Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
9.7

Спектакль
Васса (Первый вариант)

Постановка - У моста
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Обращаясь к «Вассе Железновой» М. Горького, театр «У Моста» опять удивляет, представив зрителям её первый вариант, мало кому известный. Это совсем другая пьеса, в отличие от знакомой нам по школе. Это история, повествующая о сложной судьбе одной непростой семьи, члены которой связаны между собой не только кровными узами, но и сложными судебными сплетениями, интригами, тайнами… Их жизнь напоминает инфернальную шахматную игру, где каждый персонаж — пешка, ладья, король в чьей-то искусной игре. Исход игры и имя «виртуоза» — интрига, которая держит зрителя в напряжении до заключительных минут спектакля. На сцене театра «У Моста» Сергей Федотов разворачивает трагедию «человеческой женщины» — Вассы Железновой. Она и мать, опекающая своих детей, и «железная» женщина, готовая пойти даже на преступление, чтобы сохранить свой дом и дело, которому отдала всю жизнь. Актёры вовлекают зрителя в кипящий водоворот чувств, эмоций, страстей, ни на минуту не теряя эмоционального контакта с залом. К созданию сценического пространства будто приложил своё «перо» и сам Горький — на сцене оживает неспокойный, таинственный дом — священное детище Вассы. Храня множество тайн, дом будто живет своей жизнью, становясь отдельным персонажем. До зрителя то и дело доносится его дыхание: шаги за стеной, скрип старинных кресел, тиканье часов, шорох бумаг…
  • Васса (Первый вариант) – афиша
  • Васса (Первый вариант) – афиша
  • Васса (Первый вариант) – афиша
  • Васса (Первый вариант) – афиша
Драматический, Классическая драма
16+
Сергей Федотов
26 декабря 2017
2 часа 20 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

10
Mariya Godlevskaya
163 отзыва, 166 оценок, рейтинг 5
5 ноября 2023
Малоизвестный вариант "Вассы Железновой" - открытие и восторг!

И чем больше я узнаю, тем больше и прискорбнее понимание того, как мало я знаю, и как мало у меня времени на исправление этого...

Прочитав пьесу Максима Горького "Васса Железнова", а позже посмотрев по ней спектакль в театре, я все же упустила информацию о том, что существует две версии этого произведения. И узнала я это благодаря тому, что Театромания привезла на гастроли спектакль "ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ Вассы Железновой" легендарного Пермского театра "У Моста". Главной концепцией Театра является его классическая направленность. Как перед каждым спектаклем, выходя к зрителям, говорит художественный руководитель и главный режиссер Театра Сергей Федотов: "Играем классику классически". Такого театра вы действительно сейчас не найдете, по крайней мере, могу с уверенностью сказать, что в Москве - точно. Отсюда и аншлаги, ведь посмотреть спектакли знаменитого пермского Театра люди приезжают даже из других городов.

Оказывается, второй, более известный вариант "Вассы Железновой" написан в 1935, и сюжет в большей степени сфокусирован на социально-политической составляющей. Внутри одной большой семьи происходит классовая борьба, на смену буржуазии приходит пролетариат. Текст изменен полностью, впрочем, изменен и состав персонажей, и если бы Горький сменил имя главной героине, то о том, что это переписанная Васса, пожалуй, никто бы и не догадался. Первый же вариант пьесы написан в 1910 году, и в его основе лежит внутрисемейная драма. В ней показана большая семья, во главе которой стоит сильная женщина, держащая все на своих плечах. Но вся ее семья разлагается, и каждый член семьи играет в этом разложении свою немалую роль. Пьянство, разврат, ненависть и постоянная ругань, - вот оно, наследие бедной властной Вассы. Но вот какой вопрос возник у меня: а не с головы ли гниет эта "рыба"?.. Никогда и никого еще авторитарность и тотальный контроль не делали счастливым.

Когда я шла на этот спектакль, моим основным, самым главным ожиданием было то, что роль Вассы Железновой сыграет неподражаемая Регина Шнигирь. Когда она не играет в спектакле, она часто находится в зале, помогая гостям, и мало кто замечает ее, но на сцене она сияет ярче всех, поэтому я выбрала для нее самые яркие розы! К счастью, так и было, но состав этого спектакля был в принципе великолепен. Благодаря прекрасной актерской игре каждый персонаж получился выразительным, интересным и реалистичным, браво! Но сравнивать их с героями пьесы не берусь, поскольку первого варианты не читала. Анастасия Перова, Алексей Улановский и Василий Скиданов сыграли детей Вассы, очень разных, абсолютно несчастных, одновременно и любимых своей матерью, и осужденных на ее вечное презрение. Анастасия Леднева и Екатерина Пономарева исполнили роли невесток Вассы, Александр Шаманов роль брата, а Илья Бабошин - управляющего. Даже, казалось бы, второстепенный персонаж горничная Липа, роль которой исполнила Наталья Белянцева, была очень хороша.

Как и каждый свой спектакль, Сергей Федотов наполнил "Вассу Железнову" реалистичностью не только по части актерской игры, костюмов, декораций, света, но и по части шокирующих спецэффектов. Чего стоит одно только самоубийство Липы, - ночью, в ярком свете луны, в белой ночной рубашке и с петлей в руках она взобралась на стол и... Зал ахнул, все были в шоке, настолько страшным и настоящим выглядело повешение. Яркий свет луны в окошке вообще был очень интересным решением, какие редко встретишь в театре. У Федотова всегда пространство сцены кажется намного больше, потому что в окна светит луна или же за ними идет дождь, в домиках уютно горит свет, а через двери, когда в них заходят актеры, даже видно обои или занавески. Дом Вассы выглядел особенно роскошно: множество явно антикварной мебели, уютная люстра над столом в гостиной, за полупрозрачной стеной видно другие комнаты. Свет был приглушенный, будь то люстра, подсвечник или свет луны, и это дополнительно нагнетало какое-то предчувствие беды.

О Пермском театре "У Моста" я могу писать бесконечно, но сколько бы я ни пыталась, я не способна передать те чувства, что испытываю на их спектаклях. Просто представьте - зал подолгу не отпускает артистов на поклонах, продолжая аплодировать и кричать "Браво". Это действительно восторг, поэтому, посетив этот Театр однажды, при каждой возможности возвращаешься туда снова. Вот и я опять жду их гастролей, надеясь на то, что Театромания уже в начале следующего года вновь привезет несколько спектаклей легендарных пермяков на радость московским поклонникам. Спасибо за настоящий Театр, спасибо за мощные эмоции, спасибо за незабываемые впечатления. Возвращайтесь скорее!

0
0
9
Татьяна
214 отзыва, 215 оценок, рейтинг 23
1 ноября 2023

Театр "у моста" я знаю давно, смотрела много спектаклей, но в последнее время задаюсь вопросом: мне спектакли нравятся сами по себе или уже потому, что мне нравится видеть знакомых актёров в новых образах, ценить разнообразие постановок театра? Увидь я «Вассу» первым спектаклем – так же бы я влюбилась в этот театр, как это случилось после просмотра «Калеки с Инишмана»? Конечно, у истории нет сослагательного наклонения, и моя история любви к этому театру такая, и я рада тому, что сложилось именно так.
Но не могу не предупредить, что дальше впечатления фаната театра! И в подтверждение тому множество спектаклей театра, которые я видела раньше, и это не считая того, что я онлайн смотрела на сайте театра в ковидные времена.
«Вассу» я раньше не смотрела ни в каком варианте и сейчас обнаружила, что «первая редакция» в названии спектакля – это не просто так. Было две версии пьесы! 1910 и 1935 годов. И по сути практически две разные пьесы. В данном случае версия первая – 1910 года.

