Москва
7.7

Театр в Москве
Черное небо белое

Расписание спектаклей

Большой маленький дом
Перформанс
26 сентября и 30 октября, Театр.doc на Лесной
Улица крокодилов
Перформанс
4 октября в 20:00, Театр.doc на Лесной
М значит Магритт
Танцевальный
11 октября в 20:00, Театр.doc на Лесной
О месте
+7 916 605 57 94
blackskywhite.com

Как вам театр?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1164
3 мая 2004

Несколько лет назад я стала искать такой спектакль, на который можно повести маленького сына, чтоб он знал, где его мать пропадает по вечерам. Нашла: в афише московских театров среди массы «Томов Сойеров» и «Аленьких цветочков» обнаружился спектакль под названием «Игрушки Бертрана». Его продолжительность была еще симпатичней, чем название, — меньше часа. Если точнее, 59 минут. Такая точность должна была насторожить, но я, видать, находилась под обаянием еще одной вещи — небесной красоты имени самого театра: «черноеНЕБОбелое». Именно так, в одно слово: «черноеНЕБОбелое», «черное не белое», — похоже на аксиому. Или, «черное небо ела я», — чистосердечное признание на костре инквизиции. Спектакль шел в крохотном зале. Декораций на сцене не было. Погас свет. Зазвучала музыка. Нечеловеческая музыка, от которой в жилах натурально застыла кровь. Затем изо всех щелей повалил багровый дым, в дыму заиграли зловещие всполохи света. Сын, кстати говоря, спектакля так и не увидел: все 59 минут он просидел зажмурившись и заткнув уши руками. Существа, которые копошились в дыму, — их играли люди, это факт, но существа не имели ничего общего с людьми. Особенно страшно было, когда в дело вступала Марчелла Солтан, женщина-каучук. Взять хотя бы ее гарпию с выпученными зенками: когда она взмахивала своими крылами, по залу пробегал кладбищенский сквозняк. Я никогда не видела кошмарных снов — «Игрушки Бертрана» были первым. Следующим стал спектакль «Здесь был СССР», там у одной женщины отрастала вторая голова и обе головы вступали в сложные диалектические отношения. Был еще младенец с неестественно крупной головой, которому хотелось вызвать скорую. Был мужик, уперто махавший топором.

Говорят, ЧНБ отсутствовал в Москве пять лет. Может быть, но мало кто заметил. Они и раньше давали представления когда придется и где получится, будь то Центр Высоцкого в Нижнем Таганском тупике или мебельный салон, которому понадобилась культурная программа для презентации. Но три года назад, к примеру, они участвовали в фестивале «Золотая маска», в номинации «Новация», где их “Imitator Dei” соседствовал с тематически близким спектаклем “Suicide in progress” театра «Дерево». Тогда было много шума по поводу того, что «Дерево» не может участвовать в национальном фестивале, потому что этот театр прописан в Дрездене. Никто тогда и не вспомнил, что «черноеНЕБОбелое» тоже давно зарабатывает на жизнь участием в фестивалях и гастролях галопом по Европам. Но с «Деревом» «черноеНЕБОбелое» объединяет не только это. В первую очередь их роднит сам метод. Их представления невербальны, то есть попросту в них все делается молчком — поэтому они понятны что вашим, что нашим. Прежде это еще называли пантомимой, но это слово для них слишком старомодно. Сами они говорят, что ближе всего им современная хореография в ее самых альтернативных проявлениях. Им, к слову, предлагал контракт знаменитый французский «Цирк дю Солей». Да вот и клоун Полунин, из-под чьего крыла вышел когда-то театр «Дерево» Антона Адасинского, говорит, что сегодня помимо Адасинского взял бы на свой клоунский «Корабль дураков» «черноеНЕБОбелое», — мол, они абсолютно близки ему по духу. На Западе все эти понятия объединяют под шапкой physical theatre. Про идеологию сам Доктор ДА, то есть Дмитрий Арюпин — пусть не доктор, но кандидат, по окончании Московского физико-математического института он защитил диссертацию в Академии наук, — говорит, что его спектакли «подобны абсолютному зеркалу, далекому от литературы, далекому от любых историй, но соединяющему в себе все истории просто своей готовностью отражать». За четырнадцать лет существования Арюпин произвел девять зеркал. Скоро выйдет “Omega” с подзаголовком «Последние сказки тысячелетия». Да вот только что, за месяц до нынешнего фестиваля, объединившего несколько спектаклей ЧНБ, была показана их последняя премьера «Триада», собрание номеров из разных спектаклей. По жанру это футуристическое кабаре в стиле баухауз, где существа внеземного происхождения показывают эстрадные номера. На сцене Оно, у которого в продолжение скелета растут кости, принимает различные позы, словно пародируя вписанный в круг идеал человека Возрождения. Женского пола существо с чудовищной маской на лице медленно и красиво размахивает кольцеобразными трубками, которые выросли у нее вместо рук. Два разнополых существа с круглыми шарами вместо голов играют сцену про любовь, напоминающую электростатический опыт из курса физики. Я опять повела на «Триаду» сына, ему уже десять лет, и он сам захотел: дети ведь любят все ужасное.

1
1

Отзывы

10
ЯРОСЛАВНА ЕФРЕМОВА
4 отзыва, 5 оценок, рейтинг 1
4 августа 2024
чёрноеНЕБОбелое - они делают настоящее Искусство

Наконец-то! Гениальный спектакль.🙏🏻 Настоящее Искусство. С первой секунды замираешь и смотришь с открытым ртом.

"Игрушки Бертрана" театра чёрноеНЕБОбелое на сцене Театра.doc
Оттуда, откуда не ждала.

Помню, лет 25 назад я услышала об этом театре и всё думала сходить на их спектакль. Но почему-то не случилось. А потом они как-то пропали из поля зрения.

Театр создан в 1988 году режиссëром Дмитрием Арюпиным (Доктор Да) и Марчеллой Солтан, выпускницей эстрадного отделения циркового училища.
Спектаклю почти 30 лет.
На сцене только 2 актëра - Марчелла и Илья Беляков.

Это очень сильно, тонко. УЖАСНО, КОШМАРНО красиво! Это не развлекалово. Это именно Искусство. Как всегда, не для всех. ))) Я - в полном восторге! Просто захлëбываюсь! Браво!!!

Смесь пластического театра, пантомимы, цирка, комедии дель арте. Ночных кошмаров, от которых цепенеешь и стынет кровь, а тело не может пошевелиться, фантомов, приведений, галлюцинаций, шизофрении и потустороннего. Мистика, символизм, сюрр...
Марчелла - настоящая ведьма, прекрасная и ужасающая.

Спектакль рождает множество ассоциаций:
полотна символистов и прерафаэлитов (Франц фон Штук, Эдвард Берн-Джонс, Одилон Редон, Арнольд Бёклин, Джон Эверетт Миллес, Жан Дельвиль, Макс Клингер...) и современных художников мистиков Арона Вайзенфелда и Альфреда Кубина, Гойи и Босха, спектакли Полунина, пластика Сигаловой, линчевские красные складки занавеса из Twin Peaks и потусторонняя комната за ними с мигающим светом и танцующим карликом, фильм "Клетка" и фильм "Господин оформитель" с той же эстетикой и музыкой Курёхина...

Да, музыка и звуковые эффекты тоже потрясающие!
Art Zoyd (вау!), Biota, Alfred 23 Harth, Coil, Александр Копейкин - люди, о которых ранее я ни разу не слышала, очень рада, что узнала.

Свет. Минимализм, тени, выбеленные лица и руки. Потрясающе костюмы с секретами для спецэффектов.

Бертран и его игрушки. Бог, кукловод и люди-марионетки. Люди на ниточках или висельники? Ниточка, соединяющая нас с Богом - удавка или серебряная нить света? Бертран и жалеет, и ломает игрушки. Опять жалеет и потом пожирает их, рвёт. Этот Бертран - сумасшедший, уродливый старик, кукловод, он бог?

Марионетки дёргаются на ниточке то в предсмертных судорогах, то пытаясь возродиться, встать на ноги, танцевать и радоваться. Пьеро, возрождаясь, превращается в злого великана, во Франкенштейна.
Второй персонаж (всего 2 актёра на сцене) - неугомонная Коломбина? Только больше похожая на сумасшедшую, но весьма активную старуху-нежить. Она играет с умирающим или уже умершим Пьеро и пытается оторвать ему голову, а потом себе - руку. Игра с телом. Тело - временный дом для души и не всегда понятно, что с ним и со всем этим делать. Оно зачастую даже мешает.

В спектакле нет слов. Но много потрясающей музыки и звуков. Только в конце беснующаяся кукла в руках чудовища, которое её жалеет, а потом пожирает от непонимания, что с ней делать - она ведь пытается сбежать и быть самостоятельной - постоянно кричит: Я! Я! Я!

Это только часть того, что разглядела в этих пластических картинах я. Возможно, кто-то увидел что-то другое.

И ещё: всплыло столько ярких образов, воспоминаний и впечатлений от экспериментальных творческих работ 90х! 90е, которые я обожаю и о которых вспоминаю с большой любовью (я опять в меньшинстве). Тогда было очень много вдохновения, свободы, талантливых людей вокруг, которые беспрестанно что-то выдумывали и создавали, не было никаких границ для воплощения их фантазий.

