Драматический |
16+ |
Вячеслав Долгачев |
11 декабря 2008 |
2 часа 45 мину т, 1 антракт |
Любовь в жизни повсюду, она сопровождает нас до самой смерти, она может принести как счастье, так и боль, мы можем потерять любовь по собственной глупости, а можем осознанно ее предать, она определяет каждый наш день и взаимоотношения с окружающими...
10 мая я наконец вновь очутилась там, где несколько лет назад, будучи еще рядовым зрителем, начинала свой театральный путь - в Московском Новом драматическом театре - МНДТ. Он расположен в 10 минутах езды от моего дома, если по прямой, только вот по прямой ничего не ходит, и не только от меня, так что многих смущает нелегкий путь. Однако, лично я могу смело сказать, что этот театр - скрытая жемчужина, и те, кто о ней знают, появляются там регулярно, порой даже по несколько раз смотря тот или иной спектакль. За два года здесь, на первый взгляд, ничего не поменялось, но около кассы висит постер, в котором я нашла немало новых спектаклей, а значит - пора возобновлять походы сюда.
Итак, я начала со спектакля "12 новелл о любви", что неудивительно, ведь это возможность увидеть постановку сразу по двенадцати историям Чехова. Кто читал - тот знает, что все его рассказы наполнены тонким юмором, легкой грустью и непременно житейской мудростью. И пусть даже этим произведениям уже многим более ста лет, они до сих пор остаются актуальными, и во многих из них мы узнаем себя, своих родных и знакомых. Под названием спектакля дополнение: "Анатомия отношений", - отношений совершенно разных между абсолютно непохожими друг на друга героями. И наверняка среди двенадцати историй каждый зритель найдет ту, которая тронет именно его сердце. Кстати, если вы не читали Чехова, пусть одиннадцать историй не вводят вас в заблуждение. Дело в том, что первые две оригинально и очень складно объединены. Так что получилось двенадцать рассказов в одиннадцати эпизодах.
В первые минуты спектакля артисты выкатывают из темноты сцены большую скамейку с разными предметами прямо к первому ряду зрительного зала. В процессе оказалось, что это реквизит, который меняется в каждой следующей истории самими артистами, и это создает некое ощущение сопричастности, словно ты не наблюдаешь со стороны, а находишься внутри этой ожившей книги. Из декораций - две ширмы, пара столов и несколько стульев, которые тоже сменяют друг друга. Здесь много и не нужно, здесь вся сила в самих чеховских историях и в выдающемся актерском мастерстве труппы МНДТ. Каждому из актеров, задействованных в спектакле, необходимо исполнить несколько ролей, что уже само по себе сложно, не говоря уже о том, что все персонажи Чехова непростые и разнохарактерные.
То ли для более легкого восприятия, то ли для наглядности, что за сто с лишним лет ни люди, ни отношения между ними не претерпели никаких изменений, но режиссер спектакля Вячеслав Долгачев стер межвековую грань во внешнем облике персонажей, оставив старый саквояж и масляную лампу в одном эпизоде, но поставив на стол ноутбук и электрическую лампу в другом. Это же касается и костюмов - их вообще сложно определить каким-то одним временем, что делает постановку более близкой современному зрителю. При этом оригинальный текст Чехова остался нетронутым, и что поразительно - идеально вписывается в современный мир. Очень мне понравился ход со звуковыми эффектами - будь то мяуканье кошки или стрекотание сверчков - звуки имитировали незадействованные в том или ином эпизоде актеры, которые сидели по периметру сцены. Они же иногда передавали какие-то предметы играющим актерам.
Каждый раз в Московском Новом драматическом театре меня впечатляют перевоплощения актеров из персонажа в персонаж не только от спектакля к спектаклю, но и из эпизода в эпизод. Для них не существует определенного амплуа, они могут быть абсолютно разными, даже почти неузнаваемыми в своих персонажах. Великолепен в роли собаки Милки, моей тезки, из "Дорогой собаки" был Алексей Спирин, он же сыграл Халявкина в рассказе "Жилец". В обеих историях он играл с одним из моих любимых актеров этого театра - Михаилом Калиничевым. Когда они играют вместе, вполне могут допустить небольшую импровизацию, так что зал со смеху сползает со стульев. Это же можно сказать о Евгении Рубине. Лично я считаю, что остроумно и вовремя пошутить, добавив искру в спектакль, может далеко не каждый актер. Это показатель не только хорошего чувства юмора, но и актерского мастерства, а также безупречного владения ролью.
Спектакль показывают в малом зале, где царит необыкновенно теплая дружественная атмосфера. В такой обстановке как-то особенно душевно смотрится спектакль, происходящее на сцене воспринимается чувственнее, сильнее. Да и сам театр очень душевный, в нем хочется бывать чаще, в нем действительно отдыхаешь душой. Не исключаю, что на спектакль "12 новелл о любви" я приду еще раз, потому что это великолепная постановка в чудесном театре с потрясающими актерами. Браво, браво, браво!
«12 новелл о любви» - это ровно дюжина коротких «пёстрых» рассказов Чехова, в каждом из которых не более трёх главных действующих лиц, поставленных с актёрами, каждый из которых исполняет по нескольку разнохарактерных ролей. Отличная возможность отточить мастерство перевоплощения и создания за маленький временной отрезок полноценного, живого образа – и все они справились с этими задачами безукоризненно. Впрочем, справедливости ради следует уточнить, что не все эти новеллы о любви, или уж точно – не только о любви. Смешное следует за грустным, цинизм за романтикой, упущенные возможности – за неоправданными надеждами, сказанное между строк – за откровенными признаниями. Жанр спектакля недаром обозначен как «анатомия отношений»: множество человеческих качеств, тонко подмеченных Чеховым, проявляются в поведении его героев очень естественно и знакомо, вне зависимости от времени и пространства – поэтому его произведения всегда звучат актуально. Создатели спектакля не стали ставить акцент на современности, но оно ненавязчиво напоминает о себе в мелких деталях: вот наушники плеера свешиваются из воротника, вот на рабочем столе раскрыт ноутбук. В остальном же буква классика прочитана от доски до доски – а в зале никто не зевает от продолжительных диалогов и монологов: страсти кипят, повороты сюжета неожиданны, развязки открыты. Модистка Полинька и «мститель» Сигаев одновременно ведут оживлённую беседу с продавцами, тем самым разбираясь в своих чувствах и намерениях: одна хочет модным нарядом произвести впечатление на кавалера, другой выбирает револьвер, чтобы застрелить неверную жену и её любовника. Офицер Дубов подпаивает своего приятеля и расписывает достоинства своей собаки, которая тут же становится в его глазах никчёмной, как только потенциальный покупатель от неё отказывается. Почтенный муж деспотичной барыни признаётся гувернантке в том, что украл брошь жены, из-за чего та устроила прислуге обыск – но слишком поздно: обида заставляет девушку покинуть дом. Впечатлительный Ваксин боится призраков, а предусмотрительная немка по понятным причинам не желает составить ему компанию посреди ночи, чего не скажешь об аптекарше из провинциального городка, к которой заглянули двое военных. В другом провинциальном городке статистик из Петербурга навсегда прощается с влюблённой в него хозяйкой дома и только потом понимает, что такой девушки больше никогда не встретит. Придя затребовать долг у одинокой еврейки, Сокольский неожиданно останется у неё надолго. Подкаблучник-хозяин гостиницы после разговора с пьяным жильцом поднимает бунт против жены, а Николай Евграфыч так и не найдёт в себе мужества перечить супруге, собирающейся совмещать жизнь в выгодном браке с романом с иностранцем. Простодушной Лизе жалко бросить мужа и уехать с молодым кавалером, как вдруг один продаёт её, а другой покупает. Завершается череда маленьких трагедий и комедий эпизодом на кладбище: двое пожилых мужчин вспоминают, как ради денег погубили жизнь одной женщины, но душевным эксгибиционизмом уже ничего не исправишь и никого не воскресишь. Драматизм не нагнетается никакими избитыми методами, напротив – зрителю не дают забыть о том, что он в театре: незанятые актёры рассаживаются по стульям по периметру сцены, в промежутках между эпизодами поются романсы или звучит бойкая зарубежная попса… не нагнетается, но, тем не менее, ощущается и даёт пищу для ума. А сколько параллелей с «программными» шедеврами Чехова!.. В общем, эту премьеру стоит увидеть.
13.06.2010
Комментировать рецензию