И главным образом за что я благодарна спектаклю – это за прекрасную Регину Шнигирь в главной роли. Её суровость, я бы даже сказала зашоренность во взгляде на мир, увлекает как минимум. И осознаёшь эту ловушку, клад просто для психологов современных – трудиться ради детей всю жизнь, но потом осознать, что за этой гонкой не долюбили детей. На её взгляд выросли лоботрясы, не получились, но по факту сама она их и задушила. Даже Павел обронил «вы же меня любите, я знаю…». Да, любит, посему и в монастырь его, ему же там лучше будет, ибо калека же. Вообще можно было из этого же чадолюбия его в младенчестве задушить, равнозначный, на мой взгляд, способ заботы.
И старшая Анна сбегает отсюда, получив первую же любовь. Да и Людка не жалеет о своём увлечении, хоть за это теперь расплачивается. Любви нет в этом семействе. Не умеет любить в привычном понимании Васса. Отсюда и беды её.
«Сыновья не вышли», надежда на дочерей. Людмила не родная, хоть выросла тут подле Вассы, но она единственная видит хорошее в Вассе. Этот сад. И даже несколько странно, что именно в Людмиле нет озлобленности на этот мир, что есть у всех в семействе Железновых.
Васса стойкая, «заботливая» на свой манер, всё под контролем, старается не преступать закон, но не очень расстраивается, когда закон переступает кто-то другой. Да и ради детей своих готова пойти и на преступление. Хотя, того своего внучка она ж не сама душила...
И что мне нравится в героини Шнигирь – мне лично видится, что не родилась она такой, что это её обстоятельства сделали. Начиная с того садика, заканчивая этим почти наивным вопросом, ради кого же тогда мы так старались-убивались всю жизнь? Просто она уже вышколенная лошадь, умеющая только пахать и отгонять волков от детей своих. Чувства и мечты детей тут в принципе не рассматриваются как существующие.
И да на поклонах Регина Шнигирь лишь под конец вышла из образа и улыбнулась. Ей очень идёт улыбка!
Калека Павел. Младшенький. И калекой-то он, возможно, стал, что не берегла она себя во время беременности. Хоть и хотела поберечься, да муж и долг не дали – дело надо было делать. А калека вырос озлобленным на весь мир. Ну, а каким ещё можно вырасти, если тебя никто не любит? Когда даже про любовь матери ты лишь умом вроде как понимаешь, да не чувствуешь. Когда вроде из богатой семьи, да нет денег, чтобы осуществить свои мечты, возможно, глупые, но свои! Как не злиться? Когда даже жене противно тебя касаться? А родная мать в монастырь «из любви к нему» отправляет. Правда, тут честней было б удавить маленьким... У Скиданова калека не первая роль. Конечно, он очень нравится в «Калеке с Инишмана». И там образ мягче, он добрее, хоть он бедняк в ирландской глуши, но оказывается, в российской «богатой» семье калеке ещё тяжелей жить... Когда без любви-то...
Прохор (Александр Шаманов) – ох, разбитной парень! Как только появляется, его сразу так много! Но именно он тут живым кажется.
Семён (Алексей Улановский) немного забавен в своём мальчишестве и эгоизме. А ещё на контрасте его купчиха-жена. Тоже безмерно харАктерна. Недалёкая, но рассудительная. Когда в житейских вопросах – мудра, но рот раскроет – глуповата. Шикарны сцены, когда Наталья с Павлом «беседуют».
Анна, дочь, сбежавшая по любви из дома, теперь сама потухшая, «зеркалит» мать по собранности чувств, даром, что именно её поучает Васса, как детей воспитывать. Что ради них на всё готова. На самом деле в других ролях Анастасия Перова мне больше запомнилась, но тут она тень этой самой Вассы, за внешней шикарностью и лоском, рождается дочь своей матери.
Скорее инородно выглядит Людмила (Анастасия Леднёва). Не родная дочь, а скорее воспитанница, а с некоторых пор невестка. И когда уходит Павел, то эта невестка-то остаётся подле нее. Трепетная Людмила остаётся такой и после романа до брака, и после ночей с Прохором, и после замужества с Павлом. Когда хочется жить, ничем это не убьёшь. И наличие рядом с Вассой Людмилы оставляет надежду, что ещё оттает Васса. Что дочерьми и их детьми будет жить, а не пахать...
Милая Олимпиада (Наталья Белянцева). Тяжелая судьба – сначала тебя подложили барчуку, потом заставили собственноручно избавиться от плода любви, а затем попрекать будут за это всю жизнь...
И перед спектаклем Федотов упоминал, что их попрекают тем, что они столько декораций возят с собой. Но они за классичность и в декорациях. Это убранство, эти декорации очень подходят здесь. Уют дома, но уют внешний, показной. Как и семья вроде бы полная, богатая, а нет... Внешний лоск скрывает кучу чёрных дыр…

0
0
10
Танюшка Трямпампушка
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
30 октября 2023

Я смотрела спектакль "Васса (первый вариант)" Пермский театр «У Моста» в Театральном центре "На Страстном".
Постановку этого театра видела впервые, гастроли региональных театров посещаем не часто.
Ожидания оправдались: классический русский театр в лучшем смысле этого слова, без заигрывания с публикой и без компромиссов в отношении репертуара. Детальные декорации, архетипические характеры, выписанные Максимом Горьким на пике его творческого взлета и мировой славы. Прекрасная игра актеров (особенно хочу отметит главную героиню, которую филигранно исполняет Регина Шнигирь), которым веришь, с ними злишься и сопереживаешь.
Также очень запомнилось внимательное, трепетное отношение труппы и всей постановочной команды к материалу. Сложная психологическая пьеса, честно и с достоинством сыгранная, отказ от "осовременивания", самоотдача и видимое удовольствие актеров от игры - все это заставляет глубоко сопереживать действующим лицам, ужасаться вечным порокам человечества, задумываться над актуальными вопросами взаимоотношений, по-другому смотреть на свою жизнь в окружении своих близких и родственников.
Сцена, которой заканчивается первый акт выбивает "стул из под ног" и даже немного ужасает реалистичностью ее исполнения.
Всё, за что мы так любим и ценим честный классический русский Театр: Погружение, переживание и очищение через катарсис. Постановка "держит" все два с половиной часа и еще долго не отпускает после финальных поклонов...
Пермский театр «У Моста» теперь в моем списке проверенных театральных коллективов. При случае - в Москве на гастролях, или в Перми (чем черт не шутит!) обязательно повторю этот опыт! Пермь не подвела в очередной раз, рекомендую!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все