Ключевая постройка современной архитектуры, создана всемирно известным архитектором Константином Мельниковым для профсоюза транспортников в 1927–1929 годах. В связи с небольшим размером участка Мельникову пришлось придумать, как увеличить рабочую площадь помещения. Для этого три ложи зрительного з ала (размещены в выступающих на фасаде трех гигантских консолях-зубцах) превращались при помощи занавесей в отдельные небольшие залы для кружков и прочих занятий. Здание принадлежит Театру Романа Виктюка. Внутренняя отделка здания практически не сохранилась, для посетителей пока закрыто, ведутся работы.
В театре два года назад появился чудеснейший спектакль по поэме-сказке «Царь-девица».
Это миф Марины Цветаевой о самой себе. По сюжету могучая царь-девица полюбила хлипкого гусляра-царевича. Но вместе быть им не суждено - ревнивая мачеха напустила на них злые козни и колдовство.
Жил да был царь-пьяница, которому бутылка была важнее, чем его молодая красавица жена. Но у него уже подрос сынок, инфантильный, «младенчик» - как назвала его царь-девица.
Услышав из-за моря чарующие песни его гуслей, приплыла она на своем корабле. Но спал царевич, окутанный волшебными чарами мачехи. Полюбовалась, поразмыслив, что лучшего жениха ей не найти, и уплыла восвояси, задумав вернуться на следующий день. Но и в следующий раз ей сопутствовала неудача …
Одну из главных ролей в спектакле, где он к тому же и режиссер, сыграл неподражаемый Дмитрий Бозин. Перевоплотиться в черного колдуна, облачившись в черные оперения и устоять на КОПЫТАХ! Это было бесподобно! А как он призрачно перемещался по сцене… завораживающий голос, поступь, движения….
Трагическую поэму Цветаевой Дмитрий Бозин дополнил старославянскими напевами, языческими заговорами и заклинаниями. Вечный сюжет художник Владимир Боер представил в виде сверкающего корабля-колыбели, а великолепные фантазийные костюмы придумала Евгения Панфилова.
Посмотрев спектакль, и находясь под большим впечатлением, я отправилась к первоисточнику - автобиографичной и печальной поэме-сказке «Царь-Девица».
В ней происходит не только размышление Цветаевой об уже случившихся любовных драмах, но и предчувствие новых испытаний. Всё так и будет в её жизни…
Поэтому становится и понятен выбор режиссера - в спектакле мачеху-колдунью и воинственную царь-девицу играет одна и та же актриса - талантливая Савельева Виктория.
Вкрадчивый голос мачехи, её любовные уговоры к царевичу, и с другой стороны четкие и резкие фразы царь-девицы. Ее огромные сапоги тяжеловесно стучали по сцене, а воинское обмундирование устрашало.
И это две такие разные стороны личности поэта Марины Цветаевой. Всю жизнь она искала гармонию в соединении возвышенного и земного. Но, увы…
Мир Судзуки: "Я никогда не говорил себе: И так сойдет!".
Новая лекция и потрясающее погружение в совершенно новый для меня мир системы японского театра Тадаси Судзуки.
Театр Романа Виктюка не устает удивлять, даря своим зрителям снова и снова поразительные открытия и новые знакомства с удивительными людьми.
Впервые актрису, художника и единственного преподавателя в России метода Тадаси Судзуки — Нану Татишвили, я увидела в доме-музее Марины Цветаевой, где проходила ее выставка "Предлагаемые обстоятельства", а актеры Театра Романа Виктюка участвовали в перформансе.
Есть люди, которые завоевывают внимание и симпатию с первого взгляда. Нана из их числа. Поэтому на лекцию из цикла "Театр. Поэзия.Личность" в ТРВ я просто летела.
Итак, " Женщина - гайдзин или русская актриса в японском театре". Это про саму Нану, про ее опыт и знания, она ученица режиссера и философа Тадаси Судзуки — основателя и руководителя одного из признанных культурных центров Японии Театра Судзуки в Тоге, соучредителя Театральной олимпиады, создателя собственного метода актерского мастерства. Метод направлен на усиление физического и ментального присутствия актера, его осознанности, концентрации и энергии на сцене.
Нана рассказала историю японского театра и историю возникновения театра Судзуки, в далекой разрушенной деревни в горах Японии, где Тадаси с кругом единомышленников, одержимыми мечтой о театре, людьми - актерами создали свой уникальный мир.
"Тело - живая человеческая энергия, Культура -это тело". Она необходима для актера прежде всего потому, что позволяет ему свободно действовать на сцене и естественно апеллировать своими репликами. Актер не должен зависить от случайных настроений, физического состояния, ситуаций, он в любое время может сконцентрироваться и выполнить свою работу.
"Одно из ключевых понятий театральной школы Судзуки - это работа с животной энергией, которой с развитием технологий становится все меньше и меньше . Ходьба заменяется машинами, живое общение - перепиской в сети. А для актера эта живая энергия необходима, ведь именно ею он должен заражать зрителей. И метод помогает активизировать это ощущение энергии в теле", - рассказала Татишвили.
То, о чем говорил лектор, о живой энергии которую дают актеры, это так про ТРВ. Именно за этим, ощущаемым волшебством энергообмена вновь и вновь, из года в год приходят постоянные зрители Театра Романа Виктюка.
И вот сейчас в ходе работы над новым спектаклем в постановке актера и режиссера Игоря Неведрова, Нана проводит тренинги для Виктюков, упражнения из которого нам показали на встрече.
Работа с центром тяжести, баланса, концентрацией и фокусом внимания, энергией, плавностью и гибкостью, тем что мельчайше в деталях отрабатывается у актеров. Длительная очень вдумчивая и физически тяжелая практика. Впечатляет, восхищает и чарует. Очень хочется побыстрее увидеть премьеру в театре. Хочется еще встреч с Наной Татишвили. Очень хочется этого дивного симбиоза, слияния по сути столь схожих школ Виктюка и Судзуки, феерии соприкосновения культур, мурашек и восторженного взаимодействия. Спасибо театру за новый опыт, живое интереснейшее общение, массу впечатлений и новых открытий.
Я считаю, гениальной находкой, что сейчас театры совместно с музеями и различными культурными сообществами открывают всевозможные лаборатории, проводят тематические вечера и лекции.
Театр Романа Виктюка запустил целый цикл образовательных встреч «Театр. Поэзия. Личность».
Первой героиней цикла стала Марина Цветаева.
И такой выбор для Виктюков далеко не случайный. Глубинные произведения Марины Ивановны открывающие образный мир нежных, яростных, необузданных истино-природных чувств, зримо вскрываются магией голосов, телесным прохождением, вибрациями и полем этих удивительных актеров, превращая текст в действо и даже таинство, завораживающий живой поток.
Роман Григорьевич по произведению Цветаевой "Федра", поставил поистине сакральный спектакль. Миф, божества, рок, все тончайшим образом переплетено у Мастера. Ритуальный, гипнотический полутанец, полубитва, полусказ уносит к первоисточнику жизни, чувству, которое неуклонно ведет нутро, не давая ни малейшего шанса на земное спасение. (Кто не видел, от души рекомендую к просмотру.)
Не менее завораживающим и чувственным стал спектакль режиссера и ведущего актера театра, з.а.РФ Дмитрия Бозина - " Царь-Девица". Подлунные миры, одухотворенные стихии, ведьмы, колдуны, заговоры, молоденький принц и все это в сладостно мелодекламативном обрамлении, в привычной и любимой с детства сказочной манере. Сочетание голосов Актеров (прекрасно подобранный состав), проживание действия телом, свет, музыка и конечно сам текст Марины Цветаевой дарит колоссальное удовольствие и погружение в что-то магическое, магнетивное и яростно живое.
Актеры Театра Романа Виктюка именно те, кто может и должен показывать мир поэзии Марины Цветаевой. з.а. РФ Дмитрий Бозин, з.а. РФ Екатерина Карпушина, Мария Матто, Станислав Мотырев украсили встречу тонким, личным, образным прочтением стихов поэтессы. Подчеркивая и раскрывая определенные этапы творчества, роста, события происходящие в жизни поэтессы, которые она переживала выплескивая эмоции в создания своих шедевров.
Приглашенный старший научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой и автор книги «Психея, Наталья Шаинян посвятившая свою работу изучению души Цветаевой, через призму внешнего, череду изменений, биографические сопоставления и наблюдения рассказала об окружение 18-летней Марины Цветаевой. Про то, кому она посвящала свои первые стихи, кого называла - "Творец судеб и встреч". Рассказала про ранние годы, потерю матери, жизнь в интернате, страсть к Наполеону, про поездку в Париж и многие малоизвестные факты биографии Марины Ивановны. Мы узнали кому был посвящен
первый сборник стихов "Вечерний альбом" с которым Цветаева вошла в историю российской поэзии и многое многое другое.
Замечательно то, как подавалась информация, легко, ненавязчиго, чередуясь и подкрепляясь чтением произведений автора, повторюсь, истинными мастерами сцены. Что создавало впечатление присутствие духа самой Цветаевой. Яркими картинками представали образы, о которых говорили, та 18-летняя девочка буквально жила, влюблялась, показывала свой нрав, разочаровывалась и вновь влюблялась, удивлялась и удивляла, и все это прямо у нас на глазах.
Приятнейшее послевкусие осталось от лекции. Безусловно хочется продолжения, новых открытий и встреч.
«Формула любви» Тамбовский академический драматический театр на сцене Театр Романа Виктюка
Я периодически хожу на гастрольные спектакли, и вот на прошлой неделе я побывала на постановке режиссера Андрея Боровикова «Формула любви» Тамбовского драматического театра на сцене Театра Романа Виктюка. С работами этого режиссера я была знакома — «Масенькие супружеские игры», фрагмент «Свои люди — сочтемся!» из спектакля «Островский. Авангард», «Экзюпери. Навстречу звездам». И было очень любопытно, как будет выглядеть сюжет о визите чародея и магистра тайных сил графа Калиостро в Россию.
Сюжет думаю знаком многим, все таки фильм «Формула любви» — это классика нашего кинематографа. И невольно поначалу сравнивала героев на сцене с теми, давно знакомыми образами. Но достаточно быстро перестала это делать, потому что Калиостро Сергей Ключников совсем другой, но интересный, ему верилось и во время сцены спиритического сеанса с петербургскими аристократами, и во время сцены объяснения с Марией (Александра Мандрикова). И здесь для меня на первый план вышла именно идея Калиостро о поиске той самой формулы возникновения чувств.
Оригинально показаны обитатели деревни в Смоленской губернии, сочетание фарса и текста Горина — это очень любопытное решение. Особенно хотелось бы отметить помещицу и тётушку Алеши Федосью Ивановну (Наталия Сазонова), яркий образ не только костюмом, но и характером. И еще один женский образ, который меня зацепил, — это Лоренца (Евгения Карчевская), эффектная, красивая, горячая и любящая графа Калиостро.
Спектакль поставлен по пьесе Григория Горина, действие перенесено практически в цирк. Впечатление усиливают костюмы большинства героев, будто сошедшие с работ Казимира Малевича. И на контрасте костюмы графа Калиостро и его свиты — почти совсем черные и пары Алексея и Марии — нежно-светлые. В спектакле использован саундтрек к шоу «Цирк Дю Солей», но в том, что касается музыки, мне не хватило песни «Уно моменто»)
Как это возможно: создать формулу любви? Какие ингредиенты нужно смешать, и выпить, чтобы полюбить и чтобы полюбили тебя? Это чувство - великий дар, неподвластный ни учёным, ни алхимикам, ни прочим магам и чародеям.
Но у Романа Виктюка, похоже, получилось! Ведь у меня случилась любовь с первого взгляда. С его театром. И очень символично, что это и была "Формула любви" по ироничной пьесе Г. Горина, впервые поставленной на театральной сцене режиссером Андреем Боровиковым и Тамбовским государственным театром(в рамках гастролей). Сюжет комедии известен всем: магистр-авантюрист из Италии граф Калиостро (Сергей Ключников) в сопровождении своей свиты: Маргадона(Ян Буй) и Жакоба(Вячеслав Шолохов) удирает от гвардейцев Потёмкина. Жуликоватая компания застревает в глубинке под Смоленском из-за сломанного колеса кареты(ох уж эти дороги). Здесь, по просьбе сына хозяина усадьбы - Алёши(Игорь Васильев), они пытаются провести сеанс магии и оживить мраморную статую девушки, в которую безответно(по понятным причинам) влюблен юноша.
И конечно же, делает это граф обманнным путём, пытаясь заменить изваяние своей подружкой Лоренцей (Евгения Карчевская). Тем временем Алексей влюбился в настоящую живую красавицу Марию(Александра Мандрикова), которую обожает Калиостро. Вот такая любовь.
Необычный гротескный геометрический грим, супрематические яркие костюмы героев, словно сошедших с полотен Малевича(художник по костюмам Ирина Гурулева), перекликающиеся с ними декорации, четкость и отрывистость в пластике танца. Всё вместе - невероятно оригинальное режиссёрское решение. Спектакль состоит из множества абсурдных ситуаций, вызывающих улыбку: фразы гениальной тётушки Федосьи в маразме, селянки Фимки, невозмутимого обжоры-доктора, сельского кузнеца, изъясняющегося на латыни. Все герои забавные, наивные и душевные в своей простоте.
А ещё нам демонстрировали магические трюки, ловкость рук и пускали пыль в глаза. Но за незатейливым ироничным сюжетом пьесы скрыт глубокий философски-поучительный смысл.
И не смолкающий смех в зале, равно как и овации - самая большая награда артистам.
В самом пространстве Театра много воздуха и света, необычный зрительный зал, удобные кресла. Не зря театр находится в здании, признанном памятником советской архитектуры эпохи конструктивизма (создано знаменитым К.Мельниковым). Но самое главное - здесь чувствуется Уважение к зрителям и Любовь каждого к своему делу.
Сюда хочется вернуться! И я обязательно вернусь, потому что формула любви Романа Виктюка создана и работает!
Спектакль поставлен режиссёром Андреем Боровиковым- выпускником Театрального училища им.Щукина.
🎭Этот спектакль является версией известной трагикомедии , которую многие из нас помнят и любят,в основу которой легла повесть Алексея Толстого «Граф Калиостро».
🎭Яркий спектакль , с элементами иллюзии , волшебства и цирковых трюков, сначала восприняла с небольшим удивлением, но спустя 10 минут полностью прониклась к героям пьесы.
Все костюмы актёров состояли из геометрических фигур, которые копировали старинные наряды жителей Смоленской губернии и дополнялись определенными знаками и символами. Декорации также состояли из фигур, например в середине сцены стоял огромный треугольник , в середине круга из сценических «рельсов», по котором в течении всего спектакля передвигались актеры.
🎭Музыкальное сопровождение на протяжении всей постановки и хореография актёров, придавали пьесе ещё больше загадочности и мистики. Особенно мне понравились «трюки и фокусы» исполненные графом Калиостро и его партнерами, например иллюзия гипноза и притяжения.
🎭Очень талантливые и профессиональные актеры,позволяли зрителю цитировать крылатые фразы из одноименного фильма Марка Захарова.
Отличный спектакль, переворачивающий привычный взгляд на постановку, и оставляющий после просмотра «большую и чистую любовь» к Тамбовскому Драмтеатру.
Авторский моноспектакль впервые в родных стенах. Был аншлаг. Дмитрий отправил нас в увлекательное путешествие. В постановке актер соединил судьбы и характеры героев разных литературных произведений: романа Германа Мелвилла «Моби Дик», романа Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа» и поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».
Сегодня в родном пространстве получилась совсем новая история. Декорации спектакля "Царь -девицы" необыкновенно одухотворили эту постановку и придали новую энергию и смыслы. Дмитрий погружал нас во внутренний мир своих героев, которые становились одним целым героем, то испытывающим чувство любви, то чувство мести, то отчаяния. Спектакль поднимает важные жизненные вопросы о смысле жизни, о силе желаний, о смерти и бессмертии.
Первый раз я смотрела моноспектакль Дмитрия Бозина «Скорпи-он», когда он её показывал в первый раз и в его день рождения несколько лет назад. А сейчас из-за травмы одного из актёров Театра Романа Виктюка в этом театре идут замены спектаклей. И поэтому нам повезло — впервые на сцене Дома света состоялся «Скорпи-он». И дважды чудесно — он прошел в декорациях еще одного спектакля Дмитрия Бозина «Царь-девица».
Потрясающее соединение трех масштабных произведений — Герберт Мелвилл «Моби Дик», Александр Пушкин «Руслан и Людмила» и Оноре де Бальзак «Шагреневая кожа». И эти три истории перетекают из одной в другую по легкому мановению руки Дмитрия, погружая всё глубже и глубже в дебри людских страстей.
Следить за сменяющимся ритмом от напряжения Ахава до лирики Руслана и тихой грусти Финна было очень интересно, потому что Дмитрий удивительный лицедей, чья игра завораживает и увлекает. Но самым интересным образом стал Антиквар, единственный герой во всех историях, который был счастлив как с богатством, так и без него, но с любовью на склоне дней.
Удивительно, как три таких разных произведения, написанных в разное время в разных странах могут существовать одновременно. Их объединяет еще и красиво подобранная музыка — The Beatles, Fairfield Four и Angelo Badalamenti (если я правильно узнала).
В целом постановка интересная (её любопытно слушать даже и не в первый раз), в чем-то гипнотическая за счёт манеры Дмитрия Бозина читать тексты, и после неё хочется перечитать книги.
13 февраля впервые неподражаемый мэтр современного театрального искусства Дмитрий Бозин вышел на сцену Театра Виктюка с моноспектаклем "Скорпи-Он" в рамках своего творческого вечера.
В этот день немаленький зал театра был заполнен до отказа - аншлаг.
Два часа один на один со зрителем, не жалея ни себя, ни своих голосовых связок, он читал прозу и поэзию, причудливо переплетая несколько литературных произведений в одно полотно повествования: роман Германа Мелвилла «Моби Дик», роман Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа» и поэму А. Пушкина «Руслан и Людмила».
Два часа артистической декламации на высокой ноте - то шёпот и крик, то страсть и безразличие, то лёд или нежность. Лицом к лицу со зрителями, где на сцене в помощь Мастеру только экран с изображением океана и облачного неба, диковинная движущая конструкция, пронзенная копьями, гора черепов и музыка, которая, казалось, звучала для того, чтобы дать возможность Актёру сделать небольшую передышку. И вновь повествование льётся полноводной рекой и просто непостижимо, как возможно запомнить такое количество текста, , микшировать все три произведения, чтобы был понятен сюжет каждого, играть голосом, телом, мимикой, каждым мускулом и нервом.
Твори, Маэстро!
Браво!
Отвратительный театр: постановки похожи на дешевые шоу, а не произведения искусства. В большинстве спектаклей главную роль играет артист Д.Бозин, и играет ужасно, этот артист совершенно не имеет актерских навыков, пластики, нет эмоционального воздействия на зрителя. Такое впечатление, что это художественная самодеятельность, а не профессиональный театр. Никогда ранее не слышала про этого артиста, удивилась, что такой позор может быть на российской театральной сцене. При этом в этом театре, как в секте, практикуется общение зрителей с актерами, и здесь можно наблюдать явные признаки культа со стороны поклонников этого, мягко говоря, посредственного актера. Сам же Д. С. Бозин демонстрирует крайне высокомерное и пренебрежительное отношение к зрителям, не имея на это никаких оснований ввиду своей бездарности, ведёт себя как примитивный и недалекий человек, каким, скорее всего, и является. В сети есть информация, что этот артист ведёт сомнительные тренинги, видимо для выкачивания денег из ослеплённых поклонниц. В общем, не советую посещать этот театр, положительных эмоций здесь не получите. Можно только надеятся на его скорое закрытие.
"Театральный роман" - это творческий вечер, посвященный Роману Виктюку, который 29 января прошел в его театре. И мне посчастливилось на нем побывать!
Театр Романа Виктюка даже после смерти своего создателя сохранил, кажется, его душу. Будто Роман Григорьевич просто отлучился куда-то, но... Но нет, не висит больше его пиджак на стуле. Однако все так же с полными залами идут спектакли, им поставленные. Появляются и новые, конечно. Но в этот вечер вспоминали постановки Романа Григорьевича, причем те, которые редкие зрители имели счастье видеть своими глазами.
Для зрителей в фойе играл Роман Чистяков – пианист, музыковед и лауреат Международных конкурсов.
И вот наконец пришло время проходить в зал. Кстати, зал был полон, если не сказать переполнен - балконы заняты до последнего ряда и даже, кажется, на степенях кто-то стоял... Про партер и не говорю даже.
Вели вечер артисты Театра Романа Виктюка: Дмитрий Бозин, Екатерина Карпушина, Анна Терехова и Игорь Неведров.
А гостями были Геннадий Хазанов, Юрий Горин, Галина Стаханова, Николай Коляда.
Сколько же они рассказывали! Смешного, трогательного, просто интересного. О том, что мы уже знали и о том, чего никто не мог знать, кроме непосредственных участников. Анна Терехова росла буквально на глазах Романа Григорьевича и, конечно, рассказывала и о первом своем актерском опыте. Анна снималась в телеспектакле «Девочка, где ты живешь, или Радуга зимой», в котором ее мама, непревзойденная Маргарита Терехова играла... лошадь :) К огромному сожалению, запись этого телеспектакля была утеряна... Конечно, Маргарита у Виктюка играла не только лошадь: Это и "Манон Леско", и "Царская охота", "Игроки" и многое другое.
Конечно, вспоминали и о "Служанках" в начале пути. Об этом рассказывал Константин Райкин, к сожалению, только в формате видеообращения.
Галина Стаханова поделилась воспоминаниями о своей работе, в том числе, в студенческом театре МГУ в спектакле "Уроки музыки", где она играла Граню, многодетную мать, несчастную женщину.
В "Уроках музыки" играла и Валентина Талызина, которая, к огромному сожалению, не смогла прийти на вечер по состоянию здоровья.
Также мы увидели видео, в котором Людмила Петрушевская, автор пьесы "Уроки музыки", рассказывала о той постановке и о Романе Григорьевиче...
Об Уроках музыки рассказывали очень много и, кажется, все:) Но как же чудесно, особенно для тех, кто спектакль не видел (а думаю, таких было большинство), устроили еще и читку, пусть и отрывка, первыми исполнителями - Юрием Гориным и Галиной Стахановой, а Екатерина Карпушина - за Валентину Талызину. Маленький кусочек:
Совершенно чудесный рассказчик - Николай Коляда! Он, конечно, вспомнил спектакль "Рогатка", поставленный по его пьесе. И много другого :)
Ирина Соколова, игравшая в спектаклях «Элеонора. Последняя ночь в Питтсбурге» и «Антонио фон Эльба», также записала видео.
Это был удивительно теплый вечер, полный воспоминаний и любви. На самом деле и пересказать его невозможно, да и нужно ли? Самое главное все же - особая атмосфера. Любви, восхищения, сопричастности, наверное, даже. Мы жили в эпоху Виктюка...
В театр Романа Виктюка всегда хожу с удовольствием, потому что тут красиво, всегда хорошо играют, вежливо обслуживают, артисты не жалеют времени, чтобы сфотографироваться с поклонниками или дать автограф.
Вот и это вечер удался сразу, так как в нижнем фойе за роялем нас встречал замечательный пианист, музыковед и лауреат международных конкурсов, Роман Чистяков. Нежная, живая льющаяся прямо в сердце красивая мелодия сразу настроила на нужный лад: ностальгия с теплом и экспрессией в доме Света, как называют театр Романа Виктюка. А потом он еще исполнил музыку Людвига Ван Бетховена на вечере, чем окончательно завоевал восторг зрителей.
В этот день собрались те, кто работал с Романом Григорьевичем Виктюком, плечом к плечу и даже помнит его яркие начинания. Пришли актеры которые играли первую постановку Людмилы Стефановны Петрушевской на сцене, теперь уже известную пьесу - «Уроки музыки»: Юрий Петрович Горин и Галина Константиновна Стаханова. Они и тут показали зрителям кусочек – и это было большое счастье, прикоснутся к такому шедевру. Этот спектакль Роман Григорьевич поставил при театре МГУ, теперь это уже театр «МОСТ». Постановку показали шесть раз, а потом со скандалом сняли, но разрешили играть в Подмосковье, чем и воспользовался Р.Г. Виктюк. Эту истории рассказала Людмила Петрушевская в видео обращении, как они вместе с Р.Г. Виктюком, О.Н. Ефремовым в кабинете ректора пытались отвоевать право пьесы на существование, и как она плакала на репетиции спектакля, потому что это было очень гениально. Разместить зрителей на сцене - это было тогда не слыханно, а Р.Г. Виктюк мастерски использовал это прием для полного погружения и большей выразительности.
У него было гениальное чутье на людей, их талант. На вечере присутствовал Николай Владимирович Коляда. Теперь это уже известный режиссер, руководитель самобытного театра в г. Екатеринбурге, писатель, вырастивший плеяду талантливых сценаристов. Сейчас на его регулярных гастролях в Москве постоянные аншлаги. Тогда же, когда Виктюк взял его «Рогатку» для постановки, это был никому неизвестный драматург. Николай рассказал очень смешную историю, как много лет назад не пустили в театр Моссовета на премьеру его же пьесы. Очень ценно, что он нашел время для воспоминаний, несмотря на каждодневную работу на гастролях, плотную занятость, это говорит о огромной благодарности к Роману Григорьевичу и уважению его памяти. Спасибо за это.
Так же было видео обращение от Константина Аркадьевича Райкина, который являясь видным театральным деятелем, тоже нашел время для ярких воспоминаний о Романе Григорьевиче, о том, как легендарный спектакль «Служанки» стал для него событием. «Работа с этим Мастером послужила огромной наукой, школой, работой с речью», - рассказал Константин Аркадиевич. Спектакль, в котором он играл до сих пор идет на сцене с аншлагом, тридцать пять лет может жить только очень талантливый спектакль, гениальный.
А как смешно и колоритно описал свое взаимодействие с Романом Григорьевичем народный артист РСФСР Геннадий Викторович Хазанов, зал просто покатился от хохота.
Заслуженный артист РФ Дмитрий Станиславович Бозин рассказал про три разных реакции великолепных актрис при работе над спектаклем «Реквием по Радамесу»: Ольги Аросевой, Веры Васильевой и Елены Образцовой, и в зале опять улыбались, казалось, маэстро снова с нами.
Очень трогательная часть встречи – это воспоминания заслуженной артистки РФ Анны Тереховой, про то как Роман Григорьевич работал и с ней и с её мамой, знаменитой Маргаритой Тереховой. Столько любви и счастья было вложено в это повествование. Это было по-настоящему трогательно и хорошо.
Ведущий артист театра Романа Виктюка Игорь Неведров, координировал встречу и добавил интересных историй про характер режиссера.
Спасибо театру, за то, что устраивает такие вечера, которые становятся настоящим подарком для поклонников театра и берегут память об ушедшем от нас великом гении, ярком театральном режиссере Романе Григорьевиче Виктюке.
В далеком уже 2015 году (премьера спектакля состоялась 25 апреля 2015) неизменный в течение многих лет помощник Романа Григорьевича Виктюка, Андрей Боровиков, поставил в его театре самостоятельную режиссерскую работу - притчу о любви Консуэло и Антуана де Сент-Экзюпери «Экзюпери. Навстречу звездам». Ему удалось создать очень романтичную и многоплановую постановку.
Грустная сказка о любви и разлуке, теперь уже под другим названием – «Маленький принц. Планета любви», идет в Доме Света по сей день, по-прежнему собирая полный зал зрителей (заполнен даже мой нелюбимый балкон).
Спeктакль создaн по письмaм Консуэлo и Антуанa де Сент-Экзюпери, включённым в кaнву написанной им сказки «Мaленький принц».
Для Антуана его жена была беззащитной и трогательной, но в тоже время своенравной и капризной Розой, он же оставался ее Маленьким принцем даже после своей смерти...
В сказке-притче о Маленьком принце они оба видели историю своей любви. Консуэлo и Антуан любили друг друга, но становились несчастны, когда были вместе.
Антуан уходит от жены, от своей Розы в поиске новых впечатлений, новых друзей и планет, однако каждый шаг путешествия Маленького принца утверждает его в том, что больше всего на свете он хочет быть с ней!
Особая эстетика, великолепная физическая форма актёров, пластика их движения – все эти неотъемлемые части Театра Романа Виктюка, нашли свое воплощение в спектакле (не говоря уже о сценографии и музыкальном оформлении).
В нем всего четыре актера, каждому досталось по несколько ролей.
Неизменным Антуаном и Маленьким принцем со дня премьеры является ведущий артист театра Игорь Неведров. Игорь здесь просто прекрасен, а его желтый шарф - словно крылья мотылька, летящего на свет далеких звёзд. Он играет очень тонко, пронзительно грустно и кристально чисто.
Красавицу Консуэло и Розу исполняет Виктория Савельева. С интересом слежу за этой молодой актрисой и все больше влюбляюсь в нее.
Черного ангела - персонажей, которые встречаются на пути у Маленького принца (Змея, Правитель, Делец, Честолюбец, Географ и Пьяница), а в их образах автор в гротескной форме показывает отрицательные черты и пороки, свойственные многим людям - в спектакле представляет Станислав Мотырев.
Кто знает этого артиста, тому и объяснять не надо, до чего он хорош в каждой своей ипостаси! Его завораживающий голос и необыкновенная пластика (недаром он теперь играет Клер в знаменитых виктюковских «Служанках») делают все созданные им образы яркими и запоминающимися. Правда, мне показалось, что показывая Честолюбца он использовал интонации и жесты премьера этого театра, Дмитрия Бозина. Но простим ему эту шалость.
Белого ангела (Лис, Друг) для нас играл Михаил Половенко. В уста его персонажа, Лиса, автор вложил самые запоминающиеся строки из «Маленького принца»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». А еще Лис рассказывает Принцу, что не стоит доверять глазам, по-настоящему зорко лишь сердце!
Михаил Половенко - хороший артист, но мне было все же жаль, что не играл Иван Иванович. Виденный мной много лет назад их со Стасом дуэт в этом спектакле был выше всех похвал, при этом исполняли они противоположные роли: Стас - Белого, Иван – Черного. И мне очень хотелось увидеть теперь Ивана в роли Белого ангела.
В своем спектакле Андрей Боровиков сумел довести сказку «Маленький принц» до уровня философской притчи с глубоким нравственным подтекстом.
Несмотря на рекомендованную зрительскую аудиторию 12+, я считаю, что он больше нужен нам, взрослым. Для того, чтобы вспомнить в очередной раз, что такое Любовь и Ответственность, Дружба и Верность…
Необычная постановка по классической сказке А. С. Пушкина.
Спектакль начинается с ярмарки с русскими песнями, танцами и скоморохами. Это именно то, что совсем не ожидаешь увидеть. Но это и манит смотреть дальше.
Вот на сцене дед и бабка. Дальше вроде все по классике, невод, рыбка, желания, но как же чертовски здорово сыграно.
Рассказ по очереди ведут все актёры.
Все внимание на них: у каждого яркий грим, множество деталей в образе, просто великолепно!
В их руках корыто превращается в избу, из ниоткуда появляется красная ковровая дорожка, дивный головной убор, жемчуга и сапоги.
И бабка действительно превращается то в столбовую дворянку, то в вольную царицу. Ну а деду остаётся только вздыхать и каждый раз ходить к рыбке на поклон.
Замечательно обыграны и волны и нелёгкая судьба деда танцами.
В финале спектакля, как и полагается дед и бабка, взявшись за руки остаются у разбитого корыта, а мы жаждем увидеть другие постановки этого театра.
Нам очень понравилось.
Яркий, красочный спектакль с оригинальным текстом Пушкина, но с необычной подачей и идеей.
Сам театр тоже необычный, впервые вижу, чтобы в зрительном зале были окна, во время спектакля они закрываются жалюзи.
Зал удобный, сцену хорошо видно с любого места. Кресла удобные, комфортные.
Можно по разному относиться к творчеству Романа Виктюка, но равнодушным оно не оставит никого.
Впервые мы познакомились с театром 15 лет назад на спектакле "Служанки", визитной карточке режиссёра, и были очарованы! Символично, что сейчас мы увидели спектакль "Орфей", который стал продолжением театра уже без знаменитого режиссёра. Спектакль-посвящение и спектакль-восхищение, дебютная работа Сергея Захарина в качестве режиссёра. Сама пьеса Теннесси Уильямса трагична, отношения Вэла Зевьера (музыканта-бродяги) и Лейди Торрент (владелицы магазина) развиваются при еще живом, но уже тяжело больном и озлобленном муже Лейди. При этом Вэлу ставят условие - исчезнуть из города или умереть. В театре решили максимально уйти в сторону света, которую несёт главный герой. Он словно древнегреческий Орфей, только в кожаном плаще и с гитарой, идёт по миру и призывает к жизни и любви. Не мудрено, что все жители городка тянутся к нему: женщины, чтобы сбежать обыденности и одиночества, мужчины - чтобы погасить непривычный свет и вернуться в свое болотце. Спектакль пронзителен своим посылом жить во имя любви, даже если против тебя весь мир! Сценография, хореография и музыка до мурашек! Особенно эффект домино с чёрными ящиками через всю сцену. Актёры проживают роли через собственные истории, ведь каждому есть что поведать миру.
И наше отдельная благодарность Ивану Никульча (исполнителю главной роли) за харизму и потрясающую форму, помним его ещё по роли Мсье.
Очень рекомендую ходить именно парам, чтобы подогревать свои чувства, и помнить, что любовь обязательно спасёт этот мир и подарит новую жизнь!
Спасибо за наш отличный вечер!
С театром я познакомилась впервые на спектакле "Несравненная", и знакомство было удачным. Прекрасно было всё- и сценография, и тонкий юмор на грани трагедии, и игра актёров -великолепного Дмитрия Бозина и Игоря Неведрова... В этот же раз благодаря сообществу культурных блогеров мне выпал шанс познакомиться с совершенно иным жанром -Островский. авангард. Показ начался с выступления Дмитрия Бозина и кадров из старых советских кинофильмов по сюжетам пьес Островского, затем внезапно появился цыганский ансамбль и закружил в вихре танца -цыгане приглашали зрителей присоединиться к огненным пляскам. После этого нас, зрителей, увлекли цыгане под крышу театра и началось действо.. Такой формат был неожиданным, особенно, на мой взгляд, для пожилых посетителей, ибо требовал спортивной сноровки для подъёма пешком.. затем табор переместил нас на другой балкон, затем в зрительный зал, где зрители смешались с актёрами, а действо перемещалось из зала на балкон. Четыре сюжета, четыре разных взгляда режиссеров, от традиций Мейерхольда до новаторства.. наиболее сильной. на мой взгляд. была финальная часть, напоминающая итальянский театр, но это дело вкуса, каждая часть весьма достойна. В таком спектакле невозможно оставаться пассивным зрителем, вы-полноправный участник действа. Полагаю, спектакль будет особо полезен молодёжи для ознакомления с творчеством Островского.
«Островский. Авангард» в театре Романа Виктюка
В начале этого спектакля (4 части, 3 часа) мы посмотрели отрывки из фильма 1933 года «Гроза» реж. В. Петрова.
Не понравился он нам. Комментировал эпизоды фильма Дм. Бозин, как всегда красивый, лукавый и еще, как быстро стало ясно, весьма знающий профессионал, он и предупредил нас, что только вредные старухи могут быть недовольны показом фильма, а нормальные люди поймут, в чем соль и смысл. При этом он изобразил, как выглядят эти самые старухи. Но я лично отказываюсь даже и после этого себя считать такой. И скажу: Дм. Бозин и все его комментарии – ок, а чем фильм лучше еще одного спектакля, не знаю или не признаюсь. Ну разве что мультижанровость - это ведь современно, когда можно накидать балет, лекцию и укрощение черепашек в одно действие.
Опять же все эти крупные планы, когда лицо актера во весь экран и кажется, в первую очередь, что он жуть как отъелся, это в 30-то годы. Ну или опух. А на самом деле это камера так человека видит. Каждую каплю пота и каждый недостаток грима.
Хотя сцена свадьбы была вполне хороша, в купеческом доме, на пиру, все участники которого вели себя по-скотски. Некрасиво ели, орали и валялись в постыдных позах.
Должна была выделиться Алла Тарасова в роли луча света Катерины. И выделилась, походкой медленною и невеселостью демонстративной. В то же время видно, что она – часть этого мира, невеста и должна быть невеселой, мы, крестьяне, в курсе культуры народной, ведь в новое социальное положение нелегко переходить. У Катерины еще и весьма страстная экспрессия на лице как появилась, так и не уходила никуда (немецкий экспрессионизм так попутал актрису?), с лица широкого и круглого, выражение которого я бы прочла, не зная пьесы, как довольно злое. Ох, не овца такая Катерина, а чисто будущая Кабаниха, которую играет в фильме Варвара Массалитинова, ярче яркого играет, грозная настолько, что даже уютно сидя перед экраном, страшно слышать ее реплики. Тихона (Иван Чувелев) понимаю и поддерживаю. Момент, когда он деру дает из дома, показали. Мы бы тоже побежали, причем прямо сейчас и в тот же момент, но, как ответственные зрители, остались сидеть и терпеть, чинно и благородно. Ведь это еще не все. Как разрешат нам другое зрелище, театральное, так мы сразу и убежим.
Да, все же стыдно за себя и за товарищей по стульям, ведь кино это между прочим, в числе прочих советских картин, показывалось на 2-м Венецианском фестивале, завоевало кубок, и актёрский ансамбль «Грозы» был особо отмечен, что бы это ни значило. А мы, премного недовольные, цыган ждем, чтоб увели куда-нибудь из «подсознания», места довольно уютного, но только когда оно буфет и брюи недорого.
Настал момент движения в спектакле-променаде, мы получили свои красные карточки (а кто-то синие) и пошли смотреть эпизод на правом балконе.
Это были сцены из пьесы «Волки и овцы» с коварной Глафирой и увальнем Лыняевым. Волк Глафира – Мария Матто, красивая, хищная и худая, в белом платье, а овечка Лыняев – Прохор Третьяков. Это было великолепно. Смешно, легко и достоверно. Алдар Когаев играл на гитаре, создавая свою линию и третий путь. Режиссер эпизода – Игорь Неведров.
В приятном состоянии и настроении перешли налево и вскарабкались к сиденьям не без труда. Чтобы посмотреть эпизод из «Доходного места». Полинька и Жадов. Анастасия Якушева и Никита Башков. Режиссер - Кирилл Шендеров.
Тут мы заскучали. Жадная Полинька, обычная современная девушка видом, супер-честный Жадов, полы моет сам, вот же его экономия довела. Нет, не коснулись нас проблемы этой молодой пары. Ну их, право слово.
Нас опять цыгане зовут, слава –слава им.
Встали мы на сцене в непривычном положении и головы задрали вверх. А там, на балконах, - бешеная страсть.
Паратов и Лариса (Никита Башков и Мария Матто) издалека нам ее показывают. Они там, на берегу мечутся, вестимо, раз выше, а мы тут, на дне реки Волги-матушки, стоим и мучаемся, смотрим, как девушку насчет обещания жениться опять прокинули.
Зато здесь, на сцене, нас серьезно согрел Карандышев-Константин Авдеев, лихие вещи говорил, все время оружием из большого сундука манипулируя. Прям секси. В разы дороже такой Карандышев жадного Паратова. Надо было Ларисе другого брать. И красив, и энергичен. Бесприданница-то наша, наверное, слегка того, тронулась от обиды и давай его оскорблять. При нас прямо.:). И все это нас так тронуло, до глубины души, которая есть у каждого, как оказалось. Еще один красавец, Семенов Александр-Кнуров, элегантный и неожиднный, Ларисе Париж как начал предлагать и другое всякое что могут отдавать легко богатые и своенравные люди. А Лариса - чисто лошадь породистая и бешеная. Ноздри раздуваются, глаза искрят, копытами только не бьет. Пока рога не выросли у такой невероятной, но существующей в природе Ларисы, раздался выстрел. Бешеных ведь усыпляют на месте.
Да, а режиссер – Александр Тарасов.
Цыган далее самым наилучшим и красивым манером представляют.
Финал – пьеса «Свои люди-сочтемся», реж. Андрей Боровиков.
Идеальное, во многом, зрелище.
Старинно-модерное представление: комедианты на вращающемся круге, все пестрые, страшные внутри, дикие и красивые снаружи, и еще весьма громкие. Одежду актеров я где-то видела уже, с намеками на крестьян Малевича, а у жены Самсона Силыча (Наталья Мороз) халат узбекский, как сегодня из Ташкента привезла да надела сразу. А подходит. И Лазарь – Петрушка (Сергей Соломин)в красном, гибкий, не сломать. Липочка – Виктория Савельева, а ее папенька – Павел Новиков. Про сваху чуть не забыла, а она кричит тут чуть не громче всех – Олеся Быкодерова.
В общем, хорошо получилось с Островским у Дома Света, думаем. Выбивает из колеи это представление, даже датой, в конце сезона премьерой жахнуть! Так и должен театр с нами поступать всегда.
«Служанки» (Жан Жане) Романа Григорьевича Виктюка
Премьера спектакля Романа Григорьевича Виктюка «Служанки» состоялась 17 сентября 1988 года, но атмосфера волшебства по-прежнему сохраняется. На протяжении двух с половиной часов зрители находятся в мире противоборства света и тьмы, добра и зла.
На сцене (в отличие от текста) четыре персонажа: Служанки – Клер и Соланж; Мадам и Месье. Контраст создает цвет: Служанки, обуреваемые местью, Клер в красном, Соланж в черном; Мадам в белом, Месье в сине-зеленом. Символы - розовые гладиолусы, жёлтые мимозы, липовый отвар - означают в данном контексте коварство, хитрость, жестокость. Самое заветное желание Служанок - стать такими же, как Мадам. Но… Не всем суждено быть Мадам. Они хотят убрать Месье, заставить страдать Мадам, уничтожить Её.
В спектакле много цветовых эффектов, например, появление Мадам на фоне зеленого, как природного цвета гармонии, а белый цвет Мадам связывает ее с ангельской сущностью; Месье тоже соотносится с белым; два цвета Служанок - красный и чёрный; Клер - в красном, она находится в постоянном смятении, красный выступает и цветом страсти, поэтому и цветом страдания; Соланж в чёрном, она часто извивается, как змея, как искуситель Клер…
Через музыку (в особенности исполнение Далиды), голоса героев, отточенные движения, поразительную мимику, неповторимый грим, элементы театра Кабуки доказывается наказуемость зла!
Зрители по-прежнему испытывают потрясение от спектакля. Vita brevis, ars longa! Роман Григорьевич Виктюк создал неповторимое произведение! За тридцать лет спектакль видоизменялся, но самое важное в нем – поиск Истины – осталось. Пусть Актеры – Никита Беляков, Дмитрий Бозин, Станислав Мотырев, Иван Никульча – долго-долго заряжают энергией себя и зрителей!
Валентина Ильченко,
Нижний Новгород. 12.12.2022.
В прошлые выходные я познакомилась с новым для себя театром - театром Виктюка. Жаль, конечно, что маэстро уже нет с нами, но ведь это его детище. Было интересно взглянуть на то, как себе представляет древнегреческую трагедию эпатажный режиссер. Да и текст Марины Цаетаевой - это тоже было не последним плюсом.
Конструктивистское здание театра сразу настраивает на нечто современное. Но иронией судьбы там еще есть и надпись @Школа коммунизма@. Как совместить все это с постановками Виктюка?)
Сам спектакль вызвал самые противоречивые ощущения. Я ведь знала, что у Виктюка много спектаклей, где играют только мужчины. Это как раз меня совсем не отпугивало. Раньше вообще в театрах играли только мужчины, да и сейчас есть масса постановок, уж про "Кабуки" я даже не говорю. Наслышана я была и о пластических постановках, где жесты и движения тел - основа спектакля.
Так и вышло.
Древнегреческая трагедия первые минут 5-10 была вообще без слов - танец, пластические упражнения, полуголые тела и музыка. Сразу очень хочется отметить невероятную физическую подготовку артистов - сальто, движения, прыжки и позы - все это результат длительных упражнений, а в результате выглядит весьма органично. Но что самое странное, все эти полуголые тела вовсе не вызывали у меня какие-то эротические эмоции (как можно было бы предположить, торсы-то весьма красивые), нет. Только смысл действия, переданный через движение, пластику и выражение лица.
Федра, точнее маска Федры в исполнении Дмитрия Бозина - страдающая царица, жена Тесея, которую посетила роковая страсть к пасынку Ипполиту, - очень харизматична, пластична и ярка в своих эмоциях. Дмитрий вообще мог обойтись без слов. Кстати, я думаю, что Цветаева могла и не писать стихи к этому спектаклю, точнее, можно было ставить спектакль без слов. Здесь текст вторичен, хотя местами он очень убедителен, но здесь правит балом жест, взгляд, движение.
Понравился Иван Иванович в роли Кормилицы, пожалуй, самое яркое исполнение. Почему-то не убедил Ипполит, для молодого героя слишком много пафоса. Вообще, начало и самый конец я не очень поняла, обратила внимание, что некоторые даже зевали (думаю, в начале просто потому, что еще не поняли, что к чему). В середине уже все стало понятно, а потому интересно. А в концовке мы даже поспорили с соседкой, кто же умер - Федра или Ипполит. Оказалось, что оба)
Особо хочу отметить артиста за ударными - Антона Даниленко. Почти два часа дышал с артистами в унисон, а в конце еще и исполнил роль Тесея.
Не могу сказать, что такой вид театрального искусства мне очень импонирует, но по прошествии недели поняла, что хочу еще посмотреть что-то, потому что очень уж увиденное отличается от всего того, что я ранее наблюдала на театральных площадках.
«Коварство и любовь…»
История, аля «Ромео и Джульетта». Идя в театр Виктюка, мы конечно знали, что постановки будут не привычные взгляду и сюжету, но чтоб на столько... Здесь конечно постарались.
Абсолютный примитивизм и безвкусица. Спектакль перегружен лишними действиями и персонажами, в принципе не относящимися к постановке. Смотришь на это и пытаешься уложить в своей голове весь сюр происходящего. На первых же минутах в глаза бросается абсолютная беспомощность художника по костюмам и декораторов. Двухчасовое испытание для зрителя многозначительными криками, бессмысленной суетой на сцене, бесконечным хлопаньем дверьми, которое как то не вязалось в голове… Во всей постановке прямо прослеживалась линия «кокаина», к чему это было тоже не очень понятно. То ли это перекликалось с жизнью актеров, явно в трезвом уме это не отыграть, то ли имело какой-то подтекст, которого мы явно не поняли. В сюжете про отравление «Джульетты» уместен пакетик с ядом, но к чему он был на протяжении всей постановки, мы так и не поняли. В голове был лишь одни вопрос: «Что плохого вам сделал зритель, который с первых минут попадает в камеру пыток?»
Вишенкой на торте стал один из участников труппы Бозин, который устроил встречу с поклонницами в фойе этого «храма искусства», глядя на все это хотелось произнести фразу не менее прекрасного и заслуженного артиста С. Михайлова: «Разведенки в зале есть?» Заприметив нас метров за 50, он громко вскрикнул: «А вот и звезды нашего вечера!» Ринувшись к нам со своего места, изначально думали, может перед нами хотят извиниться за перенесенное время спекталя, потому что актеры задержались, но нет. Мы сидели на первом ряду, т.к. сцены нет и актеры играют в метре от тебя, ему не понравилось, что у нас были явно не шибко довольные лица всем происходящим. И товарищ Бозин нависая над нами(честно говоря в какой то момент от натиска актера, мелькнула мысль о полиции) в окружении преданных поклонниц пытался нас мягко говоря унизить. Называя нас необразованными и невоспитанными личностями. И на первом ряду таким как мы не место, при этом восхваляя себя, что он артист с большой буквы и служит, хотя нет, такие не служат, а просто работают в театре целых 25 лет. И что мы не поняли постановки, вспомнил старину Шиллера, хотя я думаю, в гробу перевернулся Шиллер трижды от этой вакханалии. При этом поклонницы Бозина, что больше походили на «отряд униженных и оскробленных» не побоюсь этого слова «тявкали» из-за его спины на нас. А сам Бозин купался в лучах своего величия, повторяя нам, чтоб больше мы и носа не совали в этот театр. Смешно конечно это все выглядело и нелепо, но приятно, что Заслуженного артиста мы смогли тронуть своей игрой и что за 25 лет работы он так и не понял кто такой актер и чем он должен заниматься.
Резюмируя этот многобукв, если бы мы посетили первый в своей жизни и это был бы он, клянусь, что это был бы первый и единственный поход в «Храм искусства». Если хотите испорченный вечер, угрозы от Заслуженных и их поклонниц то Вам сюда, милости просим!!!
Спектакль «Сергей и Айседора» в театре Романа Виктюка.
Спектакль по стихам и биографии Сергея Есенина и его самой яркой жены Айседоры Дункан.
Как и любая постановка в театре Романа Виктюка, этот спектакль очень экспрессивный. Вся жизнь Есенина представлена как калейдоскоп сменяющих друг друга женщин, сердечных порывов и разочарований, что снова не туда, снова манит другой горизонт.
Хоть и в спектакле заявлен жанр недокументальной истории любви и смерти, события жизни поэта не искажены, абсолютно правдивы. И это большой плюс спектакля. Тут присутствует и Зинаида Райх, и верный друг Галина Бениславская и сама танцовщица Айседора.
Не забыта и тема революционного периода жизни поэта. Большевики как тень ходят за Есениным, обыскивают жилище, контролируют каждую строчку стихов. Все эти события очень символично раскрыты в спектакле.
События переплетаются с музыкой, песнями на стихи Есенина, с завораживающей пластикой актёров, с искренней поэзией. Это невероятно красивое зрелище. Тут Есенин другой, не с школьной программы, он тут живой, настоящий.
Сергея Есенина играл Игорь Невердов. Нам повезло увидеть спектакль в день рождения актёра. После спектакля Игорь читал стихи Есенина. Нет, не читал, он их проживал. Сильное до мурашек чтение, я плакала и благодарила за открытие нам такого Есенина.
Спектакль эмоциональный, даже без многочисленных слов понимаешь трагедию любви, боль одиночества, судьбоносность смерти. Есенин ярко горел и быстро, как вспышка, потух. Но оставил огромное гениальное наследие для потомков. Это игра эмоций, ролей, смыслов и чувств.
"Венецианка"
История разворачивается в Италии 1532 года. Конечно, про любовь! И страсть! И ревность!
Но ставится эта пьеса силами парней театра революционной России!
Но показывают это всё на сцене Театра Виктюка.
В общем все сложно, смешение льда и пламени, но именно ради этого и выбрала этот спектакль!
Эстетика Мейерхольда, биомеханика, авангард, революционные песни. Парни явно из рабочего класса. Барышень нет. Но тут же итальянские страсти! из 6 персонажей четверо женщины! Конечно, актеры революции в смятении, но актерам Виктюка не привыкать! При распределении ролей смешки и подколы, но когда дело доходит до вживания в роли - все на своих местах!
Отдельная красота - это декорации и биомеханика в действии - "внезапное отвлечение" на делай раз! Физкультпирамиды достойны восхищения!!
Изначально актеры все в а-ля рабочих комбинезонах (я ж говорила, что из рабочего класса!), но потом их скидывают, оказываются в шортах. Но если исполнители мужских ролей в обыкновенных шортах, то "девочки" в девичьих шортиках "на резиночках" - ноги обхватывают сборки штанин на резиночках. А чепчик и блузочка у Андзелы?
Биомеханика проявляется не только в резкости входа/выхода из ролей и физкультпирамидах, актеры, находясь на сцен, были постоянно в движении. Буквально трюки были, лазания и по декорациям, и по всем осветительным конструкциям, включая ту балку с софитами под потолком (не знаю, как она называется). Планочки, подтягивания, акробатические этюды на шесте, сорри, полотне (а какой там дизайн! Революционные вожди в поцелуйчиках!).
А как решена постельная сцена! Конечно, актеры революции не могли натуралистично сыграть, но актеры Виктюка выкрутились! На объятьях у меня истерика случилась. Но эротичная поза вызвала восторг! Актеры реально все в прекрасной физической форме! И цензура не подкопается!
Короче, в какой-то момент парни оказались топлес. Все, акромя режиссера. Но он-то реплики подавал с режиссерского кресла, а вот остальные носились по сцене, как заведенные. И даже с моего балкона было видно, что маечки уже выжимать можно.
Я, конечно, не исключаю, что актеры Виктюка хотели блеснуть торсом (благо есть, что показать), но для актеров революции логично скинуть мокрые майки. Опять же кого стесняться - все свои. И вообще в те времена к голому телу относились не так трепетно. И даже там пытались привить купание голышом и на пляжах. Ну, так все свои же! Чего вам прятать?
Мне правда очаровало это скрещение всего разнопланового.
Очень понравились Юлио - Иван Иванович (ну, как не влюбиться-то!), Андзелла - Станислав Мотырев (девица прекрасна! И да - чепчик!!) и Ория - Сергей Захарин (а как уборку делала! Надо взять на заметку, мало ли ... ). Но и Нена с бородой (Наиль Абдрахманов) хороша, Вальера (Прохор Третьяков) блеснула нарядиком (спойлер (!!!) - единственный (ная) не в шортиках), и Бернардо (Павел Новиков).
Ах, да - на поклоны вышел и режиссер спектакля Игорь Неведров. И даже расшифровал, что означают буквы на сцене - РВМ. Но его слова потонули в аплодисментах, я только расслышала, что М - мечта.
И не могу не поныть. Мне очень нравится Дом Света - здание театра - оно тоже авангардное, стиля конструктивизм. Но балконы тут просто ад какой-то... Выкладываю и видимость со своего места... Так я оттуда сбежала, когда еще на сцене включили прожектора "в зал". И я вообще ничего не видела, ибо они были четко на наш балкон направлены. Позакрывав ладошкой этот луч, я все равно ничего не видела из того, что происходит на сцене... Короче, увидела, что на первом ряду есть место - ушла туда. Луч, кстати, минут пять наверное светил, потом ушел. Вернулся лишь под конец. То есть в общем-то, зная, можно и потерпеть эту пытку.
Но и на первом ряду удобств не сильно прибавилось... Парапет четко на уровне моих глаз. Когда действие на декорациях разворачивалось - все замечательно. Но чтобы увидеть происходящее на авансцене, приходилось либо "ложиться" на перила, а они далеко расположены, даже усевшись на край сидения, поза очень неудобная. Я чаще сползала с сидения и полулежа смотрела в просвет под перилами. В общем, тут точно лучше подороже заплатить, но в партер. Ну, или готовиться к неудобствам.
На прошлой неделе посмотрела спектакль «Сергей и Айседора» о личностях, которые в представлении не нуждаются. Как написано на сайте Театра: «недокументальная история любви и смерти» по мотивам пьесы Н. Голиковой «Жизнь моя, иль Ты приснилась мне...», основанная на произведениях Есенина и книге Айседоры Дункан «Моя жизнь».
Признаюсь, шла с опаской, ведь постановки Романа Виктюка известны своей особенной пластикой и музыкальным оформлением, и идут без антракта. Но сразу расположило то, что помимо главных героев были рассказчики, которые играли разных поэтов. Айседора (Анна Терехова) и Сергей (Игорь Неведров) тоже рассказывают о себе и начинают знакомиться, но делают это с нарочитой оригинальностью: растягивают слова, делают ненужные паузы. Но чем ближе они становятся друг к другу, тем речь их становится приятнее и привычнее. Думаю, такой прием показывает зрителю насколько это разные люди, живущее в сложное время перемен, со своими личными трагедиями. У влюбленных большая разница в возрасте и Айседора не скрывает, что видит в Сергее черты своего погибшего сына. Он тоже ищет в ней утешение. Они говорят на разных языках, но их творческим душам не нужны слова для общения и понимания друг друга.
Айседора хочет показать Сергею мир, везет его в Европу и Америку, но ему плохо там без друзей и привычных занятий, его поэзия там не нужна, ее некому слушать. Их трагическая любовь заканчивается, а буквально через несколько лет обрываются и жизни.
Спектакль пронзительный и душевный. Его стоит посмотреть, например, только из-за чарующего голоса Вячеслава Стародубцева (солиста «Геликон-Оперы»), который поет романсы Есенина. Если уж в основном действии зрителей и может что-то смутить (за нами сидел мальчик лет десяти, которые постоянно спрашивал у родителей «что они сейчас делают?», «а зачем?»), то музыкальное оформление спектакля произвело на меня наилучшее впечатление. Также цепляет за душу хождение Есенина в народ, когда он выворачивает цилиндр красной подкладкой наружу и идет общаться со зрителями. А потом на бис читает стихи. Браво.
В заключение, могу сказать, что если вы еще не полюбили Театр Романа Виктюка, то спектакль «Сергей и Айседора» точно поможет этому произойти.
Был на Служанках. Этот состав не видел. Все достойно. Но во второй половине спектакля, когда зрители стали фотографировать, сотрудник достала лазерную указку и принялась через весь зал светить на нарушителей.
Попросил ее это не делать, даже попытался закрыть луч.. Получил по рукам.
Ушел не досмотрев. Вечер был испорчен.
На следующий день написал претензию, с требованием вернуть деньги за билет. Написал всем. Никакого ответа не получил.
Я заплатил за просмотр спектакля, а не лазерного шоу. Я не должен отвечать за нарушителей. А попытка применить силу сотрудником.. это вообще из ряда вон.
Я никогда больше не пойду в этот театр, просто из уважения к памяти Романа Григорьевича.