Футуристический перформанс про насилие

В «Заводном апельсине» режиссера Филиппа Григорьяна (чья дизайнерская феерия «Женитьба» с Ксенией Собчак в Театре наций уже наделала шуму) интересует не столько сюжет книги Энтони Бержесса (и фильма Стэнли Кубрика по ней) про футуристических отморозков, сколько ситуация, в которой Берджесс работал над своим произведением. Писатель жил с диагнозом «опухоль мозга» и страшной психологической травмой — его беременная жена в годы войны была изнасилована четырьмя дезертирами. Таким образом, перформанс Григорьяна — про насилие; и в частности, над языком. В одном из актов, к примеру, звучит текст драматурга Юрия Клавдиева, переведенный дважды туда-обратно в Google Translator. Также в программе кибер-рыцарь, кровавые расправы и внезапный фокус. В главной роли — Андрей Смоляков.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Заводной апельсин»

Фото Yulia
Фото Yulia
отзывы: 54
оценки: 215
рейтинг: 92
3

Если вы - отчаянный фанат Бёрджесса и Алекс - ваше альтерэго, не стоит ходить на этот спектакль, от оригинала в нём почти ничего нет. Если вы никогда не слышали про "Заводной апельсин", то я тоже не могу вам порекомендовать эту постановку - неподготовленному человеку она будет казаться нелепым набором глупых монологов, не несущих никакого смысла.

Google Translate и в жизни-то применим мало, а со сцены вообще звучит странно. Вроде как по задумке создателей должно быть весело, как и наряд в духе Дарта Вейдера с чёрным плюмажем, но по факту это только вызывает недоумение: "Как актёры выучили этот бессвязный текст? К чему это всё?". Для драмы это несерьёзно, для комедии несмешно.

А ещё перед спектаклем раздавали бесплатно программки, где было написано "мы полностью сломали конструкцию сюжета романа и собрали заново в череду своего рода камео-перформансов, связанных единой, но сложной логикой...". Эх, слишком сложна оказалась для меня это логика, а может это потому, что я плохо понимаю в камео-перформансах?..

Бессмысленный и неинтересный спектакль, короткий, но теперь понятно, почему без антракта - некоторые уходили прямо во время действия.

2
0
...
18 сентября 2016
Фото Пользователь Афиши №3799595
Фото Пользователь Афиши №3799595
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 1
9

Отличный спектакль, схожу как-нибудь еще раз. Вот именно такие действа хочется смотреть в театре!

0
0
...
15 июня 2019
Фото Елена Реслер
Фото Елена Реслер
отзывы: 68
оценки: 86
рейтинг: 195
7

Очень необычное зрелище. И от этого оно невероятно притягательное. насилие здесь показывают не ради насилия. Нив коем случае не стоит рассматривать спектакль как какую-то оду садизму! Это инструмент. через который доносится мораль и урок всем нам. Так что оценивайте со смыслом.

0
0
...
19 сентября 2017
Фото Ольга Ларёва
Фото Ольга Ларёва
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 0
1

Отвратительное представление. До сих пор подкатывает тошнота при воспоминании о просмотренном действе.
Если у Романа Григорьевича данная история получилась как урок, как некое откровение, одновременно тонко и пронзительно, изящно и шокирующе, повествуя о важном и, возможно, о самом главном при этом в рамках произведения, то в Театре наций создалось ощущение, что режиссер, легко и непринужденно смакуя самые неприятные моменты истории и от себя еще добавляя новые(например, видеоряд в контексте спектакля, в котором родители в поучительных целях калечат сына и снимают это все на видеокамеру) искренне думал или надеялся, что и мы с ним насладимся этим.
Если Виктюк своей постановкой настолько глубоко впечатлил, что довёл до слез, то
тут ни уму, ни сердцу и как кульминация неконтролируемый истерический смех от недоумения(хвала Небесам, бесшумный) почти в конце спектакля при появлении гнома-ведущего странного шоу.
Разочарование, желание все это развидеть и, еще раз повторюсь, тошнота - таков итоговый букет впечатлений от просмотра данной постановки в Театре наций.

0
0
...
17 июля 2017
Фото Сергей Донич
Фото Сергей Донич
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 0
1

Слов нет! Лучше бы я вместо этого эпатажного бреда фильм Кубрика посмотрел!

0
0
...
16 марта 2017
Информация от организатора
Информация предоставлена Театром наций
Взяв за основу одно из культовых литературных произведений XX века, авторы спектакля оставляют от него только основные темы — насилие и возможности его победить. Сценическую версию романа написали драматург Юрий Клавдиев, критик и журналист Илья Кухаренко и.... Google Translator, который стал полноценным соавтором спектакля. Искажение текста, пропущенного через электронный переводчик, становится художественным приемом постановки, которую режиссер Филипп Григорьян характеризует как драматический перформанс. Значение слов здесь отходит на второй план, а смыслы рождаются из визуальных, звуковых и пластических образов. Энтони Берджесс начал работу над «Заводным апельсином», когда врачи поставили ему страшный диагноз и сказали, что жить ему осталось не больше года. В основу романа, над которым писатель работал, будучи приговоренным к смерти, легла его личная трагедия: в годы Второй мировой войны его беременная жена стала жертвой насилия, после чего она потеряла ребенка и пыталась покончить жизнь самоубийством. Неспособность принять и оправдать зло реального мира заставила автора создать вселенную романа, где насилие приобретает эстетический характер. Филип Григорьян вслед за автором создает на сцене мир, в котором искусство побеждает даже самые черные мысли о природе человека.