Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой, Москва

7.4

Московская премьера Хайнера Геббельса: музыка, пиротехника и научные опыты

Немецкий композитор-экспериментатор признается, что театром стал заниматься лишь потому, что театр ему категорически неинтересен. Те, кто попал на московские гастроли «Вещи Штифтера» Хайнера Геббельса на «Золотой маске», убедились лично: если грамотно расположить предметы в пространстве, можно обойтись и без актера. «Макса Блэка» Геббельс впервые поставил в 1989 году в швейцарском театре Vidy Lausanne, сегодня это всюду долгожданный гастрольный хит. В спектакле за письменным столом среди колбочек, механизмов и предметов неизвестного назначения колдует единственный герой — это собирательный образ философствующего ученого; текст составлен из записных книжек Поля Валери, Макса Блэка, Георга Лихтенберга и Людвига Витгенштейна. В московской редакции режиссер впервые работает с командой стационарного театра; так что спектакль войдет в обойму «Электротеатра», состоящую на данный момент сплошь из бескомпромиссных и удивительных театральных аномалий.

Создатели

Место проведения

Электротеатр Станиславский
Место притяжения и консолидации экспериментаторов от театра, музыки и кино
До революции в здании на Тверской улице находился популярный кинотеатр «Арс», именно поэтому зал имеет непривычную вытянутую форму. Нынешний Театр им. Станиславского здесь обосновался в 1948 году, когда из оперной студии основателя МХТ был образован средних достоинств драматический театр. В 2013 году кресло худрука занял один из главных театральных экспериментаторов — режиссер Борис Юхананов. Здесь он с размахом реализовал свой проект, согласно которому для начала театр был полностью переоборудован, а затем превращен в центр мировой режиссуры «Электротеатр Станиславский». Самое авангардное среди высококачественного, самое сложносочиненное среди высокобюджетного — теперь здесь.
касса+7 (495) 699 72 24
адрес
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
108
оценок:
212
рейтинг:
554
9

Поток сознания сумасшедшего ученого как маленькое пиротехническое шоу

Георг Лихтенберг увлекался экспериментальной физикой, когда это еще не было модно. В конце XVIII века он придумал электрические «плюс» и «минус».
Сто лет спустя Поль Валери записал на бумаге: «Наука — это истина, помноженная на сомнение».
Следом строгий Людвиг Витгенштейн решил единолично закрыть все философские вопросы, написав знаменитый «Логико-философский трактат».
Американец Макс Блэк прочитал Витгенштейна — особенно ему понравилась идея про язык, который есть отражение мира, — и написал еще несколько увесистых книг по теме.
Авангардист Хайнер Геббельс прочитал всех четверых, наковырял цитат, составил из них один безумный монолог и поставил спектакль для одного артиста «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой».
На весьма просторной сцене — сомневающийся и проводящий бесконечные опыты с неведомыми штуковинами физик, бормотание которого состоит исключительно из афоризмов и парадоксальных умозаключений. Попутно с пусканием колец дыма, поджиганием поверхностей и исполнением прочих трюков герой музицирует: возит смычком по металлу, стучит по клавишам пианино, семплирует собственные выкрики и кладет тяжелые предметы на советский синтезатор. И говорит, говорит, говорит.
Спектакль впервые поставлен в 1998 году в Швейцарии — и с тех пор без устали катается по миру. Но московский спектакль — не очередная гастроль, а полноценная премьера: роль сумасшедшего ученого здесь примеряет артист труппы «Электротеатра» Александр Пантелеев. В его исполнении всякий новый парадокс, всякое новое сомнение в незыблемости законов логики сопровождаются неожиданно уместной интонацией героя Андрея Мягкова из «Иронии судьбы, или С легким паром!», когда тот находит себя «на полу в Ленинграде».
Возникший на месте Театра им. Станиславского «Электротеатр Станиславский» за два года превратился в посольство европейского театрального авангарда в Москве. Здесь уже поставили спектакли, например, такие мэтры новых форм, как Ромео Кастеллуччи и Теодорос Терзопулос, здесь идет пятидневная опера Бориса Юхананова «Сверлийцы» и читают лекции по постдраматическому театру. В этом контексте тяжеловесного и подчас умозрительного экспериментаторства обаятельный фокус-покус Хайнера Геббельса служит идеальной подушкой безопасности для всякого неподготовленного зрителя, желающего познакомиться с поисковыми формами сценических искусств. А для тех, кто не видел спектаклей петербургского инженерного театра АХЕ, опус Геббельса имеет все шансы стать еще и формальным откровением. Если и существует прочный мост через пропасть между актуальным театром и театром консервативным, то вот он.

Отзывы пользователей о спектакле «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой»

Фото Саша Солдатова
отзывы:
77
оценок:
1107
рейтинг:
95
9

Критика чистого разума - ода чистому безумию. Исповедь учёного в кабинете психотерапевта, где дух и тело так тесно сплелись в одно, противоречивое, что не растащить никакими щипцами логики. Факториалом можно просчитать все варианты рассадки на стульях, но он бессилен в попытке вычислить человека. Брадобрей, который бреет только тех, кто не бреется сам, не может ничего с собой поделать. "Я слишком стар, я слишком молод", - бормочет он себе под нос, и слова его цепляются за предметы, оседают на дно коробки. Время нигде, время повсюду, я - вечно изменяющееся ничто. Птица-тень стражником кружит на задворках ада, с хаосом которого нужно смириться, потому что хаос - это тоже музыка, пусть порой и с мучительными паузами в самой сердцевине.

Фото Фатима Рзаева
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
6
7

Попала на спектакль спонтанно. И для меня его сообщение оказ­алось родственным и актуальным, поскольку это поле моих личн­ых вопросов (я тоже исследователь). На мой взгляд, спектакль - это рассуждение о наблюдении и воздей­ствии; желание иссле­довать границы и мот­ивы человеческой рац­иональности передали­сь и его форме. Она была весьма сухой и шизоидной для зрител­я. Но все же самым ярким впечатлением от постановки осталось четкая передача того самого схизиса меж­ду стихией жизни и лабораторией, в котор­ой ее пытаются схват­ить и изучить: сами декорации - это натю­рморт из кучи вещей и приборов; мертвый срез живой жизни, ко­торую невозможно пой­мать пробиркой. Ну и конечно, это все и о теме "одиночества бегуна на длинную ди­станцию" к истине, которая обманчиво пер­еливается где-то вда­леке.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить