Театральная афиша Москвы

Спектакль Мещане. Попытка прочтения

6.3
  • жанр
    Драматические
  • В постановке заняты студенты мастерской С.Голомазова</br> 3 часа 30 минут, 1 антракт
    12+
Создатели

Отзывы пользователей о спектакле «Мещане. Попытка прочтения»

Фото Галина Баранова
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

21 апреля. 2018 год.
Во-первых, больщое спасибо артистам за такую отдачу! То что происходило на сцене нужно видеть и ощущать! Честно говоря, язык не поворачивается написать «студенты», потому что это уже серъезные, пусть и молодые большие артисты. Во-вторых, хочу заметить, что такое прочтение Горького не оставит равнодушным никого. Для меня это было необычно. Я как зритель не особенно приверженный к андеграудной тематике и подобного рода цитированию классики, оказалась в полнейшем восторге! Не было и толики переигрывания. Все на столько гармонично, аккуратно, тонко и точно было прописано, сыграно, подано. Безусловно хочется выделить несколько артистов. Но с дургой стороны понимаю на сколько это будет несправедливо, потому что на самом деле для меня это была безупречная игра всей труппы. Хотя, не сказать об игре Дарьи Петровой в роли Тани не могу. Дарья, браво!Она прожила свою роль от и до. Каждой частью своего тела, каждой мыщцей, каждой эмоцией. Александр Танхилевич - он кажется зрителю уже давно большим артисом. Столько трагизма и иронии в одном персонаже сыграть очень непросто. Никита Кологривый, Александр Смиронов, Илья Антоненко, Артем Губин - им удалось так проникновенно передать сложность отношения отцов и детей. Юлия Степаненко и Софья Володчинская - две абсолютно разные Елены и как это было сыгарно! Сразило наповал. Всех перечислять совсем непросто, но однозначно этих артистов должен видеть театральный мир! Столько комичных моментов и столько драмы в сердцах героев вчера мы услышали. В зале аплодировали стоя и даже это не передало то на сколько сильно вы задели струны души каждого из зрителей. Уважаемый Сергей Анатольевич, БРАВО Вам и Вашим таким талантливым артистам! Спасибо, это было великолепно!

0
Фото Эл Антунский
отзывы:
19
оценок:
22
рейтинг:
15
1

Спектакль начинается с того, что на большом столе довольно долго расстилают большую зеленую скатерть и расставляют реквизит(это бутылочки с водой «Святой источник», питьевым йогуртом, а также карандаши и тексты). Т.е. текст будут не только читать, но и дописывать, иначе зачем карандаши?))) Поэтому, видимо, и относительно небольшая пьеса идет 3,5 часа.
Дописывают разное. Прошлись и по деталям - кажется, увеличили учительское жалование Татьяне, дочери Бессеменова, а с купца Сизова за покраску крыши решили взять не 17.50, а на пять с четвертью копеек больше…Татьяне прибавку сделали, похоже, более серьезную – с 25-ти рублей в месяц (интересно, что Горький положил за визит доктору к Татьяне те же 25 рублей) до 60-ти…. С учетом того, что зарплата квалифицированного рабочего в начале 20-го века была 12-15 рублей, то это неплохая прибавка… Возможно, поэтому она и отрабатывает ее, играя с самого начала с таким каким-то немыслимым напряжением (как и остальные герои), как будто это заседание общества «Зеленая лампа», где обсуждают судьбы Родины, а не вечерняя беседа перед ужином в мещанском доме…. Татуировка на запястье у девушки тоже несколько необычный атрибут для мещанской дочери(как и для актрисы), но что уж тут…
Пьеса, впрочем, начинается с того, что Акулина Ивановна, жена Бессеменова, в иноческом облачении (хотя она не инокиня, а пародирует ее), окая, зачитывает список действующих лиц и экспозицию.
Однако до пародии на религиозность Горький все-таки никогда не доходил…. Ему говорил один из его, скажем так, очень известных собеседников: - По вопросу о боге, божественном и обо всём, связанном с этим, у Вас получается противоречие… Но в Мещанах, в отличие от, скажем, На дне, это даже не одна из линий автора вовсе. Рискну предположить, что и не исключительно осуждение мещанства(не как сословия, а как явления, в нашем понимании) ставил себе автор в задачу. Горьковские «мещане» могут быть недосягаемым образцом для иных купцов или чиновников Островского. Его мещане порой говорят, как в литературно-философском обществе... Нисколько не лишен духовности тот же Бессеменов.
Но главный герой, который Горькому важнее осуждения мещанства - Нил. По Горькому, он хозяин, если не дома у Бессеменова, то, по крайней мере, в пьесе. Он призван транслировать основные идеи Горького, как жить не по лжи. Такие герои (например, тот же Сатин) в своей среде наиболее успешные. Нил не может быть исключением. Он получил хорошее техническое образование, у него неплохое жалованье, на которое он может содержать жену, кухарку, кучу детей и снимать неплохую квартиру(ну как менеджер Лукойла среднего звена, примерно), да еще и 30(!) рублей из жалованья отдавать приемному отцу… Место машиниста в начале 20-го века вообще было очень неплохим вариантом. В спектакле все не так, Нил почему-то сильно все время нервничает, когда приходит домой после службы, моется так(у Горького никаких тазиков с водой на сцене нет, да и вообще в обычном частном доме начала 20-го века помыться в принципе нельзя было. Для этого в баню ходили), и делает это с таким напряжением, как будто он - в средневековой Франции, и моется второй и последний раз в своей жизни(т.е. перед свадьбой)…. У Горького такого нет, как и не говорит Нил Бессеменову, что я тебе не сын…. Не ссорится, прыгая на костыле, Петр(родной сын Бессеменова) со своим отцом. Нил же просто пришел домой после работы на своей «овечке», усталый и голодный, но не злой. Он хочет две вещи: поесть и услышать ответ от Поли, пойдет ли она за него замуж, причем прямо здесь и сейчас. Ну вот загорелось Нилу. Ждать всегда малоприятно, даже когда результат предрешен(но это не тот случай), особенно в молодости, особенно по важному для тебя поводу. Нил – это тот же Сатин, рупор идей Горького, спокойный и в себе уверенный, к тому же, в отличие от Сатина, вполне обеспеченный. Приписывать Нилу какие-то иные черты ну вряд ли есть основания. А в спектакле мы наблюдаем вместо Нила какого-то истеричного молодого человека, который, впрочем, сыгран вполне убедительно. Может быть, второго Петра, может, еще кого. Но не Нила, который вышел только что из кабины паровоза Ов-841.
Бессеменов… Да, Антоненко играет хорошо, но играет-то он не Бессеменова, мещанина средней руки, а тирана и деспота, кого-то из героев-самодуров Островского, который к тому же вовсе не способен на довольно глубокие рассуждения о жизни, на некую самоиронию… Одну за одной он съедает три(причем я могу ошибаться в меньшую сторону) тарелки супа, хотя вовсе не голоден и Горький его так не кормит, а голоден-то Нил, вернувшийся из депо.
Певчий. Вместо него актер играет пародию на певчего, но такую пародию, которая реального певчего вообще абсолютно ничем не напоминает. Пародия ведь на то и пародия, чтобы нести какое-то сходство с оригиналом. Вряд ли Горький предполагал, что его певчий будет говорить с той интонацией, с какой примерно рассказывают анекдоты про Сару и Изю, тем более, что и певчий также озвучивает какие-то горьковские идеи. Т.е. он не может быть рассказчиком анекдотов, тем более про евреев, ну и сам он не может быть евреем.
Этот спектакль, один из итоговых. Т.е., помимо вопроса о том, что от этого образа вынесет зритель, возникает и другой вопрос. Чему за 4 года научился этот студент? Играть против своего образа? Но режиссер не ставит перед ним такой задачи, ограничивая ее тем, чтобы спародировать певчего в стиле «одесских джентельменов». Это довольно сложная задача, и мало ведь кому она была под силу… Ну Вы можете представить Чарли Чаплина, ну ладно, не Чаплина, Савелия Крамарова в роли, например, Гамлета?
Понятно, что этот студент не только научился травить анекдоты за 4 года, но спектакль-то учебный и ставится не только для того, чтобы раскрыть довольно спорные идеи мастера, но и таланты его студентов или хотя бы то, по крайней мере, чему их и как научили.
Но почему зрители (среди которых наверняка были и друзья, родные актеров) об этом должны догадываться, а не увидеть воочию?

0