Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Волемир, Москва

7.1

Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математики

Комичные физики, лирики и фрики советских 1960-х на протяжении почти трех часов (с одним антрактом) излагают все существующие концепции о предназначении и природе человека. Худрук «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович убежден, что эта забытая пьеса Фридриха Горенштейна — незамеченное выдающееся явление советской драматургии. Автор сценариев «Соляриса» Тарковского и «Рабы любви» Михалкова живописал советскую действительность глазами античного поэта, с оговоркой на формальные обретения авангардистских 1920-х. В спектакле заняты преимущественно новобранцы театра, тогда как главная роль отдана главному эксцентрику труппы — Томасу Моцкусу.

Место проведения

Мастерская Петра Фоменко
Классический театр, каким он должен быть
В 1988 году Петр Фоменко, будучи уже умудренным опытом режиссером, набрал курс в ГИТИСе: Мадлен Джабраилова, Карэн Бадалов, Юрий Степанов, Галина Тюнина, Полина и Ксения Кутеповы. С этого года принято вести историю «Мастерской». Авторский театр Петра Фоменко, опирающийся на классическую литературу, высокую поэзию и поэтику городского романса — явление уникальное, это самый настоящий театр-дом. Шестидесятники по своей природе, в 90-е «фоменки» умудрялись создавать самый современный театр, с виду совершенно не отличавшийся от того, что шло сто лет назад в Малом. В методе Фоменко переплелись принципы Станиславского с легкостью Вахтангова, а актеры играют по каким-то только им известным правилам, и только им известно, как читать стихи. С уходом из жизни учителя руководство принял ближайший последователь — Евгений Каменькович.
касса+7 (499) 249 19 21
адрес
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
108
оценок:
212
рейтинг:
553
7

Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математики

Фанерная загогулина по центру сцены изображает кухню. Это главное место действия, поскольку пьеса написана в середине 1960-х годов. По той же причине конструкция оклеена газетами, магнитофон крутит бобину с зарубежными ритмами, а за событийный ряд отвечают не только физики и лирики, но и, например, бывший чекист. Все они в какой-то момент примут активное участие в судьбе чрезвычайно небанального человека, оказавшегося в чрезвычайно банальной ситуации под названием супружеская измена.

Однако суть дебютной пьесы советского писателя Фридриха Горенштейна составляют не любовные перипетии, но красота словесного, литературного и диалектического толка. Главное напряжение возникает не в монологах признаний и раскаяния, а в математических расчетах на салфеточке под гитарный перебор и звон стаканов, точь-в-точь как в старых добрых фильмах с Визбором и Баталовым. Высший пилотаж конфликта хорошего с лучшим, соцреалистическая дуэль идеализма и скепсиса.

К презентации неизвестного текста Евгений Каменькович отнесся со всей ответственностью. Разбавив диалоги редкими увеселительными репризами (на самом деле — катастрофически унылыми) разве что в угоду зрительской бодрости, вставив несколько аккуратных цитат (лирика Евтушенко, дань уважения Петру Фоменко через романс «На бульваре Гоголя», скрытый поклон Леониду Федорову через песню Михаила Рыбы «Какое мне дело до всех до вас» etc.), режиссер обошелся без надстроек, сокращений и вольных интерпретаций. Знакомьтесь, дамы и господа, вашему вниманию — «Волемир»: старое, забытое, но очень интересное произведение.

Название пьесы — имя главного героя. Зовут его почти как Хлебникова, а выглядит он (в исполнении вытягивающего лицо Томаса Моцкуса) почти как Хармс. Признался первому встречному, что переносит камушки с окраин на центральные улицы, чтобы им не было скучно, — и покраснел. Того, кто ему не нравится, он обзывает щукой. На фоне окружающих, с их кредитами, рационализмом и акустической гитарой, он кажется чуть ли не князем Мышкиным. И пьеса, написанная в 1964 году для Театра на Таганке, — про него, про слишком искреннего человека, не готового к разглядыванию души под микроскопом.

Спектакль же, обаяние которого складывают затейливые визуальные и звуковые приветы оттепели, полосатые купальники и атмосфера «Покровских ворот», ставит фрика Волемира в один ряд со всеми прочими, превращая в такие же памятники эпохе, как холодильник ЗИЛ и телевизор КВН. Вот «воспитанный в мещанской среде» престарелый подкаблучник (Иван Верховых), вот его томная жена-эротоманка (Галина Кашковская), с ними рядом разболтанный стиляга (Александр Мичков), математик с добрыми глазами, карандашиком и шевелюрой Эйнштейна (Сергей Якубенко). Однако с заурядной позиции музейного любования спектакль довольно скоро смещается в совершенно иную плоскость благодаря двум обстоятельствам.

Первое — молодой артист Денис Аврамов в роли расслабленного интеллектуала, армирующей шаткую композицию. Манера консультирующего доктора и пластика фитнес-тренера воздействуют на текст феноменально. Емкие монологи загадочного — в целом неразговорчивого — «человека из ванной» об устройстве человеческого сознания в таком исполнении обретают подлинные интонации настоящего времени, не оставляя сомнения, что со сцены звучат сегодняшние мысли сегодняшнего человека; заходит ли речь о перенаселении планеты или о любви. Почему люди друг другу изменяют? «Всякое явление при чрезмерном развитии переходит в свою противоположность». Расслабьтесь.

Второе обстоятельство — диалоги о научных открытиях и их влиянии на окружающий мир переживают сценическое рождение в дни, когда человечество празднует улов гравитационной волны, с нетерпением дожидаясь нового сезона «Black Mirror». Таким образом, например, к реплике гротескного математика Прорезинера «Если б все человечество потонуло в Ладожском озере, то вода в нем поднялась бы только на полсантиметра» — сознание мгновенно подрисовывает дружелюбную инфографику.

Словом, «Волемир» в «Мастерской Петра Фоменко» стал еще одним напоминанием о том, что на наших глазах происходит возвращение коммуникативных кодов эпохи первых полетов в космос. Театр реагирует на это по-всякому: появляются квантовые пьесы из фотографий, документальные спектакли о науке, классический хеппенинг перерождается в социальный пранк. Или же — со сцены репертуарного театра, знаменитого своими постановками классических произведений, вдруг звучит забытый текст из 60-х про блаженного человека, а спектакль получается об экзистенциальной силе научно-технического дискурса. Почему люди изменяют друг другу? «Всякое отсутствие симметрии влечет движение по дуге».

Отзывы пользователей о спектакле «Волемир»

Фото jeanix
отзывы:
113
оценок:
1078
рейтинг:
58
5

Рад бы в рай, да грехи не пускают

Я царь — я раб — я червь — я бог!
Гаврила Державин

Странная пьеса, странный спектакль. Тут намешаны аляповатый абсурд и адюльтерная комедия (приходит муж домой, а там – …), ностальгия (по шестидесятым) и пародия, библейские аллюзии и идейные споры с просроченным сроком годности. Пародируются не только шестидесятые с их твистующими мелодиями, «Синим троллейбусом» и идеализацией математики и точных наук, но и Ф.М.Достоевский. Тут есть и Мышкин, правда не столь праведный (это – Волемир, своим странным видом и речами речами как бы проявляющий окружающих), холодная красавица жена-Аглая (тянущаяся к нему и, одновременно, отторгающая его), и блудница-Настасья Филипповна (жена соседа). Но странен и предмет наблюдения и исследования авторов – человек. В нём смешаны добро и зло, наивность и пошлость, чистота и грязь, божеское и дьявольское. Эти два вектора человеческого мира-волемира, вертикаль и горизонталь, символически отражены в сценографии: тут два места действия – дом отдыха и квартира, первое представлено в виде заляпанной наклеенными объявлениями стены, на которой просматривается кусочек «Сикстинской капеллы» Микеланджело, тот самый фрагмент, где рука человека тянется к руке Господа. А квартира сделана в виде склеенного из газет, сложенного воздушного змея, висящего, но так и не взлетающего. Не взлетевшего из-за разнонаправленных сил, действующих в человеке. «Жизнь требует постоянного напряжения. Иначе она движется по дуге. Человек существует ради этого напряжения. Мы существуем ради напряжения, выпрямляющего дугу в прямую... Или в спираль...» В финале появится и звёздное небо, но будет мерцать оно в холодильнике ЗИЛ и под ногами главного героя, который взберётся на этот зиловец как на постамент. Звёздное небо под нами и всё остальное внутри нас.

Фото Alla
отзывы:
138
оценок:
138
рейтинг:
18
9

Очень понравилось! Особый шарм у постановки (не страстный надрыв Бутусова, не креатив Серебренникова)! Томас Моцкус ГЕНИАЛЬНО играет Волемира! Не возможно оторваться от сюжета! А соблазнительница Галина Кашковская - жена соседа - так ловко интригует и плетет свои девичьи завлекательные сети, что только у нее учиться! Молодые дарования Александр Мичков, Мария Блоьшова, Андрей Миххалев, Полина Айрапетова, полноценно играющие Главные роли в "Капитан Фракасс" играют в "Волемире" детей - статистов и Гостей - провокаторов. Классные танцы! Всем рекомендую! Главное - честность перед собой!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить