тихо общались между собой, пили напитки из сверкающих бокалов и со вспышкой фотографировали зрителей на свои мобильные телефоны. Мне стало немного неловко от этого, я отвела глаза и поняла, что они зеркалят нас — зрителей, только с одним отличием — они не могут отвернуться, когда мы фотографируем их во время спектакля. В оригинале действие происходит в ночлежке для нищих, но на сцене скорее большой сейф с потрескавшимися стенами, в золотых щелях которого видны редкие цветы. Сверху помещение пересекает нефтяная труба с вентилями и принтом «Louis Vuitton». Это какое-то «лакшери» место , где стоит дизайнерская мебель, на ней закреплены таблички с именами героев пьесы, которые занимают свои места с третьим звонком. Они словно смотрят фильм в кинозале, кто-то в спортивном костюме, у кого-то звонит телефон и он вслух отвечает, кто-то ходит туда-сюда мешая просмотру — вот они наши пороки, узнали себя?
Содержание пересказывать нет смысла, потому как Юрий Грымов сохранил текст автора, лишь местами сократив его. Режиссёр даёт понять, что этот сюжет вечен, проходят столетия, а среди нас по-прежнему есть люди, которые не живут, а лишь существуют, опустили руки и плывут по течению, при этом жалеют себя, горюют о былой красивой жизни. А что они сделали, чтобы покинуть это «золотое» болото? Правда Актёр (Константин Конушкин) попробовал выбраться, его рассудок стал светлеть и казалось что вот-вот он отправится на поиски бесплатной лечебницы для пьяниц, но окружение насмешками и подруниваниями не отпустило его, сам Актёр оказался слабым для борьбы и свёл счёты с жизнью. Хочется верить что Наташе (Екатерина Грецова) через унижение и физическую боль удалось сбежать и возможно где-то она всё же будет счастлива с Васькой Пеплом (Виктор Потапешкин), ведь его чувства похожи на искренние. У меня мурашки бежали от закулисных криков, когда Наташу избивала Василиса (Надежда Меньшова), потом драка вышла на первый план и сердце сжалось, словно всё было по-настоящему, ведь в какой-то момент в руках Василисы оказался клок волос Наташи. Эффектная Василиса — это воплощение зла, люди для неё лишь помехи, которые она может устранить любыми путями. Описать хочется каждого героя, аристы театра передали характеры так натурально и современно, что в некоторых можно узнать своих знакомых, которых возможно терзают алчность, пьянство или любовь. Больше всего цепляет герой Лука (Александр Толмачев) — это обособленный пересонаж у Горького и в спектакле тоже. Но я не сразу поняла, что этот герой именно он, потому что здесь Лука вовсе не странный старик, а жеманный молодой человек, совмещающий в себе стилиста, массажиста, мастера по йоге и психолога. Удивительно как речи этого героя из пьесы отлично легли на современный образ. Многие говорят, что он ЛУКАвый чёрт, вселил в обитателей ночлежки надежду и исчез, а мне кажется что он безобидная «пустышка», говорил что думал, а то как остальные восприняли его болтовню — это уже их проблемы.
От сцены к сцене герои меняют дорогие брендовые наряды, но при этом их жизнь не меняется, равнодушно наблюдают они за тем как сожители тонут в трясине пороков. Хотя вот Настя спросила про здоровье Наташи — неужели в душе начинает просыпаться какое-то давно забытое чувство сострадания к другому человеку? Может быть есть шанс на спасение?
Спектакль очень динамичный, яркий и музыкальный. Даже если не читали книгу, то посмотрите и всё будет понятно, а потом можно и прочитать, чтобы увидеть пьесу под другим углом.
Представьте себе: приходите вы в театр на пьесу классика советской литературы и видите та-а-акое!! Лука, превратившийся из старика-бродяги в модного тренера-гея. Настя, ставшая красоткой-блондинкой в платье a là 50-е и кроссовках. Жандарм Медведев, который выглядит как "товарищ в сером костюме". Васька-вор в кожаной куртке и трениках. "Кошмар! О чем думал режиссер? Что это такое?". Это спектакль "На дне" Юрия Грымова в театре "Модерн".
Это Горький. Это вправду текст Горького, от и до, никаких искажений. И звучит он очень современно, хотя действие происходит не в ночлежке, а, скорее, в богатом загородном доме. Вот только обитатели его все равно нищие, нищие духом. Кстати, возможно, если текст чуть-чуть изменить, буквально убрать несколько реалий, неискушенные зрители и не поняли бы, что он написан век назад, настолько он хорошо ложится на наши реалии. Но Юрий Грымов принципиально против того, чтобы менять текст. Это все те же персонажи классической пьесы, только теперь они - наши современники. Современные брэндовые наряды (И не только наряды. Обратите внимание на корыто с инициалами LV.), спецэффекты, видео-ролики и... тем не менее, это, несомненно Горький, причем отлично поставленный и сыгранный.
Ну, не умеет Грымов ставить постмодерн и фарс...! Второй спектакль в его постановке (первым был «О, дивный новый мир!», который, чтобы испортить, судя по книге, надо сильно постараться)... к режиссёра это получилось.
И главное - один и тот же «почерк» у всех спектаклей Грымова:
- классика в современном прочтении. Это ок, но нужен подлинный талант, чтобы эта эклектика выглядела круто;
- несмешной фарс, где откровенно кривляются и ржут только актеры;
- скука смертельная, аж зубы сводит;
- визуальная и речевая бесвкучица (костюмы, манеры, ужимки, музыка, декорации....)
Итог: постмодерн и старые вещи в современном прочтении - это крайне сложный жанр, с которым не каждый справится. На мой взгляд, у единиц это получалось когда-либо (чтобы было стильно, круто, смешно, красиво и актуально). Серебренников - всегда, Богомолов - через раз. И аналогичные режиссёры (как правило их ученики). Но здесь Грымов кажется не то чтобы даже бесталанным, а именно старомодным, нафталиновым (в стиле 90х или даже 00х), безвкусным, неактуальным. Будто пытается запрыгнуть в убегающий поезд... а он каждый раз «уже убежал».....
Сидишь на его спектаклях как на нафталиновых постановках, но ведь он так хочет быть современным...... и каждый раз промах! Больно разочаровываться в театре.
За 1 час 40 минут Юрий Грымов изобразил удивительную и щемяще пронзительную версию "На дне".
Спектакль по-грымовски яркий. Затемнённое пространство сцены вспыхивает сочными пятнами, высвечивая главное в данную конкретную минуту.
Да, нам уже знаком этот приём, этот своеобразный режиссёрский почерк, но снова и снова удивляешься производимому эффекту, когда картинка мгновенно записывается в памяти и потом ещё долго живёт там, возникая перед глазами снова и снова.
Так что же неожиданного в этом спектакле? Неожиданна сама идея вневременья.
Герои, как и было заявлено ещё до начала спектакля, наши современники.
Стильная одежда, дорогие аксессуары, кожаная мебель, официанты предлагающие еду и напитки.
Всё это казалось бы должно сбивать с толку, и авторы даже подстраховались, изготовив таблички с именами героев, но эти опасения излишни.
И даже удивительно, как оригинальный авторский текст гармоничен и абсолютно естественен применительно к современным реалиям!
С первых же минут понятно, кто есть кто. С первых же минут сердце разрывается от симпатии и сочувствия к каждому.
Даже не знаю, испытывала ли я когда-нибудь раньше настолько сильное сочувствие к каждому из героев этой пьесы..
Почему? Почему мне именно сейчас хотелось обнять каждого? Только ли потому, что они внешне такие же как я с этими своими модными шмотками и телефонами? Ведь в самом деле меняются лишь атрибуты, а люди из года в год, из века в век живут всё также, также любят, страдают и умирают.
Или потому, что создателям спектакля удалось в каждом высветить главное, и это главное оказалось не в том, что все они пали настолько низко, что оказались "на дне" общества, а в том, что даже на дне все они люди, внутри каждого из которых своя трагедия и своя вселенная?
Съёживающийся от боли и одиночества человек одинаково уязвим и на грязном полу подвала, и на кожаном диване.
И нет никакой разницы, чем глушить отчаяние, элитным алкоголем или самой дешевой водкой, если через минуту всё равно дверь-пустырь-удавка...
И, возможно, на фоне качающих нефть вышек и удовольствий вроде массажа, эта боль даже острее, потому что её сложнее принять и объяснить..
Ещё во время поклонов я пыталась определить для себя, кто же из персонажей зацепил сильнее всех?
Сатин (Владимир Левашев) с его аристократичностью и ярчайшей мимикой, чей монолог пробил до мурашек?
Или Пепел (Виктор Потапешкин)? Чей сарказм так быстро сменялся чистой и почти детской наивностью, что хотелось именно его спасти в первую очередь
А, может, всё таки Василиса (Надежда Меньшова)? Ведь самые сильные отрицательные эмоции вызвала именно она? И это при том, что я прекрасно понимала причину всех её слов и поступков.
Или Актёр (Константин Конушкин)? С его ранимостью и наивной верой в то, что всё ещё можно изменить?
Впрочем, положа руку на сердце, всё таки Лука (Александр Толмачев). Вот кем я любовалась каждую минуту его пребывания на сцене!
Браво! Образ неоднозначен, но как прекрасен по сути своей!
А финал... В финале я почти молилась, чтоб они хоть его чуть-чуть затянули, чтоб продлить, продлить это моё любование происходящим на сцене, а то спектакль пролетел настолько стремительно, что отчаянно хотелось, чтоб это был всего лишь конец первого акта...
Сходите в театр!
Возможно, вы как и я, вернувшись домой перечитаете пьесу заново, уже видя героев именно такими, какими его увидели в театре "Модерн"
Этот театральный сезон был щедр на премьеры, а еще он был настоящим сезоном открытий! Да, именно так! Мы открыли для себя удивительный театр, который без сомнения, становится одним из самых лучших и модных театров Москвы.
В слове "модный по отношению к театру нет никакого уничижения, наоборот. Модный это значит современный, чутко реагирующий на все изменения в нашей жизни. Вчера, 5 июня, в театре "Модерн" состоялась премьера спектакля "На дне" по бессмертному произведению Максима Горького. Это было настолько свежо, необычно и "по-модерновски" элитарно, что мы до сих пор находимся под впечатлением от увиденного и продолжаем восхищаться даром Юрия Грымова соединять классику и современность.
28 марта 2018 года исполнилось 150 лет со дня рождения Максима Горького. Скажите честно, вы читали его произведения вне школьной программы? Что именно для вас Горький? Может быть вы помните "Сказки об Италии" или "Песню о соколе"? Ну, конечно, помните! "Рожденный ползать летать не может".
А вот пьеса "На дне" трудна для чтения и восприятия. Я хорошо помню, как учительница литературы пыталась вложить в наши головы и души понимание пьесы, мы долго разбирали на уроках образы Сатина, Луки и Васьки Пепла, но с большим облегчением вздохнули, когда все это закончилось.
Пьеса сложно дается молодым и неопытным душам в 16 лет. Мы не понимали почему все эти люди живут в костылевской ночлежке, почему они такие нищие, упавшие на самое дно жизни. Тяжелые монологи, смерть, драки, оскорбления и беспросветная тоска. Именно такое послевкусие осталось лично у меня после прочтения.
Но режиссеры советских театров ставили "На дне" охотно и часто и мне довелось увидеть несколько таких постановок, но вот то что удалось Грымову и актерам театра "Модерн" полностью перевернуло мое представление и о пьесе и об ее героях.
Сейчас в театральной среде идет много дискуссий на тему классики. Кто-то считает, что классические произведения незыблемы ни в коем случае нельзя переносить действие пьесы в наши дни, облачая героев в современные костюмы и платья и вкладывая в их уста совсем другой текст. Знаете, я пожалуй соглашусь.
Но Грымов пошел своим собственным путем и сделал невероятное. Герои ночлежки одеты в брендовые костюмы и туфли, мы видим на актерах пиджаки и брюки от Brioni, D&G, Kenzo и Louis Vuitton, они пьют дорогой виски из красивых хрустальных бокалов, посещают СПА салоны и абсолютно все имеют главный атрибут и предмет вожделения в сегодняшней жизни - айфон последней модели. Но при этом каждый из них говорит именно то, что говорил и в 1902 году, когда Горький написал свою пьесу. От авторского текста ни режиссер Юрий Грымов, на сценарист Елена Исаева не отошли ни на шаг. Надо отметить, что Грымов уже не в первый раз, обращаясь к классике, тщательно сохраняет текст оригинала. Так было, например, в великолепном спектакле "Юлий Цезарь".
Вы знаете, со мной произошел настоящий катарсис на этом спектакле. Я смотрела на сцену и на актеров, слушала, что они говорят и у меня рождалось стойкое ощущение, что я их всех знаю! Я понимаю все о чем они говорят, мне близки их страдания, искания и страсти. Все они абсолютно современны! Из глубины моего сознания вставали те образы, что мы так старательно изучали на уроках литературы, но они не были скучными и архаичными, наоборот, они были сегодняшними и живыми!
Посмотрите вокруг, сколько вы знаете вот таких вот Насть, живущих в золотых клетках вместе со старыми Баронами и мечтающими о настоящей любви? Жизнь в мире иллюзий перекочевала в аккаунты в инстаграмме, где современные "Насти" постят свои фотоньки на фоне шикарных интерьеров, серебряной посуды и дорогих авто, из всех сил, доказывая всем фолловерам, да и себе самим, что жизнь их удалась!Настя из костылевской ночлежки отличается от всех этих девиц только тем, что не делала селфи, складывая губки "уточкой", а в свободное от продажи тела время, читала бульварные романы и рассказывала обитателям ночлежки о своих пылких романах то с Гастоном, то с Раулем.
Настя в исполнении Виктории Лукиной невероятно хороша! Браво, актрисе!
Сатин в исполнении заслуженного артиста России Владимира Левашева абсолютно органичен. Именно таким я его себе и представляла. Внутренний надлом этого человека, трагизм и циничность сбивают с ног. Мой муж был потрясен игрой этого актера, он пытался запечатлеть каждую секунду его роли, каждый ракурс.
Но центральной фигурой в пьесе Горького является, без сомнения, образ Луки. То, как Юрий Грымов увидел этого героя, меня удивило несказанно. Кто такой Лука? Старец, пытающийся наставить на путь истинный пьяницу-актера, успокаивающий умирающую Анну и раздающий советы направо и налево. В школе он мне казался героем положительным, такое светлое пятно в этом темном, ужасном подвале человеческих судеб. Но у Грымова Лука - НИКТО! Понимаете, он абсолютный ноль, ненужный, лишний персонаж. Он не добрый, он добренький! А это большая разница, скажу я вам.
И вот перед нами появляется еще одна примета сегодняшней жизни - жеманный юноша с характерными интонациями в голосе, в идеально белой майке и в модных лоферах. Кто он?
Это и есть Лука! Горький не зря нарек его именно этим именем. Это не просто Лука, а лукавый бес, внушающий людям то, что им никогда не постичь и не понять, уводящий их в мир иллюзий, а не помогающий обрести почву под ногами. Сам режиссер подобрал одно очень веское и точное слово, для определения Луки "Пи...ас". И это не ориентация, а сущность.
Васька Пепел в исполнении Виктора Потапешкина. Ах, сколько мужчин сможет узнать себя в этом персонаже!
Лука в исполнении Александра Толмачева невероятно хорош! Это, пожалуй, главная режиссерская находка и украшение всего спектакля! Актеру браво!
Любовный треугольник Василисы, Пепла и Натальи. Все как и сейчас, ничего не изменилось ))
Актер и Наталья. Что у них общего? Человек, пропивший талант и женщина, что хоронит себя заживо не делая даже попытки уйти в другую, лучшую жизнь
Так что же это за спектакль такой "На дне"? О чем он? Нужен ли он нам сейчас в наше время? Поймут ли его зрители?
Я могу сказать только одно. Театр это живой организм. Он не может оставаться статичным, а должен меняться вместе со временем. Важно, чтобы в театре была жизнь. Мы почувствовали эту жизнь вчера вечером в театре "Модерн". Классическая пьеса обрела совершенно другое звучание, понятное и близкое современным людям, живущим в в 21 веке и при этом сохранила все философские и глубокие сюжетные линии, что были тщательно выписаны автором больше ста лет назад. Это удивительный и очень интересный микс, сделанный с огромным уважением и величайшим профессионализмом.
В сентябре Юрий Грымов пообещал, что в предстоящем сезоне 2017-2018 будет много премьер. Мы уже видели "Юлия Цезаря", "О, дивный новый мир", "Матрешки на округлости земли", но спектакль "На дне", завершающий сезон, это, пожалуй, самая фееричная постановка "Модерна" на сегодняшний день. Это было великолепно!
Ну, а мы будем ждать новых премьер, следующий сезон будет ознаменован постановкой на сцене театра "Войны и мира"!.
Если вы, как и я в школе, не очень то жаловали Максима Горького, то еще не поздно переменить свое мнение. Сходите в "Модерн" и убедитесь в том, что пьеса о бедных людях живущих в ночлежке, так актуальна сейчас, когда многие из нас живут в "золотых сейфах" и на все у нас есть только один ответ:" I am fine"!
Полная версия отзыва с фотографиями в блоге https://grushenka.livejournal.com/885629.html в ЖЖ и на канале Яндек-Дзен https://zen.yandex.ru/media/grushenka/zolotaia-kletka-ili-nochlejka-5b17bdf557906a7e7fe21848
Был на спектакле 31.10.2018.
Очень рекомендую к посещению.
Прежде всего, предложу потенциальным зрителям прочитать пьесу Горького перед посещением спектакля - это поможет в восприятии.
Спектакль в определенном смысле «взорвал» мне мозг. Я хочу сказать, что спектакль заставляет задуматься, предлагает взглянуть на пьесу под другим углом зрения. Спектакль предъявляет зрителю массу новых смыслов, новых прочтений эпизодов пьесы. Сказать по правде, я не все понял, не все прочувствовал до конца и осознал. Попробую сходить на спектакль еще раз, чтобы открыть его для себя в новом ракурсе, понять недопонятое.
Спектакль не скучный - это не классический пересказ пьесы, спектакль очень динамичный и яркий, благодаря прекрасным костюмам актеров.
PS
В конце спектакля, когда актеры выходили на поклон, на сцене появился Юрий Грымов, который стал крутить некий рычаг, расположенный в глубине сцены. Он крутил, актеры кланялись, занавес открывался и закрывался - у меня почему-то сразу возникла ассоциация с театром Карабаса Барабаса из старого фильма (или мультфильма) про Буратино. Уж не знаю, почему)))).
Сходите на спектакль и найдите в нем что-то свое.
Спектакль «На дне» режиссера Юрия Грымова, по пьесе Максима Горького в театре «Модерн», мы посмотрели 16 февраля 2022г. Перед спектаклем, я прочитала анонс о том, что действие пьесы режиссер перенес на Рублевку. Меня это очень заинтриговало!
Я помню эту пьесу еще со школьной программы, и для меня она всегда представлялась в черно-белых тонах, как старые фильмы. И надо сказать, что режиссеру удалось вдохнуть в эту пьесу новую жизнь, придать современное звучание. Говоря языком кино- поставить пьесу в цветном изображении. Но самое интересное и потрясающее, что Юрий Грымов не изменил текст пьесы. Ведь на самом деле не важно какое дно. Дно ночлежки или золотое дно Рублевки.
Люди остаются теми же, несмотря на столетия. Вопросы о смерти и о жизни, есть ли бог и что будет после смерти? Нужна ли человеку поддержка? Есть ли настоящая любовь? Эти вопросы всегда будут актуальны и неважно, задает их нищий человек или богатый. Вот что хотел донести до нас режиссер, я думаю.
Действие пролетает не заметно. Спектакль идет 1 час 40 мин без антракта.
Интересно было узнавать классических персонажей Горького в современной постановке. Ведь они были одеты в дорогие платья и костюмы, посещали концерты и салоны красоты. Для меня было сюрпризом открыть новый образ Луки! Но как точно режиссер воплотил идею, а актер потрясающе сыграл этот новый образ! Александру Толмачеву, сыгравшему роль Луки- Браво!!!
Удивил и новый образ Татарина ( актер Диллон Олойеде)!
Хочу сказать спасибо всем актерам, принимавшим участие в спектакле!
Как мама двух детей, рекомендую посмотреть этот спектакль вместе с детьми, конечно, после прочтения оригинала пьесы. Я думаю, после современной постановки пьесы Горького, она станет им ближе и понятней.
Спектакль идет на малой сцене. Зал не большой, и все действие происходит буквально у тебя на глазах. Всех актеров очень хорошо видно.
Спектакль получился красочным, очень ярким и пьеса Максима Горького не потеряла свою актуальность!
Хотите бурю эмоций ?
От полного отторжения до аплодисментов? Снова неприятия и долгих последующих размышлений ? Хотите спора с самим собой ? Сомнений , открытий и внутреннего конфликта ?
Тогда советую вам посмотреть спектакль "На дне" В Театре "Модерн "
Мне эта постановка "взорвала мозг " .
Но ведь если театр оставляет нас равнодушным - то зачем он существует ?
Итак . Школьная классика . Горький "На дне" . Текст бережно сохранен , только сокращён ради придания динамики действию . Кстати, сразу отмечу , что бережное и уважительное отношение к тексту оригинала - отличительная черта Грымова - режиссера .
Поскольку все мы в школе худо- бедно читали классиков , то персонажи и основная идея нам знакомы . Нищета , дно жизни, полная безысходность и утешитель Лука .
Что делает Грымов ? Социальную проблему ( нищета , отсутствие денег ) - то, что нам так старательно внушали в школе , режиссёр стирает напрочь .
Герои "Дна " в Модерне одеты в дорогие брендовые вещи , в руках у них айфоны , они меняют костюмы , Часы , ходят в спа-салон , на йогу и концерты классической музыки .
Где же дно ?
Оно на сцене ! Только теперь оно резче , пронзительнее, сложнее и больнее . Теперь дно не снаружи ( это достаточно легко изменить ) , теперь ДНО ВНУТРИ героев . И вот в этой ситуации , когда финансово-материальная сторона убрана решительной рукой дерзкого режиссера , становится отчетливее видно , что настоящее ДНО - это духовное .
Это дно почти непреодолимо , оно засасывает и поглощает , оно даёт тебе иллюзии , но взамен уничтожит твою душу .
На сцене - дорогая мебель и актеры в модной брендовой одежде . И они произносят те же самые фразы , что написал Горький . И становится страшно: Насколько же современно и актуально они звучат .
Прошло 150 лет со дня рождения писателя , а эти темы по-прежнему актуальны .
Кто ты?
К чему стремишься?
Готов ли что-то менять ?
Жива ли твоя душа ? Или же давно заложена в ломбард за выгодное замужество, кусок хлеба, дорогие часы?
Герои на сцене пьют дорогой коньяк . Но кто из них счастлив ?
Не сразу приняла и осознала образ Луки . Помним его у Горького? В театре же Лука - молодой модный, ухоженный молодой человек . Он заботится о внешнем больше , нежели о внутреннем . Его духовность - очень демонстративная и вся направлена наружу , а не вовнутрь .
Он , кажется , успокаивает умирающую Анну , но на самом деле видно его глубокое безразличие и ожидание того, когда это закончится . Он разговаривает со спившимся актером , но верит ли он сам тому, что говорит .
Этот образ несомненно творческая находка режиссера и актёрская удача Александра Толмачева .
А ещё это невероятно правдивая примета нашего времени . Слишком часто, увы , мы для развития своей культуры посещаем необходимые выставки- концерты , а для развития духовности распеваем мантры или же сидим в позе лотоса . При этом забываем , что эти решения в формате ЛАЙТ делают и душу лайт , похожей на красивую и хорошо продаваемую этикетку кока-колы .
Спектакль идёт на малой сцене и актеров и зрителей разделяет настолько малое расстояние , что протяни руку- достанешь . И это отличный шанс насладиться прекрасной актерской игрой .
Насколько хорош в роли Сатина Владимир Левашев . Какое вхождение в образ , полная отдача и буря эмоций . И когда он произносит сакраментальное : Какую песню испортил, дурак.... это не о песне . А о том , как можно убить в себе человека , так и не дав ему спеть его прекрасную песню радости и любви к жизни .
Хочу отметить игру Виктории Лукиной ( В пьесе - Настя) . Как удивительно удалось актрисе показать то , как упорен человек обманывая самого себя , создавая иллюзию полной ощущениями и чувствами жизни . Ее уход в мир книжных персонажей не так безобиден как кажется , это сродни "уходу"Барона, закончившему счёты с жизнью и блистательно сыгранным на сцене Алексеем Багдасаровым .
Хорош и Васька Пепел . Кто он , герой Виктора Потапешкина ? Вор ли , промышляющий в дореволюционной Москве или бандит из недавних 90-Х ? Или житель сегодняшнего дня ? Увы, границы нет .
В том и боль от этого спектакля , что понимаешь - решение материальных проблем ещё не делает тебя априори счастливым , душа требует такого же труда и роста - иначе ДНО поглотит тебя и сделает своей частью .
От меня - однозначная рекомендация к просмотру . И не спешите выносить суждение . Ко мне осознание глубины постановки пришло лишь после принятия симбиоза авторского текста и эпатажной подачи .
Уверена , этот спектакль и этот театр не оставят вас равнодушными .
Не боитесь думать, сомневаться, удивляться, возмущаться и восхищаться ?- тогда вам сюда .
В театр Модерн на спектакль Юрия Громова " На дне"!
И ! Для всех театралов ! Не забывайте о том , что в Москве теперь живет новый дерзкий , очень сильный и интересный театр Модерн .
Театр , в котором все , начиная от гардероба , воодушевлены желанием работать , где происходят открытия ...
Театр , о котором можно спорить , но уже невозможно не учитывать в театральной жизни столицы !
Посмотрела в театре Модернъ постановку Юрия Грымова по пьесе Максима Горького «На дне». Могли вы представить, что действие будет происходить в спа-салоне или кинотеатре под поедание поп-корна? Я честно говоря, не ожидала.
Удивительный контраст получился у Юрия Грымова — на героях дорогие костюмы, телефоны последней модели, а текст они произносят без изменений, написанный в начале прошлого века. И выглядят герои при этом нашими современниками, вопросы, поднятые в спектакле, все также остаются актуальными.
Очень понравилась Настя в исполнении Виктории Лукиной. Вполне современная барышня, сейчас была бы инстаграм-дива, которая с подписчиками делилась бы историями любви.
Лука в исполнении Александра Толмачева прекрасен. Трактовка Юрия Грымова именно этого персонажа поразила больше всего. Манерность и легкость Луки смотрелась неожиданно гармонично в атмосфере происходящего.
Потрясающий Барон - Алексей Багдасаров, им хотелось просто любоваться. Но самое эффектное — это их дуэт с Сатиным (Владимир Левашев), за их диалогом следила с большим вниманием.
Отдельно хотелось бы отметить костюмы — они очень красивые, интересные, их хотелось рассматривать от первой до финальной сцены. И вспомнился столь же стильный спектакль здесь — «Кладбище понтов».
Спектакль идет на малой сцене. Благодаря тому, что зал компактный, возникает ощущение камерности происходящего. В такой обстановке пьеса Горького заиграла новыми красками.
Как же я рада, что у меня не было времени, чтобы ознакомиться с мнением критики и зрителей, уже побывавших на спектакле! Интрига была полная…
Итак, доброжелательный персонал на входе в Театр, уютное кафе, где можно выпить чашечку кофе и послушать живую музыку. Но вот раздается первый звонок, зрители заходят в зал и … видят на сцене декорации, диаметрально противоположные представлениям о знакомой нам со школьной скамьи горьковской ночлежке! Здесь и кусок нефтянной тубы, и яйца Фаберже, и дорогая кожаная мебель, каждый предмет которой содержит табличку с именем персонажа, которому он принадлежит (Сатин, Барон, Настя и т.д.) А персонажи эти, одетые сплошь в брэндовые костюмы, тоже уже на сцене и живут своей жизнью – тихо переговариваются, потягивают спиртное из прекрасных фужеров, ну и, конечно же, у всех в руках дорогостоящие гаджеты…
Что это??? А то, что текст пьесы Максима Горького, лишь немного сокращенный, Юрий Грымов вложил в уста обитателей Рублевки! И оказалось, что проблемы то у них все те же!!! Богатые тоже плачут. У каждого из них также в душе таится своя трагедия и также гложет всех их беспросветная тоска…
Из интервью Юрия Грымова:
«Если бы Горький жил сегодня и писал эту пьесу, он написал бы об этом же - о бездуховности, потере ценности человека. «Человек - это звучит гордо?». Мы задаем это со знаком вопроса. Мы и сделали Горького о бездуховности, отчаянии. В конце они говорят: «Вот зачем мы живем? Надо уйти!». А ведь никто не уходит! Куда уйти? Как у Горького нельзя уйти с ночлежки, так и здесь нельзя уйти из жизни «лакшери». Всё «файн» при общей драме, при общей трагедии».
Помню до сих пор, как в школе я с пеной у рта спорила с учительницей литературы по поводу трактовки образа Луки. Для меня он был однозначно положительным героем, вселяющим в души обитателей ночлежки ВЕРУ – ну как же без нее жить и кому нужна горькая правда, за которую так ратует Сатин?
И вот только Юрию Грымову, спустя столько лет удалось развеять мои детские заблуждения! Пусть и в гипертрофированной форме он смог донести до меня всю сущность образа горьковского Луки! Это, пожалуй, главная режиссерская находка и украшение всего спектакля!
Лука у Грымова не друг, помогающий советами, а черт лукавый в образе… ну очень не хочу раскрывать все карты и писать «who is who», пусть это все-таки останется тайной…
Спектакль настолько современный, яркий, стильный, динамичный и музыкальный, что его однозначно стоит посмотреть!!!
На спектакль «На дне» в театр «Модерн» меня привели две фамилии, Юрий Грымов и Виктор Потапешкин. Юрий Грымов, художественный руководитель и режиссер-постановщик спектакля «На дне», в представлении не нуждается, его «Цветы для Элджернона», идущие на сцене РАМТа, стоят у меня перед глазами несмотря на то, что я видела этот спектакль очень давно.
По РАМТовской сцене мне знаком и Виктор Потапешкин, запомнила его и по ролям, и по тому, как он делал предложение любимой девушке, вытащив ее на сцену на поклонах после «Алых парусов»)). Поэтому мне было очень любопытно посмотреть, как он существует теперь в пространстве театра «Модерн», тем более, что играет он Ваську Пепла, персонаж, воплощение которого потрясло меня на сцене другого хорошего театра. Правда, это меня несколько пугало, потому что я боялась сравнения. Боялась напрасно, потому что спектакли и персонажи оказались настолько разными, что сравнивать их просто бессмысленно, а играл Виктор столь вдохновенно и искренне, что про других на время забывалось. Просто браво, очень понравилось. Тот идеальный случай, когда видишь на сцене не знакомого актера, а его персонаж, страдающий, мающийся, изломанный и сильный одновременно. Администратор театра посадил блогеров в центр второго ряда, это было счастьем, видно глаза, видно каждую черточку, мимику, мельчайшие жесты. Виктор не фальшивил и разу.
Понравился совершенно неожиданный образ Луки (Александр Толмачев). Я даже не сразу поняла, что это он, минут через пять дошло, думала сначала, что это какой-то привнесенный режиссером новый персонаж. А когда дошло, восхитилась. Настолько неожиданно, настолько, если просто рассказать, показалось бы нелепо, но настолько при этом убедительно и удивительно уместно. Лука в образе фитнес-тренера! Да! Молодой, красивый, подтянутый, с налетом голубоватости, но при этом каждая фраза из его уст (а текст Горького сохранен) – к месту. То, как легко он говорит о смерти, вообще эта его поразительная парадоксальная смесь доброты и цинизма, все это проникает в душу. И те интонации, которые придал Луке режиссер, они при своей внешней легкости придают пронзительности и неуютности окружающей действительности.
С окружающей действительностью у меня, правда, не задалось. Анонс спектакля говорил, что действие перенесено на Рублевку. Ну ок, пусть. Я даже допускаю, что всем этим богатеньким буратинам тошно и они хотят вырваться из круговерти своей жизни так же, как обитатели ночлежки со своего дна. Но почему они при своих возможностях постоянно живут все вместе? В общем, мне это показалось притянутым за уши просто ради того, чтобы как-то отличить постановку. Но это как раз дало возможность воплотить вот тот образ Луки, про который я написала выше, и за одно это Рублевку можно потерпеть.
Из актеров еще обратил на себя внимание Александр Сериков в небольшой роли Бубнова. Очень убедителен.
Татарина Асанку играл иссиня-чернокожий Диллон Олойеде, с трудом говорящий по-русски. И пусть по пьесе Асанка тоже коверкает язык, но актер-то должен это просто играть, а тут… В общем, у меня это вызывало чувство неловкости за происходящее, слишком нарочито.
Остальные играли с небольшими взлетами и провалами, ничем меня особо не цепляя.
Именно Лука и Васька Пепел сделали для меня вчерашний спектакль. Не буду кривить душой и говорить, что он мне понравился, у Юрия Грымова есть и более удачные постановки, но любопытно было, необычно было и ради этих двух персонажей посмотреть стоило.
Театр «Модерн» под руководством Юрия Грымова всегда преподносит не то что что-то новое, а совершенно неожиданное и непривычное. Когда я шла на спектакль «На дне» по пьесе Максима Горького, я навскидку знала, что будет особое прочтение ее. Но чтобы НАСТОЛЬКО! Не ожидала)
Хотелось бы обойтись без спойлеров, но боюсь не выйдет. И не удивляйтесь тому, что какие могут быть спойлеры к произведению, изучаемому в школе. На сцене театра «Модерн» вы его не сразу узнаете! Разве что по знакомым монологам. Тут режиссер сохранил оригинальный текст классика, хотя немного подтасовал действия и «ужал» по времени( так даже лучше-этакое массированное наступление по сознанию публики)).
Спектакль начинается задолго до третьего звонка. Зрители заходя в зал (малый зал им.С.Враговой) видят на сцене героев пьесы. И тут уже начинаешь угадывать –кто есть кто. Поскольку и антураж сцены не соответствует привычному, ни наряды героев. Именно наряды, а не рубища и поношенное тряпье. Брендовые шмотки, в руках смартфоны, стулья с позолотой и вензелями LV(Луи Вуитон) и всякие другие яйца Фаберже у нефтяной смоляной скважины.
Звонок и уже все ясно – бездуховность и богатство рулят тут. И пусть не ночлежный дом, а «общежитие»(не знаю как назвать это общее сосуществование богатых бездельников) на гипотетической Рублевке, но страсти тут кипят знакомые и вопросы ставятся вечные.. Как у Горького. Об уважении и любви, о сострадании и надежде. Оказывается «дно» это не место обитание, а место души, откуда необходимо вырваться. Есть стремления, мечты, да надежды на благополучный исход нет. И даже проповеди Луки канут в бездну отчаяния и неверия.
Кстати о Луке. У Грымова и у актера Александра Толмачева получился необычное толкование этого персонажа. Но в духе времени. Сначала я была шокирована. Как ? Это Лука???? Этот хипстер-коуч с кошачьими повадками и манерным голосом???? А ведь так и есть сейчас. В наше время таких Лук мильоны. Что всегда «на волне», что как рыбы-прилипалы у богатых (да и не очень) граждан. Они тебе и массажик, и йогу, и стрижечку с процедурами, и песню утешительную споют, и научат как жить, варить, шить и жениха найтить))
Не могу сказать, что меня восхитил этот спектакль, но равнодушной не оставил. Несмотря на то, что, имхо, Грымов тут дает слишком прямую наводку к бездуховности нынешнего высшего общества (типа «на дне» именно они, нувориши и «голые короли»)- все это нарочитое богатство, стремление показать себя культурными людьми на фоне отсутствия интереса к той же классической музыке (им бы поп-пляски под Бонни М), все же есть над чем поразмышлять.
Еще немного о героях спектакля. Хочу перечислить тех, кто понравился и зацепил.
Это, как ни странно, это Клещ в исполнении Александра Баранова. Довольно аскетичная роль, но актер так точно передал всю эволюцию героя. В его кажущемся бездушии по отношению к умирающей жене видно было сильнейшее переживание как сжатая до предела пружина. И огромная работа внутри себя после ее смерти, принятие решения идти работать и…становится как все обитатели этой «золотой ночлежки».
Ужасный Сатин. В плане не актерской игры, а наоборот. Владимир Левашов показал без упрека и сомнений хозяина сытой жизни. Именно он Хозяин, а не мерзкий слизняк (правда сосущий кровь и жене, и племяннице, и другим) Костылев.
Очень интересные женские образы. Все разные, но яркие.
Единственное недоумение- Татарин (Диллон Олойеде). По-моему, очень топорно автор хочет донести мысль, что , к сожалению, будущее за иноверцами. Так я поняла? Не знаю..
В остальном-сценография, художественное оформление, костюмы и музыка – все это по -грымовски ярко и любопытно.
В очередной раз убеждаюсь, что Юрий Грымов оригинальный режиссер со своим видением, очень любопытный и ищущий, но.. не мой. Я с интересом смотрю его спектакли, но вот в душу не западают. Бывает, ведь всем мил не будешь. В любом случае «На дне» Грымова в очередной раз поднимает проблему что есть Человек, и очень радостно, что зрители, придя на яркий спектакль, не просто удивятся и восхитятся, но и..Вобщем вы поняли- колесики закрутятся в нужном направлении.
Эта пьеса, принадлежащая перу Максима Горького, на мой взгляд, очень депрессивная. Да и что может быть веселого в обитателях ночлежки, которые находятся, как в аду, в невыносимых условиях и не могут ничего изменить в своей жизни.
Однако Юрий Грымов, не меняя содержание пьесы, сделал гениальный режиссерский ход. Он сделал ночлежку в стиле лакшери: тут и нефтяная труба, и шикарная мебель, и брендовый коньяк с мясной тушей. Я уж не говорю про костюмы – они элитны. А гениальность этого хода в том, что это не меняет сути событий, и мы все равно погружаемся в тупиковое состояние дна общества, хотя визуально пребываем вроде бы на вершине материального успеха. Т.е. приходит понимание, что нищета духа не потому, что люди живут в трущобах, не могут позволить себе еды, богатой одежды и других радостей. А потому, что они не хотят ничего менять, не делают шагов к этому. Как стреноженная лошадь они смирились в таким существованием в моральной грязи.
Интересное решение, что Луку, которому по пьесе 60 лет и он странник, талантливо играет молодой Александр Толмачев. Он очень напоминает такого модного сейчас персонажа как «коуча». Это как бы иллюстрирует, почему многие такие популярные сейчас программы по усовершенствованию себя, не работают, разочаровывают. Для меня это было еще один повод пофилософствовать о жизни.
Очень ярко сыграла роль Василисы Карповны Надежда Меньшова. Безусловно ее персонаж получился сложным и интересным, и неоднозначным.
Так же мне понравился Васька Пепел от Шамиля Мухамедова – очень правдоподобно, и со стороны кажется, что роль прожита, а не сыграна.
Милая и нежная Наташа, сестра Василисы, от Екатерины Грецовой, вызывает сочувствие и отчаяние.
Очень колоритные персонажи спектакля Сатин (Владимир Левашов), барон (Алексей Багдасаров), Бубнов (Александр Сериков) и Костылев (Александр Жуков).
Отдельная ирония, что роль татарина исполняет Диллон Олойеде (афроамериканец). Сцена, где он молится на коврике – абсолютный разрыв шаблона.
Спектакль мне понравился, хотя у него есть две особенности: он проходит в малом зале и затрагивает неприятные темы. Т.е. для развлечения и красивого времяпровождения он не подойдет. Зато после него есть, о чем поговорить и что обсудить.
Не перестаю так же восхищаться обстановкой в театре. На этот раз со мной была подруга, профессиональный фотограф, поэтому отдельная часть времени была посвящена сохранению себя для истории. Спасибо театру за фотозону с пьесой, на ней получаются самые смешные фото.
Театр «МОДЕРН» ❤️🔥
Каждый спектакль от Юрия Грымова дает какое-то новое осознание.
Красивые костюмы , красиво подобранная Музыка. Необычная постановка - все это про спектакль «На дне».
Происходит все на Рублевке. Прошло время, а люди не меняются. Кто-то лишь обложка, красивая, дорогая, модная, а внутри пустота.
Не интересуют проблемы других. Только все про себя.
Текст от Максима Горького. А события в современном мире.
Именно здесь хорошо знакомые персонажи проявляются во всей красе, а известный сюжет приобретает современное звучание...
Прекрасная игра актеров ! Браво !!!👏🏻👏🏻👏🏻
Продолжительность спектакля
1 час 40 минут без антракта
Спектакль очень динамичен, не затянут. Каждая сцена вытекает из предыдущей. Скучно не было ни секунды.
Еще в школьные годы мы проходили "На дне" Максима Горького. Помню, что тогда ничего не было понятно, прошли и забыли. Московский драматический театр "Модерн" позволил вернуться к популярной пьесе этой исторической коронавирусной осенью.
Пьеса "На дне" была создана Максимом Горьким в начале 20 века, в ней описан быт группы обитателей ночлежного дома для неимущих. Герои постановки Юрия Грымова в театре "Модерн" - это современные люди, у которых есть все: деньги, красивая одежда, мебель и прочее. Кажется, что между героями сегодняшнего дня и вчерашнего нет ничего общего.
Однако что герои сегодня, что герои вчера - сложные как сами по себе, так и в их отношениях с другими. У каждого из них есть энергия разрушения и созидания, и вот они то прощают, относятся друг к другу с любовью и уважением, строят планы, то снова ругаются, подставляют друг друга, пьют, воруют, бьют и т.д.
Их жизнь, как волнующееся море: одна волна поднимает героев ввысь на небо, и они словно возвышаются над собой и ситуацией. Но тут сразу подходит другая волна, которая снова опускает их на дно и больно хлещет. С каждой волной их путь кажется все безнадежнее. Как жить дальше? Бороться с окружающей действительностью или лучше примириться с ней? Можно снова и снова размышлять над этими вопросами.
В роли спасательного круга в этом море безнадеги выступает светлый и обаятельный человек - Лука, который каждому несчастному и пострадавшему хочет найти утешение, дать поддержку, пусть в воображении, а не в действительности. Однако логика жизни оказывается сильнее его мудрых советов: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством. Остальные герои продолжают жить, как жили.
Режиссер-постановщик «На дне» эпатажный Юрий Грымов сохранил оригинальность текста, все темы и проблемы, затронутые Максимом Горьким. Но также он удивил неожиданным решением образов, динамичным сюжетом, экшном, музыкой и прочим. Здесь вы увидите, и йогу и спа-салон, и мюзикл, и юмор, и волшебство. Сходите и увидите все сами)
Люблю современные постановки классики, они тоже отвечают мне взаимностью. «На дне» Максима Горького прекрасно перевоплотил Юрий Грымов. Признаюсь, в школе мне это произведение не нравилось. Да и может ли привлечь школьника описание ночлежки и ее обитателей? По-моему нет, что 20 лет назад, что сейчас. Поэтому я считаю идею сделать героев пьесы жителями условной Рублевки – великолепной.
Когда заходим в зал, занавес открыт, на сцене стоят диваны, кресла и стулья. На них рассаживаются артисты, они общаются между собой или со своими телефонами. Когда в зале гаснет свет, зрителями становятся дорого одетые мужчины и женщины с шикарными укладками и в драгоценностях, они то ли на концерте, то ли в кино. Кто-то смеется от души, кто-то фотографирует.
Сначала не совсем понятно, как эти люди будут играть сюжет пьесы, написанной 117 лет назад о совершенно противоположном слое общества. Но диалоги оказываются органичными, они больше о мечтах, любви и совести, то есть о внутреннем мире человека, чем об окружающей его действительности.
Единственная, на мой взгляд, существенная нестыковка с сегодняшними реалиями – взаимоотношения Василисы (Надежда Меньшова) и Наташи (Екатерина Грецова). Невозможно представить, что одна женщина бьет другую, а она не может ответить или просто уйти из дома и жить самостоятельно.
А вот образ Луки (Александр Толмачев) в виде эдакого метросексуала, работника спа-салона и инструктора по йоге, просто фантастический. Он настолько идеально вписывается в сюжет, что передать словами невозможно, просто надо идти и смотреть. А кто сейчас, если не подобный персонаж, будет вести задушевные беседы, утешать женщин и слегка раздражать мужчин своей мягкостью?
Подбор актеров в целом прекрасный: импозантный Сатин (Владимир Левашев), ностальгирующий Барон (Алексей Багдасаров), порывистый и надломленный Васька Пепел (Виктор Потапешкин), романтичная Настя (Виктория Лукина), практичный и жесткий Клещ (Алексей Баранов) и немногословный, но обаятельный Татарин (Диллон Олойеде).
Спектакль идет в малом зале без антракта. Это позволяет очень близко увидеть артистов и их эмоции, максимально погрузиться в произведение.
Спектакль мне понравился удачным переносом действия в наши дни и прекрасной игрой артистов. Еще раз повторюсь, Лука – звезда постановки, самый удачный образ. У меня были небольшие сомнения на счет того, понравиться ли мне такой оригинальный вариант пьесы, но увидев Луку, я поняла, что это успех. Сходите и вы, не пожалеете.
К сожалению, это было очень плохо. Если вы не читали, то и ходить не стоит, половину спектакля вы будете стараться понять, что происходит. В конце второй половины вы будете думать « а что это вообще было?». Какой-то нелепый спектакль, тема не раскрыта никакая, актеры играют на каком-то надрыве, и в итоге не веришь никому.
Спектакль Юрия Грымова "На Дне" - театральная премьера, весьма своеобразная авторская интерпретация оригинальной пьесы Максима Горького.
Это не каноническая театрализация, действие Горьковской пьесы режиссер перенес в современность, обитатели "ночлежки" нового уровня щеголяют в брендовых прикидах и со смартфонами в руках, но при этом, те реплики, которые Грымов оставил из оригинального текста произведения, воспринимаются не менее актуально и вполне органично.
Вас позабавит открывающая сцена спектакля - эдакая мини-пародия на современных зрителей, может быть, кто-то даже узнает в ней себя...)
Дальнейшее действо разворачивается в рамках оригинальной атмосферы безысходности, трагичности и отравляющей каждого из героев горечи, злости, зависти, обиды, несбывшихся надежд, которые проступают в разной степени на протяжении всего спектакля. Каждый здесь от чего страдает и мается, желая вырваться из места совместного обитания, а кто-то и из опостылевшей жизни... У каждого здесь свои болевые точки, кто-то открыто мечется по замкнутому кругу, кто-то пытается спрятаться за показушной веселостью пьяных бравад, но рано или поздно в монологе каждого героя вырывается наружу, то, что привело и удерживает их На дне...
В прочтении Грымова, это дно, не такое старое и грязное, как в оригинале Горького, оно даже покрыто позолотой, блестит и переливается, пахнет лакированной кожей, подмигивает оригинальным принтом от Luis Vuitton, но обитатели его так же глубоко несчастны, и по-прежнему не могут найти ответы на свои вопросы, да, и выхода из этого элитного пансиона....
Наиболее ярким персонажем, на мой взгляд, в этой постановке является никакой-не-старец Лука, в мега-талантливом исполнении Александра Толмачева.
Честно признаюсь, что до этого я не видела ни одной классической постановки по этому произведению, и для меня предложенное Грымовым прочтение - оказалось весьма новаторским, но не смотря на яркость красок и эмоциональных образов, оставившим тяжелый осадок на сердце ввиду острой степени трагичности разворачивающихся на сцене событий.
Не могу не отметить, что на следующий после просмотра спектакля день - я захотела прочитать оригинальную пьесу Максима Горького и нашла там ещё больше афоризмов, крылатых выражений и тонкой сатиры на человеческую жизнь, которая так же, как и столетие назад, ставит перед нами те же вопросы...
5 июня 2018 года посмотрела премьеру спектакля "На дне" в театре "Модерн". Режиссер-постановщик - Юрий Грымов.
В одном слове? - превосходно!
Действие происходит в наше время. В "ночлежке" качает нефть нефтяная труба... Все это условно , действие происходит на Рублёвке. Но при этом текст Горького сохранен полностью!