Эстетически - просто взрыв мозга!🔥💥 КАК они это сделали?! Очень хочется продолжения! 👏🏻👏🏻👏🏻

0
0
9
Olya Glasova
83 отзыва, 86 оценок, рейтинг 10
15 декабря 2016

Вчера была в театре. До сих пор под впечатлением. Ночью снились сюрреалистические картинки с грохотом и светом.
Театр тоже называется весьма нетривиально черноеНЕБОбелое. Это театр пластики, т.е. тут нет слов, хотя фоном звучат какие-то реплики, но произносят их не актеры. Актеры... Я бы так не назвала их, это какие-то инопланетяне с совершенно нереальной пластикой движения.
Но по порядку.
Спектакль проходил в Культурном центре ЗИЛ. На 4-м этаже) Шла и думала - вот сейчас заставят делать ряды и сцену. Мол, как же можно на 4-м этаже поместить театральный зал? Можно)
Довольно аскетичная сцена, всего три декорации больших - вращающиеся полуцилиндры, плюс висящие с потолка палки, канаты и т.д. Заметили на полу нечто лежащее? Мы с Леной решили, что это кукла, лежало ведь неподвижно все время, пока наполнялся зрительный зал. Ан нет, это актер был! Господи, он же даже не дышал!
Зальчик небольшой, уютный. Если пойду еще в ЗИЛ когда-нибудь, буду стараться на первый ряд места брать, они вровень со сценой.
В общем, началось. Меня оглушило сразу - звуки просто разрывали голову, я даже не сразу стала вникать в действо, просто приводила голову в порядок. Но потом привыкла и поняла, что да, звук - составляющая, причем не самая второстепенная! Но предупрежу: если кто-то болезненно реагирует на громкие и резкие звуки, лучше не надо идти.
Зал замер - все пытались понять, что это, в чем смысл и КАК ЭТО?
Скажу честно, смысл я так и не уловила, потом уже читала, что это прирученная смерть. А в тот момент для меня это было просто представление. Но какое! Тела действующих лиц двигались как-то абсолютно невозможно, это были не люди - это были то замедленные куклы, то роботы, то вообще нечто неместное. Мы думали, что всего три актера, а в результате оказалось, что их ДВА!!! Это женщина (кстати, ведущая актриса и преподаватель мастер-классов Марчелла Солтан) творила нечто невообразимое - она была и женщиной, и стариком, и еще непонятно кем.
Скажу честно, меня просто пришибло впечатлением, я могла только смотреть, даже обсуждать ничего не хотелось.
В зале стояла полнейшая тишина - все замерли и внимали - слушали, смотрели, пытались понять или принять. Неравнодушных по окончанию спектакля НЕ БЫЛО!!!
Закончился спектакль так же неожиданно, как и начался. И поняли это только потому, что включили свет.
Хотелось кричать "Браво", но язык не работал еще минут 5. В общем, меня нокаутировало. Я не поняла смысл (прирученная смерть и все такое), наверное, не доросла, но зрелище меня покорило, раздавило, растоптало, подняло, бросило вниз и взбудоражило.
Люди, если есть возможность - идите и смотрите - оно того стоит! Просто потому, что оно не такое, как все остальное!

1
0
9
Татьяна
215 отзывов, 216 оценок, рейтинг 23
20 ноября 2016

Очень понравился спектакь "Игрушки Бертрана". Ночные кошмары на яву. И тут же мерещется сотворение мира с Адамом и Евой (и яблоками), Богоматерью и Святой Троицей. Какие-то странные создания, но завораживающе прекрасные. О чём спектакль не ясно, разные варианты на усмиотрение зрителей. Но действие завораживает! Красиво! Пластика и игра света. Никаких декораций и всего-то два актёра, а много образов. Можно просто смотреть как красивый сон с кошмарами :-))). Просыпаешься и не вспомнить, о чём он был, лишь послевкусие, что было страшно и страшно красиво.

1
0
7
Елена Шмырева
232 отзыва, 236 оценок, рейтинг 30
1 апреля 2015

Театр, использующий пластическое искусство, мне полюбился со знакомства с Московским Театром пластической драмы под руководством Гедрюса Мацкявичюса. От их постановок была в восторге без каких-либо противоречий в душе. Просмотренный спектакль ЧНБ "М-означает Магритт" вызвал неоднозначное впечатление. Пластика, светографика, музыка превосходны, но все это используется для создания какого-то совершенно неземного НЛОшного мира. Ребятам с Марса было бы тоже интересно, а мне так слегка страшновато. Если отталкиваться от названия - прямое попадание в тему Магритта с его сюрреалистичными картинами. Сюр и гофманиана.

1
0

Подборки Афиши
Все