Смотрится спектакль на одном дыхании! В нем нет антракта, но все действо уместилось в полтора часа. Нет ничего лишнего, затянутого. События развиваются очень динамично. Режиссеру удалось передать всю драму человеческой души, жизни... При этом в спектакле есть такие моменты, что смех сдержать просто невозможно!
Сохранена сюжетная линия, текст, но при этом образы действующих лиц просто шокируют! Эти "отбросы" ходят в костюмах "Brioni", швыряются деньгами, кидают друг в друга Фаберже, пьют дорогие напитки, "играют" в "айфоны"... Тут есть место пьянству, наркотикам.... но цензура соблюдена полностью.
Лука - спортивный молодой человек, явно нетрадиционной ориентации, татарин - темнокожий красавец. В течении спектакля актеры много раз меняют костюмы, и каждый из них стоит внимания.
Не смотря на такое видение режиссера - смотрится спектакль как будто так и было задумано больше 100 лет назад. Или как современное произведение? И главное - это не скучно, это понятно, это ново и свежо.
Эмоции во время спектакля просто зашкаливают, что дополнительно стимулируется довольно серьезным музыкальным сопровождением и игрой света. В целом Юрий Грымов создал... Взрыв! Бомбу! Эмоции меняются молниеносно огромное количество раз за время спектакля, хочется то плакать, то смеяться, то танцевать вместе с актерами!
Такого Максима Горького Вы точно ещё не видели!!!
Оригинальный текст Максима Горького, вечные события и разговоры, только действие перенесено из ночлежки на условную Рублевку, однако смысл остался неизменным. Не всех героев смогла сразу распознать, но актеры великолепны, без переигрывания. Как и всегда в постановках Юрия Грымова очень красочные костюмы, прекрасный свет и великолепное музыкальное сопровождение. Даже непростая по сюжету постановка дарит ощущения праздника. Жаль, что многие зрители не читали пьесу во время учебы в школе, поэтому ничего не поняли и выходили прямо во время спектакля, мешая остальным. В остальном, театр "Модерн" в своем стиле, его или принимаешь или выбираешь другие театры.
Когда узнаю, что пьесы осовременили, становится интересно. Правда, тут возникает очень большая опасность: ведь некоторые понимают современность, как добавку некой вольности и пошлости, и тут так легко наломать дров. И вдвойне приятно, когда это происходит виртуозно: и современно, и довольно свободно, но не пошло. И еще: классические пьесы, перенесенные в наше время, абсолютно не теряют своей актуальности – вот что значит Классика. Проблемы, описанные, что в 16-м, что в 19-м веках, и сейчас актуальны. Люди остались людьми, и, к сожалению, лучше не стали(
Итак, спектакль «На дне» в театре Модерн. Теперь "На дне" - это на Рублевке. Те же эмоции, то же пьянство, обман, преступления, та же нищета души, хоть и при внешнем богатстве. И пусть все это в новом колорите, при звуках мобильных телефонов, и сначала немного удивляешься, а потом уже не замечаешь, так втягиваешься в действо. Причем Грымов ни на шаг не отходит от оригинального теста, лишь слегка сокращает. Пьесу вообще не помню, хоть и «проходили», пятерки получали, сочинения писали, в памяти только одно «Человек – это звучит гордо». Но вот что точно помню, что читать было скучно. А сейчас не так: стало интересно, смотришь, как сериал, и ждешь, что еще выкинут герои. И все это при минимуме декораций, из которых только кресла и диваны, а вроде и не нужно больше ничего, кроме света, который тут тоже играет большую роль.
Поскольку все происходит в начале 2000-х в в роскошном особняке на Рублевке, то и костюмы соответствующие: яркие пиджаки, вечерние платья. Причем клуб периодически превращается то в массажный салон, то в класс по йоге.
Теперь про действующих лиц, вернее, про их исполнителей.
Больше всего меня удивил Лука, которого из пьесы я помнила одного из немногих, и, кстати, знала, что Горький сделал его карикатурой на Льва Толстого, когда тот в пух и прах раскритиковал «На дне». Но «Модерновый» Лука в исполнении Александра Толмачева был не добреньким старичком, а жеманным молодым мужчиной, этаким коучем жизни, каких сейчас полным полно.
Очень хорош Барон (Алексей Багдасаров), хоть фактически произносит только один монолог. Сатин (Владимир Левашев) деятелен, прямолинеен и важен, этакий хозяин жизни, и его «Эх… испортил песню…дурак!» - звучит очень трагично.
А какой необычный в спектакле Татарин! Его играет Диллон Олойеде.
Честно, спектакль показался мне слишком коротким. Он и на самом деле идет всего 1 ч. 40 мин, но когда смотреть интересно, время движется быстрее) При этом вспоминала некоторые спектакли, на которые нас водили в школе "по программе" - мука мученическая была отсидеть 2, а то и з часа.
Конечно, впечатления о таком необычном спектакле могут быть очень отличаться. Читала совершенно разные отзывы, но могу сказать, что я слышала при выходе из театра мнения о том, что это было необычно, смело и интересно. А вы уже сможете сделать вывод сами, сходив в Модерн)
Постановка "На дне" режиссера Грымов, театр "Модерн".
Юрий Грымов берет современную Россию и вкладывает ее между страниц пьесы Горького "На дне", как открытку, как забавный гламурный коллаж, с цитатами из TikTok и Инстаграм. Маска слегка обтрепанного гламура посажена на бытовой сюжет из ночлежки дореволюционной России. Вот они герои наших дней - спившиеся, отработанные и потратившие себя без остатка, чёрствые, жестокие, безнадежно глухие друг к другу люди. Тут становится понятно, что читать пьесы Горького бесполезно, они для сцены, для живых людей, не для внутреннего монолога и одинокого чтения.
Осовременить пьесу можно по разному, Грымов не изменил исходному тексту, но изменил времени. К черту ночлежку, у нас дорогой курорт, клубная жизнь, дефиле, йога и тиснёная золотом кожа. Тот случай, когда дыхание современности не раздражает, но завораживает водопадом символических совпадений из мира за порогом театра. Постановка Грымов " На дне" тонко играет на ощущениях и видимостях - контраст между уличным простым говорком и условными лакшери костюмами помогают глубже погрузиться в реальность пьесы.
"Странник" Лука (А. Толмачев) - отличная находка, не старик, но спортивный ухоженный парень, с характером угря и его же гибкостью, скользкий, безответственно добрый гуру. Образы Сытина (В. Левашев), Василисы (Н. Меньшова), Барона (А. Багдасаров) исключительно хороши, но не только они - все действующее лица на сцене захватят ваше внимание, ни один из них не скучен, связь на сцене между актерами великолепная, практически осязаемая. Ритм спектакля просчитан отлично (спасибо, что нет антракта).
Сам зритель прекрасно вписан в пьесу: не скучай зритель, смотри, смотри - человек-паук побежал! Смотри яйца Фаберже размером с голову! Смотри - они тебя снимают на смартфоны!
Мы легче принимаем происходящее - если узнаем время и место, как свое время и место, присваиваем сюжет, как свою собственность и становимся его частью.